|
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее
РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ
для детей 5-6 лет
Серия I – Исследование сенсомоторного уровня речи
Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.
Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение.
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
ба-па па- ба
|
|
|
ма- на на-ма
|
|
|
Та-да да-та
|
|
|
са-ша ша-са
|
|
|
Кот – год год-кот
|
|
|
|
Всего:
|
|
2. Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
|
1. губы в улыбке
|
|
|
2. язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт
|
|
|
3. язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт
|
|
|
4. «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому
|
|
|
5. чередование движений губ: «улыбка»-«трубочка»
|
|
|
|
Всего:
|
|
Исследование звукопроизношения
Оборудование: предметные картинки
Инструкция: повторяй за мной слова:
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. сад – коляска - глобус
|
|
|
2. василек – такси- лось
|
|
|
3. замок - Незнайка
|
|
|
4. земляника- обезьяна
|
|
|
5. цапля – кольцо- индеец
|
|
|
6. шашки- ошейник - карандаш
|
|
|
7. жаба- жук - лыжи
|
|
|
8. щука – щенок- плащ
|
|
|
9. чайник – печенье - мяч
|
|
|
10. рак – марки - мухомор
|
|
|
11. река – пряники - фонарь
|
|
|
12. лампа – волк - стол
|
|
|
13. лимон- плита - соль
|
|
|
14. лейка - яблоки – ёж - крылья
|
|
|
15. куртка – скрипка - шкаф
|
|
|
16. грабли – грелка - виноград
|
|
|
17. хлеб – сухарь - петух
|
|
|
18. другие звуки
|
Всего:
|
|
4. исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
Инструкция: повторяй за мной слова (слова предъявляются до первого воспроизведения):
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. свисток
|
|
|
2. велосипед
|
|
|
3. бабочка
|
|
|
4. скатерть
|
|
|
5. аквариум
|
|
|
|
Всего:
|
|
Всего за I серию: _______________
Серия II – Исследование активного словаря
Состояние предикативного словаря.
а) подбор глаголов к существительным
Оборудование: предметные картинки
Инструкция: внимательно послушай вопрос и постарайся на него ответить
Инструкция: «Что делают карандашом?» и т.д.; «Что делает (Как передвигается) рыба?» и т.д.
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. Что делают ножом?
|
|
|
2. Что делают иголкой?
|
|
|
3. Что делает лягушка?
|
|
|
4. Что делает черепаха?
|
|
|
|
Всего:
|
|
б) подбор антонимов к словам – действиям
Инструкция: скажи наоборот
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. встает
|
|
|
2. улетает
|
|
|
3. поднимается
|
|
|
|
Всего:
|
|
в) называние слов, отличающихся семантической близостью
Оборудование: картинный материал
Инструкция: скажи, что делают? Посмотри на картинки и скажи, что делает?
Предъявление картинного материала
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. печет
|
|
|
2. варит
|
|
|
3. жарит
|
|
|
|
Всего:
|
|
Состояние номинативного словаря.
а) называние предметов по картинкам
Оборудование: предметные картинки
Инструкция: назови картинки
Предъявление картинного материала
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. кастрюля
|
|
|
2. лестница
|
|
|
3. поезд
|
|
|
4. повар
|
|
|
|
Всего:
|
|
б) подбор обобщающих слов
Оборудование: предметные картинки
Инструкция: назови предметы одним словом.
Предъявление картинного материала
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. корова, овца, лошадь;
|
|
|
2. аист, ласточка, журавль;
|
|
|
3. стол, диван, шкаф;
|
|
|
4. трамвай. мотоцикл, троллейбус.
|
|
|
|
Всего:
|
|
в) называние частей предметов
Оборудование: предметные картинки с изображением стула, ботинка, часов
Инструкция: назови части предмета
Предъявление картинного материала
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
Части чайника:
|
|
|
донышко
|
|
|
ручка
|
|
|
носик
|
|
|
крышка
|
|
|
|
Всего:
|
|
Состояние атрибутивного словаря.
а) называние основных и оттеночных цветов
Оборудование: предметные картинки
Инструкция: назови, какой цвет
Предъявление картинного материала
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. зеленый
|
|
|
2. голубой
|
|
|
3. синий
|
|
|
4. оранжевый
|
|
|
|
Всего:
|
|
б) подбор прилагательных к существительным
Оборудование: предметные картинки
Инструкция: какой (-ое. –ие) на вкус?
