|
Рассказ о «правде жизни» предполагает неоднозначность трактовки нет анализа рассказа (мотивация интерес)
Л.Петрушевская «Борьба и победа» (урок-мастерская) - рассказ о «правде жизни» - предполагает неоднозначность трактовки - нет анализа рассказа (мотивация – интерес)
-
Цель урока (для учителя)
-
- создание условий для формирования навыков самопознания, ценностных ориентаций, для приобретения обучающимися собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны произведения (осмысления философских и нравственных проблем, поднятых в рассказе «Борьба и победа»)
1 этап «Актуализация» «Индукция» - («наведение» - проблемная ситуация, вопрос) включение чувств, создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения
Произведения Л.Петрушевской рассчитаны на серьёзного читателя.
-
Произведения Л.Петрушевской рассчитаны на серьёзного читателя.
-
Она даёт примеры социальных конфликтов, «прозы жизни», заставляя читателя самостоятельно постигать противоречия реальности и искать выход
-
(Г.И. Пушкарь «Типология и поэтизация женской прозы»)
-
- активное столкновение противоположных интересов, деятельность, направленная на преодоление, уничтожение чего-либо
2 этап Формулировка - темы - целей урока - проблемного вопроса
3 этап «Самоконструкция» –индивидуальное создание гипотезы (решения проблемного вопроса)
«Реконструкция» (работа в парах)
-
Какова цель борьбы героини?
-
Ради кого она боролась?
-
Достигнута ли цель?
-
Благодарны ли ей собственные дети?
-
В результате больше побед или бед?
-
Почему?
Синонимы к слову
Борьба – созидательная функция, основа диалектического развития общества: синтез (единство) может быть достигнут только через внутреннюю работу человека - борьбу противоположностей и их снятие
-
Борьба – созидательная функция, основа диалектического развития общества: синтез (единство) может быть достигнут только через внутреннюю работу человека - борьбу противоположностей и их снятие
-
(Философский словарь)
«Жена осталась совершенно одна…»
-
Любая жизненная ситуация может перейти в собственную противоположность…
-
Можно ли эти слова отнести к героине рассказа?
Только ли близких людей лишилась героиня?
-
Только ли близких людей лишилась героиня?
-
Как изменилась её жизнь?
-
Изменилась ли она сама?
-
Уместно ли здесь говорить об антитезе?
-
О чём свидетельствует факт, что на надгробной плите рядом с портретом мужа и его дочери и её собственный портрет?
Самая большая победа – это победа над собой…
-
Относятся ли эти слова к героине?
-
Пришло ли к ней осознание вины?
-
Найдите ключевые фразы, подтверждающие ваше мнение.
-
Что поняла героиня? Когда можно было остановиться и начать жить по- другому?
Окончательная формулировка гипотезы (индивидуально или в парах)
-
В чём смысл названия рассказа?
-
Как бы вы теперь его озаглавили?
-
Какой вопрос можно поставить в качестве заглавия?
4 этап «Социоконструкция» – работа в группах по подготовке к выступлению-ответу на проблемный вопрос (создание группового интеллектуального продукта: устной защиты гипотезы) 5 этап «Социализация» – защита гипотез (вопросы, обсуждение)
6 этап «Разрыв» (прочувствование) Качества героини рассказа
Домашнее задание (по выбору)
-
Рецензия на рассказ Л.Петрушевской «Борьба и победа»
-
-
Эссе «Смысл жизни… В чём он?»
-
Предложить эскиз обложки к рассказу или нарисовать к нему иллюстрации
Рефлексия
-
Что было важно на уроке именно для тебя?
-
-
Согласился ли ты с большинством в решении проблемного вопроса?
-
Какие виды работы тебе особенно удались? Что было трудно?
-
Задумался ли ты о себе?
|
|
|