Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому развитию воспитанников №20 «Подснежник»
городского округа Рефтинский
Конспект
познавательно – речевого занятия для детей первой младшей группы
в игровой деятельности с песком
«Ёжик».
Составитель:
Воспитатель I квалификационной категории
Новикова Елена Алексеевна
Тип занятия: интегрированное.
Вид занятия: познавательно - речевое
Программное содержание:
Цель: Развивать речь детей и расширять их представления об окружающем мире в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• формировать представления детей о свойствах песка (сухой, мокрый)
• формировать навыки экспериментирования с песком;
• обогащать тактильный опыт детей;
• активизировать словарь детей
Развивающие:
• развивать культурно-личностные отношения в процессе взаимодействия со сверстниками;
• развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;
побуждать детей экспериментировать;
Воспитывающие:
• воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;
• воспитывать аккуратность;
• вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Дидактическое обеспечение занятия:
-игрушки: ежик, лиса, медведь;
- песочница,
- сухой песок,
- кинетический песок
- формочки, совочки,
- счётные палочки,
- запись с голосами птиц.
- леечка с водой
Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.
Приемы:
- Тактильно-мышечные;
- Единый сюжет в соответствии с темой занятия;
- Разнообразные формы организации заданий.
Предварительная работа: игры с песком, разучивание русских народных потешек, стихов, разучивание песенки «Маленький ёжик», просмотр и обсуждение презентаций, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, дидактические игры.
Последовательность
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
Планируемый результат
|
Мотивация на совместную деятельность
Актуализация знаний детей
|
Организует детей, концентрирует внимание; включает детей в образовательную деятельность.
Ребята, смотрите, что это? Верно коробка, это не простая коробка – это нам прислали посылку. Вам интересно узнать, что там? Да, и мне тоже не терпится. Давайте откроем и посмотрим, что там (открывают коробку).
Как называются эти предметы? (Яблоко, гриб, картинка половинки ежа)
«Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно... (Ежик)»
|
Дети отвечают на вопросы педагога; договаривают; перечисляют, сосредотачивают внимание, отгадывают загадку, называют предметы
|
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности.
Создание хорошего настроения
Включение в образовательную деятельность
|
Игровая ситуация, побуждающая интерес
детей к новому знанию
Включение детей в целеполагание
|
Организует диалог
Запись «голоса птиц».
Вы слышите, птички в лес нас приглашают, на полянку созывают.
Ставит цель
Как вы думаете, ребята, может быть ёжику нужна помощь и это он нам прислал посылку. Хватит у нас с вами сил, чтобы помочь ему, тогда в путь…
|
Слушают, выражают собственные мысли
|
Проявление готовности к совместной деятельности;
Проявление интереса к предстоящей деятельности.
|
Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой
Подвижная игра
|
Приглашает детей поиграть
Зашагали ножки: топ, топ, топ.
Прямо по дорожке: топ, топ, топ.
Ну-ка веселее: топ, топ, топ.
Вот как мы умеем: топ, топ, топ.
|
Деи играют, повторяют или закрепляют движения, демонстрируют физическую активность.
|
Создание хорошего настроения.
Получение заряда бодрости.
|
Проблемный вопрос
|
Задает вопросы стимулирующие процесс мышления; создает проблемную ситуацию; вовлекает к совместной деятельности.
Кто-то нас встречает? Кто это? Шли по лесу не спеша и увидели ежа.
Кто здесь живет? А как нам познакомиться с ёжиком? Верно. Давайте поздороваемся с ёжиком: «Здравствуй, ёжик!» И спросим: «Можно к тебе зайти в гости?».
|
Высказывают предположения, обосновывают ответ.
|
Умение вступать в диалог.
Совершенствование навыков позитивной коммуникации.
|
Включение детей в исследовательскую деятельность
|
- А теперь поздороваемся с песочком. Вы ладошки положите и песочек ощутите. Он сухой или мокрый (сухой). Мягкий или твёрдый? (мягкий). Оттряхните ладошки. Вот так!
- Посмотрите, какие у ёжика колючки? (ёжик какой?)
Ежик, ёжик, мы друзья.
Дай погладить нам тебя.
Ой, какой… колючий!
Что ж ты ёж, такой колючий?
«Это он на всякий случай. Знаете кто его соседи? Лисы, да медведи».
|
Высказывания, рассуждения детей, участвуют в групповых действиях, делятся впечатлениями,
|
Закрепление знаний о свойствах песка: сухой, прохладный, сыпучий, приятный, мягкий.
Закрепление понятий: «сухое - мокрое», «мягкий-твёрдый», «колючий».
|
Пальчиковая гимнастика
|
Знакомит детей с игрой, дает инструкцию; стимулирует детей к решению проблемы; Способствовать снятию мышечного напряжения. Создать условия для хорошего настроения. Учить детей получать удовольствие от игры.
- Ребята хотите научить ёжика различать следы его соседей на песке. Смотри ёжик, как зайка делает свои следы. Прыг-скок. Покажите один пальчик. Глубоко его засуньте в песок. Выпрыгнул пальчик, как зайчик. И у Саши, и у Тани пальчики глубоко ушли в песок. И так же легко прыгают. Видишь, Ёжик, какие следы у Зайки.
