|
Протокол №1 от 1 сентября 2015 г. Согласовано с Советом родителей Протокол №1 от 24 сентября 2015 г
Принято на Педагогическом Совете
протокол № 1 от 1 сентября 2015 г.
|
Согласовано с Советом родителей
Протокол № 1 от 24 сентября 2015 г.
|
Утверждено Приказом заведующего Детским садом № 201 ОАО «РЖД» № 57-0 от 25 сентября 2015 г.
|
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 201 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ГОВОРИЛКИ»
ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯМИ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, с учётом примерной основной образовательной программы
дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
|
Разработчик:
Поваляева Галина Александровна,
учитель-логопед,
I квалификационная категория
|
Абакан, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
|
3
|
1.1 Пояснительная записка
|
3
|
1.2 Планируемые результаты как ориентиры освоения Программы
|
7
|
1.3 Приоритетные направления и преемственные связи в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учётом особенностей речевого развития
|
10
|
2. Содержательный раздел
|
11
|
2.1 Организация коррекционно-развивающей работы в средней группе
|
11
|
2.2 Организация коррекционно-развивающей работы в старшей группе
|
19
|
2.3 Организация коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе
|
25
|
3. Организационный раздел
|
30
|
3.1 Материально-техническое содержание Программы
|
30
|
3.2 Методическое сопровождение адаптированной образовательной
(коррекционно – развивающей) программы
|
31
|
3.3 Режим дня
|
34
|
3.4 Особенности взаимодействия с родителями
|
35
|
3.5 Взаимодействие специалистов в рамках сопровождения ребёнка с образовательными потребностями
|
37
|
Список литературы
|
41
|
Приложение
|
42
|
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 4 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии, общим недоразвитием речи, посещающих образовательные группы Детский сад № 201 ОАО «РЖД». решением психолого-медико-педагогического консилиума от 29.04.2015 года. Программа составлена в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями состояния речи детей имеющих речевые нарушения. Общее количество детей на логопедическом пункте 38 человек. В средней группа «Капельки» - 10 детей из них: ОНР III ур. -5 человек; ОНР II ур. – 1 человек; дислалия – 1 человек; сложная дислалия – 1 человек; акустико-фонематическая дислалия -1 человек; ОНР II ур. по типу ст.ф.дизартри – 1 человек.; старшей группе «Капитошки» - 11 детей из них: ОНР III ур.- 4 человека; ОНР III ур. с диз.компонентом -2 человека; дислалия – 2 человека; дизартрия – 1 человек; моторная алалия – 1 человек; ОНР II ур. с диз.компонентом 1 человек; подготовительной группе «Ягодки» - 7 человек из них : ОНР III ур. с диз.компонентом – 2 человека; сложная дислалия – 1 человек; ОНР II ур. по типу ст.ф.дизартри – 1 человек; сложная механическая дислалия – 1 человек; фонетико фонематическое недоразвитие речи – 2 человека; подготовительная группа «Солнышко» - 10 человек из них: ОНР III ур .- 2 человека; дизартрия – 2 человека; фонематическая дислалия – 1 человек; сложная дислалия – 4 человека; сложная механическая дислалия – 1 человек.
Основными нормативными документами при проектировании образовательной программы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста являются: федеральный закон РФ «Об образовании в РФ»; нормативы наполняемости групп в ДОУ; конвенция о правах ребёнка; образовательная программа Детского сада № 201 ОАО «РЖД»; положение о дошкольном логопедическом пункте; санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 –13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждѐнные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г). Регистрационный N 30384 (далее ФГОС ДО). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
Основная цель рабочей программы – раскрыть пути формирования у воспитанников ДОУ с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности, создавая условия для овладения детьми родным языком в условиях логопункта.
Основными задачами выступают:
- выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ;
- формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;
- обучение родителей эффективным приёмам воспитания ребёнка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
Примерная рабочая программа разработана на основе современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики (Н.Е.Веракса, Н.Н.Поддъяков, С.Н.Шаховская, Т.Б.Филичева), отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, онтогенезе речи, а также о специфике оказывания коррекционной помощи детям дошкольного возраста. В основу рабочей программы положены следующие теоретические идеи:
У детей до 7 лет речь как ещё не сформированная функциональная система наиболее подвержена повреждающим факторам.
Речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных процессов и общения. В основе потребности говорить ребёнка находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик.
Побуждение к речевому высказыванию возникает у ребёнка под влиянием эмоционального переживания воспринятого.
Содержание речи составляют впечатления, получаемые ребёнком при ознакомлении с окружающим, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов у детей дошкольного возраста.
В программе реализуется идея комплексного сопровождения ребёнка с нарушениями развития в дошкольном образовательном учреждении (Л.М.Шипицына). Ведущим принципом данной рабочей программы выступает принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.
Трудности в обучении и воспитании у детей с речевыми нарушениями, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложнённый вариант общего недоразвития речи, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой развития ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с речевыми нарушениями встречается: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром и синдром двигательных расстройств. Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребёнка. Помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенное психическое истощение, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.
Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической её стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребёнка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребёнка; с её помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально изменяется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднён у детей с речевыми нарушениями. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией деятельности детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопед, родители, воспитатель и педагоги.
