Главная страница

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку


Скачать 0.52 Mb.
Название Рабочая программа по литературе (базовый уровень) представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку
страница 1/3
Г.С. Меркина
Дата 21.02.2016
Размер 0.52 Mb.
Тип Рабочая программа
  1   2   3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа


Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, по учебнику «Литература» для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.С. Меркина, 6-е издание - М.: Русское слово, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. В содержание программы входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века включительно.

Содержание литературных произведений учитывает эстетическую и воспитательную роль предлагаемых для изучения текстов, имеет концентрическую форму.

Отличительной особенностью изучения литературы является то, что совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте осуществляется с помощью: использования понятий языка литературоведения, выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирования умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Цели обучения на базовом уровне

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Согласно учебному плану рабочая программа предусматривает в 7 классе обучение литературе в объёме 70 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства, использовать необходимую информацию, в том числе в сети Интернет.

В результате изучения литературы

Ученик должен знать:

  • авторов и содержание изученных художествен­ных произведений;

  • основные теоретические понятия, предусмотрен­ные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма) и жанры всех трех родов;

  • иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры;

  • иметь пред­ставление о подвижности связей и истории жанров;

уметь:

  • определять роды и жанры изученных произведе­ний и мотивировать свои выводы;

  • привлекать целесообразные формы пересказа в со­ответствии с особенностями рода и жанра произведения;

  • создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;

  • отличать стихотворную речь и ее особенности, силлабо-тонический стих от тонического;

  • привлекать сведения по теории литературы в про­цессе обсуждения и оценки как изученного, так и само­стоятельно прочитанного произведения;

  • работать со справочными материалами, в том чис­ле энциклопедическими изданиями;

  • обнаруживать связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.



Основное содержание (70 часов)
Введение

Литература как искусство слова. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Литературные роды (лирика, эпос, драма), жанровое образование. Движение жанров.

Теория литературы: литературные роды.
Русский фольклор

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.

Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отра­жение в былине народных представлений о нравственности ( сила и доброта, ум и мудрость).

Героический эпос в мировой культуре

Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагменты) (1 час). Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорилисваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лиро-эпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Древнерусская литература

Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Литература европейского Возрождения

М. Сервантес (2 часа)

Слово о писателе.

Роман Дон Кихот (фрагменты).

Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.
Литература XVIII века

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы «человек и природа».
М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «О вы, которых ожидает... » (из оды «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Властителям и судиям». Отра­жение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со сти­хотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихо­творении.

Д.И. ФОНВИЗИН

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

Литература XIX века

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького человека». Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

А.С. ПУШКИН

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «К Ча­адаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...», «Туча», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава».

Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина. Тема Родины в лирике Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом произведении. Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне…». Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, её связь с устным народным творчеством.
Н.В. ГОГОЛЬ

Слово о писателе.

Повесть «Шинель». «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и «маленького человека». Мечта и действительность. Образ Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.
И.С. ТУРГЕНЕВ

Слово о писателе.

Общая характери­стика книги «Записки охотника». Многообразие и слож­ность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева.

Рассказы: «Хорь и Калиныч» и «Певцы». Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.

Стихотворение в прозе «Нищий». Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.
Н.А. НЕКРАСОВ

Слово о поэте.

Стихотворения: «Вчерашний день, часу 6 шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Слово о писателе.

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».

Особенности сюжетов и проблематики «сказ­ок для детей изрядного возраста». Обличие нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Слово о писателе.

Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское от­ношение к героям.
Н.С. ЛЕСКОВ

Слово о писателе.

Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
А.А. ФЕТ

Стихотворения: «Вечер», «Зреет рожь над маркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
А.П. ЧЕХОВ

Слово о писателе.

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, её связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения.

Произведения русских поэтов XIX века о России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...».

Н.М. Языков. «Песня».

И.С. Никитин. «Русь».

А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»
Литература XX века

Обращение писателей XX века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии XX века. Художественные искания русских писателей XX века. Человек и история в литературе XX века: проблема выбора пути. русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев
М. ГОРЬКИЙ

Слово о писателе.

Повесть «Детство» (главы по выбору). Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергилъ»). Романтизм раннего творчества М. Горького. Приём контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.
И.А. БУНИН

Слово о писателе.

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о свое­образии поэзии.

Статья «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Нравственный смысл произведения. Доброта, милосердие, справедливость, покорность, сми­рение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понима­ния художественной идеи рассказа. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.
А.И. КУПРИН

Слово о писателе.

