|
Профилактика правонарушений несовершеннолетних
http://nsportal.ru
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
План:
1.Общие понятия профилактики преступности в среде несовершеннолетних.
2. Антикриминогенное воздействие семьи.
2. Государство и семья.
1. Общие понятия профилактики преступности в среде несовершеннолетних
Обеспечение нормальных условий развития и воспитания детей — важнейшее направление защиты несовершеннолетних от поражения их преступностью. Помимо гуманитарной и философской граней этой проблемы (борьба с детьми, по существу, есть борьба с самим собой), присутствует весьма значимый криминологический аспект. Дело в том, что практически во всех странах мира ужесточение мер борьбы с преступностью несовершеннолетних приводило лишь к отрицательным результатам: рост жесткости мер воздействия сопровождался ростом числа преступлений и ростом их общественной опасности.
К числу мер воздействия на преступность несовершеннолетних относятся:
1. Коррекция государственной политики в сторону развития в ней социальной составляющей (в частности, политики в области укрепления семьи, материнства и детства, молодежной политики и т. д.). В последние годы принято немало нормативных актов в этой области: «Основные направления государственной семейной политики», «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года», президентская программа «Дети России», федеральные программы «Социальное обслуживание семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений детей». К сожалению, функционирующие в нашем обществе механизмы распределения материальных ресурсов не позволяют реализовать эти программы в полном объеме, поскольку финансирование их либо не осуществляется вообще, либо осуществляется по остаточному принципу, что означает выделение ничтожно малых сумм.
2.Развитие системы государственных органов, выполняющих функции профилактики преступности несовершеннолетних, которая включает:
- комиссии по делам несовершеннолетних;
- специальные профилактические подразделения органов внутренних дел;
- участковых инспекторов;
- отделы по делам семьи и детей в органах местного управления, комитеты по делам молодежи и т. д.
Главным направлением совершенствования деятельности этих органов является подбор и подготовка кадров, совершенствование методик работы, материальное обеспечение.
3. Государственное содействие общественным организациям, участвующим в профилактике преступности несовершеннолетних. Улучшение координации усилий государственных и общественных организаций в воздействии на преступность несовершеннолетних.
4. Развитие сферы досуга, активное приобщение детей и подростков к занятию физической культурой и спортом.
5. Организация правового и военно-патриотического воспитания подростков.
6. Улучшение подготовки учительских кадров в педвузах, ориентация их на выполнение воспитательных функций, сотрудничество с родителями, компенсацию недостатков и пороков семейного воспитания.
7. Увеличение удельного веса воспитательной составляющей в школьной деятельности. Распространение положительного опыта по созданию в школах структур, специализирующихся на профилактике преступлений и правонарушений (завуч по правовому воспитанию), которые положительно зарекомендовали себя на практике.
8. Формирование так называемой ювенальной юстиции, специализирующейся на расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
9. Развитие системы наказаний несовершеннолетних преступников и правонарушителей: увеличение удельного веса наказаний, не связанных с лишением свободы, но достаточно эффективных в плане удержания подростков от рецидива.
10. Профилактика физических и психических заболеваний детей, обеспечение гигиены беременности и предупреждение родовых травм. Государственное обеспечение новорожденных детским питанием. Профилактика пьянства и наркотизма как среди детей, так и среди взрослых.
11. Ужесточение карательной практики в отношении лиц, применяющих насилие в отношении несовершеннолетних, вовлекающих их в преступную деятельность (ст. 150 УК РФ), в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 151 УК РФ), а также за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (ст. 156 УК РФ).
12. Повышение уровня и прикладного значения научных исследований в области педагогики. Развитие методик прогноза индивидуального преступного поведения и некарательного воздействия на личность подростка в целях коррекции криминогенных качеств. Развитие сети специальных школ для так называемых «трудных» подростков (гиперактивных детей, детей с аномалиями психики, нравственно запущенных). Штат сотрудников таких школ должен быть адекватен сложности решаемых задач (наиболее способные педагоги, психологи, криминологи). Повышенное материальное обеспечение может стимулировать приток в эти учреждения лучших специалистов.
2. Антикриминогенное воздействие семьи
Семья может заблокировать криминогенное влияние многих негативных факторов социальной жизни. Родители способны пресечь формирование отрицательных взглядов и привычек у детей, скорректировать стихийно сформировавшиеся криминогенные качества личности. В этом смысле семейная педагогика обладает самыми большими потенциальными возможностями. К сожалению, реализуются эти возможности далеко не полно.
