Главная страница

Муниципального образования г. Когалым муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Скачать 238.56 Kb.
Название Муниципального образования г. Когалым муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дата 24.02.2016
Размер 238.56 Kb.
Тип Пояснительная записка


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г.КОГАЛЫМ

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»


Утверждаю

Директор МОУ «ДШИ» г.Когалым

________________Н.В. Велижанин

«______»_________________ 2008г.


ПРОГРАММА

« Ж И В О П И С Ь »

(на 4 года)

Преподаватель:

А.В. Карбовская

Когалым-2008

Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………..3

2.Учебно-тематический план и содержание курса ………………………………………6

3.Требования к уровню подготовки выпускников……………………………………...14

4.Программно-методическое обеспечение………………………………………………15

5.Список литературы……………………………………………………………………...16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Характеристика программы: программа по живописи разработана на базе типовой программы для детских художественных школ (художественных отделений школ искусств) Министерства культуры СССР с использованием методических указаний по организации учебно-воспитательной работы в художественных классах ДХШ (художественных отделений школ искусств) 1988 г.

Весь курс живописи задания с постепенным усложнением. Длительные учебные постановки чередуются с кратковременны­ми постановками, что активизирует процесс обучения.

Теоретическая часть предполагает знакомство с законами цветоведения и теорией живописи. Практические занятия состоят из работы над поставленными живописными целями и задачами. Во время прохождения курса преподаватель знакомит учащихся с живописными материалами и их технически­ми свойствами (краски, бумага, кисти и пр.), а также дает учащимся первые необходимые сведения о цвете в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе, холодных и теплых цветах, контрастности цветов, спектре и дополнительных цветах.

В течение всех лет обучения по данной программе учащиеся осваивают и развивают умение пользоваться изобразительными живописными средствами, а также умением грамотно подбирать и умело использовать полученные знания на практике. Программа по живописи тесно взаимосвязана с программой по рисунку.

Предмет «Живопись» в учебном плане школы является профилирующим.

Вид: составительская, традиционная, адаптированная.

Направленность: художественно – эстетическая;

Уровень освоения: 4 года;

Объем курса: 432 часа. Распределение учебных часов по годам обучения согласно действующему учебному плану.

Уровень реализации: общее художественно – эстетическое образование;

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 11 – 18 лет;

Цель учебной дисциплины: формирование у учащихся знаний, умений и навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи.

Задачи:

  • обучающие: в процессе обучения ученик должен научиться видеть и предавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии (на плоских формах), затем на простых цве­товых объемах (с учетом теплых и холодных цветов), далее на более сложных формах и с более сложными цветными отношениями и рефлексами и, наконец, в условиях про­странственно - воздушной среды, как в закрытом помеще­нии, так и под открытым небом во время летней учебной практики; развитие познавательного интереса к живописи, приобщение к современной мировой культуре, приобретение определенных знаний, умений и навыков, формирование потребности к самопознанию и к творчеству;

  • воспитательные: формирование культуры художественного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и произведений живописи, их эстетическую сущность; формирование общечеловеческих нравственных ценностей ориентации, экологического самосознания, общественно ценных личностных качеств;

  • развивающие: развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, целеустремленность, скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства; развить потребность к самопознанию и совершенствованию;

  • общепедагогические: воспитание чувства дисциплины, умения анализировать и творчески преодолевать возникающие трудности в процессе обучения;

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, который предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся - оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Все сведенья даются в процессе практической работы над постановкой, а также при разборе и обсуждении произ­ведений классиков и современных художников.

Виды уроков:

- традиционный (сочетающий в себе объяснение и практические упражнения).

- комплексный - собеседование, консультации, экскурсии.

- практические упражнения под руководством педагога по закреплению определенных навыков и умений.

Режим занятий: 1 - 4 классы по 3 академических часа.

Периодичность занятий: I – IV классы: 1 раз в неделю. Продолжительность урока – 45 минут – 1 академический час.

Занятия проводятся под руководством педагога, по плану коллективного обучения и индивидуального подхода. Кроме классно – урочной системы организации учебного процесса, предполагается домашняя учебная работа учащегося в объеме от 15 - 20 минут ежедневно на протяжении всего курса обучения (аналогичные классным постановкам).

