|
Рабочая программа обучения работников мобу новобурейской сош№3 по вопросам охраны труда и техники безопасности
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель Директор
Профсоюзного школы С.Д.Косачев_________
комитета Е.Н.Егиазарян __________ 20.01.2013 г.
20.01.2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ МОБУ НОВОБУРЕЙСКОЙ СОШ№3 ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
1.Общие сведения о МОБУ СОШ№3
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1Рабочая программя определяет основы организации и порядок обязательного обучения работников МОБУ Новобурейской СОШ№3в целях соблюдения техники безопасности, охраны труда и подготовке их к умелым действиям при угрозе жизни.
1.2.В рабочей программе изложены методика обучения работников организации ,тематика и расчет часов ,определяющих базовое содержание подготовки ,а также требования к уровню знаний, умений и навыков прошедших обучение работников.
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.
2.1Обучение работников организации и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится систематически.
2.2Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию возлагается на руководителя ОУ.
2.3Своевременность обучения по безопасности работников ОУ контролирует руководитель .
2.4Руководитель ОУ и члены комиссии обеспечиваются систематическим повышением квалификации не реже одного раза в 5лет.
2.5Изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности организуется и проводится с целью формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
2.6. Занятия проводятся руководством организации, а также другими подготовленными лицами.
2.7.Для проведения занятий в организации создаются учебные группы.
2.8.Обучение проводится как на занятиях, так и путем самостоятельного изучения.
2.9. Обучение безопасности труда завершается экзаменом по безопасности труда.
3. Основные положения законодательства об охране труда
3.1.Основными направлениями деятельности школы в области охраны труда являются:
-обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и учащихся:
-административное управление охраной труда;
-административный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
-расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3.2.Работник обязан:
-соблюдать требования охраны труда;
-правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
-проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ ,инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
-немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей ,о каждом несчастном случае , прошедшем в школе или ухудшении состояния своего здоровья;
-добросовестно выполнять свои трудовые обязанности ;
-соблюдать трудовую дисциплину;
-бережно относиться к имуществу школы;
-выполнять установленные нормы труда.
3.3Общее руководство работой по охране труда в школе осуществляет работодатель.
Непосредственное руководство работой по охране труда в организации и ее структурных подразделениях осуществляет должностное лицо, на которое приказом возложены обязанности по обеспечению охраны труда в школе.
3.4.Заместитель директора школы осуществляет руководство деятельностью по охране труда на уроках в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.
3.5.Общественный контроль за состоянием охраны труда в организации осуществляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
4.ТЕМАТИКА И РАСЧЕТ ЧАСОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
№№
ТЕМ
|
Наименование тем
|
Вид занятий
|
Количество часов
|
1
|
Основные положения законодательства об охране труда
|
|
|
2
|
Режим работы ОУ. Общие правила поведения для учителей на рабочем месте
|
|
|
3
|
Основные опасные и вредные факторы. Общие требования безопасности при проведении занятий в кабинете
|
|
|
4
|
Основные требования по предупреждению электротравматизма
|
|
|
5
|
Основные требования производственной санитарии и личной гигиены. Использование ТСО. Двигательный режим на уроках.
|
|
|
6
|
Пожарная безопасность. Способы и средства. Предотвращения пожаров. Взрывов. Аварий. Первая помощь пострадавшим
|
|
|
7
|
|
|
|
ЛЕКЦИЯ 1. Основные положения законодательства об охране труда
1.1.Основными направлениями деятельности школы в области охраны труда являются:
-обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и учащихся:
-административное управление охраной труда;
-административный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
-расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
1.2.Работник обязан:
-соблюдать требования охраны труда;
-правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
-проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ ,инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
-немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей ,о каждом несчастном случае , прошедшем в школе или ухудшении состояния своего здоровья;
-добросовестно выполнять свои трудовые обязанности ;
-соблюдать трудовую дисциплину;
-бережно относиться к имуществу школы;
-выполнять установленные нормы труда.