В педагогической практике используются следующие приемы и методы воздействия на детей:
- передача информации (рассказ о том, как надо себя вести, объяснение, почему тот или иной поступок может обернуться бедой). Иногда информация передается в форме прямых инструкций, иногда иносказательно, в форме сказки, притчи, примера. В воспитании человека следует избегать прямолинейности, не злоупотреблять приказами, замечаниями и упреками. Очень важно подбирать оптимальное время: одно и то же замечание, один и тот же совет могут быть восприняты по-разному в зависимости от состояния ребенка;
- организация деятельности ребенка (разъяснение характера, смысла и целей деятельности, создание соответствующих условий, помощь в преодолении трудностей, использование положительных и отрицательных стимулов, контроль и пресечение нежелательных поступков);
- воспитание примером.
Родители обладают колоссальными возможностями удержания своих детей от преступной стези. Главным направлением здесь является собственное нравственное совершенствование. Огромное воздействие на детей оказывают не только слова и поступки родителей, но и их сокровенные мысли. Дети — зеркало родителей. То, что родителям удается скрыть, утаить от окружающих, демонстрируют их дети. Нравственная чистота и духовная цельность обладают притягательной силой и выступают главным гарантом взаимопонимания детей и родителей.
Важнейший компонент семейной педагогики — любовь. Она является ориентиром при решении сложных педагогических проблем. Родительская любовь — непреходящая ценность. Нередко ее подменяют дорогими подарками, которые являются имитацией истинной любви. Любовь не отрицает строгости и требовательности. Без этого нельзя подготовить человека к жизни. Любовь компенсирует педагогические шероховатости и ошибки. Строгое наказание отцом, который любит сына, воспринимается совершенно иначе, чем аналогичные действия со стороны постороннего лица. Если ребенок утрачивает веру в родительскую любовь, это нередко оказывается первым шагом по пути криминализации.
Одним из главных инструментов семейной педагогики является постоянное изучение личности ребенка. Вовремя заметить отрицательные взгляды, привычки, поступки — условие успеха в их коррекции. Анализ личности и коррекция отрицательных качеств должны проводиться родителями постоянно. В отдельных случаях привитие положительных качеств требует много времени, подчас нескольких лет. Это не должно пугать воспитателей.
Формирование тех или иных положительных качеств, коррекция отрицательных нередко становится сложнейшей педагогической задачей, решение которой требует семейного творчества, а иногда объединения усилий родителей, школьных учителей, спортивных тренеров, врачей, представителей правоохранительных органов.
Мама одного из трудных подростков, имевшего такую психофизиологическую аномалию, как гиперактивность, в силу чего он был практически неуправляемым, для обмена опытом организовала даже педагогическую ассоциацию родителей, у которых были дети с аналогичными аномалиями. Если вовремя заметить отклонение в нравственном развитии ребенка и сконцентрировать на его коррекции все усилия, то вероятность успеха очень велика. В воспитании необходимо опираться на положительные качества детей (будь то желание стать сильным и заниматься спортом, любовь к животным или увлечение игрой на гитаре). Развитие положительного (так, чтобы оно захватило практически все интересы ребенка, стало стимулом к переоценке им своих поступков) очень часто оказывается тем звеном, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь — изменить направление развития личности, вывести ее из-под дурного влияния.
Самая большая беда семейных педагогов — столкнувшись с трудностями, неуправляемостью ребенка, грубостью, утратой контакта, опустить руки и надеяться, что все образуется само собой. К сожалению, жизнь устроена так, что сами собой растут лишь сорняки. Естественно, для серьезной педагогической практики родителей требуется много времени.
Не случайно одним из главных факторов низкой преступности в Швейцарии является то, что в этой стране женщины, имеющие детей, как правило, не работают и всецело посвящают себя их воспитанию.
3.Государство и семья
Государство должно проявлять заботу о семье, оказывать всемерную поддержку ее укреплению. Только в этих условиях возможна реализация огромного антикриминогенного потенциала семейного воспитания. Формы такой поддержки могут быть различными:
1. Воспрепятствование развалу семьи через материальную поддержку молодых семей, обеспечение жильем, стимулирование жилищного строительства; воспитание молодежи в духе лучших национальных традиций, взращивание нравственности, формирование соответствующих моральных норм.
2. Педагогическая помощь родителям.
