Главная страница

Рассказ о «правде жизни» предполагает неоднозначность трактовки нет анализа рассказа (мотивация интерес)


Название Рассказ о «правде жизни» предполагает неоднозначность трактовки нет анализа рассказа (мотивация интерес)
Дата 05.04.2016
Размер 445 b.
Тип Урок


Л.Петрушевская «Борьба и победа» (урок-мастерская) - рассказ о «правде жизни» - предполагает неоднозначность трактовки - нет анализа рассказа (мотивация – интерес)

  • Цель урока (для учителя)

  • - создание условий для формирования навыков самопознания, ценностных ориентаций, для приобретения обучающимися собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны произведения (осмысления философских и нравственных проблем, поднятых в рассказе «Борьба и победа»)


1 этап «Актуализация» «Индукция» - («наведение» - проблемная ситуация, вопрос) включение чувств, создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения





Произведения Л.Петрушевской рассчитаны на серьёзного читателя.

  • Произведения Л.Петрушевской рассчитаны на серьёзного читателя.

  • Она даёт примеры социальных конфликтов, «прозы жизни», заставляя читателя самостоятельно постигать противоречия реальности и искать выход

  • (Г.И. Пушкарь «Типология и поэтизация женской прозы»)





- активное столкновение противоположных интересов, деятельность, направленная на преодоление, уничтожение чего-либо

  • - активное столкновение противоположных интересов, деятельность, направленная на преодоление, уничтожение чего-либо



2 этап Формулировка - темы - целей урока - проблемного вопроса





3 этап «Самоконструкция» –индивидуальное создание гипотезы (решения проблемного вопроса)





«…всё, что надо было сделать, уже сделано…»



«Реконструкция» (работа в парах)

  • Какова цель борьбы героини?

  • Ради кого она боролась?

  • Достигнута ли цель?

  • Благодарны ли ей собственные дети?

  • В результате больше побед или бед?

  • Почему?



Синонимы к слову



Борьба – созидательная функция, основа диалектического развития общества: синтез (единство) может быть достигнут только через внутреннюю работу человека - борьбу противоположностей и их снятие

  • Борьба – созидательная функция, основа диалектического развития общества: синтез (единство) может быть достигнут только через внутреннюю работу человека - борьбу противоположностей и их снятие

  • (Философский словарь)



«Жена осталась совершенно одна…»

  • Любая жизненная ситуация может перейти в собственную противоположность…

  • Можно ли эти слова отнести к героине рассказа?



Только ли близких людей лишилась героиня?

  • Только ли близких людей лишилась героиня?

  • Как изменилась её жизнь?

  • Изменилась ли она сама?

  • Уместно ли здесь говорить об антитезе?

  • О чём свидетельствует факт, что на надгробной плите рядом с портретом мужа и его дочери и её собственный портрет?



Самая большая победа – это победа над собой…

  • Относятся ли эти слова к героине?

  • Пришло ли к ней осознание вины?

  • Найдите ключевые фразы, подтверждающие ваше мнение.

  • Что поняла героиня? Когда можно было остановиться и начать жить по- другому?



Окончательная формулировка гипотезы (индивидуально или в парах)

  • В чём смысл названия рассказа?

  • Как бы вы теперь его озаглавили?

  • Какой вопрос можно поставить в качестве заглавия?



4 этап «Социоконструкция» – работа в группах по подготовке к выступлению-ответу на проблемный вопрос (создание группового интеллектуального продукта: устной защиты гипотезы) 5 этап «Социализация» – защита гипотез (вопросы, обсуждение)



6 этап «Разрыв» (прочувствование) Качества героини рассказа





Домашнее задание (по выбору)

  • Рецензия на рассказ Л.Петрушевской «Борьба и победа»

  • Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

  • Эссе «Смысл жизни… В чём он?»

  • Предложить эскиз обложки к рассказу или нарисовать к нему иллюстрации



Рефлексия

  • Что было важно на уроке именно для тебя?

  • Что тебе особенно понравилось, запомнилось в работе?

  • Согласился ли ты с большинством в решении проблемного вопроса?

  • Какие виды работы тебе особенно удались? Что было трудно?

  • Задумался ли ты о себе?