1.3Общее руководство работой по охране труда в школе осуществляет работодатель.
Непосредственное руководство работой по охране труда в организации и ее структурных подразделениях осуществляет должностное лицо, на которое приказом возложены обязанности по обеспечению охраны труда в школе.
1.4.Заместитель директора школы осуществляет руководство деятельностью по охране труда на уроках в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.
1.5.Общественный контроль за состоянием охраны труда в организации осуществляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
Все работники обязаны:.
Подчиняться руководству организации и его представителям, наделенными административными полномочиями, либо осуществляющими распорядительными функциями, выполнять их указания, связанные с трудовой деятельностью, а также приказы и предписания, доводимые с помощью служебных инструкций и объявлений.
Работники независимо от должностного положения, обязаны проявлять внимание, взаимную вежливость, уважение, терпимость, соблюдая служебную дисциплину.
ЛЕКЦИЯ 2. Режим работы ОУ
2.1Продолжительность рабочего времени педагогических работников устанавливается в соответствии с учебной нагрузкой и не должна превышать 36 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени сотрудников МОУ «Новобурейская средняя общеобразовательная школа №3»:
устанавливается в соответствии с утвержденной директором расписанием работы на основании действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством продолжительностью работы считается время действительно выполняемой работы: это означает, что каждое лицо наемного труда находится на своем рабочем месте в часы, установленные для начала и окончания работы.
2.2. ОУ установлена шестидневная рабочая неделя с общей продолжительностью рабочего времени 40 часов.
2.3. Учебную нагрузку педагогических работников устанавливает директор школы по согласованию с ПК (на новый учебный год до ухода сотрудников в отпуск). При этом необходимо учитывать:
- у учителей, как правило, должна сохраняться преемственность и объем учебной нагрузки;
- молодых специалистов необходимо обеспечить учебной нагрузкой не менее 18 часов в неделю, соответствующих ставке заработной платы;
- неполная учебная нагрузка работника возможна только при его согласии, которое должно быть выражено в письменной форме;
- объем учебной нагрузки у учителя должен быть, как правило, стабильным на протяжении всего учебного года.
2.4. Продолжительность дня для обслуживающего персонала определяется графиком с соблюдением установленной продолжительности рабочего времени за неделю и утверждается администрацией гимназии по согласованию с ПК:
- время работы сотрудников школы определяется расписанием занятий ;
- работники ОУ, уходя с работы, сдают ключ от кабинета вахтеру
2.5. Рабочий день учителей должен начинаться не позднее, чем за 20 минут до начала занятий. Это время отведено на подготовку к уроку кабинета с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Перемена между уроками также является рабочим временем. Дежурный администратор является на дежурство за полчаса до начала уроков.
2.6. Рабочий день (время) учителя может быть увеличен в случаях:
- проведения педагогических советов;
- административных совещаний при директоре и его заместителях, планерках, проводимых по мере необходимости, как правило, 1 раз в неделю;
- вследствие задействования педагогического работника до начала занятий, как заменяющего заболевшего, либо по другим причинам отсутствующего учителя;
- во всех случаях, когда учитель занят внеклассной работой (подготовка общественных мероприятий, генеральная уборка), а также, когда учитель занят исполнением своего функционала (ведение классной документации, оформление и заполнение классных журналов, отчетность о посещаемости и успеваемости учеников и др.)
2.7. В течение учебного времени учителя приступают к очередным урокам со звонком, задержка учащихся на переменах, а также начала уроков после звонка не допускается и считается отсутствием учителя на рабочем месте.
2.8. График дежурств учителей утверждается и разрабатывается профсоюзным комитетом – администрация и ПК в тесном контакте осуществляют контроль исполнения дежурными учителями своих обязанностей.
