Главная страница

Решение вопросов социального сиротства в рамках проекта «Центр психолого-педагогической поддержки «Семья +»


Скачать 108.15 Kb.
Название Решение вопросов социального сиротства в рамках проекта «Центр психолого-педагогической поддержки «Семья +»
Дата 12.03.2016
Размер 108.15 Kb.
Тип Решение

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Старицкий колледж»
Н.П.Чигнева,

директор колледжа,

преподаватель дисциплин

профессионального цикла
Решение вопросов социального сиротства в рамках проекта

«Центр психолого-педагогической поддержки «Семья +»

при ГБОУ СПО «Старицкий колледж»
Современная педагогика содержит большое количество различных подходов: традиционный, личностно-ориентированный, системный, комплексный и др., но наиболее востребованным в профессиональном образовании сегодня является компетентностный подход. Основная цель компетентностного подхода в профессиональном образовании - подготовка компетентного специалиста, а компетенция - это результат образовательного процесса.

Обратимся к ФГОС третьего поколения. Так, в стандартах специальностей 050146 «Преподавание в начальных классах» или 050144 «Дошкольное образование» в разделе «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы» прописаны общие компетенции, включающие в себя способность, например: ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу или работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами, социальными партнерами; так и профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности. Среди них выделены умения определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия; определять цели и задачи, планировать внеклассную работу; проводить внеурочные занятия и внеклассные мероприятия; создавать в кабинете предметно-развивающую среду; систематизировать и оценивать педагогический опыт и прочее. Если даже бегло посмотреть учебный план специальностей, то в профессиональных и общепрофессиональных циклах дисциплин, а также в профессиональных модулях мы найдем уже знакомые нам до боли: «… обучающийся …должен уметь… и знать…». Это тоже своего рода компетенции, но более подробно прописанные для каждой дисциплины и модулю.

Мы знаем, что свое начало компетентностный подход в профессиональном образовании ведет с начала восьмидесятых годов двадцатого века. В начале было применено понятие компетентности, под которой понималось какое-либо освоенное умение или знание предмета. С течением времени это понятие расширилось и в педагогику вошел компетентностный подход в профессиональном образовании, где под понятием «подход» понимается идеология и совокупность методов решения проблем.

Сегодня одной из первоочередных задач является качество профессиональной подготовки нашего выпускника. Но выпускник-это уже конечный «продукт» в цепочке образовательного процесса. Обратимся к самому началу этой цепочки. Что мы имеем? Это обучающийся, вчерашний выпускник школы, который не всегда в достаточной мере владеет даже так называемыми базовыми навыками, среди которых, например, работа в команде, умение работать с компьютерными программами и прочее. И самое главное: мы увидели, что наш обучающийся, вчерашний абитуриент, не умеет учиться!

Чтобы снять эти проблемы, мы на первой ступени обучения ввели предмет «Технология учебной деятельности», где начинающий студент учился учиться, прописывал для себя индивидуальную траекторию деятельности, приобретал базовые навыки. И уже только потом - через систему показательных занятий и уроков, через подробный анализ увиденного и изучения частных методик- студент, уже овладевший базовыми навыками, постепенно начинает приобретать профессиональный опыт, ибо, как толкует Словарь по экономике и финансам: «Компетенция- это единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью».

Наш студент - это будущий учитель, юрист, специалист по туризму. Системообразующим в его деятельности должен стать так называемый алгоритм эффективной деятельности специалиста, который сводится к некой формуле: «Сначала я делаю это, потом это, потом то. Если так - я делаю так, если не так- ищу приемлемые варианты» и т.д. Именно эта формула приводит к запланированному результату, все остальные компоненты компетенции (возьмем, к примеру, профессиональные, которые в общем виде звучат как «проводить», «определять», «создавать», «моделировать» и т.п.) являются вспомогательными.

Но вернемся к нашему студенту. Есть ли у него возможность отработать приведенную формулу? Есть. На практике. Применительно к педагогическим специальностям, сначала это внеклассная практика, потом полевая, затем практика пробных уроков, далее - летняя практика: работа в детских оздоровительных лагерях и, наконец, преддипломная практика. Итак, алгоритм эффективной деятельности специалиста, казалось бы, выполняется последовательно; структура (формула) вроде бы выдержана полностью:

1.определена последовательность «шагов»; прописаны ключевые вопросы: «Из каких этапов будет состоять моя деятельность?», «Каковы задачи каждого этапа?», «Как их выполнить, каковы будут приемы и методы моей работы?».

2.Студент вооружен теоретическими знаниями, а именно: систематизирована информация о выполняемой деятельности, ее объектах, субъектах. Созданы необходимые условия для деятельности.

3.Даны психологические установки, которые сводятся к пониманию студентом смысла осуществляемой деятельности, позитивному отношению к ней, уверенности в своих силах. Основными характеристиками компетенции с точки зрения установок являются мотивация и цель. И ключевой вопрос здесь звучит так: "Чего я хочу добиться в результате этой деятельности?».

4.Студент вооружен умениями и навыками, позволяющими эффективно реализовывать деятельность. Ключевой вопрос: «Что мне необходимо уметь делать для того, чтобы реализовать то-то?».

