|
«Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями по подготовке детей в школу»
Консультация на тему:
«Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями по подготовке детей в школу».
Подготовила воспитатель:
Чинякова. Р.В
Воспитатель и дети: характеристика способов взаимодействия.
Какие виды педагогической ситуации характерны более всего? Выделим те, которые возникают по ходу выполнения детьми заданий на занятиях или в процессе свободной деятельности- игровой, трудовой; по поводу нарушения правил поведения; ситуаций в сфере эмоционально- личностных отношений между взрослым и ребёнком. В этот перечень необходимо включить и халатное, недобросовестное отношение педагога к своим обязанностям, и те противоречия, которые возникают как между коллективом и администрацией, так и в самом коллективе.
Основной признак возникновения сложной ситуации между педагогом и детьми- противоречия. Возникают они в связи с расхождением цели, которую ставит взрослый, и цели, которую преследуют дети. Вот почему так важно, чтобы педагог владел техникой анализа. Умение это позволит снизить число ошибок, избежать субъективизма в оценке поведения детей, выработать навыки самостоятельного решения.
Все способы взаимодействия педагога как с коллегами, так и с детьми условно делят на продуктивные и непродуктивные. К непродуктивным относят репрессивные меры, так называемое «игнорирование ситуации» и «ролевое взаимодействие». Отметим: ни один из непродуктивных способов не способствует развитию положительных межличностных отношений, так как в их основе лежат «включённые» защитные механизмы психики. Продуктивные способы взаимодействия ,естественно, создают между субъектами отношения долгосрочные, положительные, способствующие их личностному росту. Что относят к продуктивным способам? Речь идёт о «рефлексии», «выяснений мотивов», «стимуле изменить поведение». Так, под ситуацией «выяснение мотивов» следует понимать направленность на другого человека, эмпатическое взаимодействие с ним, прояснение его потребностей, чувств. Разумеется, при этом потребуется сделать над собой усилие.
Какие виды, какие способы взаимодействия наиболее характерны для практики? Развивая продуктивные и непродуктивные меры, отметим:
Агрессию прямую- физические наказания, обвинения, угрозы, оскорбления- и косвенную- перенос агрессивного поведения на другого;
Раздражение, несдержанность в проявлении негативных чувств при малейшем возбуждении в невербальных формах поведения, вспыльчивость, демонстрируемую жестами, злобным взглядом, мимикой, интонацией;
Обиду в отношениях с окружающими за действительные или вымышленные действия;
Подозрительность, недоверие, необоснованную осторожность к окружающим.
«Игнорирование ситуации» как способ взаимодействия подразумевает такое поведение субъекта, при котором он делает вид, что ничего не происходит,- неприятная информация как бы пропускается мимо.
«Ролевое взаимодействие» зиждётся на разнообразных манипуляциях, цель которых- изменить любым способом ( или похвалой, или нравоучением, или категоричной оценкой ) в выгодном для себя свете поведение другого человека.
Под «рефлексией» понимается способность обосновывать собственное поведение, осознавать свои потребности, чувства, мысли, понимать себя и видеть себя глазами других. Формула «Только тот, кто умеет понимать себя, может понять другого человека» применима к педагогу в том случае, если он принимает себя со всех сторон- как с сильной, так и со слабой. Позиция же «неприятие себя» обуславливает негативное восприятие окружающих, стремление занять авторитарную позицию.
Позиция «принимать себя» вовсе не означает, что человек обязан вести борьбу с самим собой, совершать насилие над собой. «Принимать себя»- это означает уметь в своих слабых качествах найти позитивную сторону или выявить такое качество, которое не вызывает отрицательных эмоциональных переживаний. Да, это нелегко. Да, для этого нужны определённые шаги к себе самому, необходимо осознать то, что происходит именно с тобой. Однако как? В психологии выделяют пять шагов рефлексии.
Первый шаг. Осознание того, что происходит с собственным телом. Телесные реакции первичны, поэтому именно эти реакции дают точную информацию о ситуации. Вначале человек краснеет, бледнеет, дрожит или, наоборот, расслабляется, чувствует прилив сил. Только потом «включается» анализ ситуации. Если при этом человек обращает внимание на то, что происходит с ним, с его телом, у него появляется возможность не допустить ошибки.
Второй шаг. Осознание собственных чувств и эмоций. Вербализация чувств в форме «Я- высказывание», с одной стороны, снимает эмоциональное напряжение, а с другой- даёт возможность другому человеку лучше понять нас.
