|
Рабочая программа факультатива по истории «Внешняя политика России в XIX в.» для 8 классов учитель Закаляпина Люция Рифовна
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 29 VI вида»
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора по УВР директор МБСКОУ СКОШ № 29 . _______________ Н.И. Ильина __________________ Н.А. Юдина ____ ______________ 2013 г. ____ _______________ 2013 г.
Рассмотрено на заседании школьного МО ___________Г.В. Абрамова ____ ____________ 2013 г.
Рабочая программа
факультатива по истории
«Внешняя политика России в XIX в.»
для 8 классов
учитель Закаляпина Люция Рифовна
г. Озерск
2013/2014 учебный год
Содержание
Пояснительная записка
Цели и задачи курса
Содержание тем учебного курса
Учебно-тематический план
Требования к уровню подготовки учащихся
Перечень учебно-методического обеспечения (список литературы)
Календарно-тематическое планирование
Коррекционная работа
Контроль уровня обученности
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа факультатива по истории разработана в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Челябинской области:
1. Требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 года. Ст.2 п.9,10, 23, 28, 29. Ст.10 п.6. Ст.12 п.5. Ст.13 п.9.
2. Концепции специального федерального государственного стандарта http://www.ikprao.ru/almanah/13/contents.htm для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования».
5. Письма Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 года № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/2014 учебный год».
7. Письма Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07. 2009 года № 103/3404 « О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в образовательных учреждениях Челябинской области».
8. Приказа Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013-2014 учебный год».
9. Письма МОиН ЧО от 24 июля 2013 № 03-02/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013–2014 учебном году». Приложение № 7 «История».
10. Положений СанПиНа 2.4.2.2821-10 29. N 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
11. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, ориентирована на сборник программ по истории и обществознанию 5-11 класс издательства «Просвещение», 2007 год..
Программа рассчитана на 35 часа, по 1 часу в неделю.
Программа курса «Внешняя политика России в XIX в.» предназначена для учащихся 8 класса, нацелена на усвоение связи исторической судьбы России с течением мировой истории, овладение учащимися практическими навыками анализа текстов и исторических источников. Направленность курса – развивающая. Он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности школьников, их аналитических и синтетических способностей.
Актуальность предлагаемого курса определяется необходимостью целостного изучения истории России 19 века на проблемно-теоретическом уровне путем обобщения, систематизации и углубления знаний учащихся, концентрации знаний вокруг ключевых, принципиально значимых проблем.
Программа курса составлена с учетом следующего:
1. Данный период истории является очень сложным, содержит много фактического материала.
2. Недостаточно глубоко материал представлен в учебниках.
3. Базовый курс не уделяет должного внимания исторической связи роли России во внешней политике в 19 веке с проблемами России в 21 веке, как во внутренней политике, так и во внешней.
Цели и задачи курса
Цели изучения курса:
1. Формирование систематизованных знаний об историческом прошлом на основе ознакомления учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе для понимания исторической обусловленности явлений и процессов современного мира.
2. Воспитание патриотизма и уважения к истории России, а так же к истории и культуре разных наций и народностей, населяющих нашу Родину и мир.
Задачи:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления.
воспитание уважения к истории и культуре своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.
Обеспечить учащихся как можно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях, проблемах отечественно-политического, социально-экономического развития России в XX веке;
Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм. Уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
3. Основное содержание тем
Южное направление. Ближний Восток
Присоединение Дагестана, Северного Азербайджана, Западной Грузии, Бессарабии,. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе.
Усиление влияния России в Европе
Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Россия и образование Священного Союза. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава. Польский вопрос.
Усиление влияния России на Ближнем Востоке
Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828 —1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России. Присоединение Кавказа. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.
Подавление революционных выступлений
Польское восстание 1830-1831 гг. и его последствия. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах.
Крымская война
Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Дальний Восток
Айгунский договор. Пекинский договор. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт.
Русско-турецкая война 1877-78 гг
Причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Западное направление в к.19 в.
Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Россия в военно-политических блоках. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге.. Военно-политические блоки.
