|
Протокол №1 от 30. 08. 2013г. Пояснительная записка
Утверждаю
Заведующий МДОУ «Детский
сад комбинированного вида № 230»
______________/Л.Е.Капишникова/
______________________ 2013г.
Перспективный план работы кружка
«Веселые пальчики» на 2013 – 20014 учебный год
Руководитель
Сундукова Т.А.
Принят на педсовете №1
протокол №1
от 30.08.2013г.
Пояснительная записка
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности. На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети учатся, не боятся, а это немало важный фактор. Учить таких детей нужно начиная с простейших предметов постепенно по мере приобретения навыков и опыта. Переходя к рисованию более сложных предметов.
Цель
развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путём экспериментирования с различными материалами, в нетрадиционной художественной технике.
Задачи
Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
Сформировать у детей технические навыки рисования.
Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Развивать у детей усидчивость, старательность в работе.
Формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
М-ц
|
№ п/п
|
Тема
|
Способ изображения
|
Программное содержание
|
Оборудование
|
Литература
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
сентябрь
|
1
|
«Солнце согревает травку»
|
Техника «по воску». Проведём голубой, розовой, жёлтой краской по верхней части листа, а зелёную краску «пустим» по нижней его части
|
Учить детей тонировать рисунок акварелью.
|
Листы с восковыми линиями заранее готовятся педагогом.
Аквар. краски, кисти, баночки с водой, салфетки; иллюстрации.
|
С. Вдовиченко «Дети светлой краской красят мир».
|
2
|
«Светит солнышко в окошко»
|
Промазать круг для солнышка из рельефной ткани жёлтой гуашью и приложить прокрашенной стороной к тонированному листу. Лучи дорисовать прямыми или волнистыми линиями тонкой кистью.
|
Знакомить детей с техникой печати, различать и называть цвета и формы; развивать умение располагать изображение на листе.
|
Тонированные листы бледно-голубого цвета, круг из рельефной ткани, жёлтая гуашь, широкая кисть для печати и тонкая для рисования, кисти, баночки с водой, салфетки.
|
Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности».
|
3
|
«Колобок катится по дорожке»
|
Колобок, солнышко – печать поролоновая, доработка кистью.
|
Знакомить детей с техникой печати, различать и называть цвета и формы; развивать умение располагать изображение на листе.
|
Тонированные листы зелёного цвета, гуашь, кисти, печать поролоновая.
|
С. Вдовиченко «Дети светлой краской красят мир».
|
4
|
«Листья на дереве»
|
Рисование листьев пальчиком, дерево кистью.
|
Учить рисовать дерево красками, знакомить с «пальчиковым рисованием»
|
Гуашь, баночки с водой, кисти, салфетки.
|
С. Вдовиченко «Дети светлой краской красят мир».
|
октябрь
|
5
|
«Осенняя веточка»
|
С помощью растительных элементов.
|
Учить рисовать веточки, упражнять в технике печати с помощью растительных элементов, воспитывать аккуратность.
|
Гуашь разных цветов, восковые мелки, листья для печати.
|
Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности».
|
6
|
«Рябинка»
|
Рисование пальчиками.
|
Учить рисовать на ветке ягоды (пальчиками) и листики (примакиванием). Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
|
Квадратный лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь, кисти, салфетки, ветка рябины.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
7
|
«Мы рисуем, что хотим»
|
Разные.
|
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках.
|
Все имеющиеся в наличии.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
8
|
«Ёжик»
|
Оттиск смятой бумагой.
|
Совершенствовать умение в художественных техниках печатания. Развивать цветовосприятие.
|
Штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага, смятая бумага, кисти для дорабатывания рисунка.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
ноябрь
|
9
|
«Ковёр из осенних листьев»
|
Печатание листьями.
|
Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях.
|
Листы А4, опавшие листья, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
10
|
«Тучка и дождик»
|
Рисование с использованием рельефной ткани.
|
Развивать умение правильно располагать изображение на листе, расширять и развивать изобразительные навыки, упражнять в технике печати с использованием рельефной ткани.
