Главная страница

«Литературный вечер к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова»


Скачать 110.98 Kb.
Название «Литературный вечер к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова»
Хазиева Ф.М
Дата 29.02.2016
Размер 110.98 Kb.
Тип Документы

Проект «Литературный вечер к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова»

Автор: учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 37» г. Перми Хазиева Ф.М.

Аннотация проекта

Литературный вечер – прекрасная возможность продолжить разговор, начатый на уроке, поделиться мыслями и впечатлениями о личности и творчестве писателя, поэта. Общение с миром литературы происходит в форме «живого диалога», где каждый класс представляет свою страницу жизни и творчества великого поэта. Здесь возможен разговор «на равных», а значит, и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Литературный праздник - содружество трех муз: Поэзии, Музыки, Театра.Работа при подготовке литературного праздника развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову.

Праздник проводится для учащихся 6,7,8 классов.

Сроки реализации проекта: с 1 октября по 23 октября 2014 года.

Цели проекта:

  • формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • углубление знаний учащихся о классической литературе.

Задачи проекта:

  • развивать коммуникативные навыки детей, приобретение опыта публичного выступления;

  • поддерживать доброжелательное общение в продуктивной совместной деятельности;

  • развивать творческие способности учащихся через художественную и творческую деятельность.

Предполагаемый результат:

  • развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;

  • освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;

  • организация методической помощи классным руководителям 5-6-7-х классов, принимающим участие в мероприятии;

  • расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап.

Задачи на данном этапе:

  • предложить тему мероприятия;

  • выбрать инициативные группы учащихся для проведения мероприятия.

Деятельность учителя:

  • отбор, обсуждение и систематизация литературного материала, знакомство с разнообразными источниками;

  • осмысление "генеральной идеи" поэтического спектакля;

  • выстраивание композиции и подготовка сценария.

Деятельность учащихся:

  • разработка концепции мероприятия;

  • выбор направления деятельности (оформители, декораторы, организаторы выставки, ответственные за музыкальное оформление, сценаристы, артисты, ведущие, режиссер-постановщик и др.);

  • подбор концертных номеров, разработка сценария совместно с учителем;

  • оформление объявления и афиши.

2. Основной этап проекта.

Задача: координировать действия всех участников проекта.

Деятельность учителя, учащихся:

  • репетиции концертных номеров, конкурсной программы;

  • подготовка музыкального оформления;

  • работа над выразительностью чтения;

  • работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен;

  • подбор видеоряда.

3. Заключительный этап. Проведение литературного вечера.

(Приложение 1)

Задача: создать обстановку эмоционального уюта и тепла в процессе совместного общения детей .

4. Рефлексия:

  • литературная викторина;

  • анкетирование через вопросы:

1. Понравился ли Вам праздник? Ответ аргументируйте.

2. В каких школьных праздниках Вы хотели бы принять участи?

Формы контроля и критерии оценивания

метапредметных достижений (регулятивных действий) учащихся

при реализации проекта литературного праздника.

В процессе реализации данного проекта ставится задача разработки оценочного механизма регулятивных действий учащихся: способность выбрать тему, определить цели предстоящей деятельности, последовательность действий, способность адекватно оценить результаты и сформулировать их в устной и письменной форме. Содержание мониторинга данных метапредметных результатов представлено в таблице №1.

Таблица №1

Оценка метапредметных результатов

Объект оценки

Сформированность регулятивных действий

Предмет оценки

Уровень сформированности регулятивных действий:

-не достигнут необходимый уровень;

-достигнут необходимый уровень.

Процедура оценки

Дневник наблюдений.

Лист самооценки.

Лист взаимооценки.


Предлагается таблица «Критерии оценивания регулятивных действий».

Таблица № 2

Критерии оценивания регулятивных действий

Выбор темы

Балл

Определение цели

Балл

Составление плана

Балл

Реализация плана

Балл

Самостоятельно

3

Самостоятельно

3

Самостоятельно

4

Самостоятельно

4

С чьей-либо помощью

2

С чьей-либо помощью

2

С помощью учителя

2

С помощью учителя

2

Предложена учителем

0

Предложена учителем

0

Предложен учителем

0

Не реализован

0

Данная таблица применима для оценивания деятельности каждой группы, участвующей в проекте.

Одной из форм контроля метапредметных достижений учащихся является дневник наблюдений. Работая над организацией школьного праздника,учащиеся в дневнике наблюдений записывают ход работы над проектом, планируют свои действия в соответствии с целями, задачами и условиями их реализации. Педагог на каждом этапе проекта вместе с ребенком, руководителем группы, отмечает в дневнике наблюдений, что является для группы результатом на сегодняшний день (оценка ученика-руководителя группы выставляется с помощью значка «+», оценка учителя – с помощью значка «˅»). Этим проверяется умение осуществлять взаимооценку и одновременно выявляется, совпадает ли она с мнением учителя (Приложение № 2 «Лист взаимооценки»).

В ходе работы над проектом оценивается умение планировать деятельность группы, взаимовыручка и взаимоподдержка, сотрудничество со своими сверстниками и со взрослыми, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов. Учащиеся 6-7-8-х классов работают с литературой, с Интернет-ресурсами, отбирая необходимый материал. Например, группа дизайнеров знакомится с дизайнерскими находками, которые будут использованы в оформлении зала.

После проведения праздника подводятся итоги, где оценивается степень участия каждого ученика. Ребята заполняют «Лист самооценки» (Приложение № 3).

