Главная страница

Методическая разработка классного часа «Каждый сам за себя или дружная семья»


Скачать 66.13 Kb.
Название Методическая разработка классного часа «Каждый сам за себя или дружная семья»
Дата 04.03.2016
Размер 66.13 Kb.
Тип Методическая разработка

Методическая разработка классного часа

«Каждый сам за себя или дружная семья»-30.04.10

Подготовила Смирнова Р.В.- классный руководитель 6 в класса

Цели:

  • Сформировать представление об индивидуальных и коллективных ценностях, присущих классу

  • Определить степень удовлетворённости учащихся своим коллективом

Предварительная подготовка:

  • Заранее распечатать и повесить в классе на «Информаци­онный стенд» «Характеристику различных уровней раз­вития коллектива».

  • Составить вопросы анкетирования.

  • Учитель. Ребята, вы заранее ознакомились с характе­ристикой различных коллективов. Конечно, в них отражены не все варианты групповых взаимоотношений. Смысл этой классификации состоит в том, что каждый коллектив имеет «своё лицо» - стиль поведения и определенные ступени раз­вития. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечат­лениями и высказали мнение по этому поводу, а заодно и по­думали, какие черты присущи нашему классу?

  • Но прежде чем приступить к устному обсуждению данно­го вопроса, давайте проанализируем наш коллектив с помо­щью простой анкеты.


Анкета «Какой наш класс»
Отвечайте «да» или «нет».

Постарайтесь оценить ситуацию по пятибалльной системе. Внесите свои замечания или пояснения к вопросам, кото­рые вас особенно затронули.

  1. Сплочен и дружен ли наш класс?

  2. Активно ли участвует наш класс в общих делах школы?

  3. Помогут ли вам в учебе одноклассники, если вы попросите?

  4. Что у нас в классе легче сделать:

а) попросить списать;

б) объяснить непонятный материал и позаниматься.

5. Если вы отстали в учебе по болезни, предложат ли вам
ребята помощь?

6. Если у вас случилась неприятность:

а) вас в классе поймут и помогут;

б) останутся равнодушными

  1. Заметят ли ваше плохое настроение или самочувствие ваши одноклассники?

8. Вы бы хотели учиться в другом классе?

9. Ваш лучший друг — одноклассник?

  1. У вас много приятелей в классе?

  2. Вы довольны своим положением в классе?

  3. Какую характеристику классу вы выберите из предложен­ной «классификации»?

а) «Песчаная россыпь»

б) «Мягкая глина»

в) «Мерцающий маяк»

г) «Алый парус»

д) «Горящий факел»

Учащиеся обсуждают:

  • на каком этапе развития находится класс

  • что мешает классу подняться на более высокий уровень развития

  • что поможет классу подняться на более высокий уровень развития

Проведенное анкетирование и дальнейшее обсуждение помо­жет получить учителю полную и развернутую информацию о: состоянии взаимоотношений в классе; степени удовлетворенности детей своим положением в коллективе; видении школьниками перспектив развития своего кол­лектива.

Приложение к разработке классного часа

«Каждый сам за себя или дружная семья»

Характеристика уровней развития коллектива по А. Н. Лутошкину
Песчаная россыпь

Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них - сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рас­сыплет по площадке. Дунет ветер посильнее - и не станет рос­сыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как пес­чинка: вроде все вместе и в то же время каждый - отдельно. Нет того, что сцепляет, соединяет людей. В таких группах люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет об­щих интересов, общих дел. Такая группа существует формаль­но, не принося радости тем, кто в нее входит.

Мягкая глина

Известно, что мягкая глина - материал, который сравни­тельно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, - а таким в группе организатор - этот материал превращается в искусно изготовленный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остать­ся простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного челове­ка, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки и не все получается: у организаторов нет достаточного опыта совмест­ной работы.

Скрепляющим звеном здесь еще являются дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелатель­ные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко при­ходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые при­ятельские группировки, члены которых мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера -хорошего организатора - пока нет, или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.

Мерцающий маяк

В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодиче­ски выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я го­тов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобла­дает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание -это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть люди, на которых

можно опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, -те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.

Группа заметно выделяется среди других групп своей ин­дивидуальностью. Однако членам группы бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей; некоторым членам группы не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не толь­ко в своем коллективе, но и в том более значительном кол­лективе, в который группа, как часть, входит. Активность проявляется всплесками, да и то не у всех.
Алый парус

Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспо­коенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один -за всех и все -за одно­го» . Дружеское участие и заинтересованность делами друг дру­га сочетаются с принципиальностью и взаимной требователь­ностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большин­ства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда кого-то постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в дру­гих коллективах, например в соседних.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хвата­ет мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно по­ложение дел может быть исправлено.

Горящий факел

Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом

для которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя нехоже­ные тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя -коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив -тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.