|
Тонированные листы бумаги, силуэт тучки из рельефной ткани, широкая кисть для печати и средняя для рисования, кисти, баночки с водой, салфетки, гуашь.
|
Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности».
|
11
|
«Нарисуй, что хочешь про осень»
|
Различные.
|
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.
|
Все имеющиеся в наличии.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
12
|
«Домик для зайчика»
|
Оттиск пенопластом, рисование пальчиками.
|
Совершенствовать умение в художественных техниках печатания. Развивать цветовосприятие.
|
Пенопласт, гуашь кисти, образцы по теме.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
декабрь
|
13
|
«Арбуз для медвежонка»
|
Рисование по мокрой бумаге.
|
Развивать изобразительные умения и навыки у детей, знакомить с работой по мокрому листу гуашью, развивать зрительно-двигательную координацию, моторику рук.
|
Плотные белые листы, кисть, ёмкости с водой, салфетка, гуашь.
|
Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности».
|
14
|
«Мы рисуем, что хотим»
|
Различные.
|
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.
|
Все имеющиеся в наличии.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
15
|
«Ёлочки в лесу»
|
Техника «по воску».
|
Учить детей тонировать рисунок акварелью.
|
Листы с восковыми линиями заранее готовятся педагогом.
Акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки; иллюстрации.
|
С. Вдовиченко «Дети светлой краской красят мир».
|
16
|
«В лесу родилась ёлочка»
|
Рисование пальчиком.
|
Развивать изобразительные умения и навыки у детей, развивать умение располагать изображение на листе.
|
Плотные белые листы, кисть, ёмкости с водой, салфетка, гуашь.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
январь
|
17
|
«Ёлочка нарядная на праздник к нам пришла»
|
Метод тычка полусухой кистью.
|
Познакомить детей со способом рисования тычком жёсткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру. Развивать эстетическое восприятие, расширять знания о праздниках.
|
Альбомный лист с нарисованным силуэтом ёлочки, гуашь, кисти, оборудование для рисования.
|
К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».
|
18
|
«Зима в лесу»
|
Разные.
|
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках.
|
Все имеющиеся в наличии.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
19
|
«Снег идёт»
|
Свеча + акварель
|
Учить работать свечой и акварелью, красиво располагать изображение на листе.
|
Свеча, плотная бумага, акварель, кисти, салфетки, ёмкости с водой.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
20
|
«Весёлый снеговичок»
|
Тычок жёсткой кистью.
|
Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.
|
Тонированные тёмной краской листы, гуашь белая, маркеры чёрный и красный, жёсткая кисть.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
февраль
|
21
|
«Нарисуй подружку снеговику» (коллективная работа)
|
Тычок жёсткой кистью.
|
Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Развивать чувство композиции, навыки коллективной работы.
|
Тонированный тёмной краской ватман, гуашь белая, маркеры чёрный и красный, жёсткая кисть.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
22
|
«Избушка для Бабы Яги»
|
Рисование ватным тампоном (снег), ёлочки – свечой.
|
Продолжать знакомить с техникой рисования свечой, ватным тампоном. Развивать чувство композиции, аккуратность.
|
Листы А3, свечи, ватные тампоны, гуашь, оборудование для рисования.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
23
|
«Зашумела, разгулялась в поле непогода»
|
Рисование свечой.
|
Продолжать учить рисовать свечой. Аккуратно закрашивать лист жидкой краской.
|
Свеча, чернила или тушь синего цвета, листы плотной бумаги.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
24
|
«Паутинка»
|
Печать поролоновая.
|
Упражнять детей в использовании техники печати, различать и называть цвета и формы; развивать умение располагать изображение на листе.
|
Тонированные листы зелёного цвета, гуашь, кисти, печать поролоновая.
|
С. Вдовиченко «Дети светлой краской красят мир».
|
март
|
25
|
«Нарисуй и укрась вазу для цветов»
|
«Знакомая форма – новый образ»; оттиск печатками.