2.9. Учителя, дежурные по столовой, при содействии классных руководителей осуществляют контроль порядка и поведения учеников, качества и количества пищи, отпускаемой сотрудниками столовой. В случае задержки учащихся при проведении обедов (по субъективным причинам) классный руководитель обязан предупредить учителя..
2.10. Из числа педагогических работников школы директор назначает дежурных учителей Дежурный учитель выполняет свои обязанности согласно утвержденному директором графику дежурств.
2.11. Время каникул является рабочим временем. В каникулярное время работа учителя осуществляется в соответствии с предельной нормой недельной почасовой нагрузки согласно графику занятости, выработанному заместителем директора по учебно-воспитательной работе при согласовании с профсоюзным комитетом. Неявка на работу в каникулярное время без уважительных причин приравнивается к прогулу.
2.12. Режим рабочего времени работников школы в каникулярный период:
- периоды осенних, зимних, весенних, летних каникул, установленные для обучающихся в гимназии и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками, являются рабочим временем;
- в каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах педагогической нагрузки согласно тарификации;
- в период летних каникул учащихся устанавливается следующий режим рабочего времени работников гимназии:
Дни недели Начало рабочего дня Конец рабочего дня Обеденный перерыв
Понедельник
пятница. 1смена- 8.00 13.00
2смена-13.10 16.15
Суббота- элективные курсы 10-11классов
Суббота, воскресенье. Выходные дни-1-9классов от учебных занятий, проводятся различные мероприятия, дополнительные занятия
Общие правила поведения для учителей на рабочем месте.
-Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего трудового распорядка.
-Немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем в школе, о признаках профессионального заболевания ,а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
-Запрещается употребление спиртных напитков, а также приступать к работе в состоянии алкогольного опьянения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.
-При заболевании или травмировании как на работе ,так и вне ее , необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в лечебное заведение.
-При несчастном случае следует оказать помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работникам медицинской службы. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.
-При обнаружении неисправности оборудования ,приспособлений сообщить об этом руководителю, пользоваться и применять в работе неисправные оборудования и приспособления запрещается.
Выполняя трудовые обязанности, соблюдать следующие требования:
- ходить только по установленным проходам и площадкам;
-не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;
-не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам и коридорам;
-не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;
-не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;
-обращать внимание на знаки безопасности, сигналы и выполнять их требования ;
-принимать пищу следует в специально оборудованном помещении (столовой).
3.Основные опасные и вредные факторы
3.1.На занятиях в кабинетах возможно воздействие следующих опасных факторов:
-нарушение осанки;
-искривление позвоночника;
- развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
-нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
- поражение электротоком при неисправном электрооборудовании кабинета.
3.2.В случае выброса вредных химических веществ с близлежащих предприятий и возникновения опасности химического заражения возможно воздействие следующих опасных факторов:
-токсических;
-раздражающих;
-канцерогенных;
-мутагенных.
Данные факторы влияют на репродуктивную функцию по пути проникновения в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.
3.3.Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действий подразделяются на следующие:
-физические перегрузки;
-нервно-психические перегрузки;
Кроме того, возможно воздействие физических перегрузок, которые подразделяются на:
-статические;
-динамические.
3.4.Нервно-психические перегрузки подразделяются на:
-умственое перенапряжение;
-перенапряжение анализаторов;
-монотонность труда.
Общие требования безопасности при проведении занятий в кабинете
.К занятиям в кабинете допускаются учащиеся ,прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по ОТ.
При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
-нарушение осанки;
-искривление позвоночника;
- развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
-нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
- поражение электротоком при неисправном электрооборудовании кабинета.
.Учащиеся должны:
-пройти инструктаж по ОТ в кабинете;
-при проведении занятий и на перемене соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха;
-в процессе занятий ученики обязаны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий, содержать в чистоте свое рабочее место;
-при работе в кабинете соблюдать правила пожарной безопасности;
-о каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования прекратить работу и сообщить учителю.