В организации домашних занятий на начальном этапе используется помощь родителей.

Методы обучения:

  • объяснительно - иллюстративный;

  • личностно – ориентированные;

  • репродуктивный;

  • методы контроля и самоконтроля, самостоятельная работа;

  • методы стимулирования и мотивации интереса к учению.

Принципы обучения:

  • доступность в обучении и воспитании;

  • индивидуальный подход и принцип сотрудничества;

  • коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности;

  • наглядность и научность;

  • прочность, осознанность и действенность результатов;

  • связь теории с практикой;

  • систематичность и последовательность;

  • сознательность, активность, самостоятельность;

  • уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

  • принцип обучения живописи - нераздель­ность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить то положение, что решение колористи­ческих задач не может проходить в отрыве от изучения формы.

Пленэрная практика.

Учебная практика «пленэр» - часть процесса обучения. Она проводится в начале и конце учебного года и является продолжением классных учебных занятий.

Главная цель практики – закрепление и расширение учебно-профессиональных знаний по предмету «Живопись». Выработка умений сознательно применять их в самостоятельной работе.

Основные задачи:

  • научить глубокой пространственной ориентации - воспринимать натуру в трехмерном пространстве, а ее изображение на двухмерной плоскости;

  • целостному восприятию натуры, применять метод работы отношениями по цвето-тональности;

  • освоение цветоведения и умелое применение воздушной перспективы;

  • моторной координации – умение быстро и точно координировать положение глаз, рук в процессе работы, оптимальных по скорости и точных движений.

Учет и контроль организации образовательного процесса:

  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность введения работы;

  • рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он выявляет полученные знания и умения по блокам;

  • итоговый, проводимые после завершения четвертей, полугодия, экзаменационные – после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечается наиболее удачные решения, оригинальные подходы в выполнении задания, разбираются характерные ошибки. Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках, фестивалях. Успеваемость учащихся контролируется на просмотрах, конкурсах, выставках и экзаменационных работах. Работа вы­полняется на бумаге акварельными, гуашевыми красками, а также для изучения разнообразия изобразительных средств и техник – пастель


Учебно-тематический план и содержание курса






Наименование темы

общее

кол-во

часов

теоретит.

занятий

практич.

занятий

1

Пленэрная практика

3

-

3

2

Вводная беседа о живописи - упражнения.

3

1

2

3

Букет цветов в простой вазе.

6

-

6

4

Изображение плоских предметов - упражнения (осенние листья –2-3 варианта)

3

-

3

5

Постановка из 2 - 3-х предметов простейшей фор­мы на нейтральном фоне (овощи, фрукты и т.д.).

6

0,5

5,5

6

Постановка из 2 - 3-х предметов на цветном фо­не.

12

0,5

11,5

7

Постановка из 2-х предметов (гризайль).

3

-

3

8

Постановка из 2 - 3-х предметов на нейтральном фо­не.

12

0,5

11,5

9

Постановка из 3 - 4-х предметов, контрастных по цвету.

9

0,5

8,5

10

Постановка из 3 - 4-х предметов сближенного цвета.

9

0,5

8,5

11

Постановка из 3 - 4-х предметов, контрастных по цве­ту, с ярко выраженным цветовым фонов (декоративный натюрморт).

12

0,5

11,5

12

Этюд чучела птицы.

3

-

3

13

Экзаменационная постановка из 2-3-х предметов и чучела птицы.

15

-

15

14

Наброски фигуры человека с натуры.

3

0,5

2,5

15

Пленэрная практика.

3

-

3




Резерв:

6




6




Итого:

108

4,5

103,5
1 класс


  1. Пленэрная практика.

  2. Вводная беседа о живописи. Знакомство с материалами (акварельные краски, кисти, бумага и т.д.). Оборудование живописца. Акварельные краски и их свойства. Знакомство с приемами работы акварелью. Тональ­но-цветовые заливки плоскостей. Растяжки одной краски (от темного к светлому, от насыщен­ного до малонасыщенно­го) Упражнения. Материал: формат ¼, акварель.