Также в рабочей программе реализуются принципы развивающего обучения, учёта зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.
Диагностическая работа
Работа строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребёнком, а также его образовательных достижений.
То есть коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный, итоговый.
В речевой карте дошкольника с речевыми нарушениями речи отражаются комплексные данные, полученные в процессе изучения ребёнка.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы на логопункте конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: фонетическое, фонематическое, фонетико-фонематическое недоразвитие, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, дизартрический компонент.
Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Занятия организуются с учётом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам воздействия ребёнка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
развитие артикуляционного и голосового аппарата;
-
развитие просодической стороны речи;
формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:
- игровых технологий в логопедической коррекции (Л.В. Забродина, Е.С.Ренизрук);
- арт-педагогических технологий в специальном образовании (А.С.Медведева);
- технологии речедвигательной ритмики (А.Я.Мухина);
- технологии коррекции психомоторного развития (Л.А.Сиротюк);
- технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н.Ю.Костылева, М.Ю.Картушина);
- информационно-коммуникационных технологий;
- здоровьесберегающих технологий.
Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребёнка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.
Пропаганда логопедических знаний
Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями.
1.2 Планируемые результаты как ориентиры освоения Программы
Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы
1) Особенности психофизического развития детей с нарушением речи. Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации является точное понимание педагогами особенностей состояния речевой функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия. (Классификация детей с нарушением речи)
2) Особенности речевого развития детей Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР). Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития личности.
3) Особенности организации образовательного процесса в группе:
а) группы для образовательной деятельности комплектуются из детей, направленных ПМПк;
б) для проведения организованной образовательной деятельности дети объединены в подгруппы с учѐтом уровня речевого развития
Планируемые результаты освоения рабочей Программы
Компоненты программы
|
Критерии усвоения
|
Уровни диагностики
|
Звуковой анализ слова
|
Нахождение слова на заданный звук в предложении. Умение дифференцировать звуки по участию голоса, по твердости, и мягкости, по месту образования
|
В - соответствует возрастной норме.
С - допускает негрубые ошибки
Н - допускает грубые ошибки
|
Слоговая структура слова
|
Правильное оформление слоговой структуры слова.
|
Артикуляционный аппарат
|
Владение навыками артикуляционной моторики
|
Фонематический слух
|
Показ картинок с заданным звуком
|
Слоговая структура слова
|
Правильное оформление слоговой структуры слова
|
Словарь
|
Определение наличия или отсутствия в активном словаре существительных, обозначающих 5 предметы. Умение называть слова –обобщения. Определение наличия или отсутствия в активном словаре глаголов, обозначающих действия. Определение наличия или отсутствия в активном словаре прилагательных, обозначающих признаки предметов (относящихся к лексическим темам). Определение наличия или отсутствия в активном словаре наречий. Определение наличия или отсутствия в активном словаре местоимений.
|
Лексико - грамматический строй речи
|
Грамматически правильное оформление самостоятельной речи в соответствии с нормами языка(употребление падежных, родовых, числовых категорий). Владение навыкам и словообразования (с помощью приставок и суффиксов, существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов). Владение навыками употребления простых и сложных предлогов. Использование в самостоятельной речи простых распространенных и сложных предложений
|
В - соответствует возрастной норме
С - допускает негрубые аграмматизмы
Н - допускает грубые аграмматизмы
|
Звукопроизношение и дифференциация звуков
|
Наличие поставленного звука
|
В - произносит чисто
С - допускает ошибки в самостоятельной речи
Н - неточное произношение звука: изолированно, в слогах
|
Связная речь
|
Понимание обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы. Владение элементарными Навыками пересказа. Владение навыками диалогической речи. Умение составлять рассказы-описания, рассказы по серии сюжетных картинок, по картине с элементами усложнения. Умение составлять творческие рассказы
|
В - соответствует возрастной норме.
С - требуется незначительная помощь педагога
Н - не соответствует возрастной норме.
|
Обучение грамоте
|
Знание печатных букв. Овладение элементарными навыками письма и чтения.
|
В- соответствует возрастной норме
С - требуется незначительная помощь педагога
Н - не соответствует возрастной норме.
|
1.3 Приоритетные направления и преемственные связи в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учётом особенностей речевого развития
Учитель-логопед
|
совместная организационная деятельность;
подгрупповая коррекционная деятельность, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы.
|
Воспитатель
|
реализация основной обязательной программы ДОУ (со снижением требований, предъявляемых к возрастным группам, к коммуникативной и двигательной деятельности);
групповая и совместная деятельность в виде дидактических игр и упражнений, направленных на развитие всех компонентов речи;
экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
|
Музыкальный руководитель
|
музыкально-ритмические игры;
-
упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
игры-драматизации.
|
Специалист по ИЗО
|
игры, упражнения на восприятие цвета и формы;
упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.
|
Физ.иструктор
|
игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
игры на развитие пространственной ориентации.
|
Родители
|
игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребёнка;
контроль за выполнением рекомендаций логопеда и произношением ребёнка;
выполнение рекомендаций учителя-логопеда
|
|
|
|