|
Московский институт открытого образования
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ООТ
Открытые образовательные технологии как средство активизации профессиональной и личностной рефлексии учителя
(Очно-дистанционный курс 31.10.11 г.- 8.02.12 г.)
Учитель биологии - Мильяненко Алла Матвеевна
ГБОУ СОШ № 629 ЮАО г. Москвы
СОДЕРЖАНИЕ
Портрет……………………………………………………………………...3
Коллектор…………………………………………………………………...4
Рабочие материалы…………………………………………………….....27
Мои достижения………………………………………………………......33
Самоанализ……………………………………………………………......40
ПОРТРЕТ
Я считаю, что новые технологии курсов позволяют учителю приобщить учащихся к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.
В процессе обучения все участники равны, все способны к творчеству, отсутствует соперничество, создаются условия для личностной мотивации,чередуются индивидуальная и коллективная работа. Важен не
только результат творческого поиска, но и сам процесс, в котором реализуются законы проблемного обучения.
Принципы, которые я использую в своей педагогической деятельности:
Принцип сознательности и активности
Принцип наглядности обучения
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности
Принцип научности
Принцип связи теории с практикой.
КОЛЛЕКТОР
Философско- педагогические идеи «Французской группы нового образования» GFEN - основа педагогической технологии мастерских (историко-педагогический аспект)
Я знаю лишь, что не знаю
Воистину ничего,
Что истина прописная –
Обычное плутовство.
(Испанский поэт Мигель де Унамуно)
Всегда ли учитель знает, что нужно дать ученикам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение всем: и ученику, его родителям, да и самому учителю? Размышляя над этим вопросом, заметим, что решить эту проблему помогает педагогическая технология «мастерских».
Возникновение педагогической технологии «мастерских» связывают с группой «Новое образование», возникшей в начале 20 века. В этот период возникают движения за «Новую школу», за «Новое воспитание», которые, по мнению разработчиков, способны сформировать личность, самостоятельно ориентирующуюся в условиях научно -технического прогресса.
Во « Французскую группу нового образования» ( середина 20-х годов), целью которой являлось воспитание свободно и критически мыслящей личности, вошли знаменитые психологи и педагоги того времени : Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже.
В манифесте группы было отмечено, что Основатели GFEN предложили тезис о том, что «знание – это созидание и поиск в противостоянии с ранее приобретенными знаниями, с критической оценкой того, что может быть давно принято всеми».
В 1989 г. в г. Марселе произошла встреча 350 педагогов из стран Европы – представителей «Французской группы нового образования», во время которой были сформулированы основные положения новой технологии «Мастерской»:
Вызов традиционной педагогике. Ученик должен находиться в активной позиции, раскрыть внутренний потенциал, самостоятельно строить свое знание.
Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом. Учение должен развиваться как самостоятельная творческая, ответственная личность.
Все способны! Каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.
Интенсивные методы обучения и развития. Не простая трансляция знаний, а самостоятельное строительство знания.
Новый тип педагога. Педагог должен относиться к ученику как к равному.
Точный расчет психологических воздействий.
Таким образом, на рубеже 1980-90-х годов представителями группы были сформулированы и обоснованы основные положения технологии, получившей название «мастерской», которая обращена к « Я» ученика, его интересам, поискам, целям.
В 1980 г. французские педагоги, приехав в Санкт- Петербург, представили данную технологию российским коллегам. С этого времени технологию мастерских стали широко использовать учителя в разных городах нашей страны.
Следует подчеркнуть, что деятельность по выполнению заданий в ходе «мастерской» требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Особенностью данной технологии является то, что задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью, неопределенностью. Ученики самостоятельно формулируют цель своей деятельности, отбирают средства для ее осуществления, т.е. «мастерская» позволяет каждому ученику не усваивать, а выстраивать знания.
Бесспорно, меняется роль учителя: педагог указывает на возможные направления развития ученика, стимулирует его желание совершенствоваться, помогает сосредоточиться на том, что ранее казалось второстепенным. В данной технологии находит применение индивидуальный, парный, групповой способы обучения.
Применение индивидуального способа обучения выдвигает на первый план личность ученика, который самостоятельно без вмешательства учителя соприкасается с проблемой, конкретизирует ее, формулирует вопросы. Тем самым учащийся отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.
Парный способ обучения равносилен работе в диалоге. При этом пары могут быть как постоянного, так и сменного состава. Во время диалога происходит сопоставление нового, пополненного знания с уже имеющимися.
Групповой способ – важная составная часть урока-мастерской. Его применение начинается после того, как индивидуальное вхождение в проблему уже состоялось, сформировано первичное понимание проблемы, предъявлены индивидуальные и парные наработки. На следующем этапе проводится их анализ, поиск наиболее эффективного пути исследования, после обсуждения (в технологии мастерских этот этап работы называется социализацией) - предъявление другим группам своих находок, планов, решений.
Как становится очевидным, целью технологии «мастерских» является не прямя передача информации, а совместный поиск знаний, сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество с теми, кто рядом.
Отметим, что педагогу приходится отказаться от привычных функций лектора, руководителя. Его задача в ходе урока - мастерской состоит прежде всего в том, чтобы создать атмосферу открытости, доброжелательности, работать вместе с учениками, не ругать и не хвалить, но при этом дать почувствовать ему собственное достижение.
Таким образом, педагогическая технология мастерских – это особый способ организации деятельности учеников, способствующий развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; формированию критического и творческого мышления.
Начало формы
Конец формы
|
|
Мастерская изучения нового материала
«Слово» мастера - индивидуальная работа с полученной информацией - работа с литературой (пополнение, уточнение информации) - словесное, художественное, пластическое, схематическое, письменное представление образов, объектов, понятий, идей, представленных в слове мастера (социализация) - составление и сбор вопросов по изучаемой теме - выбор вопроса каждой группой - работа с литературой - панель - слова мастера - работа групп с «документами» - постановка опыта по проверке гипотезы - сбор и обсуждение новой информации в группах- формулирование выводов -доказательство выводов- критический анализ выводов - социализация.