Учащимся запрещается;
-трогать без разрешения учителя экспонаты и другие средства обучения ,находящиеся в кабинете;
-приносить в школу колющие, режущие, легковоспламеняющиеся предметы;
-бегать без разрешения учителя, открывать окна, фрамуги, толкать друг друга, кидать различные предметы друг в друга.
Учитель должен:
-пройти инструктаж по охране труда при проведении занятий в кабинете;
-провести инструктаж для учащихся по ОТ в кабинете с обязательной отметкой в «Журнале инструктажа по ОТ» и в классном жур нале;
- при проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения;
-обеспечить устойчивость мебели и классной доски в кабинете;
- о возникающих неполадках сообщить администрации школы;
-пройти целевой инструктаж по ОТ перед мытьем окон и защитных плафонов осветительных ламп у курирующего заместителя директора с обязательной отметкой в «Журнале инструктажа по ОТ на рабочем месте»;
-исключить из пользования непригодное оборудование;
-при несчастном случае немедленно оказать первую помощь и сообщить о происшедшем врачу и администрации школы;
-знать пути эвакуации учащихся из школы на случай возникновения угрозы пожара или другой ЧС.
Учителю запрещается:
- допускать к занятиям учащихся, не прошедших инструктаж по ОТ в кабинете;
-оставлять без присмотра учащихся;
-ставить тяжелые предметы на незакрепленные шкафы;
-оставлять включенными электроприборы;
- мыть окна и плафоны осветительных ламп без прохождения предварительного целевого инструктажа у курирующего завуча с обязательной отметкой в «Журнале инструктажа на рабочем месте»;
-использовать непроверенное оборудование; ставить цветы на подоконники;
-закрывать дверь кабинета на ключ во время занятий.
Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по ОТ, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по ОТ.
4.Основные требования по предупреждению электротравматизма.
Электробезопасность должна обеспечиваться :
-конструкцией электроустановок;
-техническими способами и средствами защиты;
-организационными и техническими мероприятиями.
Элекротравма – травма, вызванная воздействием электрического тока или электрической дуги. Характерными видами электрических травм являются ожоги. К электрическим травмам следует отнести и поражение глаз вседствие воздействия ультрафиолеовых лучей электрической дуги (электрофтальмия), а также механические повреждения при падениях с высоты вследствие резких непроизвольных движений или потери сознания, вызванных действием тока. Электрический ток, проходящий через тело человека, величиной 100ма и выше является смертельным.
Поражение людей электрическим током возникает в результате случайного прикосновения или опасного приближения к частям электроустановки, находящимся под напряжением, и к конструктивным металлическим частям электроустановок, в нормальных условиях находящимся без напряжения, но вследствие напряжения изоляции оказавшимися под напряжением.
5.Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.
1 Работники обязаны соблюдать требования производственной санитарии и личной гигиены, предусмотренные действующими законами и иными нормативными документами.
2.Работник обязан использовать выделенное ему оборудование по назначению, выполнять порученную работу.
3.Запрещается эксплуатация оборудования, приспособлений и инструмента в личных целях.
.4.Запрещяется:
- курить на территории школы;
-принимать пищу на рабочем месте;
-оставлять личную и спецодежду, личные вещи вне мест, предназначенных для их хранения;
-приносить с собой или употреблять алкогольные напитки, приходить в организацию или находится в ней в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
5 учитель должен выполнять требования п.2.4.СанПин 2.4.2.1178-02 к оборудованию. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двух рядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам : меньше –ближе к доске, больше –дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены (см.таб.1.)
