|
«Активная роль родителей в жизни детей»
Выступление на классном родительском собрании
на тему «Активная роль родителей в жизни детей»
Валеева Василя Шагитовна
Роль семьи в профилактике вредных привычек самая главная. Личность развивается прежде всего в семье. А самый значительный защитный фактор от вредных привычек – это гармонично развитая личность, с созидательным потенциалом, успешно социализированная.
Такая личность развивается при определенных условиях семейной жизни:
-крепкие семейные узы;
-активная роль родителей в жизни детей;
-понимание проблем и личных забот детей;
-ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система --поощрений эффективней системы наказаний).
От того, какими будут взаимоотношения в семье, зависит, какими вырастут дети. От того, какими они вырастут, какое получат воспитание в детстве, зависит их будущее и наше будущее, наконец, наша старость.
Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими, и в первую очередь, с родителями.
Первый, общий и самый главный принцип, без которого невозможно наладить отношения с ребенком – БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ ребенка.
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь... (драться, лениться, грубить), не начнешь…(хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».
В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…».
Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Причина оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: эти средства не всегда безотказны. Кто не знает такой закономерности: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура.
Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у ребенка условные рефлексы.
Одна из фундаментальных человеческих потребностей – потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Делать это можно многими разными способами. Самые простые:
Приветливые взгляды
Ласковые прикосновения
Прямые слова: «как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Мне хорошо, когда мы вместе…
Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться.
Во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать, - дать ему понять, что вы знаете о его переживаниях (или состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему мнению, чувствует сейчас ребенок. Это поможет понять ребенку, что родитель понял его внутреннюю ситуацию, готов услышать о ней больше, принять ее.
Еще один очень важный момент: если вы хотите послушать ребенка или поговорить с ним, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его за руку или слегка притяните к себе и т.д. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательными к таким знакам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.
Завершить разговор я хочу словами С. Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждает: «Любить – значит принимать человека, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечает: «Бороться–то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок.
Предлагаю вам памятки.
Памятка для родителей.
1. Проявляйте интерес к жизни и проблемам ребёнка – подражая, он очень скоро вернёт это Вам.
2. Будьте искренними – Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребёнком, и он учится лжи и лицемерию.
3. Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливы к чужим недостаткам – это будет для Вашего ребёнка уроком доброты и человечности.
4. Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок вырастет и станет отзываться так же о Вас.
5. Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребёнка.
Правила общения в семье.
1. Начинайте утро с улыбки.
2. Не думайте о ребёнке с тревогой.
3. Умейте «читать» ребёнка.
4. Не сравнивайте детей друг с другом.
5. Хвалите часто и от души.
6. Отделяйте поведение ребёнка от его сущности.
7. Испытывайте радость от совместной с ребёнком деятельности.
8. Дайте понять ребёнку, что он самый любимый и желанный в семье.
9. Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям своих детей.
10. Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции, не подавайте дурной пример.
11. Старайтесь не создавать таких ситуаций, в которых ребёнок может проявить своё негативное поведение.
12. Как можно больше хвалите ребёнка даже за незначительные успехи.
13. Если хотите развить у ребёнка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть.
|
|
|