|
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с овз средствами театрально-игровой деятельности
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
средствами театрально-игровой деятельности
Для ребенка - дошкольника важнее всего развитие своей внутренней жизни, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции - главные регуляторы деятельности ребенка. Его интеллект ещё слаб, он не готов ещё обсуждать, он может только играть.
Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Понятие эмоционального интеллекта ввели Питер Стайер и Джек Майер в 1990 году. В отличие от понимания интеллекта (IQ) – является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным. В практическом понимании ЕQ – это «здравый смысл». Многочисленные исследования учёных свидетельствуют о том, что затруднения в осознании и определении своих чувств и эмоций, непонимание чувств и эмоций окружающих повышают риск возникновения психических заболеваний у детей.
Самый короткий путь раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, развитие чувств и художественного воображения – это путь через игру. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, определяющим развитие всех сторон личности ребенка и создающим «зону ближайшего развития» .
В коррекционной педагогике и специальной психологии известно, какими огромными возможностями для коррекции нарушений развития дошкольников обладают различные виды игр. Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление — истоки творчества.
Одним из способов развития эмоционального интеллекта является театрализованная игра, позволяющая:
- обнаружить и снять мышечные зажимы, сковывающие свободу тела;
- познакомить ребёнка с собственным телом, научить управлять им;
- развивать умение концентрировать внимание на невербальных средствах общения и освоить их как необходимый инструмент театрального мастерства
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Всё это может дать театрализованная деятельность. Театрализованная игра привлекательна для детей. Она приносит детям большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Главное – создать между педагогами и детьми отношения доброты, сердечности и любви; желание педагога понять психологические проблемы ребёнка, стремление помочь ему выйти победителем из трудной ситуации. Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность.
Театрализованная игра занимает одно из значимых мест. Сказка дает яркий, широкий образ мира. Она активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате у ребенка появляются новые знания, представления и, самое главное, эмоциональное отношение к окружающим. Это уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы и ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и коррекции детей.
Сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр. Ведь он расширяет кругозор, формирует целостное представление об окружающем мире, реализовывает навыки ролевого поведения, оказывает влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Выделение и отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирующих реальные, значимые для него межличностные отношения, дает возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые значения своей деятельности, обеспечить формирование ее новых социальных мотивов. Одной из задач организации игры становится ориентировка детей в проблемных и конфликтных ситуациях, создание условий для усвоения в процессе театрализации новых способов взаимодействия со сверстниками в психологически благоприятной атмосфере игровых занятий, осознание их благодаря оформлению в различных знаковых системах (вербализации, графике, пантомимике).
Так же успешно развивается у ребенка способность к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре - умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка. Режиссерская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребенка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций ( сочувствие), умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.
Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела.
Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной коррекционной педагогики и коррекционной психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Все это содержание составляет основу организации коррекционной помощи детям с ОВЗ.
|
|
|