Урок изобразительного искусства в 7 классе.
Педагог: Рожнов Александр Сергеевич
Образ дома в изобразительном искусстве
( на примере дома С.А.Есенина).
Цели урока:
- воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на явления народной архитектуры как искусства;
- развитие умения учащихся анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения.
Задачи урока:
- закрепление пройденного материала на тему «Образ древнерусского дома»; - ознакомление учащихся с работами рязанских художников на есенинскую тематику;
- отработка навыков выполнения графических эскизов, по памяти, воображению с зарисовкой различных архитектурных объектов, их частей, фрагментов декора.
Тип урока:
- урок закрепление ранее пройденного материала.
Материалы:
- графические материалы, стихи поэта, компьютерная презентация.
Зрительный ряд:
- фотография дома поэта, репродукции картин С.Якушевского, А.Титова, А.Шарлемань.
Ход урока.
Оргмомент.
2. Восприятие действительности.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, с чем ассоциируется у Вас слово
Родина?
Дети: Родной город, деревня, семья, поля и леса, дом.
Учитель: У каждого из нас есть свой дом, где нам так тепло и уютно, где нас
всегда понимают. Мы тоскуем и скучаем по родителям, по своим
вещам и всякий раз стремимся туда после длительных разлук. Наш земляк С.А.Есенин (фотография на экране), 120 летие которого мы отметили в этом году, так писал про свой дом:
Вот и опять у лежанки я греюсь,
Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.
Снова я ожил и снова надеюсь
Так же, как в детстве, на лучший удел.
Туда он постоянно стремился из любой страны или города, будь то Америка, Москва или Санкт – Петербург. Напомните, где это место находится?
Дети: Село Константиново, которое находится на берегу реки Оки в Рыбновском районе (фотография села).
Учитель: Молодцы. Поднимите руку, кто был там хотя бы однажды.
Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою (фотография дома поэта)
Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.
Учитель: О чем хочет рассказать в этом стихотворении поэт?
Дети: Он хочет рассказать нам о своих воспоминаниях, связанных с
детством и тем местом, где его провел, о своем доме.
Учитель: Да ребята, я с вами согласен. Давайте ещё раз все вместе побываем в этом доме, а поможет нам стихотворение С.Есенина «В хате». Оно, отпечатанное на бумаге, лежит у вас на столах. Давайте его прочитаем и попробуем представить те предметы, что изображены в стихотворении. Обратите внимание на то, что поэт это стихотворение написал в 19 лет, посмотрите, как он помнит всё в мельчайших деталях. По своей сути это стихотворение- иллюстрация.
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз
Вьётся сажа над заслонкою,
В печке нитки пепелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатные
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Проводится краткий анализ стихотворения.
Учитель: Ребята, у вас, как у настоящих профессиональных художников, когда зачитывали стихотворение, наверняка возникали какие – то образы, вы все представляли то, о чем говорилось в этом стихотворении. Вот если говорить о цвете, то какие краски в своих работах вы использовали бы?
Дети: Теплые, золотистые, передающие уют этого дома.
Учитель: А сейчас давайте сделаем небольшой графический эскиз на тему прочитанного стихотворения, используя наиболее понравившейся вам отрывок.
На разработку эскиза отводится не более 5 – 10 минут. По окончании этого времени проводится небольшой просмотр, где отмечаются положительные стороны работ и недостатки.
Учитель: Ну что ребята, мы побывали с вами во внутренней части дома, а теперь давайте посмотрим на него с улицы (фото дома). Мы постоянно говорим дом, а как такие дома назывались в деревне, селе, хуторе?
Дети: Изба или хата.
Учитель: Давайте вспомним, как и из чего строили избы.
Дети: Чаще всего их строили из древесины (осина, дуб, сосна) потому
что она была доступна, чем камень и легка в обработке. Такие избы строились бригадой плотников. Могли построить дом за одни сутки.
Учитель: Почему говорили «срубить дом»?
Дети: Потому что работали топором.
Учитель: Посмотрите ещё раз на эту фотографию и скажите, какая, по вашему мнению, часть избы самая красивая и почему?
Дети: Наверное, эта та часть избы, которая выходит на улицу, с тремя окнами.
Учитель: Да, конечно. Посмотрите на эти удивительные окна с наличниками.
Ведь само слово наличник произошло от слова ЛИЦО, на ЛИЦЕ, украшение на ЛИЦЕ. Их сделали когда-то руки плотника, которые украшали их различными символами. Не просто символами, а чем?
Дети: Символами – оберегами, которые должны были защитить дом от
зла, нечистой силы.
Учитель: Посмотрите, даже число окон (3) имеет символическое значение
для простого крестьянина. Что означает число 3?
Дети: Символ небесной троицы.
3. Восприятие искусства.
Учитель: Давайте посмотрим теперь на то, как профессиональные
художники могут изобразить обыкновенный дом (фото работы
А.Титова «На заре. Константиново»).
Я предлагаю Вам внимательно посмотреть на эту
картину и высказать свое впечатление, используя алгоритм
анализа живописной картины.
-Что мы видим на экране?
Дети: Перед нами живописная картина, которая создана при помощи красок. Художник использует в основном теплые и темные краски для того, чтобы показать тихий летний вечер. Мы чувствуем, что даже притих ветер.
Учитель: Хорошо ребята, вот так увидел дом Есенина А.Титов, а теперь давайте посмотрим на работу С.Якушевского, ещё одного рязанского художника (фото работы Якушевского «Низкий дом с голубыми ставнями»).
- Нравится вам эта картина или нет? Почему?
- Что мы видим на экране?
- Чем привлекает нас эта работа, что в ней такого необычного?
Дети: Необычная композиция…
Учитель: Почему художник выбирает именно такую композицию?
Что является здесь композиционным центром?
Какие краски использует художник в своей работе?
Дети: Главное место в картине - открытое окно…
Художник использует теплые краски…
4.Собственное творчество учащихся.
Учитель: Сейчас мы, как профессиональные художники, попытаемся изобразить дом С.Есенина. Но не будем уподобляться художникам – они взрослые, у них свой взгляд на мир. А мы постараемся посмотреть на дом глазами Есенина. Здесь Сергей родился, рос, взрослел, сюда приезжал в зрелые годы, спасаясь от бед и невзгод.
Вы получили домашнее задание подобрать отрывки из поэзии Есенина, говорящих о доме. Я надеюсь, что вам это было легко сделать, так как вы занимаетесь есениноведением. Итак, попробуйте сейчас выполнить еще один эскиз, основанный на стихах поэта.
Не забудьте о композиционном построении вашей работы.
После выполнения работы проводится импровизированная выставка- просмотр, где определяются положительные стороны работ и недоработки. Определяются те эскизы, на основании которых учащиеся выполнят работу на большем формате бумаги в цвете.
5. Подведение итогов урока.
|