Предъявление картинного материала
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1.Какой на вкус?
|
|
|
лимон
|
|
|
сахар
|
|
|
лук
|
|
|
2.Подбери признак к предмету:
|
|
|
лимон
|
|
|
кукла
|
|
|
море
|
|
|
|
Всего:
|
|
в) подбор антонимов к прилагательным
Оборудование: предметные картинки
Инструкция: скажи наоборот
Предъявление картинного материала
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. быстрый
|
|
|
2. молодой
|
|
|
3. сухой
|
|
|
|
Всего:
|
|
Всего за II серию: _______________
Серия III – Исследование навыков словообразования
Называние детенышей животных.
Инструкция: назови детенышей животных
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. у лисы
|
|
|
2. у зайца
|
|
|
3. у курицы
|
|
|
4. у медведя
|
|
|
5. у собаки
|
|
|
|
Всего:
|
|
Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.
Инструкция: назови ласково.
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. окно
|
|
|
2. книга
|
|
|
3. стол
|
|
|
4. ковер
|
|
|
5. сумка
|
|
|
|
Всего:
|
|
Образование прилагательных от существительных.
а) относительных
Инструкция: пирог с яблоками - яблочный.
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. сок из яблок -
|
|
|
2. шуба из меха -
|
|
|
3. колесо из резины -
|
|
|
4. лист дуба -
|
|
|
5. одеяло из шерсти -
|
|
|
|
Всего:
|
|
б) качественных
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если...
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. холодно -
|
|
|
2. тепло -
|
|
|
3. солнце -
|
|
|
4. мороз -
|
|
|
5. дождь -
|
|
|
|
Всего:
|
|
в) притяжательных
Инструкция: хвост льва – львиный, а хвост …
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. хвост лисы -
|
|
|
2. хвост кошки -
|
|
|
3. хвост собаки -
|
|
|
4. хвост волка -
|
|
|
5. хвост павлина -
|
|
|
|
Всего:
|
|
Всего за III серию: _______________
Серия IV – Исследование навыков словоизменения
Повторение предложений.
Инструкция: послушай предложение и попробуй повторит его как можно точнее.
Предложение читается до первого воспроизведения (1 – 2 раза)
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. Птичка свила гнездо.
|
|
|
2. Малина сладкая.
|
|
|
3. Лиса бежит по лесу.
|
|
|
4. Мальчик рисует красками.
|
|
|
5. Корабль плывет по морю.
|
|
|
|
Всего:
|
|
Верификация предложений.
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. Мальчики слепили снеговик.
|
|
|
2. Кошка бежит за мышка.
|
|
|
3. Лиса бегут по лесу.
|
|
|
4. Пчелка кружится над цветок.
|
|
|
5. Собака вышла в будку.
|
|
|
|
Всего:
|
|
Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.
Слова предъявляются до первого ответа.
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. Игрушка, мама, купить.
|
|
|
2. Заяц, бежать, по, лес.
|
|
|
3. Рыба, плавать, в, река.
|
|
|
4. Врач, лечить, больной.
|
|
|
5. Машина, стоять, в , гараж.
|
|
|
|
Всего:
|
|
Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Баллы
|
1. Крот живет …норе.
|
|
|
2. Дима гуляет … собакой.
|
|
|
3. Грибы выросли … березой.
|
|
|
4. Машина выехала … гаража.
|
|
|
5. Ваза стоит … столе.
|
|
|
|
Всего:
|
|
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция: один – дом, а если их много, то это дома.
Инструкция: один – дом, а много чего? – Домов.
Предъявление
|
Воспроизведение
|
Им. падеж, мн ч.
|
Баллы
|
Род. падеж, мн ч.
|
Баллы
|
1. стол
|
|
|
|
|
2. стул -
|
|
|
|
|
3. ведро -
|
|
|
|
|
4. глаз-
|
|
|
|
|
5. дерево -
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего:
|
|
Всего за IV серию: _______________
Серия V – Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (2-3 картинки)
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и расскажи, что было сначала, что потом и чем всё закончилось. Не забудь придумать название рассказа.
2. пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
ЛОДОЧКА.
Пришла весна. Потекла вода . Дети взяли дощечки. Сделали лодочку. Пустили лодочку по воде. Лодочка плыла. А дети бежали за нею, кричали. Ничего впереди себя не видели и в лужу упали.
СОБАКА.
Собака шла по дощечке через речку. В зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет. Она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а свое волною унесло осталась собака ни при чем.
УМНАЯ ГАЛКА.
Хотела галка пить. Увидела кувшин с водой. А вода в нем на самом дне. Галка скакала, скакала – все без толку. Никак не смогла галка достать воду. Стала галка кидать камешки в кувшин. Кидала, кидала, и накидала столько, что вода поднялась и галка смогла напиться. Вот какая умная галка!.
Всего за IV серию: _______________
Ку Страница 37
|
|
|