Далее учащийся - руководитель каждой группы – даёт оценку работы всей группы по пятибалльной шкале, выделяя самых активных участников.

В заключение выступает классный руководитель, благодарит всех учащихся, знакомит с отзывами о празднике. Каждый участник проекта получает сертификат и приз.
Приложение №1

Литературный праздник к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

Ход праздника.

На фоне музыки звучат слова ведущих.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья, гости! Мы приветствуем вас на праздновании 200-летия со дня рождения гения русской и мировой культуры М.Ю.Лермонтова.  

Ведущий 2: С детства нам знакомы  строки «Скажи-ка, дядя…», «Белеет парус одинокий…». А что знаем об их авторе, о его жизни, о его переживаниях?  Насколько для нас, людей 21 века,  Лермонтов остается Героем  времени?  

Ведущий 1: Жизнь поэта была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни с взлетами вдохновения и горечью разочарований. Лермонтова мы всегда представляем  одиноким.

Ведущий 2: Одиночество сопровождало его на  протяжении всей жизни. Лукавство, холод высшего общества не принимало чуткое сердце поэта и человека.

Ведущий 1: Но все же он был молод, душа его стремилась к любви, свободе!

(Выступление 7в класса…)

Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света.
Один как прежде... и убит!..

Дай бог, чтоб вечно вы не знали,

Что значат толки дураков,

И чтоб вам не было печали

От шпор, мундира и усов.

Дама:   Не Лопухиной  ли адресованы эти строки?

Дама: А что  между ними летали стрелы Амура?

Дама: Они безумно любили друг друга, но судьба разлучила.

Дама: Да и как это могло быть, ведь большая часть его жизни прошла на Кавказе….

(Звучит романс «Выхожу один я на дорогу…»)

И скучно и грустно

и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно

И вечно желать!

А годы проходят – все лучшие годы!

Ведущий 1:Лермонтов преуспел и в музыке. Он был удивительно  музыкален:  играл на скрипке, на фортепиано, пел, писал  музыку. Почитайте его творения. Каждое несет  неизъяснимую прелесть, каждое слово музыкально.

Ведущий 2.:Его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева боготворила внука, не жалела средств на его образование. Михаил Юрьевич занимался ещё и акварелью.

(Выступление 8б класса. Лермонтов-художник.)

Ведущий1:Гениальный художник! А писал он не только акварели! Его картины маслом. Шедевр русского искусства! И это в его-то молодые годы! Андрея Первозванного он написал в 14 лет! Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником. В каждом его творении такая музыкальность

(Звучит романс М.Лермонтова «Я не люблю вас и люблю»)







Ведущий 1. Владел французским, немецким, английским, читал по-латыни, впоследствии, на Кавказе, изучал «татарский», то есть азербайджанский язык, в Грузии записывал слова грузинские. А одной из своих поэм  дал грузинское название — «Мцыри». Он помнил тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, но особенно  выделял  двух авторов: Байрона и  Пушкина. 

Жизнь лишь дорога, пока она прекрасна,
А долго ль!.. жизнь как бал -
Кружишься - весело, кругом все светло, ясно...

(Выступление 8в класса. Любовь в жизни М.Ю.Лермонтова.)

Она не гордою красою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.

Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной красоты.

Ведущий 2: А ведь Лермонтов был шутник и ловелас! Знаете, какой стих на балу он написал Мусиной-Пушкиной?

Графиня Эмилия -

Белее чем лилия,

Стройней ее талии

На свете не встретится.

И небо Италии

В глазах ее светится.

Но сердце Эмилии

Подобно Бастилии.

Звучит романс

...У гитары нежный звук,
Как прикосновенье рук.
У гитары тихий звук,
Словно шепчет друг!

(Звучит гитара, в конце исполнения звучат звуки вальса)

Звуки вальса тихонько коснулись души, 
В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши, 
Пусть сердца закружат в зачарованном ритме!

Ведущий 1:Лермонтов занял все мои мысли, захотелось перечитать его стихи, познать его, понять, почувствовать!

Ведущий 2: Хочу признаться, вы не одиноки в своем желании… Мне тоже вдруг стал безумно интересен этот загадочный поэт, этот смелый воин, эта тонкая личность! 

Ведущий 1: Да, это гений, который еще долго будет великой тайной!   

(Чтение за кадром на фоне вальса):

Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно,

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет…

Ведущий1:  Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.  

Ведущий 2: Кто-то считал его жестким, кто-то отмечал его необычайную душевную тонкость, кого-то он раздражал, для кого-то был кумиром… Он разный, потому что он гений!

Ведущий 1: А гений остается современным во все века.

(Вновь звучит музыка вальса).

Приложение №2

Лист взаимооценки группы артистов из «Дневника наблюдений» (фрагмент)


Дата

Ф.И. ученика

Поручение

Оценка

у - +

У- ˅

Результат

3

4

5




15.11

Коган Евгений

Подбор и подготовка выразительного чтения стихотворений







+

V

Стихотворение выбрано, отработано

15.11

Оглоблина Александра

Выбор отрыка для инсценирования







+

V

Отрывок выбран и отрепетирован



Приложение № 3

Лист самоанализа деятельности в ходе исполнения проекта

1. Чему я научился во время подготовки и проведения праздника?

2. Что бы я изменил, добавил в ходе организации праздника?

3. Мои пожелания тому, кто будет готовить праздник в следующем году.

4. Чью работу я хотел бы отметить особо?

5. Что показалось сложным в организации и проведении праздника?