|
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Психологическая азбука»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Психологическая азбука» разработана на основе авторской программы Т.А. Аржакаевой, И.В. Вачкова и А.Х. Поповой «Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3-м классе. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 144с.
Актуальность. Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.
Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современного парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурно-образовательном пространстве, способствующему психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.
Новизна. В связи с вышесказанным, считается целесообразным психолого-педагогическое сопровождение ФГОС, основанное на практике психологического просвещения и возможно даже обучения с 1 класса школы.
Нормативные документы для разработки программы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)
Основная цель - научить ребенка использовать психологические знания для быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.
Задачи:
Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки
Снижение уровня школьной тревожности
Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований
-
Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД
Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностых отношений со сверстниками и взрослыми
Формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.
Программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука для младших школьников» (3 класс) рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия 40 минут.
Данный курс включает в себя 6 разделов:
Введение в психологию общения
Психология отношений
Сокровища и тайны дружбы
Поддержка в общении
Сочувствие и сопереживание
Диагностический
Структура занятия
1. Вводная часть. Задачей вводной части занятия является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого занятия подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии.
2. Основная часть. Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и тогоже задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали» т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
3. Заключительная часть. Задача: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились.
Педагогические средства
Специально организованная среда
Специально организованные занятия.
Физкультминутки.
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
Работа с книгой.
Инсценировки
Праздники и соревнования.
Диагностика и контроль.
Формы работы.
Тренинги
Беседы и дискуссии
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
Релаксационные упражнения
Психигимностические этюды и элементы.
Работа с книгой
Работа с притчами
Тематическое планирование
№
Заня-тия
|
Название занятия
|
Количество
часов
|
Вид урока
|
Неделя
|
РАЗДЕЛ 1. Введение в психологию общения
|
4
|
|
1.
|
Новая встреча с психологией
|
1
|
урок познания нового
|
1
|
2.
|
Начало путешествия в Страну Общения
|
1
|
урок познания нового
|
2
|
3.
|
Что взять с собой в путешествие?
|
1
|
урок познания нового
|
3
|
4.
|
Что я знаю о себе?
|
1
|
урок познания нового
|
4
|
РАЗДЕЛ 2. Психология отношений: Ты — Я — Он/Она = Мы
|
9
|
|
5.
|
Как и почему начинаются ссоры?
|
1
|
комбинированный
|
5
|
6.
|
Сказка о конфликте и контакте
|
1
|
комбинированный
|
6
|
7.
|
Качества, важные для общения
|
1
|
комбинированный
|
7
|
8.
|
Какие мы в общении?
|
1
|
комбинированный
|
8
|
9.
|
Я общительный или замкнутый?
|
1
|
самопознание
|
9
|
10.
|
Королевство Разорванных Связей
|
1
|
комбинированный
|
10
|
11.
|
Свои и чужие
|
1
|
комбинированный
|
11
|
12.
|
Девчонки + мальчишки = ...
|
1
|
комбинированный
|
12
|
13.
|
Друзья и недруги
|
1
|
комбинированный
|
13
|
РАЗДЕЛ 3. Сокровища и тайны дружбы
|
9
|
|
14.
|
Дружба — это...
|
1
|
комбинированный
|
14
|
15.
|
Мы — дружная команда!
|
1
|
комбинированный
|
15
|
16.
|
Правила доброжелательного общения
|
1
|
комбинированный
|
16
|
17.
|
Дружная страна
|
1
|
комбинированный
|
17
|
18.
|
Как мы все похожи!
|
1
|
комбинированный
|
18
|
19.
|
Какие мы все разные!
|
1
|
комбинированный
|
19
|
20.
|
Сказка о Другой Точке Зрения
|
1
|
комбинированный
|
20
|
21-22.
|
Скажи мне, кто твой друг...
|
2
|
комбинированный
|
21-22
|
РАЗДЕЛ 4. Поддержка в общении
|
4
|
|
23.
|
Комплимент — это...
