Главная страница

Программа по технологии Раздел «Технологии ведения дома»


Скачать 0.89 Mb.
Название Программа по технологии Раздел «Технологии ведения дома»
страница 1/6
Дата 29.02.2016
Размер 0.89 Mb.
Тип Программа
  1   2   3   4   5   6

Рабочая программа по технологии

Раздел «Технологии ведения дома»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии для 5-8 классов составлена на основе:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ТСШ № 1;

  • планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ТСШ № 1;

  • программы формирования универсальных учебных действий основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ТСШ №1.

Цели изучения предмета «Технология»

Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструмен­тов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой тех­ники;

Овладение обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для проекти­рования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, про­странственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и ор­ганизаторских способностей;

Формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, пред­приимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание граж­данских и патриотических качеств личности;

В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распро­страненных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов при­родной и социальной среды.

В данной программе изложено основное направление технологии: «Технологии веде­ния дома», в рамках которой изучается учебный предмет.

Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным ли­ниям:

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

  • основы черчения, графики и дизайна;

  • творческая, проектно-исследовательская деятельность;

  • технологическая культура производства;

  • история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;

  • распространенные технологии современного производства.

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполне­нием практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоре­тического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятель­ность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческого проекта конце учебного года. При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирова­ния и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), кото­рый обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения тех­нологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает 210 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 70 ч из расчета 2 ч в неделю; в 7 и 8 классах — 34 ч из расчета 1 ч в неделю.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

5-8 классы

Разделы и темы программы

Количество часов по классам

5

6

7

8

Вводное занятие

2

2

1

1

Технологии домашнего хозяйства (11ч)

2

3

2

4

1. Интерьер кухни, столовой

2

-

-

-

2. Интерьер жилого дома

-

1

-

-

3. Комнатные растения в интерьере

-

2

-

-

4. Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере

-

-

1

-

5. Гигиена жилища

-

-

1

-

6. Экология жилища

-

-

-

2

7. Водоснабжение и канализация в доме

-

-

-

2

Электротехника (14ч)

1

-

1

12

1. Бытовые электроприборы

1

-

1

6

2. Электромонтажные и сборочные технологии

-

-

-

4

3. Электротехнические устройства с элементами автоматики

-

-

-

2

Кулинария (33ч)

14

14

5

-

1. Санитария и гигиена на кухне

1

-

-

-

2. Физиология питания

1

-

-

-

3. Бутерброды и горячие напитки

2

-

-

-

4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

2

-

-

-

5. Блюда из овощей и фруктов

4

-

-

-

6. Блюда из яиц

2

-

-

-

7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

2

-

-

-

8. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

-

4

-

-

9. Блюда из мяса

-

4

-

-

10. Блюда из птицы

-

2

-

-

11. Заправочные супы

-

2

-

-

12. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду

-

2

-

-

13. Блюда из молока и кисломолочных продуктов

-

-

1

-

14. Изделия из жидкого теста

-

-

1

-

15. Виды теста и выпечки

-

-

1

-

16. Сладости, десерты, напитки

-

-

1

-

17. Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет

-

-

1

-

Создание изделий из текстильных материалов (52 ч)

22

22

8

-

1. Свойства текстильных материалов

4

2

1

-

2. Конструирование швейных изделий

4

4

1

-

3.Моделирование швейных изделий

-

2

1

-

4. Швейная машина

4

2

1

-

5. Технология изготовления швейных изделий

10

12

4

-

Художественные ремесла (24ч)

8

8

8

-

1.Декоративно-прикладное искусство

2

-

-

-

2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

2

-

-

-

3. Лоскутное шитье

4

-

-

-

4. Вязание крючком

-

4

-

-

5. Вязание спицами

-

4

-

-

6. Ручная роспись тканей

-

-

2

-

7. Вышивание

-

-

6

-

Семейная экономика (6ч)

-

-

-

6

1. Бюджет семьи

-

-

-

6

Современное производство и профессиональное самоопределение (4ч)

-

-

-

4

1. Сферы производства и разделение труда

-

-

-

2

2. Профессиональное образование и профессиональная карьера

-

-

-

2

Технологии творческой и опытнической деятельности (60ч)

21

21

10

8

Исследовательская и созидательская деятельность

21

21

10

8

Всего: 210ч

70

70

35

35



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основ­ной школе:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уров­ню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обу­чающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
    познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выраже­ние желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организа­ции своей деятельности

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
    России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование ин­дивидуально-личностных позиций учащихся.

Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в ос­новной школе:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка
    для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творче­ства в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск
    новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потреби­тельную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творче­ских работ по созданию изделий и продуктов;

  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического про­цесса;

  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция сво­ей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию тех­нико-технологического и организационного решения; отражение в устной или пись­менной форме результатов своей деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информацион­но-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и
    коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
    словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой дея­тельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познава­тельно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по при­нятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравствен­ных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятель­ности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным пред­метам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществле­ния технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности де­ятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проек­тов;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособле­ний и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последователь­ности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,

стан­дартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дис циплины;

соблю­дение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным крите­риям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
    выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправ­ления;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимо­сти продукта труда;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осо­знание ответственности за качество результатов труда;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  • формирование представлений о мире профессий, связанными с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынках труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах или будущей профессии;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, де­нежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта ре­кламы выполненного объекта или результата труда;

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргоно­мики и элементов научной организации труда;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компе­тентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои дей­ствия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуни­кации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации парт­нёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • становление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной коопера­ции; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодей­ствия со сверстниками и учителями;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбо­ра; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невра­ждебным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникатив­ных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических кон­текстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструмен­тами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необхо­димой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Формы контроля: устный опрос, текущие или итоговые письменные контрольные задания, тесты, задачи, кроссворды, практические работы.
Содержание учебного предмета
Раздел «Технология домашнего хозяйства»

  1   2   3   4   5   6