Главная страница

Психическое развитие ребенка шестого года жизни


Скачать 0.67 Mb.
Название Психическое развитие ребенка шестого года жизни
страница 5/5
Дата 25.03.2016
Размер 0.67 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5

Путаница

Цель: учиться составлять и читать слова, учиться определять наличие и порядок букв в слове, формировать навык осмысленного чтения слов.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: буквы из разрезной азбуки или магнитные.
Как играть?
Скажите ребенку, что вы загадали 2 слова. Например, 2 названия животных жарких стран. Выложите на столе буквы О, Л, Ж, Р, Н, А, Ф, С, И. Попросите ребенка угадать, что это за животные и сложить из букв их названия (ЖИРАФ, СЛОН).
В следующий раз загадайте 2 животных севера (О, Р, Н, Е, Ж, М, Ь, О, Л - МОРЖ, ОЛЕНЬ) или 2 птицы (О, О, О, И, А, Р, К, Т, С, С - АИСТ, СОРОКА), например.
Загадывайте слова на любые темы. Не забывайте говорить вашему ребенку о теме загадки, это поможет ему выбирать варианты ответов. Когда ребенок научится довольно быстро составлять слова из букв, попробуйте не называть тему загадки.

Кроссвордики

Цель: учиться определять, какие буквы входят в состав слова, формировать навык осмысленного чтения слов, пополнять словарный запас.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: бумага, простой карандаш, линейка, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Расчертите лист бумаги на клетки. По горизонтали и вертикали впишите в клетки слова, относящиеся к одной общей теме (дом, город, школа, игрушки, сказки и т. п.). Используйте возможность пересечения слов, как в обычном кроссворде. Оставшиеся пустые клетки заполните любыми буквами. Всю эту подготовительную работу сделайте без участия ребенка.





Покажите ребенку готовый "кроссвордик", объявите его тему (например, "Обитатели моря") и предложите найти в нем слова по этой теме. Помогайте ребенку в случае затруднения: называйте характерные признаки какого-либо загаданного предмета, существа или явления. Например: "Здесь спрятано название обитателя моря, у которого много щупалец".
Найденные слова можно закрашивать карандашами или фломастерами разного цвета.
Подобные кроссвордики вы можете составлять на любую тему. Ребенку всегда будет интересно вернуться к этому виду игры со словами. Такое занятие способствует развитию кругозора ребенка, формированию усидчивости и сосредоточенности.

Прочитай и нарисуй

Цель: учиться читать слова, учиться понимать прочитанное, развивать воображение.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: альбом для рисования, цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь, восковые мелки.
Как играть?
Эта игра не требует специальной подготовки. Просто напишите на альбомном листе то, что должен на нем нарисовать ребенок. Желательно, чтобы эти слова объединялись общим сюжетом. Например: РЕЧКА, РЫБКА, МОСТИК, ТРОПИНКА, ГНОМ, ЕЛКА, ГРИБ, СОЛНЦЕ, ОБЛАКО. Попросите ребенка прочитать слова, догадаться, какую картинку вы описывали, и нарисовать ее так, чтобы на ней были все перечисленные предметы. Обязательно похвалите ребенка за старание.

Ребусы из картинок

Цель: учиться определять первую и последнюю букву в словах, учиться составлять слова из букв, учиться понимать прочитанное.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: буквы (из разрезной азбуки или магнитные), предметные картинки (из настольных игр).
Как играть?
Загадайте слово из 4-6 букв. Например КРАСКИ. Подберите предметные картинки, названия которых начинаются на буквы этого слова (конфета, речка, абрикос, самолет, корабль, индюк). Выложите на столе перед ребенком картинки по порядку следования букв в загаданном слове (Конфета, Речка, Абрикос, Самолет, Корабль, Индюк). Пусть ребенок называет слова, определяет их первый звук, находит соответствующие буквы и выкладывает их под картинками. Предложите ему прочитать все буквы по порядку - получится слово-отгадка.