5.В целом, у студента сформированы личностные и профессиональные качества. Ключевой вопрос в этой связи звучит так: «Каким мне нужно быть, чтобы успешно применять все необходимые умения и навыки?».

6.Имеется небольшой, но уже профессиональный опыт.

Вроде бы все хорошо. Но, отслеживая профессиональную деятельность студента в продолжительном временном промежутке (2-3 года), мы увидели, что при изменении условий деятельности и по мере взросления студента, и по мере повышения требований к результатам своей деятельности, у него возникает необходимость в совершенствовании этой самой деятельности. Через что? В связи с этой необходимостью мы предложили два направления: а) через самостоятельную тренировку и б) через внедрение в практику работы новых форм деятельности.

Именно так, путем проб, в поисках новых форм работы, мы вышли на потенциальных партнеров и в проекте новой Программы развития рассматриваем свое образовательное учреждение в социально-экономическом и социокультурном пространстве города и района как информационно- методический центр «Образование будущего».

Одно из направлений разрабатываемой Программы развития - реализация комплексной программы проекта «Центр психолого - педагогической поддержки

«Семья +» при ГБОУ СПО «Старицкий колледж». Целью Проекта является создание благоприятных условий для комплексной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обучение и повышение квалификации работников ГБУ «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее СРЦ) Старицкого района, обучение и консультирование приемных родителей.

Проблема психолого-педагогической поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, психолого-педагогического и методического сопровождения замещающих семей и педагогического коллектива ГБУ «СРЦ» Старицкого района стоит очень остро. Этой проблемой частично занимаются социальные педагоги, учителя, психологи школ, воспитатели ДОУ и СРЦ Старицкого района. К сожалению, работа эта носит фрагментарный характер, сводится к индивидуальным беседам с детьми, к контролю посещаемости занятий, редким посещениям семей на дому. Эти дети по окончании школ становятся студентами нашего колледжа, поэтому мы заинтересованы в решении данной проблемы. Для эффективного решения вопросов социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, необходима система воспитательной работы и предоставление комплекса качественных услуг для решения социально- нравственной и социально- бытовой реабилитации детей. Проблема психолого-педагогического и методического сопровождения актуальна и для педагогического коллектива ГБУ «СРЦ» Старицкого района, так как более 68% педагогов не имеют высшего образования, специальной подготовки к работе с трудными подростками, с неблагополучными семьями. Более 50% имеют вторую квалификационную категорию и другие разряды, стаж работы более 15 лет, курсы повышения квалификации по специальности «воспитатель» проходил только один сотрудник в 2009 году. В свете новых требований, предъявляемым к педагогам СРЦ, необходима методическая поддержка педагогического коллектива с целью формирования команды специалистов данных центров, готовых использовать в своей деятельности новые технологии воспитательной работы для социально-нравственной и бытовой социализации детей, попавших в трудные жизненные ситуации, использующих в своей деятельности ИКТ, владеющих навыками рефлексивного отношения к собственным действиям.

84 семьи Старицкого района являются семьями замещающих родителей. Более 80% лиц, замещающих родителей не имеют специальной подготовки к работе с такими детьми и сами являются лицами пенсионного возраста. Круг проблем, с которыми столкнулись замещающие семьи, велик, поэтому и здесь необходимо психолого-педагогическое и методическое сопровождение лиц, замещающих родителей. Обозначенные проблемы в основном и могут быть решены в рамках заявленного проекта «Центр психолого-педагогической поддержки «Семья +».

Для реализации данного проекта Старицкий колледж располагает хорошей методической базой, опытным коллективом, владеющим современными педтехнологиями, действующими в рамках Программы развития учебного заведения, которая в 2009 году удостоена регионального гранта за победу в конкурсе «За поощрение инновационной деятельности, направленной на развитие образования и экономики региона, творчески работающих педагогов образовательных учреждений, инициативной талантливой молодежи Тверской области».

В учебном заведении создана система воспитательной работы, которая в 2008 году удостоена регионального гранта, став победителем конкурса социальных проектов «Наши родители» в рамках проекта «Я - гражданин России» в номинации «Бесценный опыт».

На протяжении многих лет ведется успешная работа по подготовке педагогических кадров. В рамках специальностей разработаны, утверждены и реализуются программы дисциплин дополнительной подготовки в области педагогики дополнительного образования, в области коррекционно-развивающего образования, в области дошкольного воспитания, в области технологии, изобразительного искусства, а также программы дополнительной подготовки: квалификация – воспитатель. На сегодняшний день учебное заведение приступило к реализации образовательных программ по ФГОС третьего поколения.

Колледж имеет лицензию на курсы повышения квалификации и на профессиональную подготовку и переподготовку, разработаны и реализуются программы курсов для воспитателей СРЦ. В истекшем году начал работу клуб «Диалог», который предполагает психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогического коллектива ГБУ «СРЦ» Старицкого района, а также курсы повышения квалификации, организацию консультационной службы на методической базе Старицкого колледжа. На сегодняшний день курсы повышения квалификации прошли 9 сотрудников СРЦ.