  3. Букет цветов в простой вазе. Упражнения в заливках, смешение красок, приемы работы акварелью. Материал: формат ½, акварель.

  4. Изображение плоских предметов. Передача ло­кального цвета (листья, книга и т.д.). Закрепление приемов работы с акварелью. Заливка, лессировка, мазок. Закрепление понятий «основные», «составные цвета». Оттенки одного цвета. Понятие оптическое и механическое смешение цвета. Получение из основных цветов состав­ного цвета. Материал: формат ¼, акварель.

  5. Постановка из 2 - 3-х предметов простейшей фор­мы на нейтральном фоне (овощи, фрукты и т.д.). Понятия: свет, блик, тон, полутон. Локальный цвет на свету и в тени. Материал: формат ¼, акварель.

  6. Постановка из 2 - 3-х предметов на цветном фо­не. Понятие о цветовом рефлексе. Изменение цвета в зависи­мости от влияния окружающей среды.

Материал: формат 1/3, акварель или гуашь.


  1. Постановка из 2-х предметов (гризайль). Передача светотени одним цветом (как средство выражения формы).

Материал: формат ¼, акварель, белила гуашевые.


  1. Постановка из 2 - 3-х предметов на нейтральном фо­не, даются понятия свет, блик, тень. Закрепление навы­ков практической работы и понятий «локальный цвет», «рефлекс». Решение собственной и падающей тени в живописи. Материал: формат 1/3 , акварель или гуашь.




  1. Постановка из 3 - 4-х предметов, контрастных по цвету. Понятие плановость первого и дальних планов. Влияние контраста на окружение и цветовую среду. Материал: формат ¼, гуашь.


10. Постановка из 3 - 4-х предметов сближенного цвета. Разбор одного цвета на оттенки, одновременное сравнение приближенных цветовых отношений, изменение одного цвета в зависимости от плановости и освещения. Материал: формат ¼, гуашь.
11.Постановка из 3 - 4-х предметов, контрастных по цве­ту с ясно выраженным цветом и цветовым фоном (задание на решение декоративно - плоскостного натюрморта). Эмоциональное восприятие цвета, понятие декоративности цвета.

Материал: формат 1/3, гуашь.
12. Этюд чучела птицы. Понятие «пространство среды». Выявление формы большими цветовыми плоскостями. Решение силуэта.

Материал: формат ¼ акварель или гуашь.


  1. Экзаменационная постановка из 2-3-х предметов и чучела птицы. Выявление полученных знаний и умений за учебный год.

Материал: формат 1/3, материал по выбору педагога.


  1. Наброски фигуры человека с натуры. Приемы и технические навыки решение цветных набросков фигуры человека. Материал: формат ¼, акварель или гуашь.



Учебно-тематический план и содержание курс

2 класс






Наименование темы

общее

кол-во

часов

теоретит.

занятий

практич.

занятий

1

Пленэрная практика.

3

-

3

2

Этюд овощей и фруктов.

6

-

6

3

Осенний натюрморт из 2-3-х предметов.

12

0,5

11,5

4

Этюд портрета с живой модели.

6

-

6

5

Постановка из 3 - 4-х предметов, различных по мате­риалу в технике гризайль.

12

0,5

11,5

6

Постановка из 2 - 3-х предметов на нейтральном фоне из предметов домашнего обихода (освещение - боковое).

18

0,5

17,5

7

Постановка из нескольких предметов, на сближенные цвета. Передача цветом планов и уходящих плоскостей.

18

0,5

17,5

8

Этюд фигуры человека с живой модели.

3

-

3

9

Экзаменационная постановка с гипсовым орнаментом.

21

-

21

10

Пленэрная практика.

3

-

3




Резерв:

6

-

6




Итого:

108

2

106


  1. Пленэрная практика.




  1. Этюд овощей и фруктов. Обобщенно вылепить форму (арбуз, тыква, яблоки и т.д.). Тональные и цветовые отношения.

Материал: формат ¼, акварель или гуашь.


  1. Осенний натюрморт из 2-3-х предметов. Тональные и цветовые отношения, передача освещения, пространства.