Веселая зарядка

Цель: формировать навык осмысленного чтения слов, учиться запоминать прочитанное.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Напишите на отдельных карточках слова: ВВЕРХ, ВНИЗ, ВПЕРЕД, НАЗАД, В СТОРОНЫ. Предложите ребенку сделать веселую зарядку. Встаньте напротив ребенка и показывайте карточки с командами в произвольном порядке, пусть ребенок читает слова и выполняет команды руками - поднимет руки вверх, разведет руки в стороны, опустит руки вниз, спрячет руки назад, выставит руки вперед. Сначала предлагайте выполнять по одной команде, затем показывайте 2-4 карточки подряд и только после этого разрешайте ребенку выполнять команды, вспоминая их порядок.
В следующей игре используйте другие слова-команды: ПОБЕГАТЬ, ПОТЯНУТЬСЯ, НАГНУТЬСЯ, ПОВЕРНУТЬСЯ, ПРИСЕСТЬ, ХЛОПНУТЬ, ТОПНУТЬ, ПРЫГНУТЬ. Постепенно увеличивайте количество команд в одном задании до 5-7. Повторяйте одну и ту же команду несколько раз подряд или поочередно с другими командами.
Чтобы играть было веселее, добавляйте команды-задания на произнесение разных звуков. Например: КУКАРЕКАТЬ, МЫЧАТЬ, КВАКАТЬ, ЛАЯТЬ, МЯУКАТЬ. Можете также добавлять команды-слова, которые сообщают, на какой предмет надо стать ребенку похожим. Используйте такие надписи: ПАРОВОЗ, ЮЛА, РОБОТ, ЧАЙНИК, ЗОНТИК, БАБОЧКА, КЕНГУРУ и т. д.


Наоборот

Цель: учиться осмысленному чтению слов, пополнять словарный запас, учиться находить противоположные слова.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: белый или цветной картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Как играть?
На листах картона одинакового размера напишите пары слов: ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ, ШИРОКИЙ - УЗКИЙ, ВЫСОКИЙ - НИЗКИЙ, ТОЛСТЫЙ - ТОНКИЙ, ГЛУБОКИЙ - МЕЛКИЙ, ТЯЖЕЛЫЙ - ЛЕГКИЙ, ДАЛЁКИЙ - БЛИЗКИЙ. Карточки разрежьте пополам так, чтобы на каждой половинке оказалось по одному целому слову. Предложите ребенку прочитать слова и составить из них пары противоположных слов или "слов наоборот" (такое объяснение понятнее ребенку).
Вероятно, сначала ребенок будет путать слова: подбирать к слову ШИРОКИЙ, например, слово КОРОТКИЙ или ТОНКИЙ, а к слову ТОЛСТЫЙ слова УЗКИЙ или МЕЛКИЙ. Помогите ребенку разобраться в различиях между этими словами, можете использовать для объяснения соответствующие предметные картинки.
В следующий раз используйте другие пары слов, например: ГРОМКИЙ - ТИХИЙ, ДОБРЫЙ - ЗЛОЙ, ВЕСЁЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ, СТАРЫЙ - МОЛОДОЙ, ЧИСТЫЙ - ГРЯЗНЫЙ, ПОЛНЫЙ - ПУСТОЙ, МОКРЫЙ - СУХОЙ и т. п.
После небольшой тренировки в составлении пар слов из 2-3 групп можете перемешать все имеющиеся для этой игры карточки и дать ребенку задание составить все возможные пары противоположных слов.
Обратите внимание! Если вы хотите облегчить ребенку выполнение заданий, используйте для записи слов фломастеры нескольких цветов. Напишите одним и тем же цветом 2-3 пары слов, а для записи других пар поменяйте фломастер. Или используйте картон 2-3 цветов. А наиболее трудный вариант задания - когда все слова написаны одним цветом и на картоне одного и того же цвета.


Карусель

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться находить соответствия, пополнять словарный запас, развивать речь.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: белый или цветной картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Как играть?
Из белого картона вырежьте квадраты со стороной 5 см. Таких квадратиков приготовьте 4. Из цветного картона нарежьте полоски шириной 5 см и длиной примерно 15 см. Полосок должно получиться 16. На квадратиках напишите слова: ТЕЧЁТ, ПИШЕТ, ПОЁТ, ПРЫГАЕТ. На полосках напишите слова: ВРЕМЯ, РУЧЕЙ, ВОДА, РЕКА, КАРАНДАШ, ПИСАТЕЛЬ, МЕЛ, УЧЕНИК, ПЕВЕЦ, СОЛОВЕЙ, РЕБЕНОК, РАДИО, КУЗНЕЧИК, ЗАЯЦ, КЕНГУРУ, АКРОБАТ.
Разложите перед ребенком полоски со словами и предложите подобрать к каждому квадратику ("карусельке") подходящие по смыслу слова. Полоски соединяйте с гранями квадратов. Получатся подобия каруселей.
Вы можете вырезать серединки разной формы. В зависимости от количества сторон выбранной фигуры будет варьироваться и количество подбираемых слов. Так, если вы выберете для серединок треугольник, то для каждого слова-задания нужно будет подобрать 3 варианта ответа, если выберете пятиугольник или шестиугольник, вариантов ответов нужно будет продумать 5 или 6 соответственно.

