Главная страница

Рабочая программа по биологии «Животные» для 7 класса уровень: общеобразовательный Учитель: Сидоренко Т. К


Скачать 1.02 Mb.
Название Рабочая программа по биологии «Животные» для 7 класса уровень: общеобразовательный Учитель: Сидоренко Т. К
страница 1/6
Дата 24.02.2016
Размер 1.02 Mb.
Тип Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя России И.В. Ткаченко»

г. Тында Амурская область

Согласовано:

Директор МОБУ СОШ №7

___________Н.В. Русинова

«_____»__________2015 г.
Рабочая программа

по биологии «Животные»

для 7 класса

уровень: общеобразовательный
Учитель:_Сидоренко Т.К.

Квалификационная категория: высшая

 

Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол № _1___ от «_____»_________2015 г.

Руководитель____________ ( Сидоренко Т.К.)

подпись расшифровка

 

2015-2016 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

 1. Закон «Об образовании»

2. Приказ Минобразования Российской Федерации «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3. п. 3.6 ст. 28. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года);

4.Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 “О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”;

5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015__/2016__ учебный год;

6. Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующих программы общего образования №1026 от 03.09.13г.

7.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОБУ СОШ №7

8. САНПиН -2010г.

9. Учебный план МОБУ» СОШ № 7» г. Тында на 2015 – 2016 учебный год

10. Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов

11.Сборник нормативных документов. Биология - М.: Дрофа, 2010.- 174с

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов.

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ. 5—9 КЛАССЫ, авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

2. Цели и задачи:

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном;

Глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

3. Общая характеристика учебного предмета, курса

В 7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

У обучающихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

Обучающиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется таким образом, что сначала происходит знакомство с систематикой животных в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим, а затем рассматривается эволюция систем и органов животных.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Данная программа реализуется с помощью учебника: «Биология: Животные» 7 класс, учебник/В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.-М. Дрофа,2014.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательного учреждения общего образования, с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируются авторами рабочих программ. Согласно действующему Базисному учебному плану, в 7 классе пре­дусматривается изучение биологии.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления, дифференцированное обучение.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
5. Роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.

Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:

1.Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и - эстетические чувства от общения с животными;

- признавать право каждого на собственное мнение;

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

2.Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

 Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

3.Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов.

– определять основные органы человека (части клетки, тела);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

- объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.

- особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;

- знать исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.

6. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом

Авторская программа построена из расчета 70 часов в год, 2 часа в неделю.

№ п/п

Название темы (раздела)

Количество часов

Примерная программа


Рабочая программа





Раздел 1.Введение (2 часа)

2

2

1.

История развития зоологии


1

1

2.

Современная зоология


1

1




Раздел 2 .Многообразие животных

34

34




Раздел 1. Простейшие (2 часа)

2

2

3.

Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики


1

1

4.

Простейшие: жгутиконосцы, инфузории

1

1




Раздел 2. Многоклеточные животные (32 часа)

32

32

5.

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные

1

1

6.

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые Полипы

1

1

7.

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные


1

1

8..

Тип Круглые черви


1

1

9..

Тип Кольчатые черви, или кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты


1

1

10..

Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки


1

1

11.

Тип Моллюски


1

1

12.

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие


1

1

13.

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры

1

1

14.

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные

1

1

15.

Тип Членистоногие. Класс Насекомые

1

1

16.

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки

1

1

17.

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

1

1

18.

Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

1

1

19.

Отряд насекомых: Перепончатокрылые

1

1

20.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Беспозвоночные»

1

1

21.

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

1

1

22.

Классы рыб: Хрящевые, Костные


1

1

23.

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные

1

1

24.

Класс Костные рыбы. Отряды: Осётрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные

1

1

25.

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

1

1

26.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые

1

1

27

Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы

1

1

28.

Класс Птицы. Отряд Пингвины


1

1

29.

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные

1

1

30.

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные

1

1

31.

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые

1

1

32.

Экскурсия «Изучение многообразия птиц»

1

1

33.

Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

1

1

34.

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

1

1

35.

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

1

1

36.

Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные

1

1

37.

Отряд млекопитающих: Приматы

1

1

38..

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные»

1

1

Строение, индивидуальное развитие, эволюция




Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12 часов)

12

16

39

Покровы тела

1

1

40,41

Опорно-двигательная система животных

1

2

42.

Способы передвижения и полости тела животных

1

1

43.

Органы дыхания и газообмен

1

1

44.

Органы пищеварения

1

1

45, 46.

Обмен веществ и превращение энергии

1

2

47.48

Кровеносная система. Кровь



1

2

49.

Органы выделения

1

1

50,51

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

1

2

52.

Органы чувств. Регуляция деятельности организма

1

1

53.

Продление рода. Органы размножения, продления рода

1

1

54.

Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

1

1




Раздел 3. Индивидуальное развитие животных (3 часа)

3

3

55.

Способы размножения животных. Оплодотворение

1

1

56,

Развитие животных с превращением и без превращения

1

1

57.

Периодизация и продолжительность жизни животных

1

1




Раздел 4. Развитие животного мира на земле (3 часа)

3

3

58.

Доказательства эволюции животных

1

1

59.

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира

1

1

60.

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

1

1




Раздел 5. Биоценозы (6 часов)

5

6

61

Естественные и искусственные биоценозы

1

1

62

Факторы среды и их влияние на биоценозы

1

1

63,64

Цепи питания. Поток энергии

1

2

665.

Экскурсия

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза

1

1




Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5часов)

5

6

66.

Воздействие человека и его деятельности на животный мир

1

1

67.

Одомашнивание животных

1

1

68.

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

1

1

69

Охрана и рациональное использование животного мира.

Повторение контрольное тестирование. Итоговая контрольная работа

1

1

70.

1

1




Итого

65 + 5 (резерв)

70 часов
  1   2   3   4   5   6