Устная форма речи
|
|
Звуковая сторона речи
|
Лексический
запас
|
Грамматический
строй
|
Психологические
особенности
|
Звукопроизношение
|
Фонематические
процессы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Дефектное произношение оппозиционных звуков, нескольких групп.
Преобладают замены и смешения нередко искажённых звуков:
ш = с, р = л, б = п
и т.д.
До 15 звуков.
|
Недостаточная сформированность (несформированность в более тяжёлых случаях):
с = ш, р = л,
п = б.
До 18 звуков.
|
Ограничен рамками обиходно-бытовой тематики; качественно неполноценен: неправильное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов – смешения и замены по смыслу и по акустическому сходству (куст-кисть).
|
Недостаточно сформирован:
а). Отсутствие сложных синтаксических конструкций;
б). Аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
|
1. Неустойчивое внимание;
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
3. Недостаточное развитие способности к переключению;
4. Слабое развитие словесно-логического мышления;
5. Недостаточная способность к запоминанию;
6. Недостаточный уровень развития контрольных действий.
Следствия:
Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
Трудности формирования учебных умений:
- планирования учебной работы;
- определения путей и средств достижения учебной цели;
- контролирования учебной деятельности;
- умение работать в определённом темпе.
|
Следствия недостаточной
сформированности
звуковой стороны речи
|
Следствия недостаточной
сформированности
лексико-грамматических
средств языка
|
Недостаточная сформированность (отсутствие) предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой.
Трудности овладения чтением и письмом – наличие специфических (дисграфических) ошибок на фоне большого количества разнообразных других.
|
1. Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами;
3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
4. Недостаточное развитие связной речи.
|
Недостаточная сформированность (отсутствие) предпосылок к продуктивному овладению программой обучения родному языку (и математике).
|
Трудности усвоения программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.
|
|