Рассказы «Куст сирени», «Аlles!». Взаимопонимание, взаимо­выручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основ­ная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
В.В. МАЯКОВСКИЙ

Слово о поэте.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.
С.А. ЕСЕНИН

Слово о поэте.

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я поки­нул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство ро­дины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотво­рениях поэта.
И.С. ШМЕЛЕВ

Слово о писателе.

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас­сказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
М.М. ПРИШВИН

Слово о писателе.

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Слово о писателе.

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная зе­мля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие»). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказ­чика в произведении. Лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Слово о поэте.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, ду­ховный труд — основное нравственное достоинство человека. Выразительно-художественные сред­ства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологи­ческие средства (роль глаголов и местоимений).
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». История создания поэмы, её читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Тёркина. Тема родины и её воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце».
Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны

Н.П. Майоров. «Творчество»; Б.А. Богатков. «Повестка»; М.Джалиль. «Последняя песня»;

Вс. Н. Л о б о д а. «Начало». Особенности восприятия жиз­ни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Слово о писателе.

Рассказы: «Летят мои кони» (Отрывок), «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравствен­ной убогости, лицемерия. Рассказчик и его роль в повествовании.
В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе.

«Чудаки» и «чудики» в рас­сказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека.

Рассказ «Микро­скоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя. Способы создания характера.
Русские поэты XX века о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...» М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...» Я.В. С м е л я к о в. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...» А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д. Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе.

Сонеты: «Когда на суд безмол­вных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, так теперь...», «Лю­блю, но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные » темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира. Твёрдая форма (сонет), строфа (углуб­ление и расширение представлений).

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе.

Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно». Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народ­ное представление о добре и силе. Лиро-эпическая песня, баллада, алле­гория.
Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе.

Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привле­кательные качества героя. Приключенческая литература.
МАЦУО БАСЕ

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знаком­ство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэ­тических образов. Хокку (хайку).
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе.

Повесть «Планета людей». Добро, справедливость, мужество, порядоч­ность, честь в понимании писателя и его героев. Основные со­бытия и позиция автора. Лирическая проза (развитие представ­лений), правда и вымысел.
Я. КУПАЛА

Основные биографические сведения.

Отражение судьбы бело­русского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет? », «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы. Сопоставительная характеристика оригина­ла и переводов.
Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на все­российский престол...» (отрывок).

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору.

М.Ю. Лермонтов. «Родина».

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.

С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору.

Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения — по выбору.

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

У. Шекспир. Один сонет — по выбору.
Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение бога­тыря».

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».

Из русской литературы XVIII века

Г.Р. Державин. «Признание».

Из русской литературы XIX века

А.С. Пушкин. «19 октября 1827 г.» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, не­мытая Россия».

Н.В. Гоголь. «Портрет». «Коляска» (одна из повестей по выбору).

И.С. Тургенев. «Первая любовь». «Записки охотника» (1-2 рассказа из сборника по выбору).

Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы» (1-2 очерка).

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».

А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Налим».

В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».

Из русской литературы XX века

М.Горький. «В людях».

И.А. Бунин. «Цифры».

В.В. Маяковский. «Адище города».

Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Леры…».

В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».

А.Т. Твардовский. «Дом у дороги».

В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

В.М. Шукшин. «Забуксовал».

Кир Булычёв. «Белое платье Золушки».

Из зарубежной литературы

Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»

Учебно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты

освоения материала

Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт

1

Урок - введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

вводный урок

Беседа, работа с книгой, демонстрация

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: литература как особая форма познания действительности; автор и герой в литературном произведении.

Уметь: анализировать статью

Стр.5, ключевые фразы

2.09




2

Устное народное творчество. Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Микула - носитель лучших человеческих качеств.

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментарий, беседа

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: понятие обрядового фольклора; основные его жанры.

У м е т ь: анализировать содержание, тематику и поэтику былин

Стр.7-14 читать, пересказывать; вопрос 6, стр15.

2.09




3

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу.

урок усвоения новых знаний

Слово
учителя, беседа, выразительное чтение

Вопросы учителя, задания в учебнике

Знать: определение былины, тематику былин, их идейную направленность

Уметь: анализировать былину

Стр.16-28. Вопросы и задания стр.29.

9.09




4

Обрядовая поэзия. Лирические песни.

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, работа с учебником, комментированное чтение,
беседа

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: быт, нравственные представления и судьбу народа в народной песне.

