Главная страница

У детей с ограниченными возможностями в опасных и трудных жизненных ситуациях


Скачать 82.52 Kb.
Название У детей с ограниченными возможностями в опасных и трудных жизненных ситуациях
Дата 04.03.2016
Размер 82.52 Kb.
Тип План работы


ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ПРОБЛЕМАМ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В ОПАСНЫХ И ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Воспитатель группы продленного дня

Ольшевская Елена Николаевна


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

№ 432 Колпинского района Санкт-Петербурга

Задачи, решаемые в тесном союзе школы и родителей

Формы взаимодействия с родителями для получения желаемого результата:

  1. Организация библиотеки, в которой собрана литература по вопросам формирования навыков безопасного поведения детей. В фондах нашей библиотеки есть и видеоматериалы о безопасности;

  2. Картотека памяток для родителей, в которых собраны лаконично правила поведения безопасного поведения в разных ситуациях. Эти памятки предлагаются родителям со своими детьми в ходе специально организованных занятий, в процессе организации, когда приходят все родители;

  3. Использование бесед индивидуальных и групповых по вопросам безопасности;

  4. Проведение «круглого стола» с родителями, на которых обсуждаются полученные результаты и ставятся новые задачи, исходя из особенностей учащихся. На учебный год составляется план взаимодействия с родителями. Учитывая то, что в рамках экспериментальной работы нашей школы, вопрос формирования безопасного поведения учащихся наиболее широко освещается в работе с родителями.


План работы с родителями

I четверть (сентябрь-октябрь)

Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»

Цель: расширить представления детей о разнообразии живого мира

Задачи: узнавать и называть съедобные и несъедобные грибы;

формирование представлений об опасности несъедобных грибов.

Содержание:

  • посещение библиотеки;

  • чтение и обсуждение рассказа «Полное лукошко» Н. Надеждиной;

  • просмотр кинофильма «Грибное царство» из цикла «Мир вокруг нас» и обсуждение;

  • составление с родителями коллажа «Осень щедра грибами»

Совместная деятельность родителей с детьми:

1. Занятие: «Съедобные и несъедобные грибы»;

дидактические игры: «Съедобное-несъедобное»; «Отгадай загадки, подбери отгадки»;

рисование по контуру «Что растет там под осинкой и березкой?»

2. Занятие с родителями «Придумывание сказок о грибах»;

пластилинография: «Полезный и опасный мухомор»;

Предлагаемая литература для родителей и детей:

  • рассказы и сказки о грибах В.В. Зотова;

  • Левашовский «Стихи о грибах»;

  • А.И. Пономарев «Тебе грибник»;

  • А. Мухин, В. Тункевич «Сбор грибов»;

  • Журнал «Дошкольное воспитание» №8 1985г. « Не всякий гриб в кузов»

Памятка, разработанная родителями для детей

  • Брать гриб только, те , которые знаешь;

  • Ни в коем случае не брать ядовитые грибы;

  • Нельзя брать высохшие на корню грибы;

  • Срезая гриб, стараться не повредить грибницу

  • Нельзя брать червивые грибы;

  • Нельзя уничтожать ядовитые грибы. Для нас они ядовиты, а для некоторых животных являются лечебными;

  • Использовать в пищу только при правильной обработке


II четверть (ноябрь-декабрь)

Тема: «Безопасность в доме и на улице» (Приложение 1)

Цель: формирование мотивов к безопасному поведению в доме и на улице.

Задачи: 1. Формирование понятий: опасные предметы в помещении; безопасность в доме и на улице.

2. Отработать правила безопасного поведения с незнакомыми людьми.

Содержание:

  • посещение библиотеки;

  • ознакомление с книгой С.А. Шикарчук «Правила безопасности дома и на улице», обсуждение;

  • просмотр видеофильма «Основы безопасности и жизнедеятельности», обсуждение;

Совместная деятельность родителей с детьми.

  1. Занятие: «Безопасность дома и на улице» (Приложение 4, 5, 6);

  1. Дидактическая игра «Назови и покажи опасные предметы»;

  2. Обсуждение ситуаций (родители придумывают ситуации и обсуждают с детьми правила пользования бытовыми приборами);

Рисование совместно с родителями плакатов «Опасные предметы, которые есть у вас дома», «Инструменты, которыми пользоваться нельзя без разрешения взрослых»;

2. Вместе с родителями дети изготавливают маски к сказкам «Колобок», «Красная шапочка».

Обыгрывание сказок детьми совместно с родителями:

  • Красивая внешность может быть обманчива (колобок был съеден лисой);

  • Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми;

  1. Сказочная викторина с родителями (2 команды):

  • Съел бы волк семерых козлят, если бы они выполнили наказ мамы?

  • Какую ошибку совершили Красная Шапочка и её бабушка?

  • Какое правило не знал Буратино, отправляясь с новыми друзьями на поле чудес?

  • Почему гуси-лебеди унесли братца? Какие правила не выполнила сестрица?

  1. Занятие: дидактическая игра «Знайка» - соотнести рисунки с правилами безопасности. Рисунки выполняют родители вместе с детьми.


Предлагаемая литература для родителей и детей:

    • А.А. Усачёв «Личная безопасность в доме»;

    • Журнал «Мурзилка»: 1996г. №11 «Кто там за дверью» С. Лежнёва;

«Список "Не"» 2005г. №6 С. Лежнёва;

«Не беспокойся, мама» 2009г. №11.
Памятка, разработанная родителями для детей

  • Бытовыми приборами и инструментами пользоваться только с разрешения взрослых;

  • Все режущие и колющие предметы класть на свое место.