Итак, мастерская, как и урок, начинается со «Слова» мастера, однако цель этого «Слова» не в передаче информации, а в подключении личного опыта ребенка. Мастер представляет новые объекты, субъекты, описывает их действия и взаимоотношения. Рассказ построен так, что ученик является не пассивным слушателем, а действующим лицом рассказа.
На следующем этапе ребенку надо осознать, какие возникли ощущения, образы, понятия. Учащиеся рисуют то, о чем услышали, дают описание новых для себя понятий, фиксируют заинтересовавшие их мысли.
Известно, что слышим мы то, что находит отклик в нашей душе. Бесспорно, что каждый ребенок обогатится новой для себя информацией, когда будет разглядывать рисунки других ребят, читать замет¬ки одноклассников. Но пока каждый работает индивидуально и никому ничего не рассказывает о своих размышлениях. Важно, чтобы они были, все равно какие, пусть даже неправильные, неточные, но были.
Работа с литературой на третьем этапе внесет необходимые коррективы, даст повод для новых мыслей. Все это поможет ребенку выступить более основательно на этапе социализации.
Представляя свою работу, каждый будет волноваться, будет ждать оценки его труда, но оценки не будет. Этап социализации проводится лишь для осознания того, что понято, и для поиска новых вопросов.
Главная цель социализации в этой мастерской - постановка новых вопросов, которые продвинут исследование на более качественный уровень. Теперь подключается групповая работа. Группы составляют вопросы, выбирают вопрос для исследования, начинают его обдумывать. Для стимулирования творческой деятельности каждой группе дается литература, работая с которой она получит нужные ей факты, информацию, «пищу для размышления».
Следующий этап должен помочь дальнейшему продвижению мысли ребят, прояснить общую картину, общее состояние поиска решения, путь, продвижение к решению проблемы, вывести обсуждение на более значительный этап - этап выстраивания нового знания. Группа соберет всю важную для нее информацию, прозвучавшую во время обсуждения, обдумает и начнет создавать свою новую версию, которая затем на следующем этапе - этапе работы с «документами» — будет опять усовершенствована.
В качестве «документов» ребятам могут быть представлены копии исторических документов, с которыми ученые работали в то время, когда эта проблема обсуждалась, копии или сами документы, но не их обработка, хотя познакомить школьников с различным восприятием учеными одних и тех же документов тоже интересно.
Итак, «Слово» мастера, работа с «документами» - все это предоставляет группе возможность не только сформулировать версию, но и поработать с ней, а на следующем этапе организовать ее опытную проверку. Но, конечно, опыт не даст полной уверенности в истинности выбранной версии, необходимо ее логическое обоснование, доказательство. Поэтому ребята строят цепочку - умозаключений и с опорой на утверждения, доказанные ранее, на утверждения, об истинности которых мы договорились, приходят к выводу об истинности их версии. Однако в доказательство может вкрасться ошибка. Поэтому просто необходим критический анализ всей проделанной работы.
На последнем этапе-этапе социализации - группы представляют друг другу все, что они сделали.
Обратим внимание на соотношение объема индивидуальной и групповой работы. Практика показывает, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления. Но как определить это оптимальное чередование? Пока надежда на интуицию и мастерство мастера. Представим и серию более коротких мастерских 1, 2, 3. Как и в предыдущем случае, они - части данного варианта, и на их проведение надо меньше времени.
Вариант 1
«Слово» мастера — каждый представляет информацию, переживания, полученные из рассказа мастера (рисунки, записи слов, мыслей и т, д.) - рисунки и записи вывешиваются - ходим, смотрим, читаем, собираем вопросы (вопросы записываем) - поиск ответа на вопросы (индивидуальный, групповой) - работа с литературой, стимулирующей поиск ответов.
Вариант 2
Выступление на тему: «Как я ответил на свои вопросы» - «Слово» мастера (его мысли, его ответы, его новые вопросы) — обсуждение всего услышанного в группах - корректировка ответов, составление банка данных - работа с «документами» - представление выводов классу.
Вариант 3
Корректировка выводов в группах - постановка опыта, подтверждающего вывод— обсуждение в группах новой, полученной из опыта информации - логическое обоснование выводов (доказательство) - критический анализ выводов - представление выводов классу.
|
Ресурс 1.1. Способы конструирования знания с использованием технологии «мастерских»
Мастерская изучения нового материала
«Слово» мастера - индивидуальная работа с полученной информацией - работа с литературой (пополнение, уточнение информации) - словесное, художественное, пластическое, схематическое, письменное представление образов, объектов, понятий, идей, представленных в слове мастера (социализация) - составление и сбор вопросов по изучаемой теме - выбор вопроса каждой группой - работа с литературой - панель - слова мастера - работа групп с «документами» - постановка опыта по проверке гипотезы - сбор и обсуждение новой информации в группах- формулирование выводов -доказательство выводов- критический анализ выводов - социализация.
Итак, мастерская, как и урок, начинается со «Слова» мастера, однако цель этого «Слова» не в передаче информации, а в подключении личного опыта ребенка. Мастер представляет новые объекты, субъекты, описывает их действия и взаимоотношения. Рассказ построен так, что ученик является не пассивным слушателем, а действующим лицом рассказа.
На следующем этапе ребенку надо осознать, какие возникли ощущения, образы, понятия. Учащиеся рисуют то, о чем услышали, дают описание новых для себя понятий, фиксируют заинтересовавшие их мысли.
Известно, что слышим мы то, что находит отклик в нашей душе. Бесспорно, что каждый ребенок обогатится новой для себя информацией, когда будет разглядывать рисунки других ребят, читать замет¬ки одноклассников. Но пока каждый работает индивидуально и никому ничего не рассказывает о своих размышлениях. Важно, чтобы они были, все равно какие, пусть даже неправильные, неточные, но были.
Работа с литературой на третьем этапе внесет необходимые коррективы, даст повод для новых мыслей. Все это поможет ребенку выступить более основательно на этапе социализации.
Представляя свою работу, каждый будет волноваться, будет ждать оценки его труда, но оценки не будет. Этап социализации проводится лишь для осознания того, что понято, и для поиска новых вопросов.