Таблица №1
Размеры мебели и ее маркировки по ГОСТам
«Столы ученические» и «Стулья ученические»
Номера мебели по ГОСТам 110115-93
11016-93Группа роста (в мм) Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 ( в мм). Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
№п.п.
|
Высота
|
|
Цвет
|
|
1
|
1000-1150
|
460
|
оранжевый
|
260
|
2
|
1150-1300
|
520
|
фиолетовый
|
300
|
3
|
13-1450
|
580
|
желтый
|
340
|
4
|
1450-1600
|
640
|
красный
|
380
|
5
|
1600-1750
|
700
|
зеленый
|
420
|
6
|
свыше1750
|
760
|
голубой
|
460
|
9.6.При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
-между рядами двухместных столов – не менее 60;
-между рядом столов и наружной продольной стены – не менее 50-70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50-70;
-от последних столов до стены, противоположной классной доске – не менее70,от задней стены, являющейся наружной – не мене 100.а при наличии оборотных классов -120;
-от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100;
-от первой парты до учебной доски -2,4-2,7;
-наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски -860;
-высота нижнего края учебной доски над полом-80-90см;
-угол видимости доски (от края доски длиной 3м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся 2-3 ступени и не менее45 градусов для детей 6-7 лет.
9.7.Требования к воздушно-тепловому режиму в помещении кабинета (выдержка из п.2.5.СанПин 2.4.2.1178-02);
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями (см. таб.2)
Таблица №2
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха.
Наружная
температура (градусы С),
|
Длительность
проветривания (мин)
|
Перемены (малые, большие),
между сменами
|
От +10 до +6
|
4-10
|
25-35
|
От +5 до 0
|
3-7
|
20-30
|
От 0 до -5
|
2-5
|
15-20
|
От -5 до -10
|
1-3
|
10-15
|
Ниже-10
|
1-1,5
|
5-10
|
Температура воздуха в учебном кабинете должна составлять 18-20
9.8.Требования к естественному и искусственному освещению:
-учебные кабинеты должны иметь естественное освещение.неравномерность его не должна превышать 3:1.
-Светопроемы оборудуются устройствами типа жалюзи, сочетающимися с цветом стен, мебели.
-Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
для потолка -0,7-0,8; для стен-0.5-0.6; для пола-0,3-0,5.
Следует использовать тона краски:
-для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
-для мебели (парты. столы, шкафы)-цвета натурального дерева,светло-зеленый;
-для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый;
-для дверей, оконных рам - белый.
Нельзя расставлять на подоконниках цветы. Их развешивают в переносных цветочницах высотой 65-70см от пола или подвесных кашпо в простенках окон. Очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной)после прохождения целевого инструктажа.
Искусственное освещение. В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению. В учебных кабинетах предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ,ЛХБ,ЛЕЦ. Не следует использовать в одном помещении люминесцентное освещение и лампы накаливания.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2м от наружной стены и 1,5м от внутренней. Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122 (125).Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3м и на 0,6м в сторону класса перед доской.
.Использование ТСО.
-при использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записей в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть 300лк.
-при использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна 500лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создать
Систему «функционального» искусственного освещения с «темным коридором »перед экраном.
Длительность просмотра (в мин)
классы
|
диафильм
|
диапозитив
|
кинофильм
|
телепередач
|
1-2
|
7-15
|
15
|
20
|
15
|
3-4
|
15-20
|
15-20
|
20
|
|
5-7
|
20-25
|
20-25
|
20-25
|
|
8-11
|
-
|
25-30
|
25-30
|
|
Двигательный режим на уроках.
В оздоровительных целях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Обязательно е проведение физкультминуток на уроках:
На 1уроке-динамическая пауза для улучшения мозгового кровообращения;
На 2уроке- физкультминутка –сохранения зрения
На 3уроке –для укрепления осанки
На 4уроке-пауза психологической разгрузки.
6.Пожарная безопасность. Способы и средства. Предотвращения пожаров. Взрывов. Аварий.
Работники организации допускаются к работе после прохождения противопожарного инструктажа.
Работники обязаны :
-соблюдать требования Пожарной безопасности, поддерживать противопожарный режим;
-в случае пожара сообщить о нем и принять меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.