3. Контроль семейной сферы. Коррекция дефектов семейного воспитания, принятие общественных и государственных мер воздействия на родителей вплоть до лишения родительских прав.
4. Создание социальных механизмов компенсации дефектов родительского воспитания (школа, спортивные секции, уличные воспитатели, семейные детские дома и т. п.).
Интересный опыт коррекции дефектов семейного воспитания накоплен в ряде зарубежных стран. Например, в США еще в первой половине XIX века были созданы специальные коммуны по перевоспитанию малолетних преступников. В последние годы их количество значительно возросло. В каждой из таких коммун проживает от 4 до 10 подростков. Воспитанием, которых занимаются специалисты по семейной или несемейной методикам. Средняя продолжительность семейных программ — 185 дней, несемейных — 289 дней. Семейные программы зарекомендовали себя как более эффективные. В целом эти коммуны достаточно эффективно работают в плане алкогольной или наркотической реабилитации, что в свою очередь положительно сказывается на профилактике преступлений.
Не менее интересен соответствующий китайский опыт. В 1980 году в Китае впервые были опробованы учебно-трудовые школы, которые сразу же весьма положительно зарекомендовали себя. Вот выдержка из заключения Государственной комиссии по образованию КНР: «Факты свидетельствуют, что китайская система учебно-трудового образования вполне эффективна в плане предупреждения преступлений, контроля и перевоспитания трудных подростков, совершивших правонарушения и преступления. С 1980 по 1987 год эти школы закончили 30 тыс. трудных учеников. Практически все они стали на путь исправления и успешно продолжили обучение». В 1980 году было создано 100 таких школ со штатом 3 тыс. учителей, рассчитанным на 6 тыс. учеников. Направляют в такую школу по инициативе комитета соседей, по представлению директора общеобразовательной школы, по заявлению соседей или родителей. Главная задача школы — трансформация ученика (обращение его из плохого в хорошего). Эта реабилитация — достаточно длительный процесс, длящийся 2—3 года (по усмотрению администрации школы). В этой же школе проходят краткий курс обучения и родители (их готовят продолжать воспитание трудного подростка в правильном направлении после возвращения того домой).
Источник финансирования указанных школ — труд подростков плюс взносы родителей (так что эта мера весьма экономична). По типовому распорядку 24 часа в неделю ученики изучают различные учебные предметы, 12 часов в неделю работают. Проживают они в закрытом лагере, где приобретают навыки коллективизма. Основной воспитательный метод, практикуемый в таких школах, получил название «метода трех тестов». Суть его заключается в трехступенчатом подходе к реабилитации трудного ученика.
В первый период (до двух недель) у учеников формируют навыки исполнять указания учителей, раскрывают сущность и общественную опасность совершенных ими проступков или преступлений.
В течение второго периода акцент делается на психотерапевтические методики: ученики анализируют свою личность, рассказывают учителям, кто и когда оказал на них дурное влияние, в чем оно выразилось, какие отрицательные качества в результате этого сформировались.
Третий этап — основной. Ученикам раскрывают главную задачу, стоящую перед коллективом школы и перед каждым учеником, — избавиться от отрицательных качеств. Эти три ступени 87% учеников успешно проходят в течение двух месяцев, 91% — в течение трех. Оставшееся время отводится формированию и закреплению социально полезных навыков. Криминальный рецидив после таких школ имеет место, но уровень его невысок: в первый год после выпуска — \%, в течение второго года — 7%, в течение третьего — 5%.
Некоторым аналогом таких школ (более жестким) в США являются строевые лагеря. Исправительные строевые лагеря рассматриваются как шоковое заключение на срок от 90 до 180 дней для молодых людей. В таком лагере заключенные 6—8 часов в день занимаются тяжелым ручным трудом, по окончании рабочего дня они занимаются физическими упражнениями и строевой подготовкой, после ужина они учатся или получают консультации и лечение от наркомании. Негативный эффект стигмы в таких лагерях минимален.
В ряде стран (Япония, Швейцария, Непал) семья играет главную роль в системе воздействия на преступность. Интересно, что именно в этих странах уровень преступности наиболее низкий. Это свидетельствует о значительных потенциальных возможностях семьи как инструмента осуществления антикриминальной политики государства. К сожалению, в России эти возможности используются далеко не полно. Способствовать реализации их — важнейшая задача государственной политики и практики воздействия на преступность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию. на 1 января 1977г. с историко-правовым комментарием. – М.: Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1977.