Главная цель социализации в этой мастерской - постановка новых вопросов, которые продвинут исследование на более качественный уровень. Теперь подключается групповая работа. Группы составляют вопросы, выбирают вопрос для исследования, начинают его обдумывать. Для стимулирования творческой деятельности каждой группе дается литература, работая с которой она получит нужные ей факты, информацию, «пищу для размышления».
Следующий этап должен помочь дальнейшему продвижению мысли ребят, прояснить общую картину, общее состояние поиска решения, путь, продвижение к решению проблемы, вывести обсуждение на более значительный этап - этап выстраивания нового знания. Группа соберет всю важную для нее информацию, прозвучавшую во время обсуждения, обдумает и начнет создавать свою новую версию, которая затем на следующем этапе - этапе работы с «документами» — будет опять усовершенствована.
В качестве «документов» ребятам могут быть представлены копии исторических документов, с которыми ученые работали в то время, когда эта проблема обсуждалась, копии или сами документы, но не их обработка, хотя познакомить школьников с различным восприятием учеными одних и тех же документов тоже интересно.
Итак, «Слово» мастера, работа с «документами» - все это предоставляет группе возможность не только сформулировать версию, но и поработать с ней, а на следующем этапе организовать ее опытную проверку. Но, конечно, опыт не даст полной уверенности в истинности выбранной версии, необходимо ее логическое обоснование, доказательство. Поэтому ребята строят цепочку - умозаключений и с опорой на утверждения, доказанные ранее, на утверждения, об истинности которых мы договорились, приходят к выводу об истинности их версии. Однако в доказательство может вкрасться ошибка. Поэтому просто необходим критический анализ всей проделанной работы.
На последнем этапе-этапе социализации - группы представляют друг другу все, что они сделали.
Обратим внимание на соотношение объема индивидуальной и групповой работы. Практика показывает, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления. Но как определить это оптимальное чередование? Пока надежда на интуицию и мастерство мастера. Представим и серию более коротких мастерских 1, 2, 3. Как и в предыдущем случае, они - части данного варианта, и на их проведение надо меньше времени.
Вариант 1
«Слово» мастера — каждый представляет информацию, переживания, полученные из рассказа мастера (рисунки, записи слов, мыслей и т, д.) - рисунки и записи вывешиваются - ходим, смотрим, читаем, собираем вопросы (вопросы записываем) - поиск ответа на вопросы (индивидуальный, групповой) - работа с литературой, стимулирующей поиск ответов.
Вариант 2
Выступление на тему: «Как я ответил на свои вопросы» - «Слово» мастера (его мысли, его ответы, его новые вопросы) — обсуждение всего услышанного в группах - корректировка ответов, составление банка данных - работа с «документами» - представление выводов классу.
Вариант 3
Корректировка выводов в группах - постановка опыта, подтверждающего вывод— обсуждение в группах новой, полученной из опыта информации - логическое обоснование выводов (доказательство) - критический анализ выводов - представление выводов классу.
|
Глоссарий.
2)синоним научного исследования вообще;
3) в логике – процесс взаимосвязанных рассуждений.
Взаимодействие – система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при котором поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом и реакцией на поведение остальных
Действие – совокупность операций, направленных на достижение поставленной цели
Задание – вид поручения учителя учащимся, в котором содержится требование выполнить какие-либо учебные (теоретические или практические) действия
Задача (познавательная) – учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимулирование активного исследования
Закономерность – объективно существующая устойчивая связь педагогических явлений, обеспечивающая их существование, функционирование и поступательное развитие
Качество образования – соотношение меры и результата, мера достижения цели
Контроль – процесс получения и переработки информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса, для принятия на этой основе определенного управленческого решения. Контроль включает в себя наблюдение, изучение, анализ и оценку эффективности деятельности исполнителей, а также уровня и готовности к выполнению задач, стоящих перед ними и вытекающих из социального заказа общества
Концепция ( от лат. – понимание, система) – 1) определенный способ понимания трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности; 2) исходный замысел, в котором концентрированно сформулированы смысл проекта, цель его реализации и предполагаемого результата.
Методика – слово греческого происхождения («метод» - путь) раздел педагогики, исследующий закономерности обучения предмета на определенном уровне его развития в соответствии с целями обучения, поставленными обществом
Обучение – 1)совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на усвоение системы знаний, умений, навыков
2) один из видов общественной деятельности в единстве всех ее компонентов, главными из которых являются тоже деятельности – преподавание и учение
Преподавание – один из элементов процесса обучения, главным компонентом которого является деятельность учителя
Программа ( от греч. – объявление, распоряжение) – краткое изложение содержания учебного предмета и целей деятельности
Учебная программа – конкретизация соответствующего образовательного стандарта с учетом необходимых требований к ее построению (выделение тем, разбиение структурных единиц на более мелкие, добавление новых структурных единиц, появление внутренних межпредметных связей и т.п.)
Развитие – конструктивное изменение, переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию объектов
Результативный – действенный, приводящий к определенным результатам
Способ – образ действий, прием осуществления чего-либо
Синтез – воссоздание объекта из частей, выделенных с помощью анализа
-
Творчество – конструктивная деятельность по созданию нового
Технология – любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемых продукции или услуг
Технология педагогического целеполагания – учебно-воспитательная деятельность, выстроенная как последовательное, непрерывное восхождение к требуемому результату по неразрывной цепи разноуровневых и разнофункциональных целей
Усвоение – приобретение знаний, умений и навыков
Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности;
Цель в технологии педагогического целеполагания планируется не только как идеальный результат, но и включает процесс достижения этого результата;
Виды велей в технологии педагогического целеполагания:
оперативные цели - реализуются на каждом уроке,
тактические цели – реализуются при изучении каждой темы,
промежуточные цели, обеспечивают целостное изучение учебного материала, необходимый уровень компетентностной содержательности,
стратегические цели, направляют преподавательскую деятельность в течение всего учебного года, ведут к достижению
фундаментальных целей, которые, в конечном итоге, определяют формирующую эффективность учебно-воспитательного процесса на протяжении всех лет обучения.
