|
Рабочая программа по биологии «Животные» для 7 класса уровень: общеобразовательный Учитель: Сидоренко Т. К
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 имени Героя России И.В. Ткаченко»
г. Тында Амурская область
Согласовано:
Директор МОБУ СОШ №7
___________Н.В. Русинова
«_____»__________2015 г.
Рабочая программа
по биологии «Животные»
для 7 класса
уровень: общеобразовательный
Учитель:_Сидоренко Т.К.
Квалификационная категория: высшая
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения
Протокол № _1___ от «_____»_________2015 г.
Руководитель____________ ( Сидоренко Т.К.)
подпись расшифровка
2015-2016 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон «Об образовании»
2. Приказ Минобразования Российской Федерации «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3. п. 3.6 ст. 28. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года);
4.Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 “О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”;
5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015__/2016__ учебный год;
6. Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующих программы общего образования №1026 от 03.09.13г.
7.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОБУ СОШ №7
8. САНПиН -2010г.
9. Учебный план МОБУ» СОШ № 7» г. Тында на 2015 – 2016 учебный год
10. Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов
11.Сборник нормативных документов. Биология - М.: Дрофа, 2010.- 174с
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов.
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ. 5—9 КЛАССЫ, авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
2. Цели и задачи:
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном;
Глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
-
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
3. Общая характеристика учебного предмета, курса
В 7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
У обучающихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
Обучающиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется таким образом, что сначала происходит знакомство с систематикой животных в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим, а затем рассматривается эволюция систем и органов животных.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Данная программа реализуется с помощью учебника: «Биология: Животные» 7 класс, учебник/В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.-М. Дрофа,2014.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательного учреждения общего образования, с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируются авторами рабочих программ. Согласно действующему Базисному учебному плану, в 7 классе предусматривается изучение биологии.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления, дифференцированное обучение.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
5. Роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:
1.Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и - эстетические чувства от общения с животными;
- признавать право каждого на собственное мнение;
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
2.Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
3.Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов.
– определять основные органы человека (части клетки, тела);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
- объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
- особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
- знать исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
6. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом
Авторская программа построена из расчета 70 часов в год, 2 часа в неделю.
№ п/п
|
Название темы (раздела)
|
Количество часов
|
Примерная программа
|
Рабочая программа
|
|
Раздел 1.Введение (2 часа)
|
2
|
2
|
1.
|
История развития зоологии
|
1
|
1
|
2.
|
Современная зоология
|
1
|
1
|
|
Раздел 2 .Многообразие животных
|
34
|
34
|
|
Раздел 1. Простейшие (2 часа)
|
2
|
2
|
3.
|
Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики
|
1
|
1
|
4.
|
Простейшие: жгутиконосцы, инфузории
|
1
|
1
|
|
Раздел 2. Многоклеточные животные (32 часа)
|
32
|
32
|
5.
|
Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные
|
1
|
1
|
6.
|
Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые Полипы
|
1
|
1
|
7.
|
Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные
|
1
|
1
|
8..
|
Тип Круглые черви
|
1
|
1
|
9..
|
Тип Кольчатые черви, или кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты
|
1
|
1
|
10..
|
Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки
|
1
|
1
|
11.
|
Тип Моллюски
|
1
|
1
|
12.
|
Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие
|
1
|
1
|
13.
|
Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры
|
1
|
1
|
14.
|
Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные
|
1
|
1
|
15.
|
Тип Членистоногие. Класс Насекомые
|
1
|
1
|
16.
|
Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки
|
1
|
1
|
17.
|
Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы
|
1
|
1
|
18.
|
Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи
|
1
|
1
|
19.
|
Отряд насекомых: Перепончатокрылые
|
1
|
1
|
20.
|
Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Беспозвоночные»
|
1
|
1
|
21.
|
Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные
|
1
|
1
|
22.
|
Классы рыб: Хрящевые, Костные
|
1
|
1
|
23.
|
Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные
|
1
|
1
|
24.
|
Класс Костные рыбы. Отряды: Осётрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные
|
1
|
1
|
25.
|
Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые
|
1
|
1
|
26.
|
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые
|
1
|
1
|
27
|
Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы
|
1
|
1
|
28.
|
Класс Птицы. Отряд Пингвины
|
1
|
1
|
29.
|
Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные
|
1
|
1
|
30.
|
Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные
|
1
|
1
|
31.
|
Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые
|
1
|
1
|
32.
|
Экскурсия «Изучение многообразия птиц»
|
1
|
1
|
33.
|
Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые
|
1
|
1
|
34.
|
Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные
|
1
|
1
|
35.
|
Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные
|
1
|
1
|
36.
|
Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные
|
1
|
1
|
37.
|
Отряд млекопитающих: Приматы
|
1
|
1
|
38..
|
Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные»
|
1
|
1
|
Строение, индивидуальное развитие, эволюция
|
|
Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12 часов)
|
12
|
16
|
39
|
Покровы тела
|
1
|
1
|
40,41
|
Опорно-двигательная система животных
|
1
|
2
|
42.
|
Способы передвижения и полости тела животных
|
1
|
1
|
43.
|
Органы дыхания и газообмен
|
1
|
1
|
44.
|
Органы пищеварения
|
1
|
1
|
45, 46.
|
Обмен веществ и превращение энергии
|
1
|
2
|
47.48
|
Кровеносная система. Кровь
|
1
|
2
|
49.
|
Органы выделения
|
1
|
1
|
50,51
|
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт
|
1
|
2
|
52.
|
Органы чувств. Регуляция деятельности организма
|
1
|
1
|
53.
|
Продление рода. Органы размножения, продления рода
|
1
|
1
|
54.
|
Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»
|
1
|
1
|
|
Раздел 3. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
|
3
|
3
|
55.
|
Способы размножения животных. Оплодотворение
|
1
|
1
|
56,
|
Развитие животных с превращением и без превращения
|
1
|
1
|
57.
|
Периодизация и продолжительность жизни животных
|
1
|
1
|
|
Раздел 4. Развитие животного мира на земле (3 часа)
|
3
|
3
|
58.
|
Доказательства эволюции животных
|
1
|
1
|
59.
|
Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира
|
1
|
1
|
60.
|
Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции
|
1
|
1
|
|
Раздел 5. Биоценозы (6 часов)
|
5
|
6
|
61
|
Естественные и искусственные биоценозы
|
1
|
1
|
62
|
Факторы среды и их влияние на биоценозы
|
1
|
1
|
63,64
|
Цепи питания. Поток энергии
|
1
|
2
|
665.
|
Экскурсия
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза
|
1
|
1
|
|
Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5часов)
|
5
|
6
|
66.
|
Воздействие человека и его деятельности на животный мир
|
1
|
1
|
67.
|
Одомашнивание животных
|
1
|
1
|
68.
|
Законы России об охране животного мира. Система мониторинга
|
1
|
1
|
69
|
Охрана и рациональное использование животного мира.
Повторение контрольное тестирование. Итоговая контрольная работа
|
1
|
1
|
70.
|
1
|
1
|
|
Итого
|
65 + 5 (резерв)
|
70 часов
|
|
|
|