Материал: формат 1/3, гуашь.


  1. Цвето-тоновая характеристика с живой формы.

Материал: формат ¼, акварель или гуашь.

  1. Постановка из 3 - 4-х предметов, различных по мате­риалу в технике гризайль. Передача пространства при соблюдении светотеневой проработки (блик, свет, полу­тень, тень, рефлекс).

Материал: формат ¼, гуашь.


  1. Постановка из 2 - 3-х предметов на нейтральном фоне из предметов домашнего обихода (освещение - боковое). Влияние окру­жения на предметы, тональная гармония, связь предметов со средой. Колористическая цельность. Умение использовать в работе весь лист, прокладывая цветовые отношения отдельных плоскостей и одновременное сравнивание цветовых отношений.

Материал: формат 1/3, тонированная бумага, пастель.


  1. Постановка из нескольких предметов, на сближенные цвета. Передача цветом планов и уходящих плоскостей.

Материал: формат 1/3, гуашь.


  1. Этюд фигуры человека с живой модели. Живописно пластическая характеристика живой модели.

Материал: формат ¼, акварель или гуашь.


  1. Экзаменационная постановка с гипсовым орнаментом. Выявление полученных знаний, умений и навыков: выработка навыка в передаче фактуры предметов с выяв­лением их объемной формы (не теряя локального цвета предмета) и планов на которых они рас­положены; четкость в последовательности выполнения работы; умение учащимися выявлять тональное решение натюрморта и его колористического единства. Материал: формат 1/2, материал по усмотрению педагога.


10. Пленэрная практика

Учебно-тематический план и содержание курс

3 класс






  1. Наименование темы

    общее

    кол-во

    часов

    теоретит.

    занятий

    практич.

    занятий

    1

    Пленэрная практика.

    3

    -

    3

    2

    Беседа о целях и задачах в III классе. Этюд из живых цветов, овощей и фруктов.

    3

    -

    3

    3

    Осенний натюрморт.


    12

    0,5

    11,5

    4

    Натюрморт гризайль (на повторение).

    9

    -

    9

    5

    Натюрморт с гипсовым орнаментом.

    21

    0,5

    20,5

    6

    Этюд интерьера.

    3

    -

    3

    7

    Натюрморт в интерьере.

    18

    0,5

    17,5

    8

    Экзаменационный тематический натюрморт с гипсовым слепком головы или фигуры.

    21

    0,5

    20,5

    9

    Этюд фигуры со средой.

    3

    -

    3

    10

    Этюд портрет.

    6

    0,5

    5,5

    11

    Пленэрная практика.

    3

    -

    3




    Резерв:

    6




    6




    Итого:

    108

    2,5

    105,5
    Пленэрная практика.

  2. Беседа о целях и задачах предмета в III классе. Этюд букета осеннего. Материал: формат ¼ или 1/3 по усмотрению педагога, гуашь, пастель.

  3. Осенний натюрморт (материал - акварель). Развитие колористического видения. Лепка формы цветом. Материал: формат 1/3, акварель.




  1. Натюрморт гризайль (на повторение). Самостоятельное выполнение учащимися.

Материал: формат ¼, гуашь.


  1. Натюрморт с гипсовым орнаментом и драпировка со складками. Рельефные складки на пе­реднем плане. Решение пространства, влияние среды на гипсовый орнамент.

Материал: формат ½, гуашь.


  1. Этюд интерьера. Передача пространства, цветовые решения больших плоскостей.

Материал: формат 1/3, гуашь.


  1. Натюрморт из крупных бытовых предметов в ин­терьере. Понятия о линейной и воздушной перспективе. Передача глубины пространства и цветотоновая моделировка предметов.

Материал: формат ½, гуашь.


  1. Экзаменационный тематический натюрморт с гипсовым слепком головы или фигуры.

Материал: формат ½, по усмотрению педагога, гуашь, пастель.


  1. Этюд фигуры со средой. Этюд фигуры сидящего человека. Изучение про­порций человека. Решение сложной пластической формы (фигура человека) силуэтом; четкие тональные отношения; связь со станковой композицией. Передать состояние в постановке; передать характер движения и пропорции фигуры; цветом решить пространственную среду и силуэт фигуры.

