Главная страница

Методические разработки по воспитанию речевого голоса Э. Чарелли и по сценическому движению В. М. Стеценко


Скачать 115.01 Kb.
Название Методические разработки по воспитанию речевого голоса Э. Чарелли и по сценическому движению В. М. Стеценко
Дата 16.02.2016
Размер 115.01 Kb.
Тип Методические разработки

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 11

Утверждаю
Приказ № _____ от ________

Директор___

Дополнительная образовательная программа «Я - артист»

 

Дополнительная образовательная программа рассчитана для детей 7-9 лет на 1 год
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 2013-2014 учебный год
Год разработки дополнительной образовательной программы-2013


Программа составлена Принята на заседании

учителем начальных классов педагогического совета

МБОУ СОШ № 11 Бусол О.Б. Протокол №____ от____


Мурманск

2013 год

Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Я - артист»  модифицированная, рассчитана на 1 год обучения и предназначена для учащихся 1-х классов начальной школы.

Возраст 7-9 лет.

При разработке настоящей программы использованы примерные программы внеурочной деятельности (авторы-составители: Д. В Смирнов, А. А Тимофеев, В. А. Горский); авторская программа И.А. Генераловой «Мастерская чувств»; образовательная программа первого уровня обучения «Развивающие театральные игры» по методике З.Я. Корогодского; методические разработки по воспитанию речевого голоса Э. Чарелли и по сценическому движению В.М. Стеценко.
Организация театрального кружка «Артист» в начальной школе как одно из направлений дополнительного образования в свете внедрения ФГОС НОО.
 Воспитание подрастающего поколения – многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей. Одной из важнейших форм влияния на личностное развитие детей является художественное воспитание, в частности воспитание посредством занятий по театральному творчеству.

Театр – это уникальный вид искусства, так, как он синтетический. Занимаясь театральным творчеством, ребенок развивается всесторонне. Театр развивает не только речь и такие качества, как внимание, фантазию, воображение, память, чувство ритма, пластичность тела, но и пробуждает в человеке разум и совесть, вовлекает в сотворчество.

Цель программы

Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области театрального искусства.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Развивать физические природные задатки (мышечная свобода, пластика тела, дикция) и психические свойства

(память, внимание, воображение, фантазия и др.), помогающие достижению успеха в театральном виде творчества.

Научить слушать, понимать и анализировать литературный материал, на основе которого будет готовиться постановка.

Научить формулировать определения основных понятий и терминов по театральному искусству и использовать их на занятиях и репетициях.

Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).

Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

  Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

 Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

 Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

 Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

 Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

 Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

 Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

 Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОГРАММЕ

1. Сформированность у учащихся мотивации к творчеству

1. Пополнение словарного запаса учащихся.

2. Развитие речи учащихся.

3. Сформированность выразительных способностей

4. Сценическое раскрепощение – «публичное одиночество»

Учебно-тематический план кружка «Я-артист»



Наименование темы

Кол-во часов

1

Ритмопластика

4

2

Культура и техника речи

5

3

Основы театральной культуры

2

4

Работа над спектаклем

20

5

Экскурсии

3




Итого

34

 

Содержание изучаемого курса



Тема

Содержание занятия

Количество часов

Дата

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Познакомимся, мой друг! Знакомство с понятием «театр»

Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений Игра «Назови свое имя ласково»

0,5

0,5




2

3

Изображение героев. Попробуем измениться.

Работа над спектаклем «Осень»


Познакомить с понятиями «мимика», «жест». Упражнять в изображении героев с помощью мимики и жестов.

Игра «Назови ласково соседа»

Пантомимические загадки и упражнения Работа над дикцией.

Учить пользоваться интонациями.

Учить создавать образы с помощью жестов, мимики.

1

1




4

Учимся четко говорить.

Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

Погружение в сказочную ситуацию.

Игра «Едем на паровозике»

0,5

0,5




5

6

Сказка – миниатюра.

Поздравляем учителей.

Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Пантомимическая игра.

Творческая игра «Что это за сказка?»

1

1




7

Игра жестов, мимики лица. Управление голосом.

Развивать выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей.

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса




1




8

Посещение драматического театра







3




9

Наши эмоции. Творческий пересказ сказки.

Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов

0,5

0,5




10

Игра в рифмы.

Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.

Дидактическая игра «Придумай рифму»





1




11

Пантомима. Узнай героя.

Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

Игра «Угадай героя»

Драматизация сказки




1




12

13 14 15

Работа над театрализованным музыкальным представлением «НОВОГОДНИЙ БАЛ В Простоквашино»

Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произносить фразы грустно, радостно, удивленно, сердито

1

3




16

Замена интонации. Учимся говорить по - разному

Развивать интонационный строй речи у детей.

Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.

Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности

0,5

0,5




17


Посещение театра




1







18

19

20

Работа над представлением к

8 Марта

Работа над дикцией.

Учить пользоваться интонациями.

Учить создавать образы с помощью жестов, мимики.

1

2




21

Характеристика персонажей. Сказочные рисунки.

Дать понятие, что иллюстрации - важное средство выразительности

Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам

Игра «Узнай сказку»

Игра «Узнай героя»

0,5

0,5




22

Правильное дыхание в речи.

Развивать правильное речевое дыхание

Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри»

0,5

0,5




23

24

25

Сочиняем и драматизируем новую сказку.


Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.

Совершенствовать навыки групповой работы.

Упражнение у зеркала «Изобрази настроение»

Драматизация сказки

1

2




26

Если ты поссорился с другом подружись!

Показать детям как легко могут возникнуть конфликты.

Учить находить выход из конфликтных ситуаций.

Игра «Найди и покажи эмоцию»

Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов

1







27

28

29

30

Работа над спектаклем к школьному вечеру

Работа над дикцией.

Учить пользоваться интонациями.

Учить создавать образы с помощью жестов, мимики.

1

3




31

32

Театральная миниатюра.

Посещение спектакля

Развивать речь и воображение

Творческие игры со словами




2




33

34

Итоговое занятие

«Я-артист»

Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Проведение викторины.

Драматизация. Награждения.

1

1




12

24

36



Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

В организации учебно-воспитательного процесса по реализации программы используются разнообразные формы работы:

1. Урок развивающих театральных игр как основная форма организации образовательного процесса (групповые занятия).

2. Беседы (индивидуальные и групповые занятия по содержанию программы или воспитательные).

3. Репетиции: застольные, в классе, на сценической площадке, технические (индивидуальные, мелкогрупповые, групповые занятия)

Групповые занятия проводятся для всей группы.

Мелкогрупповые занятия – для работы с 2- 4-мя учащимися.

Индивидуальные занятия – для работы с одним учащимся

Дидактический материал

  1. Учебная литература по теме «Развивающие театральные игры», «Творческие тетради».

  2. Художественные материалы ( наборы открыток, репродукции).

  3. Фотоматериалы.

  4. Групповые средства обучения как основа для проведения творческих тренингов: набор кубиков, скакалки, мячи, наборы цветной, белой бумаги, наборы цветных карандашей, фломастеров.

  5. Литературные произведения (скороговорки, басни, рассказы, драматургия) как основа этюдной работы.

Техническое оснащение

  1. Стулья.

  2. Столы.

  3. Ширмы.

  4. Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.

  5. Видеовоспроизводящая аппаратура.

Список литературы.

Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2009.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.