У м е т ь: анализировать содержание, тематику и поэтику песен


Стр.29-37. Наизусть любую обрядовую песню

9.09




5

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Формирование традиции уважительного отношения к книге. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

Вопросы учителя, задания в учебнике, план

З н а т ь: понятие древнерусской литературы, традиции уважительного отношения к книге

У м е т ь: выполнять художественный пересказ текста ,характеризовать содержание и проблематику повести.

Ключевые слова. Вопросы и задания стр.48-49

16.09




6

М. В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. Классицизм. Оды Ломоносова.

урок усвоения новых знаний

Рассказ учителя, работа с учебником; выразительное чтение, презентация

Вопросы учителя, задания в учебнике, наизусть

З н а т ь: жанровые особенности оды, сведения об авторе

У м е т ь: анализировать оду

Наизусть оду

16.09




7

Г.Р. Державин. Биография Державина. Стихотворение «Властителям и судиям».

урок усвоения новых знаний

Рассказ учителя, работа с учебником; выразительное чтение

Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть

З н а т ь: сведения об авторе, план анализа лирического произведения

У м е т ь: выразительно читать и анализировать лирическое произведение

Наизусть стихотворение

23.09




8

Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество. Просветительство. Драма. Комедия.

урок усвоения новых знаний

Работа с книгой, чтение по ролям; инсценирование

Презентация, хронологическая таблица

Знать: краткие сведения о писателе. Знание основного конфликта пьесы и её проблематики.

Уметь: анализировать драматическое произведение

Хронологическая таблица, презентация

23.09




9

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Действующие лица, социальные вопросы комедии. Чтение по ролям. Инсценирование отдельных эпизодов.

урок усвоения новых знаний

Работа с книгой, чтение по ролям; инсценирование

Чтение по ролям, тест, характеристика героев

Знать: социальные вопросы комедии; Уметь: проследить позицию писателя.

Инсценирование, вопросы и задания стр.118-119, тезисный план

30.09,




10

Р.Р. Сочинение «Что нужно сделать, чтобы добродетель восторжествовала?».

урок развития речи

Работа над сочинением

Письменная работа

Уметь: составлять план и выстраивать внутреннюю логику сочинения.

Сочинение

30.09




11

Вн.Чт. .А. С. Пушкин. Устный журнал «Солнце русской поэзии» Страницы жизни и творчества.

внеклассное чтение

Слово учителя, сообщения учащихся, слайд- материалы; портреты, выставка книг, репродукция
И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»; фотографии Царского Села

Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть

З н а т ь: период жизни Пушкина в Царскосельском лицее; жанр послания.

У м е т ь: выступать с подготовленным сообщением на определенную тему.


Подготовиться к внеклассному чтению по поэме «Полтава»

7.10




12

А. С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд».


урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение, обучение чтению

Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть

З н а т ь: вольнолюбивый характер стихотворения.

У м е т ь: выразительно читать стихотворения.

Наизусть стихотворение, анализ по плану.

7.10




13

Человек и природа («Туча»). Выразительное чтение стихотворений наизусть

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение, обучение чтению

Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть

З н а т ь: тема человека и природы.

У м е т ь: выразительно читать стихотворения.

Наизусть стихотворение, анализ по плану.

14.10




14

Интерес Пушкина к истории России. «Песнь о вещем Олеге».

урок усвоения новых знаний

Слово
учителя; беседа по тексту, презентация, мультфильм

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе.

У м е т ь: определять их самостоятельно.

Отрывок наизусть, вопросы и задания стр.141.

14.10




15

Вн.Чт. А.С. Пушкин. Поэма «Полтава». Историческая основа поэмы.

внеклассное чтение

Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному;

фрагменты из кинофильма

Вопросы учителя, презентации учащихся

З н а т ь: понятия “сюжет” и “композиция”; поэма как один из лиро-эпических жанров литературы.

У м е т ь: составлять план событий, говорить о композиции поэмы.


Подготовиться к внеклассному чтению по Лермонтову

21.10




16

Р.Р. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина». Анализ лирического произведения.

урок развития речи

Слово учителя; беседа по прочитанному; анализ лирического произведения

Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть

З н а т ь: сведения о поэте, план анализа лирического произведения

У м е т ь: выполнять анализ лирического произведения

Наизусть стихотворение, анализ по плану.

21.10




17


М. Ю. Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Комментированное чтение

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг

Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть

З н а т ь: биографические факты, содержание и тему «Песни…»; прием сравнения в композиции произведения.

У м е ть: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства.

Выразительное чтение, вопрос 9, стр 179, план.