Целостность – 1) нераздельность, единство;
аспект комплексности, совокупность предметов, явлений, связей, образующих одно целое
Целостный – обладающий внутренним единством
Цикл (от греч. – круг) – совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени
Цикличность – фундаментальная характеристика структуры учебного процесса, раскрывающая органическое единство повторяющихся этапов преподавательской деятельности. Это касается каждого вида целей, каждого вида деятельности
Вводный этап прохождения темы
Оперативные учебные цели и задачи вводного этапа.
Цели:
Оперативная учебная цель 1.(ОпУ-Вв1) Обеспечение активной опоры на ранее усвоенные знания.
Оперативная учебная цель 2 (ОпУ-Вв2). Акцентирование внимания учащихся на введение новых понятий и установление связи с ранее изученными понятиями.
Оперативная учебная цель 3 (ОпУ-Вв3).Постоянная опора на личный опыт учащихся по введению новых понятий.
Оперативная учебная цель 4 (ОпУ-Вв4) . Продолжение работы по формированию культуры записей.
Оперативная учебная цель 5 (ОпУ-Вв5). Усиление работы по развитию рефлексии тождества и различия предметных знаний.
Цели и задачи:
Оперативная учебная цель 1.(ОпУ-Вв1) Обеспечение активной опоры на ранее усвоенные знания.
Оперативная учебная задача 1.1. (ОпУ-Вв1.1.) Выявить степень усвоенности знаний учащимися
Оперативная учебная задача 1.2. (ОпУ-Вв1.2.) Проверить умение учащихся применять правила при решении упражнений.
Оперативная учебная задача 1.3. (ОпУ-Вв1.3.) Определить скорость применения правила учащимися при решении упражнений.
Оперативная учебная задача 1.4. (ОпУ-Вв1.4.) Проверить знание учащимися областей, где это применяется.
Оперативная учебная задача 1.5. (ОпУ-Вв1.5.) Выявить готовность учащихся к переносу этих знаний в другие области знаний.
Оперативная учебная цель 2 (ОпУ-Вв2). Акцентирование внимания учащихся на введение новых понятий и установление связи с ранее изученными понятиями.
Оперативная учебная задача 2.1.(ОпУ-Вв 2.1.) Раскрыть связь нового материала с ранее изученным.
Оперативная учебная задача 2.2.( ОпУ-Вв 2.2.) Использовать ранее использованные понятия, необходимые для изучения нового.
Оперативная учебная задача 2.3.( ОпУ-Вв 2.3.) Подвести к осознанию необходимости нового понятия.
Оперативная учебная задача 2.4.( ОпУ-Вв 2.4.) Раскрыть основные характеристики нового понятия.
Оперативная учебная задача 2.5.( ОпУ-Вв 2.5.) Выявить варианты его определения.
Оперативная учебная задача 2.6.( ОпУ-Вв 2.6.) Обобщить определение понятий.
Оперативная учебная задача 2.7.( ОпУ-Вв 2.7.) Привести примеры использования понятий в упражнениях.
Оперативная учебная задача 2.8.( ОпУ-Вв 2.8.) Определить виды проявления нового понятия.
Оперативная учебная цель 3 (ОпУ-Вв3).Постоянная опора на личный опыт учащихся по введению новых понятий.
Оперативная учебная задача3.1. ( ОпУ-Вв 3.1). Выявить затруднения, возникшие у учащихся при опоре на личный опыт при введении новых понятий.
Оперативная учебная задача 3.2.( ОпУ-Вв 3.2.) Выявить интересы, связанные с изучением предмета.
Оперативная учебная задача 3.3.( ОпУ-Вв 3.3.) Выявить степень усвоения знаний, необходимых для изучения новой темы.
Оперативная учебная задача 3.4.( ОпУ-Вв 3.4.) Выявить возможности переноса изученного материала в реальную повседневную жизнь ученика.
Оперативная учебная цель 4 (ОпУ-Вв4) . Продолжение работы по формированию культуры записей.
Оперативная учебная задача 4.1.( ОпУ-Вв 4.1). Использовать системные характеристики записей (четкость, аккуратность, разборчивость при изучении новой темы)
Оперативная учебная задача 4.2.( ОпУ-Вв 4.2.) Выявить и обеспечить соблюдение необходимых правил при записи задач, требующих соблюдения.
Оперативная учебная задача 4.3.( ОпУ-Вв 4.3.) Ознакомить учащихся с новыми вариантами записи заданий.
Оперативная учебная задача 4.4.( ОпУ-Вв 4.4). Формировать культуру самостоятельной записи новых заданий.
Оперативная учебная цель 5 (ОпУ-Вв5). Усиление работы по развитию рефлексии тождества и различия знаний.
Оперативная учебная задача 5.1.( ОпУ-Вв 5.1.) Выявить аналитическую готовность учащихся определять тождество и различие знаний, предшествующих теме.
Оперативная учебная задача 5.2.( ОпУ-Вв 5.2. ) Выявить степень аналитической готовности определять пути переноса учебных умений из одной области в другую.
Оперативная учебная задача 5.3.( ОпУ-Вв 5.3.) Выявить готовность самостоятельного формулирования обобщенных целостных и дифференцированных характеристик предметного знания в его тождестве и различии.
Развивающие цели и задачи вводного этапа
Цели:
Оперативная развивающая цель 1.(ОпР-Вв1) Выявление и раскрытие потребностей, обусловивших актуальность и необходимость разработки проблемы, раскрываемой в теме
Оперативная развивающая цель 2. (ОпР-Вв2) Формирование и углубление представления о многообразии подходов к действительности и средств решения задания
Цели и задачи:
Оперативная развивающая цель 1. (ОпР-Вв1). Выявление и раскрытие потребностей, обусловивших актуальность и необходимость разработки проблемы, раскрываемой в теме
Оперативная развивающая задача 1.1.(ОпР-Вв 1.1).Раскрыть потребности жизни общества, реализуемые в данной теме.
