|
Работа с родителями по организации познавательной деятельности детей средствами экспериментирования
Работа с родителями
по организации познавательной деятельности детей средствами экспериментирования.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями, а это во многом зависит от нас взрослых.
Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес, к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как?» и «Почему?»
В соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».
В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребёнку с учётом его самобытности, дарования, возрастных особенностей.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы человека интеллектуально развитого, человека, который будет жить в XXI веке .
Проблема развития самостоятельности привлекала и продолжает привлекать внимание многих исследователей. Актуальной остаётся на сегодняшний день мысль философов том, что лучший путь образования человека – развитие его самостоятельной мыслительной деятельности.
Одна из важнейших характеристик мыслительной деятельности детей –её самостоятельность, проявляющаяся не только в умении дошкольника без помощи взрослого решать задачи, но и умение самостоятельно ставить новые цели и достигать их в процессе поисковой деятельности.
На современном этапе детское экспериментирование является весьма продуктивным способом развития мыслительной деятельности, поскольку предоставляет ребёнку возможность действовать самостоятельно и в ходе реальных преобразований направлять свои действия на получение новых знаний.
Педагоги должны стать для родителей компетентными помощниками при создании не только предметной среды, но и ознакомления с разными формами работы по экспериментальной деятельности.
В работе с родителями мы используем как традиционные формы
Родительские собрания,
Консультации ( темы: «Как организовать и провести простейшие эксперименты», «Домашняя лаборатория», «Как учить ребёнка измерять», «Как учить конструировать», «Как вести познавательную беседу, читать познавательную литературу, смотреть познавательные видео- и теле программы»)
, Беседы, общая лекция об особенностях познавательной деятельности ребёнка соответствующего возраста с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, памятки для каждой семьи с кратким резюме содержания лекции, подбор справочного материала и размещение его на стенде для родителей, библиотечка для родителей, семинар практикум по организации исследовательской деятельности ребёнка.
Опыт показывает, что современные родители отдают предпочтение нетрадиционным формам обучения и взаимодействия, например таким, как деловые игры, круглый стол, дискуссии, практические занятия, тренинги. («Организация наблюдения живых объектов в природе», «Проведение простейших экспериментов, исследовательской деятельности с ребёнком»)
Семейные проекты: например «Семейная коллекция».
Родители с удовольствием откликаются на такие формы взаимодействия, которые предполагают неформальное общение в группе: дискуссии. Обсуждением могут стать темы: «Семейный досуг для любознательных», «Мы идём в музей».
При участии родителей создали в группе «Уголок экспериментирования» с набором разнообразных предметов и вещей окружающего мира.
Предложили родителям посещать вместе с детьми Краеведческий музей города, знакомить с полезными ископаемыми, минералами нашего региона.
Все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях: педагог – родитель; педагог – ребёнок – родитель.
При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.
Например при организации родительского собрания на тему «Развитие самостоятельности у детей средствами экспериментирования» мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанного с экспериментальной деятельностью. Целью анкетирования было выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. Были розданы памятки для каждой семьи «Что нужно делать для поддержки интереса детей к познавательному экспериментированию» Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:
Экспериментирование, производимое собственными руками, поможет детям самостоятельно выявить и осознать основные свойства и отношения изучаемых объектов.
Экспериментирование стимулирует ребёнка к поисковым действиям и способствует смелости и гибкости детского мышления.
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
в процессе детского экспериментирования у детей проявляется самостоятельность, дети учатся:
– видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
-решать проблемы
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки и связи;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности
- осуществлять эксперимент
- делать выводы.
5. Экспериментальная деятельность является условием для развития самостоятельности у детей.
Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родители должны получить ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребёнку, на что обратить внимание, чему научить его. Здесь же воспитатель предлагает родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребёнком дома на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать ,которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого например на асфальт, после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?
Очень важно, чтобы педагоги и психологи детского сада сами были готовы к неформальному, живому контакту с семьями своих воспитанников.
Используемая литература:
1. Журнал «Ребёнок в детском саду»№1 2005г.
2. Журнал «Ребёнок в детском саду2№6 2003г.
3. О.В. Дыбина «Творим, измеряем, преобразуем»
|
|
|