Работникам запрещается:
-загромождать проходы, коридоры мебелью, забивать эвакуационные двери;
Устраивать в тамбурах выходов сушилки одежды любой конструкции, вешалки для одежды и хранение инвентаря,материалов.
.При эксплуатации электроустановок запрещается :
-использовать электроаппараты и приборы в условиях несоответствующих рекомендациям (инструкциям) предприятий изготовителей или имеющие неисправности, могущие привести к пожару ,а также эксплуатировать провода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
- обертывать электролампы и светильники бумагой.тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать их со снятыми колпаками –пользоваться поврежденными розетками ,рубильниками ,другими электроустановочными приборами (рассеивателями);
-пользоваться электроутюгами, электроплитами,электрочайниками и другими электронагревательными приборами;
-оставлять без присмотра включенные в сеть электрические приборы: телевизоры,радиоприемники и т.п.
.Обязанности и действия работников при пожаре
Работник при обнаружении пожара или признаков горения(задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) обязан:
-немедленно сообщить об этом работникам службы безопасности школы:
-немедленно эвакуировать учащихся согласно утвержденного плана эвакуации;
-принять меры по тушению пожара и сохранности материальных ценностей;
-в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение ,используя для для этого имеющиеся силы и средства;
-отключить электроприборы ;
-прекратить работу в помещении;
-обновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей.
Первая помощь пострадавшим.
12.1.Действия работающих при возникновении несчастного случая
Правила оказания первой медицинской помощи необходимо знать всем работникам организации т.к. правильно и своевременно оказанная доврачебная помощь имеет большое значение для выздоровления пострадавшего.
Неправильное или неумелое оказание первой медицинской помощи может явиться причиной осложнений, затягивающих выздоровление пострадавшего или даже ведущих к инвалидности, а в некоторых случаях (ранение с большей кровопотерей, поражение электротоком, ожоги)может привести к смерти пострадавшего на месте травмирования.
При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему ПМП и в зависимости от состояния пострадавшего, немедленно сообщить о случившемся врачу школы, вызвать медпомощь по телефону 03 и сообщить руководству.
12.2.Оказание помощи при ранениях.
Рана- повреждение покровов тела (кожи, слизистой )
.Раны.при которых повреждены только кожа и слизистая ,относятся к поверхностным.
Если повреждение распространяется на глубже расположенные ткани (мышцы, сухожилия, кости и др.) то раны считаются глубокими.
Раны, сообщающиеся с полостью (грудной клеткой, живота ,головы и др.)называются проникающими
В зависимости от характера ранящего предмета различают резаные ,колотые, рубленые. ушибленные .лоскутные ,скальпированные, размозженные и др. раны.
П П при ранениях включает :
- остановку кровотечения;
- закрытие раны стерильной повязкой;
При большой зоне повреждения или переломах кости накладывают шину или другой подручный материал.
Артериальное кровотечение распознается
- по характерному выбрасыванию из раны струи ярко-красной (алой) крови. Наиболее опасно кровотечение из магистральных артерий (сонной, бедренной, плечевой и др.)
-венозное кровотечение характеризуется медленным выделением темно- красной крови;
-капилярное кровотечение – при ссадинах и поверхностных ранах .
Остановка кровотечения относится к числу основных жизненнонеобходимых мероприятий.
Прежде чем наложить повязку, необходимо обнажить область ранения. Для этого снимают или разрезают (лучше по шву) одежду, удаляют с кожи вокруг раны кровь и ее края смазывают настойкой йода. Не следует промывать рану никаким раствором, так как это неизбежно приведет к распространению микробов в глубже лежащие отделы.
Только при значительном загрязнении раневой поверхности кусками земли, обломками дерева и другими предметами или веществами можно осторожно удалить их.
Одним из главных условий правильного наложения повязки является предохранение от загрязнения той части ее части, которая обращена к ране. Нельзя прикасаться руками к этой стороне повязки, а также перемещать ее по телу раненого, так как при этом нарушается стерильность.