Оперативная развивающая задача 1.2.(ОпР-Вв 1.2).Раскрыть потребности собственно предметные, реализуемые в данной теме.
Оперативная развивающая задача 1.3.(ОпР-Вв 1.3).Раскрыть изменяющиеся подходы к решению проблемы в разные исторические периоды.
Оперативная развивающая цель 2. (ОпР-Вв2) Формирование и углубление представления о многообразии подходов к действительности и средств решения задания.
Оперативная развивающая задача 2.1.(ОпР-Вв 2.1).Раскрыть вариативность решения задач по этой теме.
Оперативная развивающая задача 2.2.(ОпР-Вв 2.2).Раскрыть возможность решения разных заданий одним и тем же методом.
Оперативная развивающая задача 2.3.(ОпР-Вв 2.3).Выявить и раскрыть взаимозаменяемость методов и средств разных предметных дисциплин при решении одного и того же задания.
Воспитывающие цели и задачи вводного этапа
Цели:
Оперативная воспитывающая цель 1. (ОпВ-Вв1). Раскрытие роли человека, его интеллекта в развитии предметных знаний как ответа на запросы и потребности жизни, логики развития науки.
Оперативная воспитывающая цель 2. (ОпВ-Вв2).Раскрытие практической, социальной значимости изучаемой темы в экономике и других областях жизни общества.
Оперативная воспитывающая цель 3.(ОпВ-Вв3) Организация начала работы по формированию сознательного отношения к оформлению записи выполненных заданий, направленной на аккуратность, четкость, разборчивость, на знание общих способов оформления.
Оперативная воспитывающая цель 4.(ОпВ-Вв4) Формирование диалектического отношения к событию, позволяющему рассматривать в органическом единстве противоположные суждения
Цели и задачи:
Оперативная воспитывающая цель 1(ОпВ-Вв1). Раскрытие роли человека, его интеллекта в развитии предметных знаний как ответа на запросы и потребности жизни, логики развития науки
Оперативная воспитывающая задача 1.1.(ОпВ-Вв 1.1).Раскрыть связь между открытиями, новыми решениями и потребностями общества.
Оперативная воспитывающая задача1.2. (ОпВ-Вв 1.2).Раскрыть зависимость между характерными особенностями личности и сделанными открытиями, названными решениями.
Оперативная воспитывающая задача1.3. (ОпВ-Вв 1.3.) Ориентировать учащихся на развитие способности и умения отстаивать свое мнение.
Оперативная воспитывающая цель 2.(ОпВ-Вв2) Раскрытие практической, социальной значимости изучаемой темы в экономике и других областях жизни общества.
Оперативная воспитывающая задача 2.1.( ОпВ-Вв 2.1).Раскрыть связь между открытиями, новыми решениями и практической значимостью темы в различных областях жизни общества.
Оперативная воспитывающая цель 3.(ОпВ-Вв3). Организация начала работы по формированию сознательного отношения к оформлению записи выполненных заданий, направленной на аккуратность , четкость, разборчивость, на знание общих способов оформления .
Оперативная воспитывающая задача 3.1.(ОпВ-Вв 3.1). Способствовать формированию навыков своевременного исключения нелепых ошибок и записей, приводящих к неверному толкованию выполненной работы.
Оперативная воспитывающая цель 4.(ОпВ-Вв4) Формирование диалектического отношения к событию, позволяющему рассматривать в органическом единстве противоположные суждения
Оперативная воспитывающая задача 4.1. (ОпВ-Вв 4.1) Раскрыть учащимся взаимосвязь противоположных суждений, относящихся к данному событию.
Класс 5
Вводный этап прохождения темы: «Глобальные проблемы современности»
Данная тема является составной частью основной темы по природоведению «Организмы и окружающая среда» и темы по обществознанию «Человек, природа, общество».
Учебная цель
|
Действия
|
Какую цель реализуем
|
1. Обеспечение активной опоры на ранее усвоенные знания
|
Найти общее между словами: ГЛОБУС, ГЛОБАЛЬНЫЙ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
|
ТЦ-а6
Рц а2 – сознательное отношение к использованию ранее полученных знаний.
|
2.Акцентирование внимания учащихся на введение новых понятий и установление связи с ранее изученными понятиями.
|
Предложить объяснить значение слова глобус. Т.к. у слов ГЛОБУС И ГЛОБАЛЬНЫЙ общий корень, предложить попробовать объяснить значение термина ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
|
ТЦ-а1, ТЦ-а2
Рца4 – выявление содержательных связей, присутствующих в условии задания.
|
3. Формирование умения решать творческие задачи
|
Высказать свои предложения возможных путей решения глобальной проблемы
|
ТЦ-а7, ТЦ-а9
Рца4 – собственный арсенал выполнения задания
Д4 – стимулирование нахождения своего варианта решения проблемы.
|
Ответьте на вопрос
Какие педагогические идеи группы «Новое образование» реализуются в педагогической технологии творческих мастерских.
Педагогические идеи группы «Новое образование», которые реализуются в педагогической технологии творческих мастерских:
это особый способ организации деятельности учеников, способствующий развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; формированию критического и творческого мышления.
Ход мастерской.
“Индукция”
Задания.
1. Объясните одно из выражений:
“Яблочко от яблоньки не далеко падает”
“От осины не родятся апельсины”.
2. Составьте логические пары.
А) Наследственность-
Б) Родители-
В) Генотип-
Г) Диплоидный-
Д) Гамета-
Е) Доминантный-
Ж) Моногибридное-
Попробуйте дать определения этих понятий.
Сопоставьте с определениями, данными в учебнике на с. 89-97., вспомните обозначение родительских форм, “гамет, гибридов, женского и мужского пола”.
3. Составьте на выбор: сенквейн
афоризм на тему “Генетика”.
посвящение
“Самоконструкция”
1. Задайте вопрос ученому генетику: “Мне интересно…”
“Почему…”
“Каким образом…”
2. Определитесь: “Законы генетики мне нужно знать, для того чтобы…”
“Социоконструкция”
1. Используя текст учебника, приведите аргументы в поддержку тезиса “Мендель- отец современной генетики”.
