Главная страница

Конкурс «Учитель года 2015»


Скачать 0.68 Mb.
Название Конкурс «Учитель года 2015»
страница 1/4
Дата 27.02.2016
Размер 0.68 Mb.
Тип Конкурс
  1   2   3   4


Муниципальный конкурс «Учитель года 2015»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

учителя изобразительного искусства

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №8»

городского округа Саранск Республики Мордовия

Елисеевой Аллы Николаевны




Содержание

стр

1

Выделение в собственном опыте того, что составляет его сущность

3

2

Степень новизны своего опыта

8

3

Соотношения моих нововведений и сложившихся традиционных форм

10

4

Описание каждой составной части педагогической концепции

17

5

Факторы успешности представляемого опыта

31

6

Условия обеспечения успешной деятельности учащихся

34

7

Библиография

35

8

Приложения к описанию опыта работы:

-Темы предлагаемого мастер-класса

-Приложение 1. Задания

- Приложение 2. Интеллект - карта

- Приложение 3. Перечень тематических альбомов и альманахов по искусству, подготовленных учениками в форме исследовательских проектов

- Приложение 4. Творческие игры

- Приложение 5. Нетрадиционные уроки

- Приложение 6. Физкультминутки и динамические паузы на уроках изобразительного искусства

- Приложение 7. Результаты участия учащихся в конкурсах и выставках детского творчества различного уровня

35
36

40

44

46

49

51
59


ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ


Формирование ключевых компетенций школьников на уроках «Изобразительное искусство» и «Искусство» посредством реализации современных технологий развития творческого мышления


Творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком.

Н. А. Бердяев


1. Выделение в собственном опыте того, что составляет его сущность.

Учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Искусство» объединяют в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие искусства и окружающей действительности. Содержание курсов учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Основной целью данных предметов является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, то есть зоркости души ребенка.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка.

Цели художественного образования состоят в:

  • развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества;

  • развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Современная образовательная организация должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы».

Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задачи: современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». В Федеральной концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

На современном этапе требования федерального государственного образовательного стандарта становятся ключевой характеристикой качества образования – это требования к результатам освоения основных образовательных программ. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей) и предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения социального опыта.

Требования к результатам освоения основных образовательных программа структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Возникает вопрос: «Каким образом к этим результатам прийти? На мой взгляд, одним из путей, которые сегодня помогут учителю выйти на декларируемые стандартом результаты освоения образовательных программ, становятся образовательные технологии.

Исходя из специфики преподаваемой дисциплины, учителю ИЗО необходимо овладеть передовыми технологиями, направленными на творческое саморазвитие личности учащихся, осознанное приобретение ими личного опыта понимания и переживания искусства, навыков изобразительной деятельности.

Исходя из вышесказанного, проблема формирования ключевых компетенций школьников на уроках «Изобразительное искусство» и «Искусство» посредством реализации современных технологий развития творческого мышления является весьма актуальной.

Методическая проблема «Формирование ключевых компетенций школьников на уроках «Изобразительное искусство» и «Искусство» посредством реализации современных технологий развития творческого мышления» направлена на решение следующих задач обучения:

  1. Формирование активного, заинтересованного отношения к изобразительному искусству как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

  2. Развитие компетентности учащихся посредством современных технологий и межпредметных связей на основе компетентностно- ориентированного подхода.

  3. Развитие творческого опыта обучающихся как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

  4. Создание условий для формирования и развития жизнетворческих компетенций и продуктивной творческой деятельности

  5. Внедрение мониторинга учебной деятельности учащихся как способа коррекции успешности и развития ключевых компетенций учащихся.

Деятельность педагога, предполагающая формирование творческого мышления учащихся, становится эффективной тогда, когда образовательный процесс строится с учетом возрастных особенностей учащихся, их знаниевой базы и накопленного опыта; когда образовательная среда образовательной организации информационно насыщена представляет собой единство учебной и внеучебной деятельности; когда доминирующими методами формирования творческого мышления учащихся становятся такие которые побуждают их к творческой активности.