4. Учебно-тематический план
№ п/п
|
Название раздела
|
Количество
часов
|
|
Внешняя политика России в 19 в.
|
35 ч
|
1
|
Южное направление. Ближний Восток
|
4 ч
|
2
|
Усиление влияния России в Европе
|
12 ч
|
3
|
Усиление влияния России на Ближнем Востоке
|
5 ч
|
4
|
Подавление революционных выступлений
|
2 ч
|
5
|
Дальний Восток
|
2 ч
|
6
|
Крымская война
|
3 ч
|
7
|
Дальний Восток
|
2 ч
|
8
|
Русско-турецкая война 1877-78 гг
|
2 ч
|
9
|
Западное направление в к.19 в.
|
3 ч
|
5. Требования к уровню подготовки учащихся
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся семейных традиций того времени
владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;
работать с научно-популярной и справочной литературой (ан нотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);
владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований.
Ожидаемый результат изучения курса:
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
- историю развития Российской армии в 19 веке;
- историю развития военной мысли
- историю развития военной техники и родов войск;
- памятные даты крупнейших военных сражений;
- биографии видных российских полководцев.
6. Перечень учебно-методического обеспечения
(список литературы)
Литература
История России в портретах. В 2-х тт.»Русич» Смоленск 1996.
Федоров В.А. М.М.Сперанский и А.А.Аракчеев. М., 1997.
Балязин В.Н. Император Александр I. М., 1999.
Балязин В.Н. Михаил Кутузов. М., 1991.
Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года. М., 1988.
Тарле Е.В. Наполеон.
Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М., 2003.
Тарле Е.В. Крымская война.
Мироненко С.В. Николай I. Российские самодержцы: 1801-1917. М., 1994.
Троицкий И.М. III– е отделение при Николае I. Л., 1990.
Великие реформы в России. 1856-1874. Сборник /Под ред. Л.Г.Захаровой. М.,1992.
Ляшенко Л.М. Царь-освободитель. М., 1994.
Толмачев В.П. Александр II и его время. М., 1998.
Карастоянов Г. Верность за верность: повесть.- София. 1969.
Васильев Б. Были и небыли: Роман.- М., 1981.
Костин Б.А. Скобелев. 1843-1882. М., 1990.
Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998.
Чулков Г.И.Императоры: Психологические портреты. М., :Моск. Рабочий.
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Названия тем, уроков
|
Кол.часов
|
|
Южное направление. Ближний Восток (4 ч.)
|
|
1
|
1783 — Восточная Грузия перешла под покровительство России
|
1
|
2
|
1804-1813 — русско- иранская война. Гюлистанский мир
|
1
|
3
|
1806-1812- русско-турецкая война
|
1
|
4
|
1806-1812- русско-турецкая война
|
1
|
|
Усиление влияния России в Европе (12 ч.)
|
|
5
|
1808-1809- русско-шведская война
|
1
|
6
|
1809- создано Великое княжество Финляндское
|
1
|
7
|
1805-1807- участие в антифранцузских коалициях
|
1
|
8
|
1805- Третья антифранцузская коалиция. Поражение под Аустерлицем.
|
1
|
9
|
1807- Тильзитский договор между Россией и Францией
|
1
|
10
|
12 июня 1812- 25 декабря 1812 — Отечественная война
|
1
|
11
|
26 августа 1812 — Бородинское сражение
|
1
|
12
|
Война с Наполеоном. Изгнание
|
1
|
13
|
Заграничные походы русской армии 1813-1814 и 1815 гг.
|
1
|
14
|
сентябрь 1814-июнь1815- Венский конгресс
|
1
|
15
|
сентябрь 1815- Священный союз
|
1
|
16
|
1815 — Александр I даровал конституцию Царству Польскому.
|
1
|
|
Усиление влияния России на Ближнем Востоке (5 ч.)
|
|
17
|
1817-1864- кавказская война
|
1
|
18
|
1817-1864- кавказская война
|
1
|
19
|
11826-1828- война с Ираном. Туркманчайский договор.
|
1
|
20
|
1828-1829- война с Турцией.
|
1
|
21
|
1828-1829- война с Турцией. Адрианопольский мир.
|
1
|
|
Подавление революционных выступлений (2 ч.)
|
|
22
|
1830-1831 — восстание в Польше
|
1
|
23
|
1849- подавление революции в Венгрии
|
1
|
|
Крымская война (3 ч.)
|
|
24
|
1853-1856- Крымская война.
|
1
|
25
|
1853-1856- Крымская война.
|
1
|
26
|
Парижский мирный договор
|
1
|
|
Дальний Восток (2 ч.)
|
|
27
|
1858- Айгунский договор. 1860- Пекинский договор.
|
1
|
28
|
«Большая азиатская программа»
|
1
|
|
Русско-турецкая война 1877-78 гг (2 ч.)