2. Используя текст,ответьте на вопросы 4,5 и сравните закономерности расщепления при моногибридном скрещивании по фенотипу и генотипу при полном и неполном доминировании признаков.
3. Используя справочники, составьте и решите задачу на моногибридное скрещивание (задание по группам).
4. Продолжите вывод: Гибридологический метод
- учитывает не комплекс признаков у родителей и потомков, а анализирует…
- характеризуется точным…
-в ряду поколений прослеживается…
“Социализация”
На отчетном листе - красочно аргументируйте тезис
-проиллюстрируйте сравнение наследования при полном и неполном
доминировании
-оформите условие и решение задачи
-сделайте выводы.
“Афиширование”
Ознакомление класса с результатами работы (вывешивание отчётных листов и их обсуждение).
“Рефлексия”
«Мы все способны – в это верьте-
За горизонты заглянуть»
Вопрос учителя. Насколько Ваш горизонт отодвинулся в ходе мастерской ,
Что теперь знаете, Вы, и не знал Г. Мендель?
Ознакомьтесь в представленными разработками уроков (см. файл "Уроки для задания № 3").
Укажите мастерскую конструирования знаний. Свой вывод обоснуйте.
Урок - мастерская «Сказка ложь, да в ней намек...» - мастерская изучения нового материала, т.к «Слово» мастера, работа с «документами» - все это предоставляет группе возможность не только сформулировать версию, но и поработать с ней, а на следующем этапе организовать ее опытную проверку. Но, конечно, опыт не даст полной уверенности в истинности выбранной версии, необходимо ее логическое обоснование, доказательство. Поэтому ребята строят цепочку - умозаключений и с опорой на утверждения, доказанные ранее, на утверждения, об истинности которых мы договорились, приходят к выводу об истинности их версии. Однако в доказательство может вкрасться ошибка. Поэтому просто необходим критический анализ всей проделанной работы.
На последнем этапе-этапе социализации - группы представляют друг другу все, что они сделали.
Творческая мастерская по окружающему миру на тему «Времена года»- мастерская изучения нового материала.
Данный вариант урока начинается с предложения учителем две-три темы - выбор - каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования - обнародование проблемы - каждый выясняет все, что знает об этой проблеме- создание групп по схожим проблемам - формулирование общей темы исследования (остальные темы могут быть подтемами), создание банка данных - план исследования -работа по плану (индивидуальная, парная, групповая)- обсуждение в группе - оформление первого результата - представление - каждая группа после знакомства с результатами исследования составляет задание для других групп (мастер тоже) - работа над заданиями - оформление и представление второго результата исследования - индивидуальное размышление о проблеме - подготовка и оформление индивидуальных результатов.
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
Класс 5
Вводный этап прохождения темы: «Глобальные проблемы современности»
Данная тема является составной частью основной темы по природоведению
«Организмы и окружающая среда» и темы по обществознанию «Человек, природа, общество».
Учебная цель
|
Действия
|
Какую цель реализуем
|
1. Обеспечение активной опоры на ранее усвоенные знания
|
Найти общее между словами: ГЛОБУС, ГЛОБАЛЬНЫЙ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
|
ТЦ-а6
Рц а2 – сознательное отношение к использованию ранее полученных знаний.
|
2.Акцентирование внимания учащихся на введение новых понятий и установление связи с ранее изученными понятиями.
|
Предложить объяснить значение слова глобус. Т.к. у слов ГЛОБУС И ГЛОБАЛЬНЫЙ общий корень, предложить попробовать объяснить значение термина ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
|
ТЦ-а1, ТЦ-а2
Рца4 – выявление содержательных связей, присутствующих в условии задания.
|
3. Формирование умения решать творческие задачи
|
Высказать свои предложения возможных путей решения глобальной проблемы
|
ТЦ-а7, ТЦ-а9
Рца4 – собственный арсенал выполнения задания
Д4 – стимулирование нахождения своего варианта решения проблемы.
|
Учебная цель
Действия
Какую цель реализуем
1. Обеспечение активной опоры на ранее усвоенные знания
Найти общее между словами: ГЛОБУС, ГЛОБАЛЬНЫЙ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
ТЦ-а6
Рц а2 – сознательное отношение к использованию ранее полученных знаний.
2.Акцентирование внимания учащихся на введение новых понятий и установление связи с ранее изученными понятиями.
Предложить объяснить значение слова глобус. Т.к. у слов ГЛОБУС И ГЛОБАЛЬНЫЙ общий корень, предложить попробовать объяснить значение термина ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ТЦ-а1, ТЦ-а2
Рца4 – выявление содержательных связей, присутствующих в условии задания.
3. Формирование умения решать творческие задачи
Высказать свои предложения возможных путей решения глобальной проблемы
ТЦ-а7, ТЦ-а9
Рца4 – собственный арсенал выполнения задания
Д4 – стимулирование нахождения своего варианта решения проблемы.
«Организмы и окружающая среда» и темы по обществознанию «Человек, природа, общество».
Ответьте на вопрос
Какие педагогические идеи группы «Новое образование» реализуются в педагогической технологии творческих мастерских.
Ответ:
Педагогические идеи группы «Новое образование», которые реализуются в педагогической технологии творческих мастерских:
это особый способ организации деятельности учеников, способствующий развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; формированию критического и творческого мышления.
Используя Ресурс 1.1. Способы конструирования знания с использованием технологии "мастерских", разработайте задания к одной из тем по вашему предмету.
Ответ:
Ход мастерской.
“Индукция”
Задания.
1. Объясните одно из выражений:
“Яблочко от яблоньки не далеко падает”
“От осины не родятся апельсины”.
2. Составьте логические пары.
А) Наследственность-
Б) Родители-
В) Генотип-
Г) Диплоидный-
Д) Гамета-
Е) Доминантный-
Ж) Моногибридное-
Попробуйте дать определения этих понятий.
Сопоставьте с определениями, данными в учебнике на с. 89-97., вспомните обозначение родительских форм, “гамет, гибридов, женского и мужского пола”.
3. Составьте на выбор: сенквейн
афоризм на тему “Генетика”.