Строим город

Цель: учиться составлять слова из слогов, учиться осмысленному чтению слов, учиться находить соответствия, развивать речь.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: белый или цветной картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Как играть?
Из разноцветного картона вырежьте прямоугольники размером 5х8 см. Это будут кирпичики для строительства домов в городе. Вырежьте и треугольники обязательно с одной стороной, равной 8 см, а с другой - равной 5 см. Это будут крыши домов. Кирпичиков должно быть больше, чем квадратиков.
На крышах-треугольниках напишите слоги - начала слов. Например, ВА, ПА, ТА, СА. А на кирпичиках-прямоугольниках окончания задуманных слов. Например: -ТА (получится ВАТА), -РЕНЬЕ (получится ВАРЕНЬЕ), -ЛЕЦ (ПАЛЕЦ), -РУС (ПАРУС), -НЕЦ (ТАНЕЦ), -ЗЫ (ТАЗЫ), -БУРЕТ (ТАБУРЕТ), -ДИК (САДИК), -НИ (САНИ), -МОЛЁТ (САМОЛЁТ), -ЛАТ (САЛАТ). Предложите ребенку разложить кирпичики под подходящую крышу так, чтобы из них получались слова. Посмотрите, какой дом получился самый высокий, самый низкий. Попросите прочитать все слова, которые "живут" в домике ВА, в домике ПА, в домике ТА, в домике СА.
Полезно подбирать для игры слова, первые слоги которых похожи по звучанию: ША и ЖА; ПО и БО; ВУ и ФУ; СИ и ЗИ; ДЕ и ТЕ; ГО и КО и т. д.


Про грибы

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться классифицировать предметы, пополнять словарный запас.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: картинка с изображением корзинки или настоящая корзинка, бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
На листочках бумаги напишите названия грибов: ЛИСИЧКА, ОПЁНОК, ПОДОСИНОВИК, ПОДБЕРЁЗОВИК, ГРУЗДЬ, СЫРОЕЖКА, МУХОМОР, ПОГАНКА. Отправьте малыша в "лес": дайте в руки корзинку, на полу разложите карточки с названиями грибов. Попросите собрать грибы - прочитать названия на карточках и выбрать только названия съедобных грибов.


Найди части целого

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться находить части целого, пополнять словарный запас, развивать мышление.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки - куртка, чайник, ботинок, шкаф, грузовик.
Как играть?
На листочках бумаги напишите названия частей предметов: РУКАВ, ВОРОТНИК, КАРМАН, ПУГОВИЦА, НОСИК, КРЫШКА, ДОНЫШКО, ПОДОШВА, КАБЛУК, ШНУРОК, ДВЕРЦА, ПОЛКА, ЯЩИК, КОЛЕСО, КУЗОВ, МОТОР. На столе разложите картинки с изображением куртки, ботинка, чайника, шкафа, грузовика. Попросите ребенка читать названия частей предметов на карточках и раскладывать их под/на соответствующую картинку.

Кто где живет?

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться классифицировать предметы, пополнять словарный запас.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: предметные картинки с изображениями животных (рыба, собака, пчела, лиса, медведь, ворона, белка), бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
На листах бумаги крупными яркими буквами напишите названия домиков животных: АКВАРИУМ, БУДКА, УЛЕЙ, НОРА, БЕРЛОГА, ГНЕЗДО, ДУПЛО. Попросите ребенка прочитать названия домиков и поселить в них животных - разложить предметные картинки к соответствующим словам.