|
|
29
|
1877-1878- русско- турецкая война
|
1
|
30
|
1877-1878- русско- турецкая война
|
1
|
|
Западное направление в к.19 в. (3 ч.)
|
|
31
|
1867- договор о продаже Россией Аляски
|
1
|
32
|
1881- Союз трех императоров
|
1
|
33
|
1891-1894- русско-французский военно-политический союз
|
1
|
34
|
Итоговое повторение
|
1
|
35
|
Итоговое повторение
|
1
|
8. Коррекционная работа
Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предполагает как классическое построение учебных занятий (проверка степени усвоения предыдущего материала, введение, основная часть заключение, повторение пройденного), так и применение нетрадиционных методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся (проектирование, брейнсторминг (мозговой штурм) и иное).
Применение учебных материалов в электронном формате, а также специального адаптивно-развивающего программного обеспечения в процессе обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата существенно расширяет возможности интегрированного образования, облегчает взаимодействие учащихся с учителем (проверка домашних и контрольных работ и т.п.). При наличии ноутбука ученик может использовать его непосредственно на уроке. Домашние задания даются учащимся с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом выполнения их в пределах:
I класс – 30 – 40 минут;
II-IV классы – до 1 часа;
V-VI классы – 1,5 часа;
VII-X классы – 2,5 часа;
XI -XII классы – 3 часа.
Процесс обучения строится на основе принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Сущность индивидуального подхода заключается в подборе организационных форм, методических приемов, наиболее эффективных в отношении конкретного ребенка. Вся учебно-воспитательная работа характеризуется коррекционно-развивающей направленностью на обеспечение охраны, восстановление и развитие опорно-двигательных функций учащихся, а также профилактику и преодоление вторичных отклонений в развитии, обусловленных двигательными нарушениями.
Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом индивидуального уровня развития ребенка. Коррекционно-педагогическая работа, основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций.
Обязательные направления коррекционной помощи
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Коррекционная направленность уроков истории ведется по следующим направлениям:
1. Коррекция мыслительных действий. - Абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение, определение понятий и их классификация.
2. Коррекция различных сторон речи: работа над произношением наиболее трудных звуков, пополнение словарного запаса (как пассивного, так и активного), устранение аграмматизмов, формирование и совершенствование развернутого высказывания. Особое место занимает коррекция умения понимать и анализировать учебный текст, осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями, смысловое сцепление частей текста, выделять в нем главные мысли, определять общее содержание (делать краткие выводы).
3. Коррекция устойчивости внимания, памяти (оперативной и долговременной), повышение работоспособности, преодоление быстрой истощаемости при выполнении учебных заданий.
4. Коррекция двигательных и сенсорных нарушений, временных и пространственных представлений, расширение пространственных представлений, расширение представлений об окружающем.
5. Коррекция эмоционально - волевой сферы каждого ребенка: преодоление раздражительности, негативизма равнодушной или агрессивной реакции на неуспех, пассивности, нежелание преодолевать трудности при достижении поставленной цели.
Коррекционная работа при проведении уроков
с позиции здоровьесбережения
Блок А: Учебная деятельность
1. Число видов учебной деятельности (норма 4-7 видов).
2. Средняя продолжительность различных видов деятельности (норма 5 – 7 мин).
3. Число методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (норма не менее 3х).
4. Методы, способствующих активизации инициативы обучающихся (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия).
5. Активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия).
6. Длительность и рациональность использования ТСО.
7. Использование приёмов повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности.
8. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Блок Б: Психологическая комфортность на уроке.
1. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.
2. Одобрение инициативы обучающихся, поощрение.
3. Наличие адекватной реакция педагога на неверные ответы.
4. Доступная аргументация оценки за урок.
Блок В: Соблюдение ортопедического режима.
1. Контроль позы обучающихся в начале урока.
2. Текущий контроль позы (на протяжении урока).
3. Физкультминутки, релаксационные паузы (норма на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений).
4. Учёт педагогом двигательных возможностей детей.
Блок Г: Окончание урока.
1. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (норма - не менее 60 % и не более 75-80 %).
2. Темп окончание урока (быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев или спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися).
3. Задержка обучающихся в классе после звонка (на перемене).
Отмеченное выше определяет необходимость сочетания индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала детьми с двигательной патологией.
