|
«Литературный вечер к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова»
Проект «Литературный вечер к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова»
Автор: учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 37» г. Перми Хазиева Ф.М.
Аннотация проекта
Литературный вечер – прекрасная возможность продолжить разговор, начатый на уроке, поделиться мыслями и впечатлениями о личности и творчестве писателя, поэта. Общение с миром литературы происходит в форме «живого диалога», где каждый класс представляет свою страницу жизни и творчества великого поэта. Здесь возможен разговор «на равных», а значит, и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Литературный праздник - содружество трех муз: Поэзии, Музыки, Театра.Работа при подготовке литературного праздника развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову.
Праздник проводится для учащихся 6,7,8 классов.
Сроки реализации проекта: с 1 октября по 23 октября 2014 года.
Цели проекта:
формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
-
развитие творческих способностей учащихся;
углубление знаний учащихся о классической литературе.
Задачи проекта:
развивать коммуникативные навыки детей, приобретение опыта публичного выступления;
поддерживать доброжелательное общение в продуктивной совместной деятельности;
развивать творческие способности учащихся через художественную и творческую деятельность.
Предполагаемый результат:
развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
-
освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
организация методической помощи классным руководителям 5-6-7-х классов, принимающим участие в мероприятии;
расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
Задачи на данном этапе:
предложить тему мероприятия;
выбрать инициативные группы учащихся для проведения мероприятия.
Деятельность учителя:
отбор, обсуждение и систематизация литературного материала, знакомство с разнообразными источниками;
осмысление "генеральной идеи" поэтического спектакля;
выстраивание композиции и подготовка сценария.
Деятельность учащихся:
разработка концепции мероприятия;
выбор направления деятельности (оформители, декораторы, организаторы выставки, ответственные за музыкальное оформление, сценаристы, артисты, ведущие, режиссер-постановщик и др.);
-
подбор концертных номеров, разработка сценария совместно с учителем;
оформление объявления и афиши.
2. Основной этап проекта.
Задача: координировать действия всех участников проекта.
Деятельность учителя, учащихся:
репетиции концертных номеров, конкурсной программы;
подготовка музыкального оформления;
работа над выразительностью чтения;
работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен;
подбор видеоряда.
3. Заключительный этап. Проведение литературного вечера.
(Приложение 1)
Задача: создать обстановку эмоционального уюта и тепла в процессе совместного общения детей .
4. Рефлексия:
литературная викторина;
анкетирование через вопросы:
1. Понравился ли Вам праздник? Ответ аргументируйте.
2. В каких школьных праздниках Вы хотели бы принять участи?
Формы контроля и критерии оценивания
метапредметных достижений (регулятивных действий) учащихся
при реализации проекта литературного праздника.
В процессе реализации данного проекта ставится задача разработки оценочного механизма регулятивных действий учащихся: способность выбрать тему, определить цели предстоящей деятельности, последовательность действий, способность адекватно оценить результаты и сформулировать их в устной и письменной форме. Содержание мониторинга данных метапредметных результатов представлено в таблице №1.
Таблица №1
Оценка метапредметных результатов
Объект оценки
|
Сформированность регулятивных действий
|
Предмет оценки
|
Уровень сформированности регулятивных действий:
-не достигнут необходимый уровень;
-достигнут необходимый уровень.
|
Процедура оценки
|
Дневник наблюдений.
Лист самооценки.
Лист взаимооценки.
|
Предлагается таблица «Критерии оценивания регулятивных действий».
Таблица № 2
Критерии оценивания регулятивных действий
Выбор темы
|
Балл
|
Определение цели
|
Балл
|
Составление плана
|
Балл
|
Реализация плана
|
Балл
|
Самостоятельно
|
3
|
Самостоятельно
|
3
|
Самостоятельно
|
4
|
Самостоятельно
|
4
|
С чьей-либо помощью
|
2
|
С чьей-либо помощью
|
2
|
С помощью учителя
|
2
|
С помощью учителя
|
2
|
Предложена учителем
|
0
|
Предложена учителем
|
0
|
Предложен учителем
|
0
|
Не реализован
|
0
|
Данная таблица применима для оценивания деятельности каждой группы, участвующей в проекте.
Одной из форм контроля метапредметных достижений учащихся является дневник наблюдений. Работая над организацией школьного праздника,учащиеся в дневнике наблюдений записывают ход работы над проектом, планируют свои действия в соответствии с целями, задачами и условиями их реализации. Педагог на каждом этапе проекта вместе с ребенком, руководителем группы, отмечает в дневнике наблюдений, что является для группы результатом на сегодняшний день (оценка ученика-руководителя группы выставляется с помощью значка «+», оценка учителя – с помощью значка «˅»). Этим проверяется умение осуществлять взаимооценку и одновременно выявляется, совпадает ли она с мнением учителя (Приложение № 2 «Лист взаимооценки»).
В ходе работы над проектом оценивается умение планировать деятельность группы, взаимовыручка и взаимоподдержка, сотрудничество со своими сверстниками и со взрослыми, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов. Учащиеся 6-7-8-х классов работают с литературой, с Интернет-ресурсами, отбирая необходимый материал. Например, группа дизайнеров знакомится с дизайнерскими находками, которые будут использованы в оформлении зала.
После проведения праздника подводятся итоги, где оценивается степень участия каждого ученика. Ребята заполняют «Лист самооценки» (Приложение № 3).
Далее учащийся - руководитель каждой группы – даёт оценку работы всей группы по пятибалльной шкале, выделяя самых активных участников.