Наряди елку

Цель: учиться читать слова, учиться понимать прочитанное, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: ватман или кусок обоев, циркуль, простой карандаш, цветная бумага или цветной картон, ножницы, клей, цветные карандаши или фломастеры, краски (гуашь или акварель), предметные картинки (из журналов, каталогов, настольных игр).
Как играть?
На листе ватмана нарисуйте елку, с помощью циркуля наметьте места, куда впоследствии будете вместе с ребенком "развешивать" игрушки. Из цветной бумаги вырежьте достаточное для украшения елки количество кругов такого же размера, как и нарисованные на елке. Это будут елочные шары. Можете поручить вырезание кругов ребенку. На каждый шар приклейте по одной картинке из тех, что найдете в журналах и каталогах. Старайтесь использовать картинки, подходящие для новогоднего праздника: снежинка, снеговик, домик, звездочка, свечка, шишка, рыбка и т. д. На ватмане в местах, предназначенных для шаров, напишите простым карандашом названия картинок с елочных шаров.
Предложите ребенку украсить елку новогодними шарами. Для этого ему нужно читать слова на елке и, найдя соответствующие шарики, приклеивать их на указанные места.
Затем вместе с ребенком раскрасьте елку красками, повесьте дождик и снежинки. Такая елка может послужить превосходным украшением вашего дома в новогодние праздники или стать подарком от вашего малыша кому-то из близких людей.


Профессии

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться находить соответствия, развивать мышление.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, сюжетные или предметные картинки с изображениями людей разных профессий (врач, почтальон, строитель, моряк, водитель, продавец, парикмахер, учитель, военный).
Как играть?
На листочках бумаги напишите слова: ГРАДУСНИК, ШПРИЦ, ПИСЬМО, КИРПИЧ, КАСКА, ШТУРВАЛ, ЯКОРЬ, РУЛЬ, КОЛЕСО, ВЕСЫ, КАССА, НОЖНИЦЫ, РАСЧЁСКА, МЕЛ, КНИГА, РУЖЬЁ, ПАЛАТКА.
Разложите перед ребенком картинки с изображениями людей разных профессий. Уточните, знает ли ребенок названия профессий и чем занимаются люди этих профессий. Дайте прочитать слова на карточках, предложите догадаться, к какой профессии относятся предметы, и разложить слова к соответствующим картинкам.


Городок

Цель: учиться осмысленному чтению слов, пополнять словарный запас.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Нарисуйте город с улицами и домами. Можете использовать вырезанные из журналов и газет изображения домов, дорог, транспорта, людей. Эту работу интересно делать вместе с ребенком. Развесьте на дома вывески: АПТЕКА, МАГАЗИН, УНИВЕРСАМ, ШКОЛА, БОЛЬНИЦА, ГОСТИНИЦА, ДЕТСКИЙ САД, ПАРИКМАХЕРСКАЯ, ТЕАТР, КИНОТЕАТР, КАФЕ, РЕСТОРАН.
Расскажите ребенку, что в город приехали гости из другой страны, которые не умеют читать по-русски. Попросите ребенка помочь иностранцам находить в городе места, где можно пообедать или переночевать, купить лекарства или продукты, посмотреть спектакль или фильм, подстричься или полечиться.


Раскрась картинку

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: раскраски, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Выберите одну картинку из готовых раскрасок. На частях изображения простым карандашом подпишите названия цветов, которыми нужно их раскрашивать. Дайте ребенку набор карандашей или фломастеров, пусть он читает и раскрашивает картинку соответственно вашему заданию.
Часто дети хитрят, выполняя такую работу: они не читают, каким цветом раскрашивать детали, а догадываются по картинке. Для того чтобы ребенку все же захотелось читать названия цветов, задавайте необычные способы раскрашивания обычных предметов. Например, тучу подпишите словом ОРАНЖЕВЫЙ, а листья на деревьях задайте раскрашивать СИНИМ. Или перепутайте цвета фруктов и подпишите: груша - СИНИЙ, апельсин - ЗЕЛЁНЫЙ, банан - КРАСНЫЙ. Как вариант, подпишите животных "неправильными" цветами: волк - РЫЖИЙ, белка - ЧЁРНЫЙ, заяц - ЗЕЛЁНЫЙ, лягушка - ЖЁЛТЫЙ.