В первую очередь необходимо устранить боль. Человека необходимо уложить так. чтобы голова находилась ниже ног(для притока крови к голове),расстегнуть воротник, пояс, обеспечить приток свежего воздуха. Лицо и грудь обрызгать холодной водой, к носу поднести вату, смоченную нашатырным спиртом. Как только пострадавший придет в сознание, ему следует дать валериановые капли. При наложении повязки пострадавшего следует посадить, а лучше положить, т.к. даже при небольших повреждениях под влиянием нервного возбуждения, внезапной боли вида крови у пострадавшего внезапно может наступить кратковременная потеря сознания – обморок.
При проникающем ранении грудной клетки рану нужно закрыть как можно быстрее.
Для этого на нее кладут несколько слоев марли ,толстый слой ваты и закрывают все это куском клеенки ,вощеной бумагой ,прорезиненной оболочкой индивидуального пакета или каким –либо другим ,не пропускающим воздух материалом ,после чего туго забинтовывают грудную клетку.
12.3.Остановка кровотечения .
Основным способом временной остановки кровотечения служит давящая повязка ,которая эффективна при венозном ,капиллярном ,смешанном и при артериальном кровотечении из небольших сосудов.
Перед наложением давящей повязки рану закрывают стерильной ватно-марлевой салфеткой и через нее оказывают давление на поврежденные ткани одной или двумя руками в течение 5-10 минут. Усилие надавливания контролируют по степени уменьшения кровотечения из раны. После остановки кровотечения этим способом или значительного его уменьшения поверхностное место туго бинтуют.
Кровоостанавливающий жгут применяют при артериальном кровотечении из магистрального сосуда – артерии. Наложение жгута всегда таит угрозу омертвления изолируемой части тела, развития тромбоза, невритов, а после снятия – смертельной интоксикации(отравления).Неправильное наложение жгута усиливает кровотечение .Жгут накладывают в непосредственной близости к ране на мягкую прокладку или на одежду. Чрезмерное сдавливание тканей жгутом приводит к быстрому появлению болей в области жгута. Место наложения жгута оставляют на виду, обязательно делают записку о времени его наложения.
Продолжительность сдавливания конечности жгутом -2часа.при охлаждении конечности (до 10-15 С) этот сток можно увеличить до 3-4 часов.
При кровотечении из раны головы нужно прижать височную артерию со стороны ранения. Эта артерия проходит в 1-1.5см спереди ушной раковины.
12.4.Оказание помощи при ушибах.
Ушиб возникает при падении или ударе каким – либо тупым предметом. На месте ушиба образуется припухлость, как следствие разрыва мелких кровеносных сосудов ткани. Ощупывание ушибленного места почти всегда болезненно. На ушибленное место кладут резиновый пузырь (пластмассовый мешочек)со льдом ,снегом или с холодной водой .Применив холод в течение 15-20минут,на область ушиба наложить тугую повязку. Поверх повязки можно снова положить пузырь со льдом и держать еще 1-1,5часа. При ушибах головы появляются рвотные симптомы. пострадавший может потерять сознание ,что указывает на сотрясение мозга .В этом случае пострадавшего нужно уложить, положив ему на голову пузырь со льдом. Для того чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути и пострадавший не захлебнулся, нужно повернуть его голову на бок и пальцем, обмотанным бинтом или чистой материей, освободить полость рта.
Даже если потеря сознания была кратковременной, пострадавшему до осмотра врачом не следует садиться и тем более вставать.
Пострадать с явлением сотрясения мозга обеспечивают физический и психический покой, укладывают с приподнятой головой, растегивают ворот.охлаждают лоб влажным полотенцем.
12.5.Помощь при переломах.
При переломах пострадавший испытывает сильную боль, резко усиливающуюся при попытке изменить положение. Переломы подразделяются на открытые и закрытые.
Закрытые - кость сломана, но кожный покров на месте перелома не нарушен.