В ходе учебных занятий реализуется здоровьесберегающая образовательная технология согласно интеллектуальным особенностям учащихся:
- развитие мотивации учащихся к обучению;
- предупреждение переутомления учащихся (чередование периодов напряженной работы и отдыха в смене видов деятельности);
- создание ситуации успешности учебной деятельности учащегося;
- дифференцированный подход в выполнении упражнений и заданий;
- формирование «опорных учебных пунктов» (несколько рабочих зон с различным дидактическим наполнением);
- проектирование комплексов специальных упражнений (физкультминутки и динамические паузы);
- осуществляется валеологический подход к организации деятельности учащихся (чередование упражнений по трудности; смена видов учебной деятельности; обучение лёжа на ортопедической кушетке с применением подгрудника, сидя за партой или на ковре, стоя в свободной позе, за кафедрой или около стены, на коленях за приставной партой - сменяемость позы 5 – 6 раз за урок).
Объекты наблюдения на уроке
|
Утомление
|
незначительное
|
значительное
|
резкое
|
Внимание
|
Редкие отвлечения
|
Рассеянное, частые отвлечения
|
Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
|
Поза
|
Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища.
|
Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание.
|
Стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула.
|
Движения
|
Точные
|
Неуверенные,
Замедленные
|
Суетливые движения рук,
пальцев, ухудшение почерка
|
Интерес к новому
|
Живой интерес, задаёт вопросы
|
Слабый интерес, отсутствие вопросов
|
Полное отсутствие интереса, апатия
|
Комплексы физкультминуток методами двигательной коррекции.
Упражнения, которые лежат в основе такого сопровождения, направлены, в основном, на функционирование подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Кроме того они стимулируют формирование навыков произвольности, самоконтроля, саморегуляции, внимания, памяти, пространственных представлений. Кинезиологические комплексы (Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение) снятия учебного стресса через движение не всегда приемлемы в условиях предметного урока. Кроме того, требованием к использованию специальных комплексов сопровождения является точное выполнение движений и приёмов. Поэтому применяю упражнения, которые эффективны по силе воздействия и удобны для проведения их в помещении класса в рамках урока.
Необходимо выполнять 2 принципа: Непрерывности и систематичности и от простого, к сложному. Упражнения строятся в определенной последовательности, от простых движений к сложным реципрокным, произвольным. Использование дыхательных упражнений предполагается на всех этапах. Эффективность комплексов предлагаемых упражнений заключается в следующем:
Глазодвигательные упражнения.
Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь, и поведение, активизируют процесс обучения.
Двигательные упражнения.
Развивают общую и тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).
Перекрёстные движения.
Способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Упражнения на дыхание.
Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Успокаивают и способствуют концентрации внимания.
Релаксация телесная (растяжки).
Снимают мышечное напряжение, повышая уровень психической активности и работоспособности. Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение. Упражнения должны быть просты, интересны, доступны ученикам, носить игровой характер.
Комплекс должен состоять из одного - двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. После письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д. На каждом уроке после 20 минут занятий должна проводиться 2 минутная физкультминутка с включением лечебно-коррекционных мероприятий.
При заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнения, направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.
Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:
- Исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.
- Исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.
- Исходное положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.
- Исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).
- Исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.
- Исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.
- Исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.
- Исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.
- Исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.
- Исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, сидя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).
Упражнения для мышц шеи – это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.
Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.
Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях. Выполняются они из исходного положения, стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц, в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.
Упражнения для воспитания осанки
- Исходное положение – руки вниз в замок. 1 – 2. Руки вверх - назад, подняться на носки, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.
- Исходное положение – руки на пояс. 1 – 2. Полунаклон вперёд, подняться на носки, смотреть вперёд. 3 – 4. Исходное положение.
- Исходное положение – палку на лопатки хватом за концы. Наклон влево. 3 – 4. Исходное положение. 5 – 8. Так же вправо.
- Исходное положение – основная стойка. 1 – 2. Присесть на носках, руки назад за спину. 3 – 4. Исходное положение.
- Исходное положение – упор сидя сзади. 1 – 2. Прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.
Упражнения для растяжки
1. Потягивание. Ноги слегка расставить и на счёт «раз-два» поднять руки вверх, встав на носки, потянуться – вдох. На счет «три-четыре» опуститься на всю ступню, опустить руки – выдох.
2. Отведение рук и ноги назад. Отвести руки максимально назад, отставить ногу назад на носок и прогнуть спину – вдох. Встать прямо – выдох. Проделать то же упражнение, отставляя назад другую ногу.