Наиболее адекватными задаче формирования творческого мышления учащихся являются такие технологии обучения, как:

– технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), способствующая развитию у школьников интереса к творчеству; направленная на формирование начальных навыков творческого поведения, выработку элементов культуры творческого мышления;

метод творческих интеллект-карт, развивающий ментальные способности, связанные с процессом творчества, в особенности воображение и ассоциации;

– технология развития латерального мышления, направленная на создание чего-то нового из того, что уже известно;

– технология 6 шляп мышления, представляющая собой шесть способов или направлений мышления;

– технология использования в обучении игровых методов, позволяющая активизировать познавательную активность школьников и вовлечь их в творчество;

– информационно-коммуникативные технологии, позволяющие учащимся применить полученные знания для решения практических задач.

В ходе проведения педагогического эксперимента, включающего наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ и обобщение педагогического опыта, была выявлена положительная динамика по следующим показателям:

– повысилась мотивация к учению;

– сформированы навыки организации самостоятельной деятельности школьников;

– усилилась творческая направленность подготовки школьников;

– сформированы умения сопоставлять результаты исследований;

– сформированы умения делать выводы и самоанализ учебной деятельности;

– достигнут высокий результат обученности школьников.
2. Степень новизны своего опыта.

В современном обществе, претерпевающем серьезные изменения во всех его сферах, особо востребована самостоятельная творческая личность, обладающая системными знаниями и способная применять эти знания в практической деятельности. Решение глобальных проблем современности возможно при наличии определенного стиля мышления, выводящего человека на осознание новых связей между объектами и обеспечивающего создание нового в духовной или материальной сфере. Такое мышление, направленное на создание чего-либо нового (идеального или материального), значимого для личности и общества является творческим (М. Вертгеймер, И. Я. Лернер, Л. Секей, К. Тейлор, Е. П. Торренс и др.).

Личность, обладающая развитым творческим мышлением, может не только обеспечить себе достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу общества. В связи с этим к школьному образованию предъявляются высокие требования в части формирования творческой активности учащихся, которая откроет школьникам возможность порождать новые способы и виды деятельности, входить в новые для них профессиональные сферы и в случае необходимости переориентировать направленность своего труда.

На современном этапе актуализировалось значимость использования в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Кроме того, актуальной является ориентация на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий), разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников.

Совершенствование учебного процесса в школе может быть достигнуто путем придания ему творческой направленности, реализации педагогических технологий творческого развития личности учащегося и экспериментальной проверки их эффективности. Система и процесс обучения должны создавать оптимальные условия для саморазвития личности, формирования у школьника таких качеств, как активность, альтернативность и гибкость мышления. Перечисленные характеристики умственной деятельности имеют значение для адаптации личности к современной социальной среде, поскольку именно от них зависят успехи или неудачи человека в профессиональной и иных сферах.

К сожалению, для многих выпускников школ характерна дисгармония между относительно высоким уровнем теоретической подготовки, и неспособностью использовать полученные знания для решения задач творческого уровня. Причиной этого часто является то, что в практике работы образовательных организаций многие уроки в основном приводят лишь к накоплению школьниками фактологических знаний и формированию способности выполнять учебные действия по известному алгоритму. В итоге учащиеся даже старших классов оказываются не готовы к решению нестандартных творческих задач, требующих проявления не шаблонности мышления. Поэтому развитие творческого мышления учащихся посредством современных технологий, формирование стойких мотивационных установок к творчеству во всех сферах деятельности и повседневной жизни является объективной необходимостью.

Реализация в практику преподавания технологий обучения, направленных на развитие творческого мышления позволит педагогу конструировать уроки с целью достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС начального и основного общего образования.


3. Соотношения моих нововведений и сложившихся традиционных форм.

