|
Программа по технологии Раздел «Технологии ведения дома»
Рабочая программа по технологии
Раздел «Технологии ведения дома»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 5-8 классов составлена на основе:
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ТСШ № 1;
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ТСШ № 1;
программы формирования универсальных учебных действий основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ТСШ №1.
Цели изучения предмета «Технология»
Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
Овладение обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
Формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено основное направление технологии: «Технологии ведения дома», в рамках которой изучается учебный предмет.
Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
-
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики и дизайна;
творческая, проектно-исследовательская деятельность;
технологическая культура производства;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
распространенные технологии современного производства.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческого проекта конце учебного года. При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает 210 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 70 ч из расчета 2 ч в неделю; в 7 и 8 классах — 34 ч из расчета 1 ч в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5-8 классы
Разделы и темы программы
|
Количество часов по классам
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Вводное занятие
|
2
|
2
|
1
|
1
|
Технологии домашнего хозяйства (11ч)
|
2
|
3
|
2
|
4
|
1. Интерьер кухни, столовой
|
2
|
-
|
-
|
-
|
2. Интерьер жилого дома
|
-
|
1
|
-
|
-
|
3. Комнатные растения в интерьере
|
-
|
2
|
-
|
-
|
4. Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере
|
-
|
-
|
1
|
-
|
5. Гигиена жилища
|
-
|
-
|
1
|
-
|
6. Экология жилища
|
-
|
-
|
-
|
2
|
7. Водоснабжение и канализация в доме
|
-
|
-
|
-
|
2
|
Электротехника (14ч)
|
1
|
-
|
1
|
12
|
1. Бытовые электроприборы
|
1
|
-
|
1
|
6
|
2. Электромонтажные и сборочные технологии
|
-
|
-
|
-
|
4
|
3. Электротехнические устройства с элементами автоматики
|
-
|
-
|
-
|
2
|
Кулинария (33ч)
|
14
|
14
|
5
|
-
|
1. Санитария и гигиена на кухне
|
1
|
-
|
-
|
-
|
2. Физиология питания
|
1
|
-
|
-
|
-
|
3. Бутерброды и горячие напитки
|
2
|
-
|
-
|
-
|
4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
|
2
|
-
|
-
|
-
|
5. Блюда из овощей и фруктов
|
4
|
-
|
-
|
-
|
6. Блюда из яиц
|
2
|
-
|
-
|
-
|
7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку
|
2
|
-
|
-
|
-
|
8. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
|
-
|
4
|
-
|
-
|
9. Блюда из мяса
|
-
|
4
|
-
|
-
|
10. Блюда из птицы
|
-
|
2
|
-
|
-
|
11. Заправочные супы
|
-
|
2
|
-
|
-
|
12. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду
|
-
|
2
|
-
|
-
|
13. Блюда из молока и кисломолочных продуктов
|
-
|
-
|
1
|
-
|
14. Изделия из жидкого теста
|
-
|
-
|
1
|
-
|
15. Виды теста и выпечки
|
-
|
-
|
1
|
-
|
16. Сладости, десерты, напитки
|
-
|
-
|
1
|
-
|
17. Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет
|
-
|
-
|
1
|
-
|
Создание изделий из текстильных материалов (52 ч)
|
22
|
22
|
8
|
-
|
1. Свойства текстильных материалов
|
4
|
2
|
1
|
-
|
2. Конструирование швейных изделий
|
4
|
4
|
1
|
-
|
3.Моделирование швейных изделий
|
-
|
2
|
1
|
-
|
4. Швейная машина
|
4
|
2
|
1
|
-
|
5. Технология изготовления швейных изделий
|
10
|
12
|
4
|
-
|
Художественные ремесла (24ч)
|
8
|
8
|
8
|
-
|
1.Декоративно-прикладное искусство
|
2
|
-
|
-
|
-
|
2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства
|
2
|
-
|
-
|
-
|
3. Лоскутное шитье
|
4
|
-
|
-
|
-
|
4. Вязание крючком
|
-
|
4
|
-
|
-
|
5. Вязание спицами
|
-
|
4
|
-
|
-
|
6. Ручная роспись тканей
|
-
|
-
|
2
|
-
|
7. Вышивание
|
-
|
-
|
6
|
-
|
Семейная экономика (6ч)
|
-
|
-
|
-
|
6
|
1. Бюджет семьи
|
-
|
-
|
-
|
6
|
Современное производство и профессиональное самоопределение (4ч)
|
-
|
-
|
-
|
4
|
1. Сферы производства и разделение труда
|
-
|
-
|
-
|
2
|
2. Профессиональное образование и профессиональная карьера
|
-
|
-
|
-
|
2
|
Технологии творческой и опытнической деятельности (60ч)
|
21
|
21
|
10
|
8
|
Исследовательская и созидательская деятельность
|
21
|
21
|
10
|
8
|
Всего: 210ч
|
70
|
70
|
35
|
35
|
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка
для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск
новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
-
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:
-
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,
стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дис циплины;
соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
-
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанными с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынках труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах или будущей профессии;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
-
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
становление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
-
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Формы контроля: устный опрос, текущие или итоговые письменные контрольные задания, тесты, задачи, кроссворды, практические работы.
Содержание учебного предмета
Раздел «Технология домашнего хозяйства»
|
|
|