|
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста; на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе.
Консультация для родителей
Автор: Мухина Наталья Алексеевна, педагог-психолог
второй квалификационной категории
МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с. Екатериновка
Партизанского района Приморского края
В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма; ребенок быстро прибавляет в росте, изменяются пропорции тела, существенные изменения в высшей нервной деятельности. Организма ребенка готовится к переходу на более высокую психо-физиологическую ступень возрастного развития. Здесь надо отметить половые различия в темпах созревания центральной нервной системы. Исследованиями отечественных психофизиологов установлено, что к 7 годам у девочек головной мозг имеет более высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков определяется ближе к 8 годам.
Всех людей можно условно разделить на 3 типа: левополушарные, правополушарные и равнополушарные. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие (математическое, знаковое, речевое, логическое – отвечает за восприятие слуховой информации), а у девочек – правое (гуманитарное, образное, творческое – пространственное, зрительное восприятие, координация). У девочек выше чем у мальчиков способность межполушарных контактов, поэтому они могут выполнять несколько видов деятельности сразу. В то же время у мальчиков в мыслительные процессы избирательно включаются либо левое, либо правое полушарие, поэтому для них характерна высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Меньшее количество межполушарных связей у мальчиков объясняет тот факт, что их стрессоустойчивость значительно ниже, чем у девочек.
В возрасте девочек до 7, а мальчики до 8-8,5 лет все дети как бы правополушарные, а современное образование ориентировано, прежде всего, на левополушарных детей, хотя по результатам исследований в классе они составляют всего 10%. Между полушариями находится пучок нервных волокон, соединяющих 2 полушария и обеспечивающих целостность работы головного мозга – это мозолистое тело. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8-8,5 лет, поэтому при подготовке к школе мальчиков необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела. Есть специальные упражнения, например, ухо-нос, кулак-ребро-ладонь, рисование двумя руками.
Кроме этого следует учитывать такие индивидуальные (врожденные) особенности как: темперамент (совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения), характер и способности (задатки). Конечно, многое зависит еще от условий жизни и воспитания.
Мышление ребенка.
К 6 годам у детей начинает только формироваться словесно-логическое мышление, но оно еще не сформировано, поэтому основной формой мышления остается наглядно-образное и наглядно-действенное, поэтому в занятиях с детьми надо делать упор на продуктивную деятельность в противовес умозрительным рассуждениям.
Содействует общему психическому развитию активизация воображения, в этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач и так же устного счета, благодаря ему формируется и геометрическая интуиция. Ребенок уже может произвольно управлять (индивидуальные различия) своим поведением, а так же процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
-
в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий;
возрастает и независимость ребенка от окружающей ситуации, их поведение определяется мотивами, у детей формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворенности своим местом в системе социальных отношений (например, внутренняя позиция школьника).
Итак, показатели психологической и личностной готовности ребенка к школьному обучению:
Ребенок имеет твердое желание учиться в школе.
-
Он имеет первоначальные умения учиться, в частности умеет выполнять простейшие требования и задания взрослых.
Обладает достаточно развитыми познавательными способностями.
Умеет общаться и работать со сверстниками.
Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами и взрослыми.
Наблюдая за развитием ребенка, за его деятельностью нетрудно установить, удовлетворяет ли он указанным признакам готовности к школе.
Уважаемые родители, надеемся, что эта информация позволит вам своевременно обратить внимание на развитие у ребенка тех или иных психологических характеристик, определяющих будущую школьную спешность вашего ребенка.
Важно понимать, что готовность к школе формируется всем образом жизни дошкольника: социальной и эмоциональной ситуацией развития в семье, посещение дошкольного учреждения, состоянием здоровья ребенка.
Литература:
Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007.
Психологическая готовность к школе / Гуткина Н.И. – СПб.: Питер, 2006.
Журналы «Дошкольное воспитание» 2003-2004г.г., «Ребенок в детском саду» 2004г.
|
|
|