- Чтобы было заметно какой след оставит лисичка, я песочек выровняю. Вот Лиса Патрикеевна идёт, хвостиком виляет, свой след на песке оставляет. Смотрите, я опять одним пальчиком провожу по песочку. То в одну сторону, то в другую. Попробуйте и вы, как ходит лисичка. А ты, Ёжик видишь, какой след оставляет Лиса Патрикеевна.
- Опять выравниваю песочек, чтобы узнать какой след оставит на песке мишка косолапый. Крепко-крепко сожмите кулачки. Топ-топ, топ-топ мишка по лесу идёт. И вы как мишки походите по песочку. Видишь, Ёжик, какой след оставляет Мишка.
- А ты, Ёжик знаешь, какой след сам оставляешь? Возьмите у меня мячики. Похожи мячики на Ёжика. У них тоже есть такие колючки. Кладите мячики на песок. Ладошкой крепко придавите, а потом вперёд катите. То вперёд, то назад. Посмотри, Ёжик! Вот такой след остаётся на песке после от твоих колючек. Теперь он знает у кого, какой след, и вовремя сможет спрятаться, чтоб его звери лесные не поймали».
|
Действуют по образцу.
Слушают и выполняют инструкцию в игре.
|
Совершенствование координации движений, мелкой моторики. Ориентация на плоскости. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
|
Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой
Подвижная игра
|
Ой, что-то Ёжик мне шепчет. Он предлагает нам с ним поиграть. Скорее выходите на полянку. Хотите сейчас превратиться в маленьких ежат? Теперь вы маленькие ежата, а не девочки и мальчики. Ежата будут гулять по лесу, но как только встретят лису или медведя, согнутся в клубочек и выставят свои иголочки-колючки. Ёжики гуляют прямо по полянке. А в лесу то жарко, солнце светит ярко. Птички щебечут, песни распевают. А тут, откуда ни возьмись, лиса идёт, ёжиков ищет. Скорее ёжики прячьтесь. Согнулся ёжик, иголки выставил и фырчит на лису ф-ф-ф. Испугалась лиса острых колючек и убежала. Опять ёжики гуляют. А тут медведь. Ого, где тут ёжики? А ёжик опять в клубок согнулся и фырчит. И медведь ни с чем ушёл. Были вы ежата, а теперь снова девочки и мальчики.
|
Деи играют, повторяют или закрепляют движения, демонстрируют физическую активность, берут на себя роль
|
Создание хорошего настроения.
Получение заряда бодрости.
|
Продуктивная деятельность
|
Вовлекает детей в творческую деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность; постановка проблемы;
Что же, Ёжик, опять загрустил? С нами ему весело и хорошо? А он ведь совсем один. Нет у него друзей. Что нам делать? Как помочь ёжику?» У нас же есть песок. Сможем мы ёжику слепить друзей из песка: ёжиков? Хотите проверить?
Способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Подойдём к песку. Из сухого песка можно лепить? Как же нам быть, что можно сделать, чтобы из песка слепить? Ой, что это нам показывает ежик? А что будет, если намочить песок водой? Какой стал песок (мокрый)?
Да, ребята из мокрого песка можно лепить? А ещё у меня есть волшебный песок, потрогайте его. Он какой? Верно, сухой, а лепится, а давайте из него слепим ёжиков? Как слепить из песка Ёжиков? Беру форму и совочек, насыпаю в неё песок до самого края. Затем немного постучу, чтобы весь песок плотно засыпался. Потом переворачиваю форму, опять по ней стучу совком и снимаю. Какие замечательные получаются у вас ежата. Что-то не хватает у наших ежей (иголок). Из чего же нам их сделать? Посмотрим, что у нас есть. Цветные палочки. Выберите любого цвета палочки. Вот из них мы и сделаем колючки нашему ёжику. Какого цвета иголки у Катиного Ёжика…
Вот теперь ёжик и у тебя есть много друзей. Тебе есть с кем играть. А нам пора прощаться. До свиданья, Ёжик. Мы к тебе ещё придём!
|
Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; участвуют в эксперименте; наблюдает за преобразованием предмета; выражает собственное суждение; осваивают последовательность деятельности; выставляют на всеобщее обозрение свою работу; проявляют самостоятельность; осваивают свойства материала (песка), действуют с материалом по образцу, делают выбор, подбирают предметы по цвету.
|
Проведение опыта.
Проявляет творческую активность в процессе деятельности.
Умение подбирать необходимые материалы для работы.
Умение делать логический вывод.
Умение следовать правилам.
Проявляет познавательный интерес.
|
Подвижная игра
|
Приглашает детей поиграть
Зашагали ножки: топ, топ, топ.
Прямо по дорожке: топ, топ, топ.
Ну-ка веселее: топ, топ, топ.
Вот как мы умеем: топ, топ, топ.
|
Деи играют, повторяют или закрепляют движения, демонстрируют физическую активность.
|
Создание хорошего настроения.
Получение заряда бодрости.
|
Итог творческой деятельности.
|
Вам понравилось наше путешествие. У кого мы были в гостях? Почему Ёжик был грустный? Вы такие умнички, помогли ёжику, слепили ему друзей. Теперь он не один. Ему теперь есть с кем играть?
|
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе;
|
Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы.
|
|