Главная страница

Развитие коммуникативных способностей на уроках литературы как фактор социализации учащихся школы III-IV вида


Скачать 35.37 Kb.
Название Развитие коммуникативных способностей на уроках литературы как фактор социализации учащихся школы III-IV вида
Дата 12.02.2016
Размер 35.37 Kb.
Тип Задача

Еретина Н. А.

Учитель –дефектолог, учитель русского языка
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ III-IV ВИДА

Главная задача образовательной политики - достижение нового, современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Личность ученика, его индивидуальность – главная ценность, в связи с которой проектируются все другие звенья образовательного процесса.Основным приоритетом в процессе воспитания личности ученика является социализация.Что следует понимать под понятием «социализация»?

Социализация — становление личности- процесс усвоения индивидом социального опыта. Для успешной социализации учащихся школы 4 вида первостепенное значение имеет развитие коммуникативных способностей.

Проблемы коммуникативности, речевой культуры как фактора социализации учащихся с ограниченными возможностями поднимаются давно. Особенно актуальными они являются для незрячих и слабовидящих школьников, обучающихся в условиях школы-интерната. Актуальность проблемы обусловлена объективными фактами:одной из причин, препятствующих включению в социум учащихся с грубым поражением зрительного анализатора, является низкий уровень развития речевой культуры. Речь учащихся школ3-4 вида зачастую примитивна, шаблонна, недостаточно точна, их словарь беден и ограничен. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует самореализации ребёнка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Дети не всегда умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими. В условиях обучения детей в спецшколе—интернате III-IV вида учитель решает и коррекционные задачи: формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию кновым жизненным условиям; развитие личностных компонентов познавательной деятельности; формирование гибкости мышления; развитие умений принимать и использовать информацию из разных источников; индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального развития личности; создание благоприятной социальной среды, в которой обучается и воспитывается ученик. Преодоление недоразвития речи у учащихся со зрительной депривацией, формирование личностного самосовершенствования является платформой социализации учащихся. Социализация учащихся предполагает приобщение их к знаниям и освоение культурных образцов, ценностных идеалов культурного наследия. Эти задачи, на мой взгляд, помогает решить урок литературы, каждый из которых - это встреча с великим наследием культуры и возможность разговора о проблемах нравственности.

Работа на уроке проводится по ряду направлений. Одно из них - анализ художественных произведений в культурологическом аспекте. В рамках подготовки к занятиям предлагаю детям задания по исследованию исторического материала, характеризующего время, просмотр и анализ иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений по данному тексту. На уроках выявляется не только культурно-исторический контекст создания произведения, но и определяется круг важных общечеловеческих вопросов, на которые оно пытается дать ответ. Стремлюсь с учащимися говорить о произведении сквозь призму современности. Урок литературы даёт возможность подростку испытать те эмоции, чувства, которые он ещё не испытывал и лишь готовится пережить. На уроке избегаю давать готовые оценочные суждения и нравственные выводы, так как детям важно через анализ той или иной ситуации, поступка героя произведения прийти к самостоятельному нравственному выводу, формирующему высокие духовные запросы. Так при изучении, например, повести " Капитанская дочка" наряду с литературоведческими и историческими вопросами дети задумываются над такими вопросами: Что такое любовь? Можно ли считать чувства Швабрина к Маше Мироновой любовью? На что способен по-настоящему любящий человек? Что такое дружба? Предательство? Верность? Полнее понять характер литературного героя, пережить полноту переживаний помогает театрализация на уроках литературы. Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Такие занятия предоставляют подросткам возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения. Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес школьников, поддержать уверенность в себе, помочь понять характеры героев, выбрать верную интонацию, мимику,позу, жест. Именно с последними и возникают трудности у слепых и слабовидящих школьников. Поэтому к инсценировкам, даже небольшим, дети готовятся под руководством учителя. Инсценирование открывает большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся. Так постепенно в сотворчестве с детьми идёт работа по формированию духовно-нравственного стержня, общекультурной и коммуникативной компетенции как факторов социализации учащихся со зрительной депривацией.