- Игра "Пантомима"
Эта игра предназначена для развития воображения и творческих способностей.
Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание).
Поиграйте в "угадайку": ребенок угадывает, что вы изображаете, а затем наоборот - вы должны догадаться, что изображает ребенок.
- Упражнение на развитие зрительного воображения
Ребенку предлагается рисунок с разными незаконченными изображениями, которые он должен дорисовать. Стимулируйте фантазию ребенка.
- Упражнение "Точки"
Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок.
Предложите ему самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать можно любое количество точек.
- Упражнение "Комбинирование"
Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать вообще. Размеры фигур можно менять.
- Упражнение на развитие вербального (словесного) воображения
Предложите ребенку игру: "Попробуй представить, что будет, если... Например, представь себе, что кошки научились говорить! Или открыли детский сад для собачек" и т. д.
Чем больше развита фантазия у ребенка, тем больше он предлагает интересных и оригинальных вариантов.
7. Упражнения на развитие произвольной сферы
- "Раскрась фигуры"
Ребенку показывают рисунок с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.
Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
Ребенок шести лет закрашивает 10-15 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.
- "Копирование образца"
Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец, представленный на рисунке.
Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение точек соответствуют образцу. Возможно небольшое (но не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка. Большинство детей шести лет справляются с этим заданием с небольшим отклонением точек от строки или колонки.
- "Найди такой же предмет"
Необходимо найти тот силует, который подходит к нарисованной машине.
Фиксируются время обдумывания ребенком задачи и число ошибок.
Если скорость ответа 10 секунд и менее, то это высокая импульсивность. Если при этом ответ правильный, то это свидетельствует о быстроте и гибкости мышления у ребенка.
Большая скорость ответов при их неточности свидетельствует об общей склонности ребенка действовать необдуманно, подчиняясь эмоциональному порыву.
- "Рисую палочки"
Приготовьте заранее листок в клеточку, цветной карандаш, колокольчик, новую игрушку, секундомер (часы).
Даете ребенку инструкцию: "Возьми цветной карандаш и по моей команде начинай ставить палочки в каждой клетке. Старайся выполнять это задание точно, быстро, не отвлекаясь". Время работы не более двух-трех минут. В процессе выполнения задания создаете помехи: звоните в колокольчик, ставите перед ребенком новую игрушку, кладете на стол что-то вкусное и т. д.
Если ребенок только бросает взгляд в сторону раздражителя и продолжает рисовать, отмечаете отсутствие отвлечения. Если же он на время прерывает деятельность, рассматривает, например, новую игрушку, а потом возвращается к выполнению задания, фиксируете наличие отвлечения.
Если раздражитель заставляет ребенка забыть о цели деятельности, засчитываете невыполнение. В этом случае следует упражнять волевой контроль поведения, используя подобные задания.
- "Расставить знаки"
Тренировка самоконтроля.
Готовите таблицу, состоящую из геометрических фигур: квадраты, треугольники, круги, ромбы.
Даете ребенку инструкцию: "Как можно быстрее и правильнее заполни эту таблицу, используя образец".
Фиксируйте время выполнения всего задания. По окончании работы ребенок сам проверяет правильность выполнения и вносит исправления.
Подсчитывается количество правильных исправлений, пропусков ошибок, неправильных исправлений при самопроверке.
Можно выполнить это задание так: образец показываете ребенку на 10-15 секунд, затем убираете, и он заполняет таблицу по памяти.
8. Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
Комплекс № 1 (гимнастический)
1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.
4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.
5. Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочередно каждой рукой, затем сразу обеими. Помните эту присказку: "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали".
6. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
7. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
8. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.
9. Положите на стол десять - пятнадцать карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали.
10. Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
11. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую стороны.
А теперь пусть ребенок попробует их перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.
12. Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону - с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.
13. Ребенок повторяет за вами различные движения пальцев:
а) руки поднять вверх, пальцы выпрямить, перекрестить указательный и средний пальцы;
б)а теперь перекрещиваются безымянный палец и мизинец;
в) делаете колечки: из указательного и большого, из среднего и большого и т. д.;
г) называете любое число от 1 до 10, а ребенок быстро "выбрасывает" соответствующее количество пальцев.
14. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой - средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Комплекс № 2 (рисуночный)
Попросите ребенка найти в каждой картинке рисунок, похожий на образец, и как можно аккуратнее обвести контур похожего рисунка, не отрывая карандаш от бумаги.
Образец: Задание:
- Упражнение "Угадай, кто я"
Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано: "В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это". Руку не отрывать от бумаги.