|
1
|
комбинированный
|
23
|
24.
|
Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе?
|
1
|
самопознание, комбинированный
|
24
|
25-26.
|
Давайте говорить друг другу комплименты!
|
2
|
комбинированный
|
25-26
|
РАЗДЕЛ 5. Сочувствие и сопереживание
|
4
|
|
27.
|
Как мы переживаем эмоции?
|
1
|
комбинированный
|
27
|
28.
|
Мы умеем выражать свои эмоции!
|
1
|
комбинированный
|
28
|
29.
|
Как мы понимаем эмоции других?
|
1
|
комбинированный
|
29
|
30.
|
Мы умеем сопереживать!
|
1
|
комбинированный
|
30
|
РАЗДЕЛ 6 Диагностический
|
4
|
|
|
31
|
Диагностика школьной тревожности. Самопознание.
|
1
|
урок самопознания
|
31
|
32
|
Диагностика мотивации учения. Самопознание.
|
1
|
урок самопознания
|
32
|
33
|
Диагностика внимания, памяти, мышления. Самопознание.
|
1
|
урок самопознания
|
33
|
34
|
Королевство Внутреннего Мира. Как я изменился в течение года
|
1
|
урок - обобщение пройденного материала
|
34
|
Всего
|
|
34
|
|
34
|
Ожидаемые результаты и формы контроля.
Основные результаты
Низкий уровень тревожности
Высокая и нормальная самооценка
Позитивное отношение к себе и своей личности
Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.
Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:
Умение осознавать требования учителя и соответствовать им
Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами
-
Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы
Умение общения и достойного поведения с одноклассниками
Навыки коллективной деятельности.
Формы контроля:
Тестирование (групповое или индивидуальное) (тест тревожности Спилберга, социометрия, анкетирование «Личностный рост обучающихся»)
Применение проективных методик диагностики («Школа зверей» «Рисунок школы» и т.д.)
Наблюдение и ведение индивидуальных карт.
Основные требования к знаниям и умениям
учащегося к концу 3-го класса
Личностные УУД
Относиться открыто к внешнему миру, чувствовать уверенность в своих силах в учебной деятельности, уметь адаптироваться к новым ситуациям в учебной деятельности
-
Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми даже не имея совместной деятельности, имея целью достигнуть какой-либо личной цели (получить нужную информацию, совершить покупку)
Обсуждать проблемы, избегать конфликты, с интересом обсуждать интересующие его вопросы, расспрашивать взрослых о том что для него важно
Доброжелательно реагировать на замечания способен исправиться в ответ на предложение взрослого
Регулятивные УУД
Способность самому поставить задачу в творческой деятельности связанной с учебной
Способность самостоятельно выстраивать внутренний план действий в некоторых видах учебной деятельности
-
Планировать свои действия совместно с учителем, анализировать проблемы и результат
Коммуникативные УУД
Планировать учебное сотрудничество совместно с учителем, принимать участие в контроле чужой деятельности, осуществлять рефлексию
Умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми в поисках интересующей информации
Чувствовать приближения конфликта
уметь избежать конфликт
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Магнитная доска
Рабочие тетради
Канцелярские принадлежности
Видео ряд
Музыкальный ряд
Текст сказок
Колонки для компьютера
Литература
Аржакаева Т,А., Бачков И.В., Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. — М.: Генезис, 2012.
Аржакаева Т,А., Бачков КБ., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2-м классе. — М.: Генезис, 2012.
Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоциональнокоммуникативная игра для детей 4—10 лет. — М.: Когито- центр, 2008.
Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке. — М.: Генезис, 2012.
Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. — М.: Генезис, 2012.
Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 2 класс. — М.: Генезис, 2012.
Лютова Е.К., Монина Г. С. Шпаргалка для взрослых. Психо
коррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Генезис, 2000.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2012.
-
Федеральный государственный стандарт начального общего
образования. — М.: Просвещение, 2009.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М.: Генезис, 2010.
|
|
|