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. N 1.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32.
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г. N 137-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46.
Европейская конвенция о защите прав и основных свобод // Российская газета. 2003. 11 июня.
Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. N 188-ФЗ // Российская газета. 2005. 12 января.
Закон РСФСР от 4 июня 1991г. « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» // Ведомости РСФСР. 1991. № 28.
Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001г. N 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
Конвенция ООН "О правах ребенка" // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 45.
Постановление Пленума Верховного Суда российской Федерации от 14 февраля 2000г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Российская газета. – 2000, 14 мая.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1.
Собрание законодательства Р.Ф. 1997. № 17.
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: - М.: Юрайт-Издат, 2009
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации- М.: «Ось», 2010.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (в ред. 122-ФЗ от 21 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 26.
Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31.
Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" от 16 апреля 2001г. N 44-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ « Об основах охраны труда в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29.
Федеральный закон от 19 мая 1995г. № 81- ФЗ. «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52.
Федеральный закон от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» (с изм. от 08.02.98) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52
Федеральный закон от 22 августа 1996г. № 125- ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35.
. Федеральный закон от 21 июля 1995г. № 29 «О содержании под стражей подозреваемых в совершении преступлений» // Собрание законордательства Российской Федерации. 1995.
Федеральный закон от 21 июля 1997г. « Об исполнительном производстве» // российская газета. 1997. 5 августа.
Федеральный закон от 24 июля 1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Литература:
Абрамов В.И. Правовая политика современного российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. N 8.
Абрамов В.И. Правовая политика современной России в сфере прав ребенка // Современное право. 2004. N 11.
Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984.
Авсеенко А.В. Криминология. Учебник – М.: Юристъ. 2004.
Алексеев А.И. Предупреждение преступности // Криминология: учебник для юридических вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 1997
Антокольская М.В. Семейное право. М., 2002.
Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М. « Логос» 20004г.
Беляева Л.И. Правовые, организационные и педагогические основы деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (середина Х1Х – начало ХХ в.) Автореф. дис. д-ра юрид. Наук. М., 1995.
Ветров Н.И. Криминологическая характеристика правонарушений молодежного возраста: Учеб. пособие. М., 1981.
Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации. М., 2004.
Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика). Владимир, 2001.
Богданова Г.В. Права и обязанности родителей и детей. М., 2003.
Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
Борисова Н.Е. Проблемы обеспечения личных прав ребенка // Современное право. 2002. N 5.
Ветров Н.И. Криминологическая характеристика правонарушений молодежного возраста: Учеб. пособие. М., 1981.
Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 20. М.:Юридическая литература 1974.
Габиани А.А., Гачечиладзе А.И. некоторые вопросы географии преступности. Тбилиси. 1982.
Голенкова 3. Т. и др. Социальная стратификация городского населения // Социологические исследования. 1995. № 5.
Городецкая И.К. Международная защита прав и интересов детей. М., 1973.
Горяинов К.К. Кондратюк Л.В. Проблемы прогнозирования преступности в региональном разрезе // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1983.
Гражданское судопроизводство: особенности рассмотрения отдельных категорий дел / Отв. ред. В.В. Ярков. М., 2001.
Гражданское право // Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., 2007.
Долгов Ю.Г. Охраняемые законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
Долгова А.И. Изменения преступности и проблемы охраны правопорядка. М., 1994.
ЕрмаковВ., Крюкова Н. Несовершеннолетние преступники в России. М., 1999.
Забрянский Г.И. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних. Краснодар, 1979.
Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. М., 1986.
Защита прав и достоинства маленького ребенка. М., 2003.
Игошев К.Е. Устинов В.С. Введение в курс профилактики правонарушений.
Ильинская И.М. Судебное рассмотрение споров о праве на воспитание детей. М., 1960.
Иоффе О.С. Советское гражданское право. Л., 1965.
Казанцева А.Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. Томск, 1987.
Карлсон А. Общество - Семья - Личность: Социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход. М., 2003.
Карпец И.И. Современные проблемы образования // Вопросы философии. 1973. № 11.
Киршов Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел. Тюмень, 1994.
Козлов И.С. Семейное право. М., 2000.
Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Г.П. Ивлиев. М., 2003.
Кострова Н.М. Процессуальные правила разбирательства семейных дел в Семейном кодексе РФ // Журнал российского права. 2000. N 3.
