Государственное бюджетное образовательное учреждение
Лицей №369
Красносельского района города Санкт-Петербурга
Применение технологии проблемного обучения
План-конспект занятия для учащихся
ФИО педагога:
Название образовательной программы:
Тема занятия:
Цель занятия:
Задачи:
обучающие
развивающие
воспитательные
Тип занятия:
Современные образовательные технологии:
Дидактический материал:
Ожидаемый результат:
|
Воронов Константин Викторович
Технология (технич. труд-художественная обработка металла)
Мотив и композиция в изделиях декоративно-прикладного творчества. Выбор (разработка) композиции.
-знакомство учащихся с понятиями мотива и композиции в изделиях декоративно-прикладного творчества, принципами разработки и построения композиции, приобретение навыков применения полученных знаний в собственных творческих работах.
-познакомить учащихся с понятиями мотива и композиции, с основными закономерностями композиции и основными правилами и принципами построения композиции;
-научить выявлять через понятие композиции худ. особенности того или иного изделия;
-научить применять полученные знания при разработке собственных композиций.
- развитие худ. вкуса и худ. способностей, образности мышления;
-развитие способности анализа худ. содержания и худ. ценности изделий декоративно-прикладного творчества;
-развитие наблюдательности и памяти; развитие потребности и способности выражать свою творческую индивидуальность;
–воспитание творческого отношения к выбранному виду деятельности;
-воспитание способности по достоинству оценивать и ценить высокохудожественные произведения и талант их создателей.
занятие по передаче новых знаний, их осмыслению и закреплению, по формированию умений применения новых знаний на практике.
технология проблемного обучения
подборка изделий декоративно-прикладного назначения, работ учащихся и педагога, подборка фото- и видеоматериалов.
овладение знаниями о мотиве и композиции в изделиях декоративно-прикладного творчества, основными закономерностями композиции, правилами и принципами составления композиции, умение применять полученные знания при создании собственных творческих работ.
|
План проведения занятия
Этапы занятия
|
Содержание
|
Время
|
1. Организационный момент
|
Проверка готовности аудитории к занятию, ознакомление с темой, целями и задачами занятия.
|
5 мин.
|
2. Проверка осведомленности учащихся о выдающихся произведениях худ. творчества, способности анализа закономерностей.
|
Беседа с учащимися об известных им выдающихся произведениях художественного и декоративно-прикладного творчества, Выяснение способности учащихся объяснить замысел художника (мотив произведения) и какими средствами передан мотив (носители композиционных закономерностей)
|
10 мин.
|
3. Усвоение, осмысление и закрепление понятий и знаний и способов применения полученных знаний в своей творческой деятельности.
|
Определение мотива худ. произведения (устойчивая тема, основная идея, выраженная автором произведения средствами композиции)
Определение композиции (лат. Composition-составление, связывание, сложение, соединение – художественно выразительная система формы изделия и декора, обеспечивающая эстетически воспринимаемое правомерное размещение всех частей и элементов (объемов, поверхностей, линий, цветов).
Виды композиции: объемно-пространственная, плоская.
Качественную сторону композиции, как результата творческого процесса худ. организации формы, характеризуют следующие категории: единство формы и содержания, образность, композиционное единство, пропорциональность, тектоничность, масштабность.
Композиционные правила (закономерности): передача движения (динамика), покой (статика), золотое сечение (одна треть).
Приемы построения композиции: передача ритма, симметрия-асимметрия, равновесие частей, выделение сюжетно-композиционного центра (мотива).
Средства композиции: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, цвет, светотень, динамика, статика, симметрия, асимметрия, открытость, замкнутость, целостность.
|
30 мин.
|
4. Практическая работа по составлению композиции собственной творческой работы
|
Создание собственной композиции на предложенные мотивы: мотив-мир насекомых, мотив- подводное царство, на мотивы сказок Пушкина.
|
40 мин.
|
5. Подведение итогов.
|
Коллективн Коллективный просмотр разных вариантов выполнения задания, анализ худ. особенностей и худ. достоинств представленных работ.
особенносте
|
5 мин.
|
Литература.
Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М., 1977
Постникова-Лосева М.М. Русское декоративное искусство. – М., 1962
Федотов Г.Я. Звонкая песнь металла. – М., Просвещение, 1990
Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины. – Минск, «Полымя».2000
5. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников.
М.:Сентябрь, 2003 год.
6. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.:
Сентябрь, 2004 год.
7. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.:
Сентябрь. 2006 год.
8. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной
школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 год.
9. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.:
Народное образование, 2000
10. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
11. Роберт И. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы,
перспективы использования //Информатика и образование. -1991. -№4.
|