Сущность методического опыта состоит в создании педагогических условий для формирования ключевых компетенций обучающихся посредством реализации технологий развития творческого мышления (технология решения исследовательских задач (ТРИЗ), метод творческих интеллект-карт, технология использования в обучении игровых методов, технология развития латерального мышления, мнемотехники и др.).

Разнообразие видов деятельности на уроках с использованием технологий развития творческого мышления позволяет формировать метапредметные компетенции на уроках «Изобразительного искусства» и «Искусства»:

  • когнитивные (самостоятельная работа с разными источниками информации, создание центрального образа, определение ассоциаций, установление логических связей);

  • оргдеятельностные (самостоятельная работа с разными источниками информации, защита творческой работы, контроль выполнения задания, анализ сформированности навыков);

  • креативные (создание центрального образа; работа с графикой, символикой, цветом);

  • коммуникативные (навыки работы в группе, коллективе).

В методике обучения необходимо смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации.

Компетенция:

1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;

2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Компетентность: умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности.

Различия традиционного и компетентностного подходов в образовании

Традиционный

Компетентностный

Главная идея: знания приводят к личностному успеху

Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем

Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний

Решение проблем – смысл образовательной деятельности

Признак высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала

Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно

Компетентностный подход: выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу:

– запомнить и ответить – это накопление знаний;

– подставить значение в готовую формулу – это реализация умений;

– написать натюрморт – проявление навыков;

– применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность.

Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А. В. Хуторской, который представил их в четырех основных группах:

– ценностно-смысловые компетенции;

– учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые;

– общекультурные;

– компетенции личностного самосовершенствования.

Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент. Он определяет наличие в содержании знаний, средств актуализации, личностных ценностей и смыслов. Личностный компонент может быть представлен в содержании изучаемого материала таким образом, чтобы актуализировать личностные структуры сознания. В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценности. Ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личностных целее и качеств.

Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний, вот чему необходимо учить школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт разработан с позиции компетентностного подхода. В основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое.

Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Сравнение результатов компетентностного образования с традиционным

Результат традиционного образования

Результат компетентностного образования

Знания – это информация, присвоенная человеком

Существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки

Совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями

Навыки – это действия, выполняемые автоматически

Деятельность всегда осознана, а не выполняется автоматически

Компетентность – это непосредственный результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.

В сравнении с другими результатами образования компетентность является интегрированным результатом, проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях, позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности), существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания), переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути взаимодействия с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения), проявляется осознанно (в отличие от навыка), представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации.

Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.

Современные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. Среди образовательных (учебно-познавательных) компетенций одной из главных является деятельностная компетенция, которая включает элементы логической, методологической учебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность.

Ключевым элементом технологий развития творческого мышления является ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (рисунки, схемы, модели, тексты, проекты и пр.). Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Практическая реализация технологий обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

– креативность (ориентация на творчество);

– практическая ориентация;

– психологическая комфортность;

– вариативность;

– целостность;

– непрерывность.

Для реализации изменений необходимо учитывать ряд принципов, которым должен соответствовать учебно-образовательный процесс и его отдельные формы:

– сотрудничество обучаемых и обучающих;

– творческий подход и креативность учителя;

– в центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность;

– демократичность;

– опора на субъективный опыт учащихся;

– свобода выбора.

Реализация технологий развития творческого мышления невозможно без конструирования современного урока в условиях введения ФГОС, становления современного учителя. По словам руководителя проекта по разработке ФГОС  А. М. Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий; инициирует действия учащихся; консультирует и корректирует их действия; находит способы включения в работу каждого ученика; создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта;

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования начала XXI века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

  1. Мотивационно – целеполагающий.

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

  1. Деятельностный аспект.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видео-обсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т. д.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

– сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;

– сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;

– сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Таким образом, современный урок в контексте стандарта нельзя представить без включения современных технологий обучения, соответствующих специфике преподаваемой дисциплины, направленных на формирование УУД школьников.
  1   2   3   4