|
Социальная адаптация учащихся в системе занятий ноу «Лингвист» и учебного курса «Русская словесность»
Социальная адаптация учащихся
в системе занятий НОУ «Лингвист» и учебного курса «Русская словесность»
В основе исследования современного образования лежит идея о социальной культуре, сущностью которой является осознание человеком своей биопсихосоциальной целостности, осознание общества как полисубъектной системы. Она может быть представлена так: усложнение социальной структуры общества; непредсказуемость последствий социальных факторов; постоянно меняющийся темп и направление социальной динамики; усиление вариативности индивидуального и группового поведения; раздробленность и разнонаправленность общественного сознания; усиление роли духовной сферы общественной жизни. В связи с этим хочется отметить, что не только процесс обучения, но и свободное время играет ключевую роль в развитии личности подростка. С одной стороны – это процесс расширения возможностей путём приобретения знаний, навыков, а с другой стороны – это использование приобретённых способностей для совершенствования их в культурной и творческой деятельности. Благоприятной средой для социальной адаптации являются дополнительные занятия на основе выбора учащимися учебных курсов и занятий в школьном НОУ. Социализация членов секции НОУ «Лингвист» начинается с отношения к занятиям, проявления самостоятельности, а также готовности к диалогу и работе в группе. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью вместе с детьми, мы трудились над следующими темами: «Пути повышения речевой культуры современного русского языка: искоренение сквернословия в молодежном социуме», «Территориальный говор как средство изучения традиций семейного уклада народа», «Возможности сатиры Н. В. Гоголя в воспитании нравственной культуры школьников». Цель которых - приобретение учащимися социокультурного опыта, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности в рамках предмета русского языка и интеграции в других областях через самостоятельную интерпретацию полученной информации.
Особое место в данном направлении деятельности занимает сотрудничество с ВУЗами города. Планируя эту работу, мы остановили внимание не только на возможности профориентационной работы, но и на возможные варианты тесного сотрудничества педагогов, членов НОУ школы со студентами и преподавателями вузов. В этой связи в планирование деятельности НОУ включаются совместные мероприятия: традиционная школьная конференция «Мы – будущее XXI века», заседания секции НОУ с представителями студенческой молодежи БГТУ им. В. Г. Шухова, посещение вузов и выставок в Дни науки. СЛАЙД 5. Кроме того, традиционным стало выступление членов НОУ на студенческих международных научно-практических конференциях.
А) Т.о. занятия в секции НОУ обогащают социальный опыт: учат деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с молодыми исследователями, учит взаимодействовать с преподавателями и учеными.
Б) Говоря о системе занятий учебного курса, следует отметить что гуманитарные предметы больше других из школьной программы способствуют процессу социализации. И если на ранних этапах ребенок осознает, что есть ЧЕЛОВЕК-ЛИЧНОСТЬ, есть ОБЩЕСТВО и между ними есть КОНТАКТ, то уже на следующих этапах он способен оценить КАЧЕСТВО этого контакта. В 5-8 классах на занятиях учебного курса «Русская словесность» учащиеся реализует две языковые функции: информативную и воздействия. Задача учителя – помочь детям, во-первых, ориентироваться в подобных вопросах, формировать свои убеждения и свою точку зрения, а во-вторых, научиться анализировать информацию, полученную извне: по большому счету, подтолкнуть ребенка к критическому осмыслению полученной информации. Интересен ракурс тематики творческих работ учащихся. Темы – узкие и широкие – все же достаточно разнообразны: о взаимоотношениях между учителями и учениками, выясняют, что такое «класс» и кто в нем становится лидером, интересует вопрос о разновидностях неформальных молодежных организаций и причинах их появления. Таким образом, контактируя с миром, ребенок не только получает социальный опыт, но и учится его анализировать и оценивать. Мне кажется, что вербальное выражение своих чувств, переживаний способствует более глубокому их осмыслению, а именно осознание и рефлексия помогают сформировать такую систему убеждений, которая соответствует общечеловеческим ценностям. В заключении хотелось бы рассмотреть уровень социализированности учащихся, посещающих секцию НОУ и занятия элективного курса, по выполнению функции познания, успеваемости и отношения к учёбе:
Отношение к учёбе учащихся 8 «А», 6 «Б» классов, посещающих занятия секции и курса
№п/п
|
Показатели отношения к учёбе
|
Количество ответов в %
|
1
|
Учусь с полной отдачей
|
50
|
2
|
Учусь спокойно
|
30
|
3
|
Учусь, но без заметного старания
|
16
|
4
|
Делаю вид, что учусь
|
4
|
«С каким настроением ты чаще всего ходишь в школу?»
№п/п
|
Варианты ответов
|
Количество
ответов в %
|
|
|
1
|
С хорошим, хочу учиться
|
35
|
|
|
2
|
С нормальным, понимаю, что учиться надо
|
61
|
|
|
3
|
С неважным, интереса к учению не испытываю
|
4
|
|
|
№п/п
|
Мое отношение к труду
|
Количество ответов в %
|
1
|
Труд – тяжкое бремя, жёсткая необходимость
|
1
|
2
|
Труд – предназначение человека, то, для чего он приходит в этот мир
|
85
|
3
|
Учусь, но без заметного старания
|
14
|
Данные показывают позитивное отношение большинства подростков к выполнению функции познания, успеваемости и отношения к учёбе. Примечательно отношение к труду не как к зарабатыванию на жизнь, а как к процессу реализации себя, своих способностей, творческого потенциала.
|
|
|