|
Рабочая учебная программа по предметам начального общего образования для 1 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Болотня
утверждаю:
Директор школы:____________
Приказ от__________№______
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ 1 КЛАССА
Программы разработаны на основе Примерных программ
начального общего образования на базовом уровне
Учитель
первой квалификационной
категории
Чивильдеева
Татьяна Юрьевна
2011-2012учебный год
2011-2012учебный год
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Обучение грамоте» разработана на основе программы В.Г.Горецкого ( Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2-х частях, ч.1- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2008.-158 с.)
Программа рассчитана на 213 часов.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
- Горецкий В.Г. Русская азбука. – М.: Просвещение, 2010.
- Федосова Н.А. Прописи к «Русской азбуке» в 4-х ч.- М.: Просвещение, 2010.
В авторскую программу изменения не внесены.
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Главное назначение начальной школы – воспитательное. оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа обязана научить детей осознанному чтению, письму, правильной и содержательной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе. уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Программа по изучению русского языка в начальных классах предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определённой самостоятельностью учебных курса:
Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
Литературное чтение ( классное и внеклассное) и развитие речи.
Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Одновременно с развитием у детей основных видов речевой деятельности, усвоением ими простейших грамматико-орфографических правил начальный курс русского языка предполагает решение таких основополагающих вопросов, как:
-
формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей;
обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке. природе и обществе, развитие логического и образного мышления, освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке;
овладение посильными приёмами самостоятельной работы, развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге – источнику знаний.
При обучении русскому языку реализуются основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности. самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Уроки русского языка строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочеталось с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности.
Цели обучения
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Основные содержательные линии
Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в Примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др
Тематическое планирование по русскому языку (письмо). 1 класс
Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ч.1.- М.:
Просвещение, 2007.
Горецкий В.Г. Пропись 1,2,3,4 к «Русской азбуке» /В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова.-
М.: Просвещение, 2010.
№п/п
|
Тема
|
По плану
|
Дано
|
1
|
Подготовительный этап
|
20 ч.
|
|
2
|
Буквенный анализ
|
82 ч.
|
|
3
|
Послебуквенный этап
|
15 ч.
|
|
|
Итого:
|
117 ч.
|
|
Тематическое планирование по литературному чтению
(обучение грамоте).1 класс
Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ч.1/ - М.:
просвещение, 2007.
Русская азбука: учебник для 1 класса / (В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов) – М.: Просвещение, 2009.
№п/п
|
Тема
|
По плану
|
Дано
|
1
|
Подготовительный этап
|
16 ч.
|
|
2
|
Букварный этап.
|
66 ч.
|
|
3
|
Послебукварный этап.
|
12 ч.
|
|
|
Итого:
|
94 ч.
|
|
Список научно-методического обеспечения
Русская азбука: учебник для 1 класса/ (В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов).- 10-е изд.-М.: Просвещение, 2007.
В.Г.Горецкий. Пропись 1,2,3,4 к «Русской азбуке» /В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова.- М.: Просвещение, 2008.
Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику В.Г.Горецкого и др. «Русская азбука» - изд. 2-е, перераб./авт.-сост. С.А.Левина, М.М.Тургаева. – Волгоград: Учитель, 2008.
Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. – 4-е изд.,М : ВАКО, 2010.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. (Художники М.В.Душин, В.Н.Куров.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Методическое пособие по обучению грамоте и письму: книга для учителя/ В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова.- 3-е изд. –М.: Просвещение, 2002.
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой (Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях, Ч. 1 – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 158с.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования ( Москва, 2004 г.)
Программа рассчитана на 48 часов.
В авторскую программу изменения не внесены.
Язык – духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого себя.
Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе, на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
осознание (различение) детьми двух реальностей – окружающего мира и слова, его отражающего,
поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям,
дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к нему,
развитие фонематического слуха.
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами, способность к самооценке и самоконтролю.
Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике, графике, слову, предложению. Программа строится в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическим особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать/понимать:
виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
оформление предложений на письме;
смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы. их обозначающие;
звук [й] и буква й;
слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
гласные ударные и безударные;
согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
согласные только твёрдые, только мягкие;
согласные, парные по звонкости и глухости;
соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
- соблюдения орфоэпических норм (норм литературного произношения) в наиболее употребительных словах;
- оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знаков препинания в конце предложения; правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
- деления слов на слоги и для переноса;
- определения ударного слога в слове;
- использования прописной буквы в именах собственных;
- написания слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу - щу;
- обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
- правильного написания слов типа пень, яма;
- правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
- чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
- правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
- письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
- устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.
Учебно-тематический план по русскому языку. 1 класс
№
|
Содержательные линии
|
Дидактические единицы
|
Кол-во часов
по примерной программе
|
Кол-во часов
по рабочей программе
|
Дано
|
К. р.
|
Тесты
|
1.
2.
3.
|
Фонетика и графика.
Слово.
Синтаксис и пунктуация.
|
Звуки и буквы.
Предмет и слово. Действие и слово.
Признак и слово.
Слово – имя собственное.
Предложение.
|
27 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
5 ч.
10 ч.
|
27 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
5 ч.
10 ч.
|
|
1
|
3
1
|
|
|
Итого:
|
48 ч.
|
48 ч.
|
|
1
|
4
|
Тематическое планирование по русскому языку. 1 класс
Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ч.1.- М.:
Просвещение, 2007.
Зеленина Л.М. Русский язык. 1 класс: учебник/ Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.-
М.: Просвещение, 2007.
№п/п
|
Тема
|
По плану
|
Дано
|
К.р.
|
Тесты
|
1
|
Предложение.
|
10
|
|
|
|
2
|
Слово.
|
11
|
|
|
1
|
3
|
Звуки и буквы.
|
27
|
|
1
|
3
|
|
Итого:
|
48
|
|
1
|
3
|
Список научно-методического обеспечения
Зеленина Л.М. Русский язык. 1 класс: учебник /Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. - М.: Просвещение, 2007.
Зеленина Л.М. Русский язык в начальной школе. 1 класс.: книга для учителя /Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – М.: Просвещение, 2008.
Николаенкова Е.И. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс: к учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык .1 класс. В 2-х частях»/ Е.И.Николаенкова.- М.: Изд-во «Экзамен», 2008.
Узорова О.В. Поурочное и тематическое планирование по русскому языку: 1-й кл.: к учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык. 1 класс»/О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова.- М.: Астрель:АСТ,2006.
Литературное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой (Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях, Ч. 1 – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 158с.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)
Программа рассчитана на 36 учебных часов.
В авторскую программу изменения не внесены.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Курс литературного чтения для 1-4 класса является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые учат видеть и понимать прекрасное в жизни, формируют в ребёнке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Данный принцип выражается в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках).
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Параллельно с формированием беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров. Дети получают первоначальное представление об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства.
Таким образом, курс литературного чтения в 1 классе нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведения изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров и тематики, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников, активно формировать навык чтения и речевые умения;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении, формировать «читательскую самостоятельность».
Основные содержательные линии
В Примерной программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(472 часа)
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, С. А. Есенин, В. В. Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.
Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.*
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности
Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
к концу 1 класса
Обучающиеся должны знать:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия.
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
-
грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
знать гигиенические правила письма;
правильно писать формы букв и соединения между ними;
уметь правильно прочитать слово орфографически и офроэпически.
Навыки чтения:
1 полугодие: плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
2 полугодие: правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.
|
|
|