|
Рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»
Конспект урока литературы в 6 классе по теме:
«Душевная щедрость учительницы» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»).
Цели урока:
1. Образовательная:
показать на примере рассказа, какое значение имеет душевная доброта, щедрость, отметить роль учительницы в жизни мальчика, показать ее душевную чуткость, раскрыть смысл названия рассказа; обучать навыкам характеристики литературного героя.
2. Развивающая: формировать навыки анализа текста произведения; учить кратко излагать текст; развивать навыки работы с текстом.
3. Воспитательная: воспитание любви и уважения к учителям.
Форма урока - урок – размышление.
Методы:
- Словесный – слово учителя;
- Репродуктивный – пересказ прочитанного, беседа по рассказу;
- Наглядно – иллюстративный (слайды);
- Частично – поисковый (нахождение эпизодов);
- Практический (чтение текста).
4.Оборудование:
портрет В. Г. Распутина, иллюстрации, музыкальное сопровождение.
Ход урока.
Организация внимания.
Вступительное слово учителя.
- Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своем рассказе «Уроки французского».
На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою вдали от родных, и увидели, как в этом ребенке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надежного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны.
- Сегодня мы поговорим о роли учителя в судьбе героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», о значении доброты и душевной щедрости в жизни человека. Также мы с вами постараемся раскрыть смысл названия рассказа «Уроки французского».
Эпиграфом к уроку я взяла слова английского поэта и драматурга Бенджамина Джонсона «Добрые люди подобно звездам, озаряют свои времена».
3. Актуализация ранее изученного.
- Как зовут главного героя рассказа? (Володя, но это только в фильме, а в рассказе речь идет от первого лица).
- Почему рассказ называется автобиографическим? (автор рассказывает о событиях, которые произошли с ним).
- Давайте вспомним, в какое время происходят события рассказа? (послевоенный 1948 год).
- Почему герой учится не в своей деревенской школе, а в райцентре? (В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр).
- Каким перед нами предстает мальчик? Какие чувства переживает герой, оказавшись вдали от дома? (тоску, одиночество, голод).
- Как получилось, что он стал играть на деньги? (Сначала у него появилось стремление проявить ловкость, а потом он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко).
- Герой рассказа сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы. Какие уроки получает он в этой компании? (уроки жестокости, злобы, зависти).
4. Основная часть урока.
а) фронтальная беседа по прочитанному
- Думаю, серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек, получал только уроки подлости, жесткости, злобы. Но, к счастью, находятся люди, которые проявляют сердечность, теплоту, доброту.
- Кто же в рассказе противостоит злу? (учительница французского языка Лидия Михайловна) (портрет учительницы)
- На слайде мы видим Лидию Михайловну Молокову, послужившую прототипом героини рассказа.
б) Словарная работа.
Прототип (напечатано на доске) – первоначальный образец. Реально существовавшее лицо, послужившее источником для создания литературного образа.
- С чьих слов идет описание учительницы? Как мальчик описывает внешность Лидии Михайловны в начале рассказа? (стр. 103 «Она сидела перед мной аккуратная вся, умная и красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре…» стр. 108 «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; стр. 99 «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Это говорит о неравнодушном отношении учительницы к своему делу.)
- Как держалась Лидия Михайловна в классе? (Спокойно, уверенно. Говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации).
- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика?
(стр. 100 чтение по ролям «Ну вот, сказала Л. М., открывая журнал. – Сегодня среди нас есть …А говорит - упал». Роли: Л. М., мальчик, Тишкин, автор).
- Как Лидия Михайловна выяснила причины случившегося? (Внимательно рассматривает героя. Вместо наказания разговор становится спасением. Она пытается все выяснить шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает. Она понимает, что мальчик ее обманывает, и решает разобраться после уроков.)
Какие чувства испытывает герой? (врет, но неумело, его терзают противоречивые чувства: стр. 101 «А что, интересно, скажу я»…но так домой ехать нельзя»).
- Как меняется интонация учительницы во время разговора после уроков? (стр. 102 «Это правда, что ты играешь на деньги?- сразу начала она. Л. М. начала разговор слишком громко, как показалось мальчику. Когда она поняла, что мальчик попросту голодает и тратит выигранные деньги на молоко, то молча, внимательно рассматривает мальчика; стр. 103 Интонация ее голоса становится задумчивой. Разговор для мальчика становится спасением. «И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Л. М.).