Третий шаг. Осознание собственных мыслей. Для примера приведём два высказывания. Сравнение покажет существенную разницу между ними. Первая фраза: « Я чувствую, что вы меня не понимаете»- нерефлексивна, в ней кроется скрытое обвинение. Вторая фраза: « Когда я думаю, что вы меня не понимаете , я теряюсь( волнуюсь, у меня опускаются руки, я удивлён, я расстраиваюсь и т.п.)»- отделяет чувства от мысли: «Когда я думаю, что вы меня не понимаете….». К тому же у каждого человека могут возникать разные чувства.
Четвёртый шаг. Осознание собственных потребностей. Ответы на вопросы «Что я хочу?» или «В чём я нуждаюсь?» дают возможность четко сформулировать просьбу к другому человеку.
Пятый шаг- осознание собственных действий предоставляет возможность увидеть себя со стороны глазами других людей.
«Выяснение мотивов»- это такой способ, благодаря которому педагог имеет возможность понять чувства и потребности каждого ребёнка, заглянуть ему в душу. Представьте такую ситуацию: средняя группа, накрывают столы для ужина. Один из воспитанников, заглянув в тарелки, ложится на пол, прикрыв голову руками, и кричит: «Я это есть не буду!». Если педагог делает вид, что ничего не происходит, то его действия диагнострируются как «игнорирование ситуации». Если констатирует: «Будешь так плохо вести себя, не пойдёшь на прогулку»- уже как «репрессивные меры». А вот обращение: «Ты же умный мальчик, встань, пожалуйста, перестань плакать и съешь совсем немного»- это уже «ролевое взаимодействие». К «выяснению мотивов» отнесём такую фразу: «Тебе не нравится эта каша, ты боишься, что я заставлю тебя её есть?»
Стимул «изменить собственное поведение» направлен на признание собственной ошибки или неправоты, на проговаривание тех действий, которые могут изменить обстановку, разумеется, на положительный исход. Однако признаемся: взрослые редко приносят детям извинения. Более того, не только ждут, но и часто требуют, чтобы дети просили прощения.
С детьми надо разговаривать откровенно и честно, понимая их внутренний мир, разделяя их переживания. Минуты огорчения и обид дети переживают так же сильно, как и взрослые. Как не процитировать строки и стихотворения И.П. Токмаковой:
Я могу и в углу постоять,
Час могу, два или пять.
Я не брал эту запонку красную,
Ну зачем говорите напрасно вы!
Ребёнок, которому приносят извинения, на всю жизнь запомнит этот справедливый акт. Поэтому ему будет легче осмысленно, а не под давлением или приказанием просить прощения у взрослого. Приём оздоровит не только ситуацию, но и сами отношения, снимет напряжение, создаст условия для длительных положительных отношений.
Чтобы научиться продуктивным способам взаимодействия, педагог должен знать, применять на практике, как сказано выше, технику анализа способов профессиональной деятельности. Алгоритм подобного анализа выглядит следующим образом:
Записать ситуацию, затем в форме прямой речи ответить на вопрос: «Что я мгла бы сказать ребёнку в этой связи?». Формулировка даёт возможность анализировать собственные высказывания и поведение.
Поставить диагноз решению. Для этого необходимо каждое записанное предложение соотнести с одним из шести видов взаимодействия ( «репрессивные меры», « игнорирование ситуации», «ролевое взаимодействие», «рефлексия», «выяснение мотивов», «стимул изменить собственное поведение»). Тогда появится возможность увидеть соотношение общения- продуктивного или непродуктивного.
Выбрать подходящий для решения ситуации продуктивный способ и подобрать необходимые слова.
Применима ли данная техника анализа на практике? Сошлёмся на такой пример. Зима. Дети на прогулке. Педагог разъясняет: «Снег есть нельзя». И тем не менее один ребёнок, как бы не слыша слов взрослого, начинает ходить по сугробам и слизывать снег с рукавиц. Что примерно может сказать в данной ситуации педагог? «Ещё раз говорю: есть снег нельзя, ты заболеешь!». В этом высказывании кроются ролевые установки. Педагог не выходит за рамки своей социальной роли, поэтому фраза эта диагнострируется как «ролевое взаимодействие». Если приказ звучит грозно: «Сейчас же, немедленно прекрати есть снег! Иначе накажу!», это уже «репрессивная мера».
Чтобы решить ситуацию продуктивно, необходимо определить, как действует ребёнок: радостно? так, чтобы привлечь внимание взрослого? Если он получает удовольствие, педагог проясняет мотив, которым он руководствуется «Ты рассердился, потому что…?» ( «выяснение мотива»). Продуктивные способы взаимодействия развивают педагогическую чувствительность к детям и вызывают у них эмоционально положительный и интеллектуальный отклик.
|
|
|