3. Повороты в стороны. Исходное положение – ноги врозь, ступни параллельны. Руки к плечам, повернуть туловище влево – вдох; вернуться в исходное положение – выдох. Проделать то же самое с поворотом в другую сторону.
4. Наклоны в стороны. Исходное положение – ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево – выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. Проделать то же упражнение с наклоном в другую сторону. При выполнении упражнения голову держать прямо, локти отводить назад. Ноги всё время должны оставаться выпрямленными.
5. «Дровосек». Исходное положение – стоять прямо, ноги врозь, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. Быстро наклониться вперёд, опуская сцепленные руки между ногами, выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. При наклоне ноги нужно всё время держать прямыми и сильно сгибать туловище.
Комплекс упражнений первого блока.
1. Дыхание. Упражнение. Ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Руки вверх – вдох, опустили – выдох. «Вдох, пауза, выдох, пауза». При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
2. Упражнение «Китайский болванчик». Ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе произносить четко БА-БО-БЭ. Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудью и произносить на выдохе НА-НО-НЭ. Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонять голову влево, произнося на выдохе ФА-ФО-ФЭ. Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонять голову вправо, произнося на выдохе КА-КО-КЭ.
3. Упражнение «Свеча». Исходное положение – сидя за партой или стоя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
4. Упражнение «Старт». Сделайте глубокий вдох. На выдохе ведите обратный отсчет: Десять, девять, восемь…. Три, два, один, старт!! Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно на одном дыхании без добора воздуха. Прерывайте дыхание в паузах между произносимыми числами. Диктуйте четко, так, чтобы это было слышно человеку, который находится на некотором расстоянии от вас. Если не хватает дыхания до слова старт, начните отсчет с меньшего числа.
5. Растяжки. Упражнение «Тянемся к солнышку». Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно “растягивая” все тело: начиная с пальцев рук, потом тянемся запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Задержать дыхание – “кончиками пальцев рук тянемся к солнышку”. Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.
6. Упражнение «Потягивания». Встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки и опущены вниз. На медленном вдохе – поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание. На выдохе опустить руки вниз, пытаясь «достать» пальчиками до пола.
7. Упражнение «Струночка». Встать, ноги вместе, руки подняты вверх. «Растягиваем» все тело на медленном вдохе, потягиваясь одновременно двумя руками и корпусом; затем – только правой стороной тела (рука, бок, нога), потом – только левой стороной тела. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Спросите ребенка о том, вытянулась ли его спина, руки, ноги. Упражнение усложняется за счет перекрестных растяжек. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, потом – левая рука и правая нога.
8. Упражнение «Упрямая шея». Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение. Вернуться в исходное положение, расслабиться.
9. Упражнение «Упрямые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя её. Затем руки меняются.
10. Равновесие. Упражнение «Равновесие». А. Сохранять равновесие на одной ноге. Руки на поясе. Б. Сохранять равновесие в позе «Ласточка».
11. Упражнение «Перекрестное марширование». Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.
12. Упражнение «Одностороннее марширование». Медленно шагать с односторонними касаниями.
13 Упражнение «Конфетка – лошадка – свеча». Руки согнуты в локтях, ладони повёрнуты вперёд. Одновременно двумя руками делать по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. Затем подключаются щелканье языком (конфетка), цоканье языком (лошадка), направленный выдох (задули свечу).
Комплекс упражнений второго блока
1. Дыхание. Упражнение. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев, таблица умножения, скороговорка.
2. Упражнение «Счёт на вдохе – выдохе». Станьте прямо. На счет РАЗ-ДВА сделайте вдох. На счет ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ-ШЕСТЬ – выдох. Упражнение можно соединить с движениями рук. Руки в стороны – вдох, вперед – выдох. Поднять над головой – вдох, вперед – выдох. Поднять над головой – вдох, опустить по бокам – выдох.
3. Упражнение «Сорви яблоко». Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растёт яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Тоже самое провести для левой руки.
4. Упражнение «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево (выполнить 3-4 раза).
5. Упражнение «Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их: А) Вверх, вниз, в стороны. Прогнуться назад и потянуться руками вверх, руки за спиной в замке тянуть вверх. Б) Взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же левой рукой. В) Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же – по одной паре пальцев.
6. Равновесие. Упражнение «Равновесие». На одной ноге, с закрытыми глазами. На одной ноге, с закрытыми глазами, с движениями пальцев «колечко».
7. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Усложнение – выполнять на весу, руки согнуты в локтях. Выполнять упражнение, держа руки наперекрест.
8. Упражнение «Лезгинка». Сжать левую руку в кулак. Затем большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
9. Упражнение «Ухо-нос». Левой рукой возьмите за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Произвольность.
10. Упражнение «Глаз-язык». Сначала следить только глазами за пальцем. Потом глазами и языком. Затем язык должен двигаться в сторону, противоположную движению глаз. И наконец, язык движется за пальцем в противоположную от глаз сторону.
11. Упражнение. Ведущий совершает рукой круговые движения по часовой стрелке, потом – против. Ребенок глазами отслеживает движение, при этом высунутым языком производит движения в противоположном направлении.
12. Упражнение. Руки вытянуты прямо перед собой. Поочередно вращаем сначала одной кистью руки (другая неподвижна), затем другой. Потом язык совершает движения в одну сторону с вращением кисти, затем – в противоположную. Потом вращаются обе кисти одновременно в одну сторону, язык – в противоположную. Затем подключаются круговые движения глаз попеременно - то в одну сторону с языком, то с руками.
Комплекс упражнений третьего блока
1. Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, руки в стороны. На выдохе: одна рука выполняет круговые движения, другая восьмерки.
2. Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе: одна рука опускается круговыми движениями, другая махом.
3. Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе: прыжок – свести ступни, одну руку привести к плечу, другую вытянуть над головой.
4. Упражнение. Как в предыдущем упражнении, но в прыжке одна рука согнута в локте, дотрагивается до макушки, другая вытянута над головой.
5. Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, одна рука на животе, другая на макушке. На выдохе: голову гладить круговыми движениями, по животу похлопывать. При выполнении всех упражнений чередуем руки.
6. Упражнение. На выдохе проговаривать таблицу умножения или правила, или скороговорку и считать сколько раз произнёс её. Напряжение – расслабление.
7. Упражнение. Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.
8. Упражнение. Стоя (сидя). Поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони (сжать руку в кулак), затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, чтобы она висела свободно, как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками.
9. Упражнение. «Тряпичная кукла и солдат». Исходное положение – стоя. Инструкция: Ученики, полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы, очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и негнущегося. Повторить 5-8 раз. Произвольность.
10. Упражнение. Стоя. Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение Кулак-ладонь, другая одновременно – Кулак-ребро-ладонь. Усложнение: добавить движения глаз.
11. Упражнение. Стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая – ладонью вниз. Маршировать, на каждый шаг, меняя положение ладоней. Усложнение: смена ладоней через шаг, затем через два. Добавить движения глаз в различных сочетаниях.
12. Упражнение. «Кулак – ладонь» (модификация). Руки лежат на столе или на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (одна рука сжимается, другая одновременно разжимается).
13. Упражнение. «Колечки» (модификация). Пальцы совершают те же движения что и в упражнении колечки, но в другом порядке: правая рука – 5-4-3-2-пальцы, левая рука –2-3-4-5 пальцы. Руки работают одновременно.
14. Упражнение. «Движения с отставанием». Выполняются следующие движения: руки в стороны, вперёд, вверх, вперёд, в стороны, вниз. Движения начинаются с правой руки, левая подключается с отставанием в один шаг. Правая – в сторону, левая – внизу. Правая – вперёд, левая – в сторону и т. д. Движения рук выполняются одновременно.
15. Упражнение. «Лезгинка». Сжать левую руку в кулак. Затем большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Контроль уровня обученности
Методика работы предполагает следующие формы; лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы, творческие работы.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:
- проблемные задания;
- исторические диктанты;
- обобщающие вопросы и задания;
- тесты.
Образовательные результаты изучения данного факультативного курса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам);
- тематический контроль (выполнение тестовых заданий);
- итоговый контроль в форме практических заданий (по разделам практики, выполнение заданий по анализу исторического источника, текста с развернутым ответом, где необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, высказывать и обосновывать собственное мнение).
Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата, научно-исследовательской работы; выполнение проекта под руководством учителя или самостоятельно.
Оптимальными условиями реализации данного курса являются:
кабинет истории и методическая литература;
портреты для создания яркого и полного образа, изучаемой личности;
наличие дидактического и раздаточного материала;
презентации;
проведение итогового тестирования на компьютере;
накопление банка материалов, хрестоматий, карт сражений (и т. д.);
использование сведений информационных банков городских, областных; российских и международных библиотек через Интернет.
|
|
|