посвящение
“Самоконструкция”
1. Задайте вопрос ученому генетику: “Мне интересно…”
“Почему…”
“Каким образом…”
2. Определитесь: “Законы генетики мне нужно знать, для того чтобы…”
“Социоконструкция”
1. Используя текст учебника, приведите аргументы в поддержку тезиса “Мендель- отец современной генетики”.
2. Используя текст,ответьте на вопросы 4,5 и сравните закономерности расщепления при моногибридном скрещивании по фенотипу и генотипу при полном и неполном доминировании признаков.
3. Используя справочники, составьте и решите задачу на моногибридное скрещивание (задание по группам).
4. Продолжите вывод: Гибридологический метод
- учитывает не комплекс признаков у родителей и потомков, а анализирует…
- характеризуется точным…
-в ряду поколений прослеживается…
“Социализация”
На отчетном листе - красочно аргументируйте тезис
-проиллюстрируйте сравнение наследования при полном и неполном
доминировании
-оформите условие и решение задачи
-сделайте выводы.
“Афиширование”
Ознакомление класса с результатами работы (вывешивание отчётных листов и их обсуждение).
“Рефлексия”
«Мы все способны – в это верьте-
За горизонты заглянуть»
Вопрос учителя. Насколько Ваш горизонт отодвинулся в ходе мастерской ,
Что теперь знаете, Вы, и не знал Г. Мендель?
Ознакомьтесь в представленными разработками уроков (см. файл "Уроки для задания № 3").
Укажите мастерскую конструирования знаний. Свой вывод обоснуйте.
Ответ:
Урок - мастерская «Сказка ложь, да в ней намек...» - мастерская изучения нового материала, т.к «Слово» мастера, работа с «документами» - все это предоставляет группе возможность не только сформулировать версию, но и поработать с ней, а на следующем этапе организовать ее опытную проверку. Но, конечно, опыт не даст полной уверенности в истинности выбранной версии, необходимо ее логическое обоснование, доказательство. Поэтому ребята строят цепочку - умозаключений и с опорой на утверждения, доказанные ранее, на утверждения, об истинности которых мы договорились, приходят к выводу об истинности их версии. Однако в доказательство может вкрасться ошибка. Поэтому просто необходим критический анализ всей проделанной работы.
На последнем этапе-этапе социализации - группы представляют друг другу все, что они сделали.
Творческая мастерская по окружающему миру на тему «Времена года»- мастерская изучения нового материала.
Данный вариант урока начинается с предложения учителем две-три темы - выбор - каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования - обнародование проблемы - каждый выясняет все, что знает об этой проблеме- создание групп по схожим проблемам - формулирование общей темы исследования (остальные темы могут быть подтемами), создание банка данных - план исследования -работа по плану (индивидуальная, парная, групповая)- обсуждение в группе - оформление первого результата - представление - каждая группа после знакомства с результатами исследования составляет задание для других групп (мастер тоже) - работа над заданиями - оформление и представление второго результата исследования - индивидуальное размышление о проблеме - подготовка и оформление индивидуальных результатов.
Начало формы
Конец формы
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ
Тема: «Деление клетки. Митоз и мейоз»
Цель: повторение материала о формах размножения клеток.
Задачи:
– сформировать и закрепить знания о митозе и мейозе, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о процессах, происходящих в различные фазы митоза и мейоза, о различиях мейоза и митоза;
– развивать умение работать в группе, характеризовать, сравнивать, обосновывать, сопоставлять, делать выводы, применять знания, оценивать себя и свои знания;
– воспитывать уважительное отношение друг к другу, толерантность, интерес и любовь к предмету.
Оборудование: листы ватмана, листы бумаги формата А-4, фломастеры, клей, скотч, ножницы, конверты с заданиями, карточки-инструкции, магнитная доска, компьютер и м/м приложение по теме.
(Примечание: столы в классе расставлены таким образом, чтобы было удобно работать в командах.)
Ход урока
I. Индукция (наведение)
Деление класса на команды.
1. Каждому учащемуся предлагается выбрать любой вопрос из записанных на листке бумаги
Вопросы:
– В чем заключается биологический смысл мейоза?
– В чем различия митоза и мейоза?
– В чем заключается биологический смысл митоза?
2. Каждый ученик складывает из этого листка самолетик. Встав в круг, все одновременно по команде учителя запускают самолетики, затем поднимают самолетики, упавшие рядом, и снова запускают их в полет.
3. Учащиеся подбирают упавшие рядом самолетики, раскрывают их и читают вопрос на листе, а затем распределяются на три команды по одинаковым вопросам.
II. Работа с материалом
Деконструкция
Учитель раздает командам конверты с заданиями (Приложения 1). Первая команда получает синий конверт, вторая – зеленый, третья – красный. Все содержимое конверта необходимо разделить на три части: 1 – слова, 2 – определения, 3 – рисунки, схемы.
Реконструкция
Из предлагаемых терминов (Приложение1) необходимо выбрать те, которые имеют отношение к теме «Деление клетки. Митоз. Мейоз».
Социализация
Команды зачитывают выбранные слова вслух.
Реконструкция
Из предлагаемых определений (Приложение2) подберите определения, соответствующие выбранным словам из предыдущего задания. Будьте внимательны! Некоторые определения заменены, поэтому, чтобы выполнить это задание правильно, необходимо найти и попросить свое определение у другой команды. Терминами меняться нельзя!
Социализация
Взаимодействие учащихся с другими командами. Взаимопомощь.
Реконструкция
К процессам, протекающим в клетке во время митоза или мейоза, подберите соответствующие рисунки (Приложение 3).
Приклейте на ватман слова, определения и рисунки в логической последовательности. Подготовьте небольшой рассказ о данном биологическом процессе.
Афиширование
Команды вывешивают свои работы на магнитной доске. Учащиеся рассказывают о процессе, изображенном на ватмане и заполняют интерактивную таблицу.
. III. Разрыв
Ответьте на вопрос, который записан на вашем листке-самолетике. Ответ запишите в тетради. (При выполнении этого задания можно пользоваться учебником «Биология (общие закономерности)»
Социализация
Работа в команде.