28.10




18

М. Ю. Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Анализ «Песни…»

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг

Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть

З н а т ь: биографические факты, содержание и тему «Песни…»; прием сравнения в композиции произведения.

У м е ть: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства.

Наизусть отрывок

28.10




19

Вн.Чт. Моё любимое произведение М.Ю. Лермонтова

внеклассное чтение

Презентации учащихся, выразительное чтение

Презентации учащихся

Знать: биографию Лермонтова

Уметь: обосновать свой выбор, выразительно читать, анализировать

Подготовиться к внеклассному чтению по Тургеневу

11.11




20

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Шинель» Изображение чиновничества и жизни «маленького человека».

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение

Вопросы учителя, задания в учебнике, план-характеристика

З н а т ь: сведения о писателе, понятие «маленький человек»

У м е т ь: анализировать прозаическое произведение

Хронологическая таблица, характеристика героя, вопрос 2 стр.220

11.11




21

Н.В. Гоголь. «Шинель». Основной конфликт повести «Шинель». Трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича.

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение; портрет героя, беседа

Вопросы учителя, задания в учебнике, тест

З н а т ь: содержание текста , историю создания.

У м е т ь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.

Вопросы и задания стр. 220

18.11




22

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ Акакия Акакиевича.

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение; портрет героя, беседа

Вопросы учителя, задания в учебнике, тест

З н а т ь: содержание текста, историю создания.

У м е т ь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.

Сообщение о Тургеневе И.С.

18.11




23

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении Тургенева.

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение; портреты,

выставка книг; музыкальные фрагменты из «Времен года» П. И. Чайковского

Вопросы учителя, задания в учебнике, хронологическая таблица

Уметь :самостоятельно выявлять основные мысли прочитанного, устанавливать смысловые части прочитанного.

Уметь: отличать многообразие и сложность характеров крестьян.

Хронологическая таблица, пересказ от имени героев

25.11




24

И.С.Тургенев. Анализ рассказа «Хорь и Калиныч».

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение; портреты,

выставка книг; музыкальные фрагменты из «Времен года» П. И. Чайковского

Анализ рассказа, сравнение героев

Знать: текст рассказа «Хорь и Калиныч»

Уметь: анализировать рассказ, определять тему, идею рассказа; сравнивать героев.


Читать стихотворения в прозе «Нищий», «Русский язык»

25.11




25

Вн.Чт. Стихотворения в прозе. И.С. Тургенев. «Нищий», «Русский язык»

внеклассное чтение

Слово учителя, комментированное чтение, портрет, выразительное чтение

Вопросы учителя, презентации учащихся

З н а т ь: содержание стихотворений; обличительный пафос стихотворения.

У м е т ь: определять тематику произведения; особенности языка и стиля.

Подготовиться к внеклассному чтению по Зощенко, Аверченко, Тэффи

2.12




26

Р.Р. Анализ стихотворений Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога».

урок развития речи

Беседа, комментированное чтение, анализ лирического произведения

Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть

З н а т ь: художественные особенности стихотворения.

У м е т ь: характеризовать стилистические средства

Наизусть стихотворение, анализ по плану.

2.12




27

Р.Р. Н.А. Некрасов.«Размышления у парадного подъезда». Поступки героев.

урок развития речи

Слово учителя, комментированное чтение; портрет, иллюстрации

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: содержание лирического произведения, план анализа стихотворения

У м е т ь: характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художественный пересказ эпизодов.

Вопросы и задания стр. 271-272

9.12




28

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» Героини поэмы. («Княгиня Трубецкая»).


урок усвоения новых знаний

Чтение по ролям; беседа по вопросам

Вопросы учителя, задания в учебнике, план-характеристика

З н а т ь: понятие “речевая характеристика”.

У м е т ь: выполнять характеристику героя.

Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания стр.290.

9.12




29

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»


урок усвоения новых знаний

Работа с текстом, пересказ от лица героев сказки

Вопросы учителя, задания в учебнике, пересказ от имени героев

З н а т ь: сведения из биографии Салтыкова-Щедрина; жанр сказки для взрослых

У м е т ь: определять тему, основную мысль текста.

Пересказ от имени героев сказки, вопросы и задания стр.311

16.12




30

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик». Тема, герои.


урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение; анализ прозаического произведения

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: сведения из биографии Салтыкова-Щедрина; жанр сказки для взрослых

У м е т ь: анализировать содержание.

Анализ по плану.

16.12



  1   2   3