|
Роль воспитания в современной образовательной политике. Воспитательная деятельность Дома детского творчества «На реке Сестре»
Роль воспитания в современной образовательной политике.
Воспитательная деятельность Дома детского творчества «На реке Сестре».
Воспитание - это механизм обеспечения
сохранения исторической памяти популяции.
(академик И. П. Павлова)
Термин «воспитание» гораздо старше термина «образование». Слово «образование» было введено в обиход Н.И. Новиковым в 18 в. В результате религиозно-православного влияния, категория «образование» стала соотноситься с понятием «образ Божий», заключая в себе ключевую воспитательную цель взаимодействия субъектов образования – становление воспитанника, его развитие в образе Божьем и достижение высшей, Божественной духовности, что и составляет «ОБРАЗОвание».
Сегодня формулировок воспитания множество. Например:
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Воспитание (в широком социальном смысле), включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека;
Воспитание (в узком смысле) - как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Несмотря на множество формулировок, воспитание в настоящее время находится в тени обучения и не находит серьезной поддержки со стороны государства.
Например, в проекте закона «Об образовании» воспитание не стало базисным разделом закона, в отличие от обучения. В основном, воспитание упоминается в рамках формулировок, например, термина «образование», под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства. (статья 2), а также «образовательного процесса» - педагогически обоснованного процесса обучения, воспитания и развития.
Также в статье «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» говорится о том, что
государственная политика в сфере образования основываются на следующих принципах, в том числе воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде и т.д.
В статье 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование»
Кратко приводятся направления воспитания в рамках каждого типа образования (начального, общего, среднего).
По-моему мнению, категория «воспитание» должна выполнять в Проекте более весомую роль. Ведь воспитание – это самая острая проблема и задача современного общества. А современное образование без воспитания как телега без колеса, не приведет к нужной цели.
В современной России важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Грамотно организованная воспитательная деятельность в рамках системы образования способна эффективно развивать эти качества у подрастающего поколения. И очень радует, что понимание этого приводит к конкретным действиям на разных уровнях.
Так, 8 ноября 2011 года Правительство Санкт-Петербурга Постановлением № 1534 утвердило «Программу по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы», разработанную Комитетом по образованию.
Программа охватывает различные направления деятельности по формированию ценностных установок детей и подростков и в качестве основных партнеров называет семью, школу и общество в целом. Но все же главная роль отводится ребенку, т.е. внешний процесс воспитания должен привести к внутреннему процессу – самовоспитанию. Также на первый план выводится нравственное воспитание, ведь «воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Это высказывание Теодора Рузвельта сегодня актуально как никогда, состояние общества подтверждает его слова.
Особая роль в данной Программе отводится дополнительному образованию, созданию отделений дополнительного образования (ОДОД) на базах школ. И это не случайно. Дополнительное образование раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата, способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, повышает собственную самооценку ребенка и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Также среди задач, решаемых системой дополнительного образования - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Кроме того, дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы.
Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.
В проекте Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская школа – 2020» выделяется особая роль дополнительного образования как «неформального образования», обладающего эффективным воспитательным потенциалом.
В 2011 году в Доме детского творчества «На реке Сестре» разработана Программа развития воспитательной системы ДДТ «На реке Сестре «Воспитание неформальным образованием», в которой описаны теоретические основы организации воспитательной деятельности не только на уровне учреждения, но и на районном уровне.
В настоящий момент воспитательная деятельность ДДТ «На реке Сестре» осуществляется через систему воспитательной работы, руководствующуюся федеральной и районными целевыми программами и планами, с учетом особенностей дополнительного образования.
Мероприятия проводятся в соответствии с направленностями работы ДДТ, а также по основным воспитательным направлениям:
• Поддержка и развитие талантливых детей
• Толерантность
• Здоровый образ жизни
• Патриотическое воспитание
Основной формой реализации программы является проектная деятельность.
В ДДТ разработаны и успешно реализуются следующие проекты, программы и мероприятия по направлениям:
1. Поддержка и развитие талантливых детей:
• Проект «Фестивальный круг» (танцевальный, театральный, вокально-хоровой фестивали, фестиваль рок-музыки, декоративно-прикладного творчества).
• Выставки ИЗО и ДПИ.
• Конкурсы по направлениям (ИЗО, ДПИ, фото, видео, компьютерный дизайн и т.д.)
2. Толерантность
• Проект «Толерантная среда».
• Фестиваль детского творчества «Культурной столице – культуру мира (совместно с ЦПМСС);
• Международный форум старшеклассников «Молодежная культура. Два лица: свое и чужое» (районная секция);
• Проведение мероприятий в городском детском оздоровительном лагере
3. Здоровый образ жизни
• Проект «Искра. Воспитание здорового образа жизни средствами социально-досуговой деятельности» (для учащихся 5-6 классов).
• Соревнования по туризму: «Золотая осень», соревнования по технике пешеходного туризма, посвященные Дню защитника Отечества, соревнования по туризму «Тропой индейцев».
• Мероприятия по ПДД:
• Соревнования
• Игровые программы
• Акции
Шахматные турниры
Летняя оздоровительная кампания: организация работы кружков и досуговых мероприятий на базе летних городских лагерей, спортивно-туристские походы, отдых творческих коллективов в ДОЛ «Солнечный».
Проект «Профилактика наркозависимости детей и подростков в учреждении дополнительного образования» - в рамках районной целевой программы «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту 2009-2012 годы»;
Программа «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» - в рамках районной целевой программы «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в Курортном районе»:
- Организация работы общедоступных кружков и привлечение
в них детей и подростков;
- Работа с трудными подростками на основании списков ОДН;
- Мероприятия: Фестиваль рок-музыки.
4. Патриотическое воспитание:
• Проект «Моя Малая Родина» (для учащихся 5-6 классов).
• Проект «Лидер» (7-11 классы).
• Фотокросс «Этот День Победы!», посвященный Дню Победы.
• «А ну-ка, парни!» - конкурс старшеклассников.
• «Мы – граждане России!» - вручение паспортов юным жителям Курортного района.
В рамках реализуемых проектов деятельность ведется по следующим направлениям:
1. Обучение и поддержка классных руководителей.
2. Расширение спектра образовательных услуг и кружков дополнительного
образования детей.
3. Организация массовых мероприятий как одна из форм досуга детей в свободное от учебы время.
4. Методическое сопровождение развития ДОО – работа с руководителями ДОО
5. Деятельность детских общественных объединений (ДОО)
6. Работа с семьей
Ежегодно проводится корректировка системы воспитательной деятельности с учетом изменений в современной образовательной политике.
В заключении хочется вернуться к словам академика И. П. Павлова: «Воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции». От воспитания напрямую зависят наша история и культура. Какими мы сейчас воспитаем наших детей, таким будет и наше будущее. Если все время помнить об этом, тогда процесс воспитания станет более осознанным и эффективным.
|
|
|