|
Совершенствовать умения детей в данных техниках. Развивать воображение, чувство композиции, ритма.
|
Тонированный лист, гуашь, печатки, предметы для обведения, эскизы, иллюстрации.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
26
|
«Цветы для мамы»
|
Печать поролоном, пальчиками.
|
Совершенствовать умения детей в данных техниках. Развивать воображение, чувство композиции.
|
Тонированный лист, гуашь, печатки.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
27
|
«Рыбки»
|
Рисование ладошкой.
|
Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (жёлтую, красную, оранжевую) кисть прямо на ладошке.
|
Ватманский лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники»; Н.А.Алексеевская «Карандашик озорной».
|
28
|
«Выставка рыжих котов»
|
Тычок жёсткой кистью.
|
Закреплять умение детей рисовать методом тычка; расширять знания о домашних животных, прививать любовь к ним.
|
Альбомный лист с карандашным контуром кошек, цветные карандаши, жёсткая кисточка, «рыжая» гуашь, остальные принадлежности для рисования.
|
К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».
|
апрель
|
29
|
«Гусь»
|
Тычок жёсткой кистью.
|
Продолжать учить детей рисовать птиц способом тычка. Закреплять умение детей рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания детей о птицах (домашних).
|
Лист зелёного цвета с карандашным контуром гуся, гуашь, две кисточки, оборудование для рисования. Образец гуся, нарисованного тычками.
|
К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».
|
30
|
«Поможем зайцу найти друзей»
|
Тычок жёсткой кистью.
|
Продолжать учить детей рисовать способом тычка жёсткой кистью по контуру, закреплять умение рисовать кончиком мягкой кисти мелкие детали рисунка; прививать любовь к стихам.
|
Лист голубой бумаги с карандашным контуром зайца, гуашь, кисти (жёсткая и мягкая), остальные принадлежности для рисования, образцы.
|
К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».
|
31
|
«Расцвели одуванчики»
|
Тычок жёсткой кистью.
|
Учить рисовать способом тычка по контуру цветы одуванчики, закреплять умение детей закрашивать листья кончиком кисточки; расширять знания детей о первых весенних цветах. Обогащать словарный запас детей, прививать интерес детей к поэзии.
|
Альбомный лист с нарисованными контурами одуванчиков, гуашь, две кисточки, остальные принадлежности для рисования, образцы нарисованных одуванчиков, живые цветы или иллюстрации.
|
К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».
|
32
|
«Пушистые одуванчики»
|
Тычок жёсткой кистью.
|
Учить рисовать способом тычка по контуру цветы одуванчики, закреплять умение детей закрашивать листья кончиком кисточки; моторику рук, прививать интерес детей к поэзии.
|
Альбомный лист с нарисованными контурами одуванчиков, гуашь, две кисточки, остальные принадлежности для рисования, образцы нарисованных одуванчиков, живые цветы или иллюстрации.
|
К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».
|
май
|
33
|
«Цыплёнок» (коллективная работа)
|
Тычок жёсткой кистью.
|
Продолжать учить детей рисовать способом тычка, закреплять умение правильно держать кисточку; расширять знания о домашних птицах; закреплять навыки коллективной деятельности
|
Альбомный лист с нарисованным контуром цыплёнка, гуашь, две кисточки, принадлежности для рисования. Два образца цыплёнка.
|
К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».
|
34
|
«Гусеничка»
|
Печать поролоном, пальчиками.
|
Совершенствовать умения детей в данных техниках. Развивать воображение, чувство композиции.
|
Тонированный лист, гуашь, печатки.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
35
|
«Грибочки»
|
Рисование пальчиками, оттиск печатками.
|
Совершенствовать умения детей в данных техниках. Развивать воображение, чувство композиции.
|
Тонированный лист, гуашь, печатки.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
36
|
«Что я больше всего люблю рисовать»
|
Разные.
|
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках.
|
Все имеющиеся в наличии.
|
Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
|
|
|
|