|
Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся
Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Основного
Общего Образования отмечается, что личностные результаты освоения основной образовательной программой должны отражать «освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей».
определение Социализации. И это естественно, что человек развивается на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой и усваивает социальные нормы и культурные ценности.
Основные задачи социализации в школе: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых, формировать активную гражданской позиции. Исходя из этих задач одной из современных педагогических технологий является социальное проектирование, которое активно внедряется во внеурочную деятельность школы.
Социальное проектирование – это
активная форма воспитания,
процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта,
способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению.
Социальное проектирование способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа.
это фактор социализации и самореализации молодежи, самостоятельного решения их собственных проблем.
Очевидны преимущества работы над социальным проектом в школе: высокая мотивация,
энтузиазм и заинтересованность детей,
связь полученных знаний с реальной жизнью,
выявление лидеров,
самоконтроль,
сознательная дисциплинированность группы.
С психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся
практикой регулирования межличностных отношений,
становления навыков делового общения,
овладения основами перспективного планирования,
принятия решений и осознания ответственности за их выполнение.
проявляются такие качества личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, коммуникабельность.
Цель социального проектирования в школе - привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества.
Задачи социального проектирования: включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению проблем силами самих учащихся; повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации; закрепление навыков командной работы; совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
Успешность проекта зависит
от потребности школьников в организации определенной деятельности;
от достижения эффекта в социальной сфере;
от расширения числа людей, получающих пользу
Важна выработка алгоритма организации проектной деятельности. Он, к примеру, может быть таков:
1. Выявление проблемы.
2. Определение темы проекта.
3. Анализ потребностей.
4. Формулирование цели проекта.
5. Выдвижение идеи, гипотезы решения проблемы.
6. Разработка задач, направлений проектной деятельности.
13сл
7. Деление коллектива на группы.
8. Определение необходимых ресурсов и источников их получения.
9. Разработка общего плана, этапов и сроков реализации проекта.
10. Непосредственная реализация проекта.
11. Презентация проекта.
12. Внутренняя и внешняя оценка проекта.
Особо выделяю вопрос постановки проблемы, т.к. по опыту знаю, что ее трудно бывает сформулировать. Проблема – это Конкретное описание неудовлетворяющего аспекта современной жизни с указанием значимых факторов, вызывающих и поддерживающих это явление
Цель
это мечта, которая должна осуществится к точно определённому сроку
Результат
Конкретный предмет (вещь, услуга, организация мероприятия, поведение, имидж), направленный реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе.
Из опыта В нашей школе уже три года существует «Ярмарка социальных проектов»
Идеи первого проекта, когда мои ученики были в 8 классе, подсказывали мы – педагоги. Это были наши первые шаги. Мы учились вместе с ребятами.
В 9классе мои ученики предложили идею для социального проекта: приобрести микроволновую печь. Идея понравилась, поскольку такой продукт был необходим для школьного буфета – им могли пользоваться учителя и учащиеся. Девятиклассники сами нашли проблему, которая на тот момент была действительно очень актуальна.
А в 10 классе дети предлагали свои идеи по улучшению условий в кабинетах. Было много дебатов, но остановились на необходимости оказать помощь в оформлении кабинета ИКН. Ребята совместно с учителями ИКН и информатики разработали дизайн-проект кабинета. Нашим классом была заказана и приобретена карта РМЭ с современным дизайном.
Таким образом, мы считаем, что с помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, но еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать за себя и свой коллектив. Работа над социальным проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, открывает новые возможности. Каждый учащийся может получить за время обучения в школе определенный социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно
|
|
|