Открытые – в области перелома имеется рана. из которой иногда торчат обломки кости. При оказании первой помощи при переломе необходимо обеспечить неподвижность места перелома, что предотвращает дальнейшее смещение сломанных костей.
При открытом переломе конечности следует освободить место перелома остановить кровотечение и, закрыв рану повязкой ,наложить шину. При закрытых переломах освобождать место перелома от одежды не нужно. При подозрении перелома позвоночника необходимо избегать поворачивания и перекладывания пострадавшего.
Транспортировать пострадавшего необходимо на носилках и обязательно с подкладыванием под него досок или другого негнущегося материала. Если такое покрытие сделать не из чего, пострадавшего нужно положить на носилки животом вниз.
При вывихах суставов нужно наложить повязку, обеспечивающую неподвижность поврежденного сустава.
12.6.Помощь при микротравмах.
Микротравмы- .царапины, занозы,ссадины,уколы,,мелкие порезы необходимо смазать настойкой йода и закрыть чистой повязкой (бактерицидным пластырем),если не обработать ,то может привести к осложнению и потере трудоспособности.
При ранении стеклом с одновременным воздействием кислоты или щелочи :
--вынуть стекла;
-быстро промыть раствором ;
-смазать ее края раствором йода и перевязать рану.
Поражение током:
Необходимо сообщить врачу и администрации школы независимо от состояния пострадавшего.
Если пострадавший находится в сознании. но был до этого в состоянии обморока, его следует уложить в удобное положение и до прихода врача обеспечить покой, наблюдая за ним.
Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но с сохранившимся устойчивым дыханием и пульсом, то его следует удобно уложить, расстегнуть одежду. Создать приток свежего воздуха, давать понюхать нашатырный спирт и, обеспечив покой, вызвать врача.
При отсутствии у пострадавшего дыхания и пульса немедленно делать искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
12.7.Помощь при отравлении газами.
Необходимо прекратить дальнейшее поступление токсических веществ в организм. вывести пострадавшего из загрязненной атмосферы в теплое. проветриваемое и чистое помещение или на свежий воздух. Освободить от стесняющей одежды дыхание (расстегнуть ворот, пояс). Снять одежду .загрязненную токсическими веществами, т.к.эта одежда –источник отравления(вдыхание паров, всасывание яда через кожу).
12.8.Искуственная вентиляция легких (искусственное дыхание)
-быстро освободить от стесняющей дыхание одежды;
-освободить полость рта и носоглотки пострадавшего от посторонних предметов и слизи (пальцем, обернутым марлей или платком);
-голову запрокинуть. Широко раскрыть рот и сместить вперед нижнюю челюсть.
При способе искусственного дыхания «рот в рот» - нос пострадавшего зажимают, оказывающий помощь делает глубокий вдох и с силой вдувает воздух в рот пострадавшего, у которого происходит пассивный вдох. Затем оказывающий помощь быстро отстраняется до нового глубокого вдоха, а пострадавший в это время делает пассивный выдох. Первые 5-10 вдуваний необходимо сделать быстро (за 20-30 секунд), а
Затем – со скоростью 12-15 вдуваний в минуту до возобновления самостоятельного дыхания пострадавшего.
При появлении вздутия живота (частичное попадание воздуха в желудок)необходимо осторожно надавить рукой на верхнюю половину живота ,не прекращая искусственной вентиляции легких.
Использование др.способов искусственной. вентиляции легких, основанных на сжатии грудной клетки ,поднимании и опускании рук .менее эффективны.
Закрытый массаж сердца
При отсутствии пульса – делается искусственная вентиляция легких и закрытый массаж сердца одновременно.
Закрытый массаж сердца— ритмичное нажатие на подвижную часть грудины. Давление двумя руками : основание ладони одной руки устанавливают на середине грудины ,а другую кисть располагают сверху.
Для оказания своевременной помощи используются мед.аптечки.
|
|
|