- Что пообещал мальчик Лидии Михайловне? (Не играть больше на деньги).
- Почему главный герой нарушает слово не играть на деньги? («В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…».)
- Почему Л. М. заставила заниматься героя дополнительно? (Она решила таким образом отвлечь его от игры, от избиений. Будучи взрослым, рассказчик это понимает).
- Какие чувства испытывает герой, оказавшись в квартире учительницы в первый раз? (Стыд, неловкость, стеснение.)
- Как Лидия Михайловна занимается с мальчиком?
- Что она предлагает своему ученику после занятий?
- Принимает ли мальчик ее приглашение поужинать? Почему? (стр. 108 «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся…)
- Как реагировала Лидия Михайловна на отказы мальчика ужинать?
- Какое качество учительницы в этот момент проявляется? (милосердие, сострадание)
- Как вы понимаете слово «милосердие»? (Готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия).
- От кого однажды получил мальчик посылку?
- Почему Володя не взял посылку с продуктами? ( В нем проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства.)
- Как он догадался, от кого посылка? (гематоген и макароны).
- Сразу ли учительница призналась, что это она отправила мальчику посылку?
- Как она объяснила свое желание помочь мальчику?
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику)
- Как ведет себя учительница во время игры? (Она подыгрывает ученику для того, чтобы тот выиграл)
- Разве может учитель играть на деньги? (Нет, но Лидия Михайловна сделала это из добрых намерений).
- Какое вы дадите определение ее поступку? (Он был человечным, милосердным).
в) Рассказ от лица учительницы:
А давайте послушаем, что расскажет сама Лидия Михайловна. Рассказ от лица Лидии Михайловны (читает учитель):
«Когда я впервые увидела этого мальчика, я поняла, что он очень страдает. Мне хотелось не просто накормить его, а сделать все, чтобы исчезли из его глаз эти чувства тоски и одиночества. Игра в замеряшки была единственным способом помочь ему. Вот почему я решилась на этот риск».
- Кто неожиданно становится свидетелем их игры?
- Как вела себя Лидия Михайловна при появлении директора? (Во время прихода директора вела себя строго, не теряя чувства собственного достоинства.)
- А как назвал поступок учительницы директор школы Василий Андреевич? (стр. 119 « Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич….).
- Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление, совращение»?
- Почему Л. М. не объяснила свой поступок директору? (Не разобравшись, обвинил в самых страшных грехах. Он бы ничего не понял – не такой человек).
– Каким в рассказе описывается директор школы? (стр. 101 «Директор, Василий Андреевич, так и спрашивал провинившегося..»Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался». Он не способен понять ребенка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости.)
- Какой прием использует автор в описании Л. М. и директора? (противопоставление).
- Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали? (На доску вывешиваются яблоки, на которых напечатаны качества Л. М.: смелость, доброта, порядочность, сострадание, милосердие).
- Как вы думаете, почему все качества Л. М. я написала на рисунках с яблоками?
- Какие новые черты Л. М. открывает послесловие? (выдержка, чувство ответственности, ничем не выдала своего душевного состояния, всю «вину» взяла на себя).
- Итак, попробуем дать ответ на вопрос. Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор? (Конечно, можно сказать, что она поступила непедагогично. Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы – «…преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё…». Но если знать, что учительница решилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем - желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опуститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности.
В основе поступка - милосердие и доброта. Можно бесконечно говорить о них, а можно взять и помочь конкретному человеку, как это сделала учительница. А результат ее поступка налицо – из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Василий Андреевич не захотел увидеть этого.)
5. Итоги урока.
- Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?
-Какое главное слово в названии рассказа? (Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во – вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь).
- Какие уроки преподал нам Валентин Распутин? Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище).
Итак, «Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.
а) Чтение стихотворения (читает ученик):
Не будь равнодушным.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
И. Фомина
б) Знакомство с высказываниями великих людей о добре (объяснить значение этих высказываний). Понравившееся высказывание записать в тетрадь по литературе.
1. Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.
Л.Толстой
2. Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.
В.А. Сухомлинский
3. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н. Толстой
4. Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.
Ч. Айтматов 5. Доброта — качество, излишек которого не вредит.
Д. Голсуорси
- Наш урок я хочу завершить словами Л. Н. Толстого «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»
Звучит песня «Дорогою добра».
6. Домашнее заданее.
|
|
|