УРОК ПО ТЕМЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»
В РАМКАХ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Это занятие я проводил со студентами высшего учебного заведения в рамках семинара по дисциплине «Политология». Но вижу смысл использовать некоторые методические приемы и при изучении этой темы старшеклассниками общеобразовательных школ.
Урок проводится в форме групповой дискуссии, в ходе которого старшекласссники ищут ответ на вопрос великого русского поэта Н.А.Некрасова «Кто гражданин страны родной?». Можно сразу предложить им ответить на этот вопрос, что позволит уже в начале обозначить разные позиции, выявить ключевые тезисы, вокруг которых можно дальше разворачивать дискуссию. Дискуссионные приемы, предусмотренные в плане урока, можно легко перенести в сценарий для внеучебного мероприятия (например, ток-шоу).
Преподаватель использует метод противопоставления, сталкивая полярные позиции. Так, школьники сравнивают притчу о великом художнике П.Пикассо, который рисовал яблоко, когда немецкие войска входили в Париж с поведением простой девушки Ульяны Громовой, которая, оторвавшись от книги Р.Стивенсона «Остров сокровищ», пошла создавать комсомольское подполье в Краснодоне. Формулируя «плюсы» и «минусы» обеих позиций, школьники должны подойти к пониманию того, что составляет суть гражданской позиции: нежелание замыкаться в своем внутреннем мире, открытость по отношению к происходящему вокруг, способность отзываться на то, что касается других, потребность воспринимать и переживать проблемы других, как свои собственные, ощущение общности и взаимной солидарности.
После этого школьникам можно предложить высказать свою позицию по какой-либо социально-значимой проблеме, например, о борьбе с преступностью и терроризмом. В результате обсуждения преподаватель формулирует три альтернативы поведения граждан:
самостоятельное, индивидуальное решение проблемы («каждый сам за себя», «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»);
решение проблемы специально уполномоченными государственными институтами, действующими на основании закона;
решение проблемы путем самоорганизации граждан, минуя государство.
Школьникам предлагается отдать предпочтение одной из альтернатив. По данным различных социологических исследований, в случае угрозы россияне декларируют опору на себя, семью, ближайшее окружение. Можно порассуждать с учениками, почему это происходит.
Преподаватель предлагает для обсуждения ситуацию: как должен действовать человек, если обнаружил щприцы наркоманов в подъезде? Обычно предлагаются такие альтернативы:
не обращать внимание;
вызвать участкового;
подкараулить наркоманов и «разобраться» с ними лично;
организовать дежурство жильцов;
организовать жильцов для установления на двери домофона.
Важно, чтобы ученики обосновали свой выбор из этих альтернатив. Например, как обычно происходит сбор средств на установку домофона? Необходимо подчеркнуть следующие моменты: жители больше узнали друг о друге, были высказаны различные предложения, причем касающиеся не только защиты от наркоманов: организация уборки в подъезде, ремонт без участия коммунальных служб, организация ТСЖ и т.д. Учащиеся могут дополнить рассказ преподавателя собственным опытом самоорганизации. Это и есть «гражданское общество в действии». Важно подчеркнуть, что гражданское движение может начинаться с решения элементарных дел, выходящих за рамки личного повседневного опыта.
Преподаватель подчеркивает, что развитое гражданское общество предполагает высокую степень доверия и солидарности граждан. Однако ведущей тенденцией в современной России остается растущее разобщение людей, что подтверждается данными исследований, проведенных Общественной палатой РФ. «В 1991 году тех, кто считал, «что людям можно доверять», было 41%, считавших, что «с людьми надо быть осторожнее», - 36%. В 2006 году «доверчивых» осталось только 22%, «настороженных» стало 74%... На вопрос «В какой среде вы могли бы рассчитывать на помощь в случае тяжелых жизненных проблем?» 83% опрошенных ответили, что обратятся к близким родственникам. К помощи общественных организаций обратились 4%, в госучреждения – 6%»1. Можно провести подобное исследование и среди старшеклассников, чтобы выяснить, какая часть из них готова объединяться, вступать или создавать собственные общественные объединения и ради чего.
Обычно в этот момент у нас на занятии начинается дискуссия о предназначении и пользе такого рода объединений. Школьники могут подготовить сообщения о своем участии в них. Как показывает наша практика, такие примеры единичные. При том, что в стране растут число действующих неправительственных организаций и их государственная поддержка. Например, социолог О.А.Митрошенков видит признаки гражданского общества в России в следующем: конституцией закреплены основные права и свободы, отменена цензура; есть разные партии, парламент, социальные группы и акторы – бизнес, многочисленные СМИ, профсоюзы, суд; есть гражданские протесты: против монетизации льгот (январь 2005, 240 тыс. чел.), увеличения цен на бензин (февраль, 50 тыс.), реформы ЖКХ (март, 100 тыс.), новых правил дорожного движения (январь 2006, 10 тыс. чел.), митинги в поддержку О.Щербинского (февраль, 25 тыс.); создана общественная палата.2
Старшеклассники могут рассказать о деле О. Щербинского, арестованного после столкновения с машиной губернатора Алтайского края и освобожденного под давлением массовых акций протеста. Преподавателю важно подчеркнуть, что благодаря самоорганизации граждан и общественных институтов, был оправдан человек. Это первое. Во-вторых, предприняты действия, направленные на предотвращение подобных случаев в будущем. В Госдуму даже поступил законопроект о внесении изменений в Закон «О безопасности дорожного движения», предусматривающих существенное ограничение использования чиновниками спецсигналов. Их с легкой руки журналистов называли «поправками Щербинского». Участие граждан в законотворческом процессе свидетельствует о высоком уровне их гражданского самосознания.
Имеет смысл заострить внимание учеников на то, что в связи с «делом Щербинского» в России возникло «цивилизованное автогражданское общество».3 А завершить можно риторическим вопросом: появится ли в России «цивилизованное студенческое гражданское общество»?
1 Профиль. 2007. 5 февраля. С.31.
2 Социс. 2007.№1.С.54.
3 Итоги.2006.27 марта. С.28.
|