Таким же образом по точкам рисовать разные фигуры: животных, цветы, овощи, фрукты, посуду, мебель, машинки (так, чтобы это было не слишком сложно, можно было бы обвести, не отрывая руки, и знакомо ребенку шести лет).
- Игра "Самолеты за облаками"
Эта игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Для нее требуются бумага и достаточно мягкий карандаш.
Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг двух из них - облака. Вы говорите ребенку: "Смотри, какие разные облака - одно совсем черное и самолета за ним совсем не видно, а другое - светлое и самолет хорошо виден". Темные и светлые облака вокруг других самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим, дом - ночью, дом - вечером.
- Упражнение для развития способности к дифференцированию усилий кистей рук
Покажите ребенку рисунок, на котором есть образец - три геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Каждая из этих трех фигур заштрихована по-разному: треугольник очень сильно (с большим нажимом карандаша), круг - средней силы штриховкой и квадрат заштрихован слегка. Задача заключается в том, чтобы степень штриховки каждой фигуры соответствовала образцам. Дайте ребенку простой мягкий карандаш и попросите его выполнить это задание как можно точнее и аккуратнее. Начинайте с одной-двух строк.
Если ребенок отличается медлительностью, то это упражнение можно делать и на время.
- Игра "Я самый меткий"
Ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки от бумаги.
1. Быстро пробеги по лабиринту.
2. Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом в другую).
Комплекс № 3 (Игры для развития тонкой моторики пальцев рук)
- Игра "Гребешок"
Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.
Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой - и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.
- Игра "Кошка выпускает коготки"
Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони.
Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.
- Игра "Лесенка"
Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки - готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него - указательный левый - еще две ступеньки готовы.
Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы - последние. Вот и построена лестница.
- Игра "Бег"
Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола.
То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.
- Игра "Быстрое вращение"
Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.
- Игра "Колечки"
Кончик мизинца положить на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец - указательного и большого - это большое колечко. Все повторить на другой руке.
- Игра "Бумага, ножницы, камень"
Играете вместе с ребенком. В такт словам "бумага, ножницы, камень" встряхиваете сжатыми в кулак руками.
То же самое делает ребенок. Затем вы останавливаетесь на одном из трех слов: если это слово "бумага", то следует выпрямить пальцы (они плотно прижаты друг к другу), если это слово "камень", то рука сжимается в кулак, если слово "ножницы", то все пальцы прижаты к ладони, а указательный и средний выпрямлены и раздвинуты, как ножницы.
бумага камень ножницы
Когда ребенок освоит эту игру, поменяйтесь с ним ролями.
- Игра "Солнце, заборчик, камешки"
Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены - это "солнышко".
Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить - это "заборчик".
Обе руки сжать в кулаки - это "камешки".
По вашей команде: "Солнышко", "Заборчик", "Камешки" ребенок (группа детей) показывает пальчиками: солнышко с растопыренными пальчиками, заборчик с прямыми пальчиками или камешки - кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным.
По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте последовательность, скорость произнесения слов-команд.
- Игра "Замок"
На двери висит замок (пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок)
Кто открыть его бы смог?
Потянули, (локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными)
Покрутили, (кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев)
Постучали (постукивают друг о друга основания ладоней)
И открыли! (пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны).
- Игра со спичками
Укладываете четыре спички (две спички параллельно друг другу, сверху две спички перпендикулярно им) так, чтобы получился квадрат. Ребенок подключается к игре и тоже осторожно накладывает сверху свои спички. Так колодец постепенно растет.
- Игра в фантики
Сделайте из конфетных оберток фантики. Научите своего малыша складывать фантики.
Положите фантик на ноготь большого пальца и щелчком об указательный отправьте его в полет.
Положите фантик на ноготь указательного пальца и щелчком о большой палец отправьте его в полет, и так на каждом пальце.
Многие упражнения из других разделов также развивают тонкую моторику рук, особенно это относится к тем заданиям, в которых ребенок чертит линии, рисует, срисовывает различные фигуры и т. д.
Игры со словами
Игры со словами для детей дошкольного возраста - очень увлекательное занятие. Читать слова гораздо интереснее, чем слоги. Ведь в слоге нет смысла, а каждое слово что-либо обозначает. Пока ребенок учит буквы и пытается читать слоги, он часто не понимает, зачем ему это надо. А прочитав первые слова, радуется новому ощущению: "Я умею читать!" С этого момента ребенку становится понятно, зачем нужны буквы и сколько всего интересного можно узнать с их помощью.
Лучше переходить к чтению слов тогда, когда ребенок уже научился уверенно называть слоги слитно, а не по буквам. Для первых игр со словами выбирайте слова, состоящие из 3 букв, например: СОН, КОТ, ЛУК. Постепенно увеличивайте количество букв в используемых для игр словах.