Котов Д.П. Мотивы преступлений и их доказывание. Воронеж, 1975.
Кравчук Н.В. Защита прав ребенка в семье // Защити меня. 2004. N 3.
Кравчук Н.В. Система международных органов в защите прав ребенка // Защити меня. 2004. N 1.
Криминология: Учебник / Под ред. Е.В. Евсеенко – Москва – Архангельск 2001.
Криминология: Учебник/ Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-у изд., перераб и доп – М.: Юристь, 2004.
Криминология. Словарь. СПб., 1999.
Кругликов Л.Л., Зуев Ю.Г. Презумпции в уголовном праве // Ярославль, 2000.
Кудлай Т.П. Теоретические основы развития системы предупреждения социальных отклонений несовершеннолетних: дис. д-ра юрид.наук. М., 1990.
Леженин В.Н. Правовые вопросы семейного воспитания детей. Воронеж, 1992.
Лелеков В.А. Молодежь в сфере криминального «взрыва» в России. Воронеж: МОУ ВЭПИ, 2003.
Лелеков В.А. Теоретические и прикладные проблемы комплексного исследования молодежной преступности на региональном уровне: дис. д-ра юрид. наук. М., 1999.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам профилактики правонарушений. М., 1997.
Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие. М., 2002.
Мовчан А.П. Международная защита прав человека. М., 1958.
Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М., 1991.
Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000.
Нечаева А.М. Семейное право. М., 2002.
Нечаева А.М. Семейно-правовой статус несовершеннолетних // Проблемы реализации правовых норм в период сведений судебно-правовой реформы. Тюмень, 1994.
Новикова З. Насилие за насилие // Аргументы и факты. 1995. № 16.
Об эффективности программ перевоспитания трудных подростков // Проблемы преступности в капиталистических странах. 1986. № 10.
Петров С.В. Проблемы занятости в современной России //Социологические исследования. 1995. № 5.
Петров Э.И. Индивидуальное предупреждение преступлений // Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред А И Долговой. М., 1997.
Преступность и правонарушения. 2000 // Статистический сборник. М., 2001.
Проблемы борьбы с преступностью (региональный аспект): Сб. науч.тр. М., 1996.
Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2003.
Роджерс Р. Исследования новых видов наказаний в исправительной системе США // Криминологические исследования в мире. М., 1995
Россия - страна беспризорных детей // Парламентская газета. 2001. 4 апреля.
Сабинин Л.Х. преступные дети и исправительные заведения. Ровно: Типография Меерсона, 1898.
Сапрунов А.Г. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. – М., 2001.
Сахаров А.Б. Опыт изучения влияния социальных условий на территориальные различия преступности // Социологические исследования, 1977.
Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи. Волгоград, 1998.
Табаков А.А. профессиональный преступник // Социологические исследования. 1993 . № 8.
Тавокин Е.П. Вторичная занятость учащейся молодежи: мнение экспертов. Петров // Социологические исследования. 1996.№ 6. С. 92-93.
Текеев А. Особенности судебного разбирательства дел с участием несовершеннолетних // Российская юстиция. 2003. N 5.
Токмаков Г.М. Организация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних в Российской Империи//Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений СПб., 1999.
Томилов А.Ю. Защита прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
Трубников П.Я. Судебное разбирательство отдельных категорий гражданских дел. М., 1996.
Тюремный вестник. 1909. № 6-7.
Устав полицейского. Проект, выработанный комиссией под председательством А.А. Макарова. СПб, 1911.
Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. М., 1948.
Фильченков Г.И. Предупреждение и раскрытие групповых преступлений несовершеннолетних.Учеб. пособие. – М. ВНИИ МВД России 1999.
-
Фильченков Г.И. Обеспечение контроля за поведением несовершеннолетних, осужденных условно и к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора; Учеб. пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1995.
.Филимонов Б.А. Процессуальные вопросы досрочного освобождения от наказания несовершенноелтних. – М.: МГУ, 1965.
Эрделевский А. Ребенок тоже человек // Человек и закон. 1998. N 11 – 12.
Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2000.
Яковлев Ю. Ваши права дети.- М.: Дом, 1992.
Судебная практика:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 февраля 1973г. N 3 «О некоторых вопросах, возникающих в практике применения судами Кодекса о браке и семье РСФСР» // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР. М., 1996.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998г. № 19 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» в редакции постановления Пленума Верховного суда РФ от 6 февраля 2007г. № 6.
|
|
|