Библиотека

Цель: учиться определять, какие буквы входят в состав слова, формировать навык осмысленного чтения.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: бумага, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Из обычной белой бумаги сделайте макеты книжек: сложите каждый лист пополам. На "книжках" подпишите цветными карандашами или фломастерами их названия, специально допуская "смешные" ошибки. Пусть у вас появятся "книжки" с такими названиями: "Кепка" ("Репка"), "Шурочка Ряба" ("Курочка Ряба"), "Гусли-лебеди" ("Гуси-лебеди"), "Полк и семеро козлят" ("Волк и семеро козлят"), "Киса и журавль" ("Лиса и журавль"), "Крот в сапогах" ("Кот в сапогах"), "Федорино море" ("Федорино горе"), "Шар-птица" ("Жар-птица"), "Серая лейка" ("Серая шейка"), "Гладкий утенок" ("Гадкий утенок"), "Маленький мак" ("Маленький Мук"), "Нежная королева" ("Снежная королева"), "Серебряное корытце" ("Серебряное копытце").
Расскажите ребенку, что у букв в библиотеке был праздник - они веселились, танцевали, угощались. А когда после праздника буквы вернулись в свои книжки, некоторые из них перепутали свои места. Теперь и в сказках тоже все может перепутаться. Попросите ребенка помочь - исправить ошибки в названиях книжек: зачеркнуть лишнюю букву или дописать недостающую, перечеркнуть неправильную букву и написать правильную.

Ребусы

Цель: учиться составлять и читать слова, учиться определять, какие буквы входят в состав слова, развивать мышление.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: бумага, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Основная подготовительная работа в этой игре - придумывание самого ребуса. Наиболее просто придумывать ребусы на слова, в состав которых входят сочетания букв, идентичные разным предлогам.
Легко нарисовать задания-ребусы с использованием предлога В: ВОДА (в букве О написать слог ДА), СОВА (слог СО написать в букве А), ДЕРЕВО (сочетание ДЕРЕ написать в букве О), ВЕТЕР (в букве Е написать ТЕР). Предложите ребенку отгадать эти ребусы, а затем самому составить ребусы к словам ВАТА (В - А - ТА), ВАЗА (В - А - ЗА), ВОЛК (В - О - ЛК), ВЕРА (В - Е - РА), ВОЛНА (В - О - ЛНА), ВЕСНА (В - Е - СНА), ВАГОН (В - А - ГОН), ВЕТКА (В - Е - ТКА), ТЫКВА (ТЫК - В - А).





Используйте для составления ребусов слова, в состав которых входит слог НА. Например, слово ПАНАМА изобразите таким образом: слог ПА напишите на слоге МА. Или написав слог КА на букве У, получим слово НАУКА. Пусть ребенок отгадает слово и подобным образом зашифрует слова ЗНАНИЕ (3 - НА - НИЕ), ФОНАРИ (ФО - НА - РИ), НАДЯ (НА - Д - Я), НАЧАЛО (НА - ЧА - ЛО), ПЕНАЛ (ПЕ - НА - Л), КАНАТ (КА - НА - Т), НАСОС (НА - С - ОС).



Составить ребусы можно так же к словам: ОСА (О "стоит" с буквой А), КИТ (буква К и буква Т "вместе"), УРА (у буквы Р "стоит" буква А), ЗАЯЦ (за буквой Я "спряталась" буква Ц), ЛУК (буква Л "стоит" у буквы К), ЖУК (буква Ж "стоит" у буквы К).

Расскажите ребенку, что ребус - это тайное письмо. Его может написать и прочесть только тот, кто знает секретные правила. Разгадывая ребусы, нужно называть то, что видишь на картинке, но нельзя забывать и о маленьких словечках - В, ОТ, НА, ПО, ПОД, С, ИЗ.

Помогайте ребенку подобрать правильные предлоги к ребусам, осмысливать сочетания букв и предлогов. Например: при отгадывании ребуса со словом ВОДА спросите ребенка, где написано ДА, затем ребенок будет обдумывать несколько вариантов сочетаний букв - ДА-В-0 и В-О-ДА.

Отгадывание и составление ребусов дает ребенку возможность насладиться забавными сюрпризами родного языка.