Пользоваться только под присмотром взрослых, применять их только по назначению, как научили взрослые;

  • Не тянуть электрические приборы за провод, не совать пальцы в розетку;

  • Не открывать дверь незнакомому человеку;

  • Если ты потерял ключи, обязательно скажи родителям;

  • Если тебя позвал незнакомый человек, никуда с ним не иди, даже если незнакомец сказал, что его прислали родители;

  • Если к вам пристает незнакомец, кричите как можно громче.


III четверть (январь-март)

Тема: «Правила дорожного движения. Улица полна неожиданностей» (Приложение 2, 3)

Цель: Обучить правилам дорожного движения и безопасности на дороге.

Задачи: 1. ознакомить с правилами безопасности на улице;

2. Развивать умения предвидеть опасную ситуацию;

3. Ознакомить с правилами дорожного перехода;

4. Определить безопасный путь в школу;

5. Обобщить знания о светофорах и их сигналах;

6. Познакомить с дорожными знаками.

Содержание: 1. Встреча и беседа с сотрудником ГИБДД;

2. Просмотр фильма «Улица полна неожиданностей» и обсуждение ситуаций;

Совместная деятельность родителей с детьми:

  1. Изготовление дорожных знаков для игры «Поле чудес»;

  2. Выставка рисунков на тему «Безопасный путь в школу», «Моя улица»;

  3. Викторина с участием детей и родителей «Школа пешехода», «Путешествие в страну дорожных знаков»;

  4. Игра «Поле чудес» - закрепление знаний по правилам дорожного движения;

  5. Экскурсия родителей с детьми – повторение изученных правил дорожного движения, отрабатывание и закрепление умений переходить улицу;

  6. Занятие: «Это я знаю» (2 команды);

    • Дидактическая игра «Угадай дорожный знак и нарисуй его»;

    • Дидактическая игра «Правильно – неправильно» (одна команда показывает иллюстрации, другая отвечает правильно или неправильно соблюдены правила дорожного движения).

Предлагаемая литература:

    • В.В. Поляков «Основы безопасности жизнедеятельности»;

    • Загадки о дорожных знаках;

    • Ф.Д. Кривин «Откуда пришла улица?»

    • Ф.Д. Кривин «Можно ли жить сразу на нескольких улицах?»

    • А. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»;

    • М. Кривич, О. Ольгин «О ступеньках под землю и полосатой зебре»;

    • Н. Носов «Автомобиль»;

    • Б.С. Житков «Что я видел?», «Светофор»;

    • С. Михалков «Если свет зажегся красный…»;

    • М.С. Пляцковский «Стоп, машина!»

    • Журнал «Мурзилка» 2004г. №11 «Школа безопасности»

    •  Е.М. Сосулова, М.Л. Форштат «Красный, желтый, зеленый» (издательство Новосибирск 1976г.)


Памятка, разработанная родителями для детей

  • Строго соблюдать правила дорожного движения;

  • Переходить улицу можно только в месте специально оборудованного перехода, где есть знак «пешеходный переход» и стоит светофор, соблюдая установленные правила.

  • Безопаснее всего переходить дорогу с группой пешеходов;

  • Ни в коем случае нельзя выбегать, играть на дороге;

  • Переходить дорогу после выхода из транспорта можно после того, как он отъехал;

  • Кататься на велосипеде и санках можно только в парках, имеющих ограждение;

  • Запомните безопасный путь в школу и будьте внимательны;


IV четверть (апрель-май)

Тема: «Животные и насекомые вокруг нас»

Цель: Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных и насекомых.

Задачи: 1. Ознакомить с правилами безопасного обращения с ними;

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к ним.

Совместная деятельность родителей с детьми

Содержание:

Занятие: «Мой четвероногий друг» (2 команды) - отгадывание загадок; конкурс рисунков «Моё любимое животное»;

Занятие «Путешествие в страну животных и насекомых», дидактическая игра «Летает – не летает»;

Лепка «Животное»

Изготовление плакатов с правилами безопасного обращения с животными и насекомыми;

Просмотр фильмов и обсуждение «Секреты природы», «Животные отвечают».

Предлагаемая литература:

  • Журнал «Мурзилка» 1997г. № 9 «Безопасность при общении с животными» А. Усачёв, А. Березин;

  • Журнал «Здоровье школьника» - «Минусы любви» 2012г. №8;

  • Журнал «Здоровье школьника» - «Не гладь кота» 2010г. №7;

  • Журнал «Здоровье школьника» - Свидание с вампиром» (о клещах) 2010г. №5.


Памятка, разработанная родителями для детей

  • Не подходить к незнакомым животным, не гладить их;

  • Не дразнить животных;

  • Не смотреть собаке в глаза;

  • При укусах животных и насекомых обратиться обязательно к врачу;

  • Знать о том, какую первую помощь можно оказать.


Круглый стол

Тема: «Формирование навыков безопасного поведения у учащихся с умеренной умственной отсталостью».

Цель: обобщить наработанный материал по формированию у детей навыков безопасного поведения.

Подготовка

Наглядность:

1. Библиотека, пособия, фильмотека;

  1. Выставка детских работ по данной теме;


Повестка дня

  1. Выступление детей (инсценировки сказок «Колобок», «Красная Шапочка»);

  2. Выступление психолога: «Особенности формирования навыков безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями»;

  3. Опыт работы педагога Е. Н. Ольшевской по теме «Формирование знаний и практических умений безопасного поведения в сложных и опасных жизненных ситуациях»;

  4. Опыт семейного воспитания по вопросам: «Дорожное движение», «Один дома», «Мой четвероногий друг».