|
Методические разработки по воспитанию речевого голоса Э. Чарелли и по сценическому движению В. М. Стеценко
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска
средняя общеобразовательная школа № 11
Утверждаю
Приказ № _____ от ________
Директор___
Дополнительная образовательная программа «Я - артист»
Дополнительная образовательная программа рассчитана для детей 7-9 лет на 1 год
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 2013-2014 учебный год
Год разработки дополнительной образовательной программы-2013
Программа составлена Принята на заседании
учителем начальных классов педагогического совета
МБОУ СОШ № 11 Бусол О.Б. Протокол №____ от____
Мурманск
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Я - артист» модифицированная, рассчитана на 1 год обучения и предназначена для учащихся 1-х классов начальной школы.
Возраст 7-9 лет.
При разработке настоящей программы использованы примерные программы внеурочной деятельности (авторы-составители: Д. В Смирнов, А. А Тимофеев, В. А. Горский); авторская программа И.А. Генераловой «Мастерская чувств»; образовательная программа первого уровня обучения «Развивающие театральные игры» по методике З.Я. Корогодского; методические разработки по воспитанию речевого голоса Э. Чарелли и по сценическому движению В.М. Стеценко.
Организация театрального кружка «Артист» в начальной школе как одно из направлений дополнительного образования в свете внедрения ФГОС НОО.
Воспитание подрастающего поколения – многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей. Одной из важнейших форм влияния на личностное развитие детей является художественное воспитание, в частности воспитание посредством занятий по театральному творчеству.
Театр – это уникальный вид искусства, так, как он синтетический. Занимаясь театральным творчеством, ребенок развивается всесторонне. Театр развивает не только речь и такие качества, как внимание, фантазию, воображение, память, чувство ритма, пластичность тела, но и пробуждает в человеке разум и совесть, вовлекает в сотворчество.
Цель программы
Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области театрального искусства.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Развивать физические природные задатки (мышечная свобода, пластика тела, дикция) и психические свойства
(память, внимание, воображение, фантазия и др.), помогающие достижению успеха в театральном виде творчества.
Научить слушать, понимать и анализировать литературный материал, на основе которого будет готовиться постановка.
Научить формулировать определения основных понятий и терминов по театральному искусству и использовать их на занятиях и репетициях.
Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).
Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОГРАММЕ
1. Сформированность у учащихся мотивации к творчеству
1. Пополнение словарного запаса учащихся.
2. Развитие речи учащихся.
3. Сформированность выразительных способностей
4. Сценическое раскрепощение – «публичное одиночество»
Учебно-тематический план кружка «Я-артист»
№
|
Наименование темы
|
Кол-во часов
|
1
|
Ритмопластика
|
4
|
2
|
Культура и техника речи
|
5
|
3
|
Основы театральной культуры
|
2
|
4
|
Работа над спектаклем
|
20
|
5
|
Экскурсии
|
3
|
|
Итого
|
34
|
Содержание изучаемого курса
№
|
Тема
|
Содержание занятия
|
Количество часов
|
Дата
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Вводное занятие. Познакомимся, мой друг! Знакомство с понятием «театр»
|
Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений Игра «Назови свое имя ласково»
|
0,5
|
0,5
|
|
2
3
|
Изображение героев. Попробуем измениться.
Работа над спектаклем «Осень»
|
Познакомить с понятиями «мимика», «жест». Упражнять в изображении героев с помощью мимики и жестов.
Игра «Назови ласково соседа»
Пантомимические загадки и упражнения Работа над дикцией.
Учить пользоваться интонациями.
Учить создавать образы с помощью жестов, мимики.
|
1
|
1
|
|
4
|
Учимся четко говорить.
|
Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.
Погружение в сказочную ситуацию.
Игра «Едем на паровозике»
|
0,5
|
0,5
|
|
5
6
|
Сказка – миниатюра.
Поздравляем учителей.
|
Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.
Пантомимическая игра.