Лесенка

Цель: учиться определять количество букв в словах,учиться определять порядок букв в словах, учиться подбирать слова с заданным количеством букв.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: бумага, линейка, простой карандаш, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
На бумаге с помощью простого карандаша и линейки начертите лесенку со ступеньками в 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 клеточек. Ступеньки расположите с правой стороны. Вырежьте лесенку.
В первой левой клетке каждой ступеньки напишите одну и ту же букву, например, Т. Предложите ребенку придумать слова, начинающиеся на букву Т, состоящие из 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 букв, и вписать их в соответствующие клетки. Например: ТОК, ТОРТ, ТУФЛИ, ТАЛАНТ, ТАПОЧКИ, ТЕЛЕФОНЫ, ТЕЛЕВИЗОР.





Для следующего упражнения сделайте похожую лесенку. Одну и ту же букву впишите в крайние правые клетки. Например, впишите букву К. Варианты слов для этой лесенки: ЛУК или СОК; ПАРК или МРАК; МЯЧИК или НОЖИК; КРОЛИК или ПРЯНИК; ГУСЁНОК или ТЕЛЁНОК.
Можно вписывать букву и в середину каждой ступеньки. Тогда клеточек в ступеньках должно быть 3, 5, 7, 9. Например, впишите букву С, подходящие с этом случае слова: ОСА, СОСКА, ПРОСЕКА.
Чтобы помочь ребенку подобрать слова к лесенкам, можете использовать картинки с изображениями предметов.


Транспорт

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться определять порядок букв в словах, учиться составлять слова из букв, развивать внимание.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: цветной или белый картон, цветные карандаши или фломастеры, буквы (из разрезной азбуки или магнитные).
Как играть?
На листах картона крупными яркими буквами напишите названия видов транспорта, переставив буквы местами. Например: МАЛСЁТО (САМОЛЁТ), ВОПАЗОР (ПАРОВОЗ), СТОВУБА (АВТОБУС), РАКЛЬБО (КОРАБЛЬ), СИЛОВЕДЕП (ВЕЛОСИПЕД). Попросите ребенка прочитать "странные" слова и отгадать, какой вид транспорта здесь зашифрован. Затем из букв разрезной азбуки (или магнитных) сложить слово-отгадку.

Марсианские слова

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать мышление, развивать воображение.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки с изображением кастрюли, карандаша, крокодила, колокольчика, козы, иголки.
Как играть?
На отдельных карточках из бумаги напишите "марсианские слова": МЕМЕЗЁЛ, РИСОВАРЬ, УКОЛКА, ЗУБОХВАТ, ВАРЮЛЯ, ДИЛИБОМЧИК.
Расскажите ребенку, что к нам на планету прилетели инопланетяне с Марса. Когда они увидели некоторые предметы и живых существ на Земле, они дали им свои названия. Пусть ребенок читает слова на карточках и угадывает, что они обозначают. Для облегчения выполнения задания вы можете разложить перед ребенком предметные картинки - отгадки, предложить выбрать, к какой картинке подойдет каждое слово.
Несомненно, вашему ребенку понравится эта веселая игра. Ему и самому захочется придумывать марсианские слова. Дайте ему карандаши и бумагу, предложите записать все, что он придумает. А потом вы отгадаете новые загадки. Если вы будете помогать ребенку в составлении загадок или их записи, то отгадывать их могут другие члены вашей семьи или друзья ребенка.


Мячики

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться находить логические связи между словами, развивать мышление.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Из картона 2 цветов (красный и желтый, например) вырежьте круги одинакового размера. Каждый из кругов разрежьте пополам. Соедините одну половинку красного цвета и одну половинку желтого цвета - получились мячики! На каждой половинке мячиков напишите слова. Предлагайте ребенку подбирать слова по смыслу и составлять разноцветные мячи.
Сначала для одновременного составления давайте детали двух мячиков. Для этого уровня игры подойдут пары слов: КАША - ЛОЖКА, МАКАРОНЫ - ВИЛКА; ЧАШКА - КОМПОТ, ТАРЕЛКА - СУП; КАПУСТА - ОГОРОД, МАЛИНА - САД; БОТИНКИ - ШНУРКИ, САПОГИ - МОЛНИЯ; ПТИЦА - НЕБО, РЫБА -РЕКА и т. п.
Позднее для составления предлагайте по 3 пары слов, например: ШАПКА - ГОЛОВА, ПЕРЧАТКИ - РУКИ, НОСКИ - НОГИ; ВРАЧ - БОЛЬНИЦА, УЧИТЕЛЬ - ШКОЛА, ПРОДАВЕЦ - МАГАЗИН; РЫБА - ЧЕШУЯ, ПТИЦА - ПЕРЬЯ, ЗВЕРЬ - ШЕРСТЬ; ЧЕЛОВЕК - РУКИ, ПТИЦА - КРЫЛЬЯ, ДЕРЕВО -ВЕТКИ и т. д.
При успешном выполнении предыдущих заданий можете переходить к составлению 4 пар слов: ТАРЕЛКА - КРУГ, ЛИСТ - ОВАЛ, ТЕЛЕВИЗОР - КВАДРАТ, КОНВЕРТ - ПРЯМОУГОЛЬНИК или КОШКА - РЫБКА, ЛОШАДЬ - СЕНО, СОБАКА - КОСТОЧКА, КУРИЦА - ЗЕРНО и т. п.
Для каждого уровня задания выбирайте свое сочетание цветов мячиков.
В процессе выполнения задания ребенку нужно находить логические связи между разными словами (предметами), поэтому игра очень полезна не только для развития навыка чтения, но и для развития мышления.
Составить такие задания вы можете на любую тему, в настоящее время интересующую вашего ребенка.