В заключение выступает классный руководитель, благодарит всех учащихся, знакомит с отзывами о празднике. Каждый участник проекта получает сертификат и приз.
Приложение №1
Литературный праздник к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.
Ход праздника.
На фоне музыки звучат слова ведущих.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья, гости! Мы приветствуем вас на праздновании 200-летия со дня рождения гения русской и мировой культуры М.Ю.Лермонтова.
Ведущий 2: С детства нам знакомы строки «Скажи-ка, дядя…», «Белеет парус одинокий…». А что знаем об их авторе, о его жизни, о его переживаниях? Насколько для нас, людей 21 века, Лермонтов остается Героем времени?
Ведущий 1: Жизнь поэта была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни с взлетами вдохновения и горечью разочарований. Лермонтова мы всегда представляем одиноким.
Ведущий 2: Одиночество сопровождало его на протяжении всей жизни. Лукавство, холод высшего общества не принимало чуткое сердце поэта и человека.
Ведущий 1: Но все же он был молод, душа его стремилась к любви, свободе!
(Выступление 7в класса…)
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света.
Один как прежде... и убит!..
Дай бог, чтоб вечно вы не знали,
Что значат толки дураков,
И чтоб вам не было печали
От шпор, мундира и усов.
Дама: Не Лопухиной ли адресованы эти строки?
Дама: А что между ними летали стрелы Амура?
Дама: Они безумно любили друг друга, но судьба разлучила.
Дама: Да и как это могло быть, ведь большая часть его жизни прошла на Кавказе….
(Звучит романс «Выхожу один я на дорогу…»)
И скучно и грустно
и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно
И вечно желать!
А годы проходят – все лучшие годы!
Ведущий 1:Лермонтов преуспел и в музыке. Он был удивительно музыкален: играл на скрипке, на фортепиано, пел, писал музыку. Почитайте его творения. Каждое несет неизъяснимую прелесть, каждое слово музыкально.
Ведущий 2.:Его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева боготворила внука, не жалела средств на его образование. Михаил Юрьевич занимался ещё и акварелью.
(Выступление 8б класса. Лермонтов-художник.)
Ведущий1:Гениальный художник! А писал он не только акварели! Его картины маслом. Шедевр русского искусства! И это в его-то молодые годы! Андрея Первозванного он написал в 14 лет! Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником. В каждом его творении такая музыкальность
(Звучит романс М.Лермонтова «Я не люблю вас и люблю»)
Ведущий 1. Владел французским, немецким, английским, читал по-латыни, впоследствии, на Кавказе, изучал «татарский», то есть азербайджанский язык, в Грузии записывал слова грузинские. А одной из своих поэм дал грузинское название — «Мцыри». Он помнил тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, но особенно выделял двух авторов: Байрона и Пушкина.
Жизнь лишь дорога, пока она прекрасна,
А долго ль!.. жизнь как бал -
Кружишься - весело, кругом все светло, ясно...
(Выступление 8в класса. Любовь в жизни М.Ю.Лермонтова.)
Она не гордою красою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной красоты.
Ведущий 2: А ведь Лермонтов был шутник и ловелас! Знаете, какой стих на балу он написал Мусиной-Пушкиной?
Графиня Эмилия -
Белее чем лилия,
Стройней ее талии
На свете не встретится.
И небо Италии
В глазах ее светится.
Но сердце Эмилии
Подобно Бастилии.
Звучит романс
...У гитары нежный звук,
Как прикосновенье рук.
У гитары тихий звук,
Словно шепчет друг!
(Звучит гитара, в конце исполнения звучат звуки вальса)
Звуки вальса тихонько коснулись души,
В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши,
Пусть сердца закружат в зачарованном ритме!
Ведущий 1:Лермонтов занял все мои мысли, захотелось перечитать его стихи, познать его, понять, почувствовать!
Ведущий 2: Хочу признаться, вы не одиноки в своем желании… Мне тоже вдруг стал безумно интересен этот загадочный поэт, этот смелый воин, эта тонкая личность!
Ведущий 1: Да, это гений, который еще долго будет великой тайной!
(Чтение за кадром на фоне вальса):
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно,
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет…
Ведущий1: Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.
Ведущий 2: Кто-то считал его жестким, кто-то отмечал его необычайную душевную тонкость, кого-то он раздражал, для кого-то был кумиром… Он разный, потому что он гений!
Ведущий 1: А гений остается современным во все века.
(Вновь звучит музыка вальса).
Приложение №2
Лист взаимооценки группы артистов из «Дневника наблюдений» (фрагмент)
Дата
|
Ф.И. ученика
|
Поручение
|
Оценка
у - +
У- ˅
|
Результат
|
3
|
4
|
5
|
|
15.11
|
Коган Евгений
|
Подбор и подготовка выразительного чтения стихотворений
|
|
|
+
V
|
Стихотворение выбрано, отработано
|
15.11
|
Оглоблина Александра
|
Выбор отрыка для инсценирования
|
|
|
+
V
|
Отрывок выбран и отрепетирован
|
Приложение № 3
Лист самоанализа деятельности в ходе исполнения проекта
1. Чему я научился во время подготовки и проведения праздника?
2. Что бы я изменил, добавил в ходе организации праздника?
3. Мои пожелания тому, кто будет готовить праздник в следующем году.
4. Чью работу я хотел бы отметить особо?
5. Что показалось сложным в организации и проведении праздника?
|
|
|