|
Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативной сферы дошкольников»
Консультация для воспитателей
«Развитие коммуникативной сферы дошкольников»
Для развития коммуникативной сферы необходимо включать дошкольников с ОНР в коммуникативные ситуации. Под коммуникативной ситуацией, понимается стихийно возникающие или специально организованные педагогом ситуации в общении, вызванные потребностями вербального взаимодействия воспитанников в ходе совместной деятельности и требующие определенного уровня сформированности коммуникативных умений и навыков для их разрешения. Для этого необходимо:
Формирование социального доверия дошкольников друг к другу;
Развитие социальных эмоций;
Формирование умения отстаивать собственную позицию в процессе общения;
Развитие коммуникативных умений и навыков.
Для усвоения и закрепления дошкольников норм и правил поведения в процессе взаимодействия используются различные формы работы: инсценировки, конкурсы, построение - диалогов детей и др.
Необходимо создавать условия для формирования у дошкольников стремления реализовывать конструктивное общение с партнерами в совместной деятельности. При этом имеет место стимулирование стремлений детей согласовывать свои действия с требованиями других участников, включенных в различные ситуации.
Для преодоления отчуждения между детьми, педагогам можно использовать игры, помогающие поднять ребенка выше в глазах сверстников и наладить эмоциональный контакт между ними.
По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание положительных взаимоотношений в ролевых играх, можно выделить четыре подгруппы детей.
Первая подгруппа
|
Дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.)
|
Вторая подгруппа
|
Дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений.
|
Третья подгруппа
|
Дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.
|
Четвертая подгруппа
|
Дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу.
|
1 группа игр: сюжетно-ролевые игры, в которых партнеры принимают на себя равноправные роли;
2 группа игр: игры-драматизации, цель которых психологическое сближение ребенка с другими героями;
3 группа игр: с помощью этой группы игр, можно переключить внимание на сверстников. Эти игры формируют умение замечать конкретного ребенка, выделять его среди других по признакам, устанавливающим контакты. Например: «Чей голос?», «Картонные башни», «Тропинка».
Проводя эти игры, нужно поручать «изолированным» детям с речевыми недостатками роль ведущего в игре, похвалить ребенка перед всей группой, отметить, насколько хорошо он справился с ролью ведущего.
Существует еще один способ оптимизации общения ребенка в группе сверстников - научить его понимать эмоциональные состояния других и свои собственные и правильно на них реагировать. Для этого используют специальные упражнения, игры, этюды.
Развитие эмоционально - коммуникативных умений у дошкольников происходит через:
знакомство детей с различными эмоциональными переживаниями;
обучение распознаванию эмоций;
обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний;
игры для развития коммуникативных умений («Клубочек», «Ладонь к ладони», «Дотронься до …», «Слепой и поводырь»).
Дети с общим недоразвитием речи должны постоянно чувствовать себя самостоятельными и полезными окружающим. Это становится возможным, если каждый ребенок включается в работу по достижению общей цели, благодаря чему у него вырабатываются навыки общественной деятельности. Очень важно, чтобы педагог и воспитатель, изучив личность ребенка, правильно выявили его возможности и достоинства, те положительные черты, на которые, прежде всего надо ориентироваться в педагогическом процессе, обратили на них внимание коллектива, формируя, таким образом, у ребенка уверенность в своих силах, адекватную самооценку, коммуникативные навыки.
|
|
|