Афиширование
Каждая команда зачитывает свой ответ на вопрос вслух.
IV. Рефлексия
Вариант 1 Приведите 2–3 аргумента в пользу того, что тему «Деление клетки. Митоз. Мейоз» необходимо изучать в курсе общей биологии средней школы.
Вариант 2 Понравился ли вам урок? Ответы запишите на листочке и, прикрепите на магнитную доску.
V. Домашнее задание
Ответьте на вопросы.
1.В чем сходство митоза и мейоза?
2.В чем различие митоза и мейоза? (Ответ оформить в виде таблицы.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Термины
(Подчеркнутые слова – верный выбор учащихся; все слова на отдельных листочках.)
Команда 1 (синий конверт)
Митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, амитоз, клеточный цикл, фотосинтез.
Команда 2 (зеленый конверт)
Мейоз, 1-е деление, профаза 1, метафаза 1, анафаза 1, телофаза 1, кроссинговер, эволюция.
Команда 3 (красный конверт)
Мейоз, 2-е деление, профаза 2, метафаза 2, анафаза 2, телофаза 2, интерфаза, полимеры.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Определения
(Каждое определение на отдельном листочке.)
Команда 1 (синий конверт)
• … – это способ деления эукариотических клеток, при котором каждая из двух вновь возникающих клеток получает такой же генетический материал, как в исходной клетке.
• … – хромосомы спирализуются и становятся хорошо заметными в световой микроскоп, исчезает ядрышко, две центриоли расходятся к полюсам клетки, отходящие от них микротрубочки, формируют веретено деления, ядерная оболочка распадается.
• … – ? (отсутствует определение метафазы).
• … – стадия, во время которой сестринские хроматиды, ставшие самостоятельными хромосомами, расходятся к противоположным полюсам клетки.
• … – вокруг собранных у полюсов хромосом формируется ядерная оболочка. Хромосомы деспирализуются (из компактных превращаются в тонкие и длинные, неразличимые в световой микроскоп). Образуются ядрышки. Эта стадия заканчивается цитокинезом (разделением цитоплазмы) и образованием двух диплоидных клеток.
• … – прямое деление ядер путем перетяжки не всегда заканчивается цитокинезом, в результате обычно возникают многоядерные клетки. После амитоза клетки не способны приступить к митотическому делению. Этот процесс характерен для отмирающих клеток.
• … – период жизни клетки от деления до деления, основная часть жизни клетки.
• ... (от лат. inter – между) – период между делениями. Клетка интенсивно растет, увеличивается количество структур и веществ клетки, количество хромосом удваивается. (Лишнее определение.)
Команда 2 (зеленый конверт)
• … (от греч. meiosis – уменьшение) – это способ деления эукариотических клеток, при котором происходит редукция (уменьшение) числа хромосом, т.е. из диплоидной (содержащей двойной набор хромосом) клетки образуются гаплоидные (содержащие одинарный набор хромосом).
• … – первое деление мейоза.
• … – хромосомы начинают конденсироваться и становятся различимыми в световой микроскоп. Затем гомологичные хромосомы начинают сближаться друг с другом – конъюгировать. Пару конъюгирующих хромосом называют бивалентом (каждый бивалент образован 4 хроматидами). Заканчивается репликация ДНК. Фаза заканчивается исчезновением ядерной оболочки и ядрышка.
• … – биваленты выстраиваются в экваториальной плоскости клетки. К центромерам прикрепляются нити веретена деления.
• … – бивалент распадается на две хромосомы, которые отходят к разным полюсам клетки.
• … – хромосомы деконденсируются (из компактных превращаются в тонкие и длинные, неразличимые в световой микроскоп). Вокруг собранных у полюсов хромосом формируется ядерная оболочка. Образуются ядрышки. Эта стадия заканчивается цитокинезом (разделением цитоплазмы) и образованием двух диплоидных клеток.
• …– ? (отсутствует определение кроссинговера).
• … – все хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки, на этой стадии их можно хорошо различать и сосчитать. (Лишнее определение.)
Команда 3 (красный конверт)
• … (от греч. meiosis – уменьшение) – это способ деления эукариотических клеток, при котором происходит редукция (уменьшение) числа хромосом, т.е. из диплоидной (содержащей двойной набор хромосом) клетки образуются гаплоидные (содержащие одинарный набор хромосом).
• … – второе деление мейоза.
• …– хромосомы спирализуются и становятся хорошо заметными в световой микроскоп, исчезает ядрышко, две центриоли расходятся к полюсам клетки, отходящие от них микротрубочки, формируют веретено деления.
• … – все хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки, на этой стадии их можно хорошо различать и сосчитать в клетке.
• … – стадия, во время которой сестринские хроматиды, ставшие самостоятельными хромосомами, расходятся к противоположным полюсам клетки.
• … – вокруг собранных у полюсов хромосом формируется ядерная оболочка. Хромосомы деспирализуются (из компактных превращаются в тонкие и длинные, неразличимые в световой микроскоп). Образуются ядрышки. Эта стадия заканчивается цитокинезом (разделением цитоплазмы) и образованием четырех гаплоидных клеток.
• … – ? (отсутствует определение интерфазы).
• … (от англ. сrossing-over – перекрест) – обмен идентичными участками гомологичных хромосом. (Лишнее определение.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Схемы митоза и мейоза
(Схемы не подписаны; фазы на отдельных листах.)
Команда 1 (схема митоза, синий конверт)
Команда 2 и 3 (схема мейоза, зеленый и красный конверты)
САМОАНАЛИЗ
В своей педагогической деятельности автор использует данные технологии, т.к. уроки проходят в творческой атмосфере. Творческий урок – это урок особого типа. Это урок, на котором ученики не просто считают, пишут, читают, слушают учителя, а исследуют, изобретают, сочиняют, выдвигают и доказывают гипотезы, то есть самостоятельно создают новый для себя образовательный продукт. Участвуя в таком уроке, ученики развивают свои способности, реализуют свой творческий потенциал.
|
|
|