|
Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды
Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды
Создание развивающей среды является одной из задач коррекционной — развивающей программы, которая реализуется на логопедических занятиях. Для организации предметной среды в кабинете учитывается всё, что будет способствовать оптимальной речевой коррекции при становлении базовых характеристик личности каждого ребенка:
— закономерности психического развития дошкольников;
— показатели здоровья;
— психофизиологические и коммуникативные особенности;
— уровень общего и речевого развития.
В своей профессиональной деятельности необходимо руководствоваться учетом речевых нарушений, темпом продвижения каждого ребенка, созданием условий для его речевого развития независимо от уровня исходной подготовленности и речевого дефекта.
При создании предметно-пространственной развивающей среды используются следующие общие принципы:
Принцип дистанции, организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению необходимого контакта с детьми;
— Принцип активности. Это возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения;
— Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроением, меняющимися возможностями детей;
— Принцип гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу;
— Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
— Принцип эстетической организации среды, сочетание привычных и неординарных элементов;
— Принцип открытости – закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
— Принцип «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами.
Предметная среда логопедического кабинета проектируется в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении (Н.В.Нищевой). При отборе предметного содержания развивающей среды нужно ориентируемся на «зону ближайшего развития», то есть на завтрашние возможности детей.
Предметно-пространственная развивающая среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка.
Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года. Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий и эмоционального благополучия.
Создание особого пространства в логопедическом кабинете – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.
Оборудование предметно-пространственной развивающей среды:
Центр речевого развития
(зеркало с лампой дополнительного освещения, стол со стульчиками для занятий у зеркала, предметные и сюжетные картинки, наборы игрушек, картотека, раздаточный материал для индивидуальных и подгрупповых занятий, комплект зондов, настольно-печатные дидактические игры, дыхательные тренажеры, модели артикуляции звуков О.А.Степановой, интерактивная доска).
Центр сенсорного развития
(звучащие игрушки, звучащие игрушки-заместители, настольная ширма, фонотека с записью «голосов природы», релаксационной музыки, карточки, настольно-печатные дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений, ).
-
Центр моторного и конструктивного развития (обводки, песочница, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки и пазлы, мозаика, конструктор).
Уголок игр и игрушек для мальчиков
(модели транспорта, металлический конструктор, фигурки людей и животных, разрезные картинки и пазлы с изображениями машин).
Уголок игр и игрушек для девочек
(куклы с комплектом одежды, набор мебели и посуды для кукол, пазлы и плоскостные изображения кукол и комплектов одежды для них).
Организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда имеет очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии. Правильно организованная предметная среда развивает интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную сферы личности дошкольника.
В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, общительности, доброжелательности. Обстановка кабинета успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка.
Созданная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Развивающая предметно-пространственная среда, организованная в кабинете, помогает эффективно решать коррекционные задачи в психологически комфортных условиях. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом.
|
|
|