Творческая игра «Что это за сказка?»
|
1
|
1
|
|
7
|
Игра жестов, мимики лица. Управление голосом.
|
Развивать выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей.
Игры на выразительность жестов, мимики, голоса
|
|
1
|
|
8
|
Посещение драматического театра
|
|
|
3
|
|
9
|
Наши эмоции. Творческий пересказ сказки.
|
Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку.
Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.
Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов
|
0,5
|
0,5
|
|
10
|
Игра в рифмы.
|
Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.
Дидактическая игра «Придумай рифму»
|
|
1
|
|
11
|
Пантомима. Узнай героя.
|
Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
Игра «Угадай героя»
Драматизация сказки
|
|
1
|
|
12
13 14 15
|
Работа над театрализованным музыкальным представлением «НОВОГОДНИЙ БАЛ В Простоквашино»
|
Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произносить фразы грустно, радостно, удивленно, сердито
|
1
|
3
|
|
16
|
Замена интонации. Учимся говорить по - разному
|
Развивать интонационный строй речи у детей.
Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.
Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности
|
0,5
|
0,5
|
|
17
|
Посещение театра
|
|
1
|
|
|
18
19
20
|
Работа над представлением к
8 Марта
|
Работа над дикцией.
Учить пользоваться интонациями.
Учить создавать образы с помощью жестов, мимики.
|
1
|
2
|
|
21
|
Характеристика персонажей. Сказочные рисунки.
|
Дать понятие, что иллюстрации - важное средство выразительности
Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам
Игра «Узнай сказку»
Игра «Узнай героя»
|
0,5
|
0,5
|
|
22
|
Правильное дыхание в речи.
|
Развивать правильное речевое дыхание
Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри»
|
0,5
|
0,5
|
|
23
24
25
|
Сочиняем и драматизируем новую сказку.
|
Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.
Совершенствовать навыки групповой работы.
Упражнение у зеркала «Изобрази настроение»
Драматизация сказки
|
1
|
2
|
|
26
|
Если ты поссорился с другом подружись!
|
Показать детям как легко могут возникнуть конфликты.
Учить находить выход из конфликтных ситуаций.
Игра «Найди и покажи эмоцию»
Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов
|
1
|
|
|
27
28
29
30
|
Работа над спектаклем к школьному вечеру
|
Работа над дикцией.
Учить пользоваться интонациями.
Учить создавать образы с помощью жестов, мимики.
|
1
|
3
|
|
31
32
|
Театральная миниатюра.
Посещение спектакля
|
Развивать речь и воображение
Творческие игры со словами
|
|
2
|
|
33
34
|
Итоговое занятие
«Я-артист»
|
Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.
Проведение викторины.
Драматизация. Награждения.
|
1
|
1
|
|
12
|
24
|
36
|
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В организации учебно-воспитательного процесса по реализации программы используются разнообразные формы работы:
1. Урок развивающих театральных игр как основная форма организации образовательного процесса (групповые занятия).
2. Беседы (индивидуальные и групповые занятия по содержанию программы или воспитательные).
3. Репетиции: застольные, в классе, на сценической площадке, технические (индивидуальные, мелкогрупповые, групповые занятия)
Групповые занятия проводятся для всей группы.
Мелкогрупповые занятия – для работы с 2- 4-мя учащимися.
Индивидуальные занятия – для работы с одним учащимся
Дидактический материал
Учебная литература по теме «Развивающие театральные игры», «Творческие тетради».
Художественные материалы ( наборы открыток, репродукции).
Фотоматериалы.
Групповые средства обучения как основа для проведения творческих тренингов: набор кубиков, скакалки, мячи, наборы цветной, белой бумаги, наборы цветных карандашей, фломастеров.
Литературные произведения (скороговорки, басни, рассказы, драматургия) как основа этюдной работы.
Техническое оснащение
Стулья.
Столы.
Ширмы.
Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.
Видеовоспроизводящая аппаратура.
Список литературы.
Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2009.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
|
|
|