Если вашему ребенку только 4 года, не спешите предлагать читать слова длиннее 5 букв. С 5-летнего возраста ограничений в длине слов придерживаться не нужно.
Игры, приведенные в этой статье, предназначены для выполнения разнообразных образовательных задач: учиться составлять слова из букв и/или слогов, учиться читать слова, формировать навык осмысленного чтения, учиться определять, какие буквы входят в состав слова, учиться определять порядок букв в слове, развивать скорость чтения, развивать речь, внимание, память, мышление. При подборе игр для занятий с ребенком старайтесь выбрать упражнения с разными видами задач. Также старайтесь на одном занятии использовать игры, которые отличаются способом организации, например: лото и подвижную игру, одну игру на составление слов из букв, а другую на подбор слов по смыслу. Такой подход к занятиям на этом этапе обучения чтению поможет сохранить увлеченность ребенка, вызовет дополнительный познавательный интерес к слову.
Цепочки слов
Цель: учиться составлять слова из слогов, учиться читать слова, формировать навык осмысленного чтения.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Из картона нарежьте небольшие карточки. На карточках разноцветными карандашами или фломастерами напишите слоги (каждый слог - своим цветом), например НО, РА, МА, ЛО, СИ, ЛА, ПА.
На столе перед ребенком выложите карточку со слогом НО. Пусть ребенок ее прочитает. Затем рядом положите карточку со слогом РА. Предложите ребенку и ее прочитать. Затем ребенку нужно прочитать оба слога и назвать получившееся слово (НОРА). Теперь уберите первую карточку (НО), попросите повторно прочитать оставшийся слог (РА). Рядом со слогом РА положите карточку МА. Предложите ребенку прочитать и этот слог, прочитать два слога вместе и назвать новое слово (РАМА). Так, постепенно убирая первый слог и добавляя новый, прочитайте с ребенком всю цепочку до конца: НОРА - РАМА - МАЛО - ЛОСИ - СИЛА - ЛАПА.
В этом варианте чтения для ребенка упрощается задача понимания прочитанного, т. к. ему не придется долго думать над каждым отдельным слогом слова: прочитав слог в составе первого слова, во втором ребенок уже просто вспомнит его.
В следующий раз подготовьте новые карточки со слогами: ЛИ, СА, МА, КИ, НО, СИ, ЛА, ПЫ. В цепочке с использованием этих слогов получатся слова: ЛИСА - САМА - МАКИ - КИНО - НОСИ - СИЛА - ЛАПЫ.
Постепенно увеличивайте количество слогов в цепочке.
Буква убежала
Цель: учиться определять, какие буквы входят в состав слова, формировать навык осмысленного чтения.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: картинки с изображением носа, дуба, рака, сыра; гласные буквы - А, О, У, И, Ы, Я, Е, Ё, Ю, Э (из разрезной азбуки или магнитные).
Под картинкой, на которой нарисован РАК, выложите первую и последнюю букву слова (Р и К), оставьте между ними промежуток. Спросите ребенка, все ли буквы слова на месте. Ребенку нужно догадаться, какую букву вставить в слово. Помогите ребенку выполнить задание: вместе с ним протяжно произнесите слово РАК (РААААААК), предложите пробовать вставлять разные буквы и читать образовавшиеся слова. Посмейтесь вместе с ребенком над чудными словами: РИК, РЕК, РУК, РЯК и т. д. Похвалите ребенка, когда он, вставив букву А, скажет, что выполнил задание, и прочтет отгадку.
Аналогично подберите пропущенные буквы к словам ДУБ, НОС, СЫР.
Если ребенок ошибется при выполнении задания, не спешите исправлять его, а произнесите получившееся слово, возможно, так малыш быстрее поймет свою ошибку и исправит ее сам.
Чтобы ребенку не наскучило играть в эту игру, за одно занятие используйте не более 5 слов. Слова, которые ребенок с трудом восстановил, вы можете загадать ему снова еще раз.
Используйте слова из данного списка: МАК, ЛАК, ШАР, НОС, СОМ, СОК, РОТ, ДОМ, СУП, ЛУК, СУК, ПУП, ЖУК, КУБ, ДЫМ, СЫН, БЫК, РИС, ЛИС, ЛЕС, МЕЛ, МЕЧ, ФЕН, ДЕД, МЁД, ЛЁД, ЛЮК, МЯЧ.
Вариант:
Загадайте слово без картинки: выложите первую и последнюю буквы, предложите ребенку угадать, какое слово вы задумали. Перебирая гласные буквы, ребенок найдет отгадку и прочитает ее.
|