Материал: формат 1/3 по усмотрению педагога, гуашь, пастель.


  1. Этюд портрет. Научить писать портрет.

Материал: формат ¼ или 1/3 по усмотрению педагога, гуашь, пастель.


  1. Пленэрная практика.


Учебно-тематический план и содержание курса

4 класс






Наименование темы

общее

кол-во

часов

теоретит.

занятий

практич.

занятий

1

Пленэрная практика.

3

-

3

2

Беседа о целях и задачах предмета в IV классе. Этюд букета.

3

1

2

3

Осенний натюрморт (материал на выбор учаще­гося).

12

-

12

4

Тематический натюрморт (тема искусство, на­пример: «мир музыканта», «мир художника», «национальный натюрморт», материал на выбор учащихся).

20

0,5

19,5

5

Декоративный натюрморт.

18

0,5

17,5

6

Этюды портрета.

6

-

6

7

Портрет.

10

0,5

9,5

8

Натюрморт с гипсовой маской или гипсовой фигурой - экзаменацион­ная работа.

24

-

24




Резерв:

6+(6)

-

6




Итого:

102+(6)

2,5

99,5
Пленэрная практика.


  1. Беседа о целях и задачах предмета в IV классе. Этюд букета.

Материал: формат ¼ или 1/3, акварель или гуашь.


  1. Осенний натюрморт. Цвето-тоновой анализ натюрморта.

Материал: Формат и материал по выбору учаще­гося.


  1. Тематический натюрморт тема искусство, на­пример: «национальный натюрморт», «мир художника» «мир музыканта», «материал на выбор учащихся. Контрастные цветовые отношения. Работа ведется с предварительного этюда. Передать гармо­нию насыщенного коло­рита путем рефлексов и цвето-тоновых отношений. Разбор материальности и прост­ранства. Материал: формат ½, акварель или гуашь.




  1. Декоративный натюрморт. Эмоционально-образное сторона натюрморта. Освоение технических приемов исполнения в декоративном натюрморте. Материал: формат ½, гуашь.


5.Этюды портрета. Общая цвето-тоновая характеристика портрета, развитие технических приемов. Материал: формат 1/3, материал на выбор педагога.
6.Портрет. Моделировка живой головы цветом и тоном, образное решение. Материал: формат ½, тонированная бумага, пастель.
7. Натюрморт с гипсовой маской - экзаменацион­ная работа. Творческое решение натюрморта: выбор техники, материала, самостоятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников

За время обучения учащийся через систему последовательно усложняющихся заданий, основанных на работе с натуры, должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков:



-локальный цвет, цветовые отношения, свет, тон, колорит, цветовая гармония;
-организация пространства формата средствами живописи;
-создание из отдельных компонентов пластического, цельного живописного изображения;
-практическое освоение техники и технологии акварели, гуаши, пастели.

Программно-методическое обеспечение
Для реализации данной программы необходимо:


  • софит и подиум для установки натурных постановок;

  • натурный фонд школы;

  • таблицы по цветоведению;

  • наглядные пособия по различным живописным техникам;

  • репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;

  • работы учащихся из методического фонда школы;

  • таблицы, иллюстрирующие основные законы цветоведения.



Список литературы


    1. Составители типовой программы для ДХШ: Афанасьева Е.А., Анискин Е.Н., Гераскевич В.А., Зайцева Е.Н., Исраилян Т.И., Иванов Б.А., Корякин Г.Б., Казарина Л.А., Ларионов В.Н., Лапин Е.В, Потанина В.А., Румянцева Л.В., Румянцев В.А., Улупов М.И., Щерба В.И. (1990)




    1. Алексеев С.С. О колорите. М., 1974.




    1. Беда Г.В. Живопись. – М., 1986




    1. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М.,1977.




    1. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1965




    1. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.,2001




    1. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. О живописи.-М., 1959




    1. ПучковА.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. – М.,1982




    1. Унковский А.А. Живопись: вопросы колорита. – М.,1980




    1. Яшухин А.П. Живопись. – М.,1985