Одновременно с клубом «Диалог» начал работу и клуб «Росток» для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В структуре клуба «Росток» действует музыкально-театральная студия «Ладушки», волонтерское движение студентов по профилактике вредных привычек, организована работа Школы раннего развития «АБВГДейка».

В учебном заведении разработана, утверждена и реализуется на внеклассной и педагогической практике студентов программа «Профилактика наркомании и табакокурения среди несовершеннолетних». На протяжении нескольких лет в ГБУ «СРЦ» Старицкого района, в коррекционных классах МОУ «Старицкая СОШ» работают волонтеры из числа студентов и педагогов ГБОУ СПО «Старицкий колледж», проводятся мероприятия студенческого движения «Против течения» по борьбе и профилактике вредных привычек. Учебное заведение участвует в долгосрочной целевой программе Тверской области «Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних»

Колледж имеет 4-хлетний опыт работы Школы раннего развития «АБВГДейка», которая в 2010 году удостоена регионального гранта за инновационную деятельность, направленную на развитие системы образования и экономики региона. Школу, работающую по программе «Школа 2100», посещают дошкольники Старицы и района, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Технология развивающего обучения способствует социализации этих детей.

При учебном заведении работает Школа приемных родителей «Луч надежды», в которой проходят подготовку приемные родители и кандидаты в приемные родители. Сегодня Школа осуществила два выпуска на территории Старицкого района и один выпуск в г. Ржеве.

И, наконец, самое яркое: силами преподавателей и студентов Старицкого колледжа создана музыкально-театральная студия «Ладушки» при ГБУ «СРЦ» Старицкого района для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, где с помощью кукол различных видов моделируются ситуации, связанные с нравственной, бытовой социализацией детей, проводятся тренинги. Также проводятся пальчиковые игры, установочные театрализованные этюды, психологические упражнения на развитие координации движения, упражнения на внимание, воображение, память физических действий.

В рамках студии «Ладушки» взаимодействуют три центра: «Умелые ручки», кукольный театр «Петрушка», «Музыкальный камертон». Все занятия студии «Ладушки» проводятся с музыкальным сопровождением, где разучиваются различные попевки, песни, упражнения на дыхание и движения под музыку с целью релаксации и развития умения работать в группе. На занятиях кружка «Умелые ручки» дети вмести с педагогами колледжа и студентами изготавливают картонный настольный театр, учатся изготавливать куклы на основе пластиковых ложек, на палочках, изготавливают перчаточные куклы, куклы из платка: узелковые и оригами, изготавливают куклы из пластиковых бутылок, учатся шитью. Арт-терапевтические занятия в музыкально-театральной студии «Ладушки» помогают скорректировать негативное эмоциональное состояние ребенка, обогащают репертуар социальных навыков. Для реализации данного направления учебное заведение располагает методической базой и профессиональными кадрами.

Во всей этой сложной и многоемкой работе принимают, как уже было сказано, участие и студенты колледжа, которые, наряду с педагогами, совершенствуют профессиональную деятельность через включение в структуру компетенции (алгоритм эффективной деятельности специалиста) двух дополнительных элементов: методики самостоятельной тренировки («Что и как мне делать для совершенствования всех основных компонентов своей компетенции (знаний, умений и навыков, установок и т.д.») и методики инновационирования ( или методики внедрения : «Что и как мне делать для внедрения в свою деятельность новых форм»), которые как раз и отрабатываются через Проект «Центр психолого-педагогической поддержки «Семья +» при ГБОУ СПО «Старицкий колледж».

Результативность Проекта заключается в профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, восстановлении благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, сокращении масштабов социального сиротства, формировании эффективной работы с детьми и семьями группы риска.

Снижение уровня социального сиротства предполагается реализовать за счет внедрения технологий раннего выявления детского и семейного неблагополучия, методик и технологий социально-педагогической работы с личностью (методика диагностики личности, профилактика социальных отклонений, преодоления межличностных конфликтов), группами (диагностика подростковых и юношеских групп, технология организации групповой деятельности), с семьей (методики диагностики семьи, социально-педагогического семейного консультирования).

В итоге мы ожидаем улучшения сложной ситуации в ГБУ «СРЦ» Старицкого района, вызванной наличием среди воспитанников большого числа подростков из асоциальных семей. Надеемся, что воспитанники ГБУ «СРЦ» Старицкого района (не менее 40 человек) приобретут новые знания и навыки, опыт содержательного позитивного взаимодействия с людьми разного возраста и компетенций, получат возможность оценить и развить собственные ресурсы для организации полноценной самостоятельной жизни после возвращения в собственные семьи; надеемся, что сформированная команда специалистов социально- реабилитационного центра, владеющая навыками рефлексивного отношения к собственным действиям, готова использовать в своей деятельности ИКТ, новые технологии воспитательной работы для социально-нравственной и бытовой социализации детей, попавших в трудные жизненные ситуации. И самое главное - мы надеемся на сокращение процесса возврата детей из приемных семей в социально-реабилитационные центры и в детские дома.

Пусть будет так!