Главная страница

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативной сферы дошкольников»


Скачать 33.64 Kb.
Название Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативной сферы дошкольников»
Дата 14.02.2016
Размер 33.64 Kb.
Тип Документы

Консультация для воспитателей
«Развитие коммуникативной сферы дошкольников»


Для развития коммуникативной сферы необходимо включать дошкольников с ОНР в коммуникативные ситуации. Под коммуникативной ситуацией, понимается стихийно возникающие или специально организованные педагогом ситуации в общении, вызванные потребностями вербального взаимодействия воспитанников в ходе совместной деятельности и требующие определенного уровня сформированности коммуникативных умений и навыков для их разрешения. Для этого необходимо:

  • Формирование социального доверия дошкольников друг к другу;

  • Развитие социальных эмоций;

  • Формирование умения отстаивать собственную позицию в процессе общения;

  • Развитие коммуникативных умений и навыков.

Для усвоения и закрепления дошкольников норм и правил поведения в процессе взаимодействия используются различные формы работы: инсценировки, конкурсы, построение - диалогов детей и др.

Необходимо создавать условия для формирования у дошкольников стремления реализовывать конструктивное общение с партнерами в совместной деятельности. При этом имеет место стимулирование стремлений детей согласовывать свои действия с требованиями других участников, включенных в различные ситуации.

Для преодоления отчуждения между детьми, педагогам можно использовать игры, помогающие поднять ребенка выше в глазах сверстников и наладить эмоциональный контакт между ними.

По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание положительных взаимоотношений в ролевых играх, можно выделить четыре подгруппы детей.

Первая подгруппа

Дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.)

Вторая подгруппа

Дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений.

Третья подгруппа

Дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.

Четвертая подгруппа

Дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу.


1 группа игр: сюжетно-ролевые игры, в которых партнеры принимают на себя равноправные роли;

2 группа игр: игры-драматизации, цель которых психологическое сближение ребенка с другими героями;

3 группа игр: с помощью этой группы игр, можно переключить внимание на сверстников. Эти игры формируют умение замечать конкретного ребенка, выделять его среди других по признакам, устанавливающим контакты. Например: «Чей голос?», «Картонные башни», «Тропинка».

Проводя эти игры, нужно поручать «изолированным» детям с речевыми недостатками роль ведущего в игре, похвалить ребенка перед всей группой, отметить, насколько хорошо он справился с ролью ведущего.

Существует еще один способ оптимизации общения ребенка в группе сверстников - научить его понимать эмоциональные состояния других и свои собственные и правильно на них реагировать. Для этого используют специальные упражнения, игры, этюды.

Развитие эмоционально - коммуникативных умений у дошкольников происходит через:

  • знакомство детей с различными эмоциональными переживаниями;

  • обучение распознаванию эмоций;

  • обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний;

  • игры для развития коммуникативных умений («Клубочек», «Ладонь к ладони», «Дотронься до …», «Слепой и поводырь»).

Дети с общим недоразвитием речи должны постоянно чувствовать себя самостоятельными и полезными окружающим. Это становится возможным, если каждый ребенок включается в работу по достижению общей цели, благодаря чему у него вырабатываются навыки общественной деятельности. Очень важно, чтобы педагог и воспитатель, изучив личность ребенка, правильно выявили его возможности и достоинства, те положительные черты, на которые, прежде всего надо ориентироваться в педагогическом процессе, обратили на них внимание коллектива, формируя, таким образом, у ребенка уверенность в своих силах, адекватную самооценку, коммуникативные навыки.