Рифмочки

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать умение различать звуки и их сочетания на слух.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Из любых детских стихов выберите 4-5 пар рифм. Например: ОПУШКА - ИЗБУШКА, ДРОВА - ТРАВА, КНИЖКИ - МАРТЫШКИ, ЦВЕТОК - ВАСИЛЁК, ПТИЧКА - СИНИЧКА, ЁЛОЧКА - ИГОЛОЧКА, ДОМИК - ГНОМИК, ЗАЙЧАТКИ - ПЕРЧАТКИ. Запишите рифмующиеся слова на карточки по одному. Предложите ребенку прочитать слова и составить их в пары так, чтобы получились рифмы - "маленькие стишки".
Для нового задания к этой игре придумайте сами новые рифмы или воспользуйтесь рифмующимися словами из детских стихов.


Что лишнее?

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учить классифицировать предметы, развивать мышление.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, фишки (пуговицы/магнитики/ геометрические фигурки).
Как играть?
На карточках из бумаги или картона напишите в столбик по 4 слова, составляющие вместе задание "Что лишнее?". Предлагайте ребенку читать слова на каждой карточке, находить лишнее слово и закрывать его фишкой. Просите объяснять, почему выбрано именно это слово. Лишнее слово можно и зачеркивать, но в этом случае каждое задание будет выполнено только один раз, а часто дети хотят повторить игру.
Используйте для игры группы слов из данного списка:

КАПУСТА, РЕПКА, ГРУША, СВЕКЛА,
ЯБЛОКО, МОРКОВЬ, БАНАН, КИВИ,
ШУБА, КУРТКА, БРЮКИ, САПОГИ,
ТАПКИ, ШОРТЫ, САНДАЛИИ, ТУФЛИ,
ИРА, НАТАША, СВЕТА, КОЛЯ,
ОЛЯ, СЕРЕЖА, ВАЛЕРА, ОЛЕГ,
МАМА, СОСЕДКА, БРАТ, СЫН,
КАСТРЮЛЯ, ТАРЕЛКА, ШАПКА, ЧАШКА,
СТОЛ, БЛЮДЦЕ, СТУЛ, ШКАФ,
ТЕЛЕВИЗОР, ФЕН, КРЕСЛО, МИКСЕР,
МОЛОТОК, ТОПОР, ПИЛА, ВИЛКА,
КОРАБЛЬ, МАШИНА, КАТЕР, ЛОДКА,
СОБАКА, ЛИСА, ВОЛК, ЗАЯЦ,
КОШКА, ЛОШАДЬ, КОРОВА, БЕЛКА,
ЖИРАФ, ПИНГВИН, СЛОН, ЗЕБРА,
СОВА, ВОРОБЕЙ, ПЧЕЛА, СОРОКА,
БАБОЧКА, ЛАСТОЧКА, СТРЕКОЗА, ШМЕЛЬ,
БЕРЕЗА, КЛЕН, РЯБИНА, РОМАШКА,
РОЗА, ПИОН, ХРИЗАНТЕМА, ПОДСНЕЖНИК,
МУХОМОР, ЛИСИЧКА, СЫРОЕЖКА, ГРУЗДЬ.
1   2   3   4   5