Главная страница

Протокол № от 2014 года Воспитательная программа духовно-нравственного направления


Скачать 229.15 Kb.
Название Протокол № от 2014 года Воспитательная программа духовно-нравственного направления
Дата 06.03.2016
Размер 229.15 Kb.
Тип Протокол


Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга.

190620, Санкт-Петербург, г. Павловск, пер. Мичурина, д. 19, лит. А
Принята Утверждаю

на педагогическом совете Директор школы-интерната №8

школы- интерната №8 __________В.П.Смирнова

Пушкинского района Пушкинского района

г. Санкт-Петербурга г. Санкт-Петербурга

протокол № ____ от _________ «____» ____________ 2014 года


Воспитательная программа

духовно-нравственного направления

«Уроки доброты и миролюбия»
Программа рассчитана на учащихся в возрасте13-17 лет.

Срок реализации программы – 2014-2017 уч.год


Составитель:

Т.П.Усанова-Корнилова


г. Санкт-Петербург

2014 г.

Человек без нравственных устоев

оказывается существом самым

нечестивым и диким, низменным

в своих инстинктах.

Аристотель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время отмечается обострение проблем формирования духовности и духовной личности. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами, добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни.

Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек – это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.      Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические диалоги и нравственные беседы.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они не в коем случае не должны переходить в назидательность, в беседе должны содержаться как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы. Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.

Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.

Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо решить задачи, которые соответствуют правилам морали и не противоречат истинным этическим нормам.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.     Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Данная программа имеет тесную связь с программой развития воспитания действующей в образовательном учреждении, это программа духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся. Одной из актуальных проблем является падение духовно-нравственных идей среди населения, поэтому уровень воспитанности учащихся является также одной из проблем. Проведя диагностику уровня воспитанности учащихся, и исходя из наблюдений за учащимися, необходимо уделить особое внимание духовно- нравственному воспитанию.

Программа рассчитана на учащихся 7-9 класса с учетом возрастных особенностей.

Возрастные особенности и задачи развития.

7-8 класс – пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на последних уроках или после контрольных работ: подростки начинают громко говорить, хохотать. Смех становится одним из способов отреагирования нарастающего возбуждения.
Настроение подростков подвержено резким перепадам (переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции.

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «не»:

·   не хотят учиться так, как могут;
·   не хотят слушать никаких советов;
·   не приходят вовремя;
·   не убирают за собой.
А также характерны:
·   непостоянные дружеские связи;
·   снижение самооценки;
·   борьба за самостоятельность;
·   обидчивость, раздражительность, упрямство;
·    переутомление, снижение внимания (особенно после 4 урока).

Основной сферой интересов становится общение со сверстниками. Поэтому качество учебной деятельности может ухудшаться (на уроках подростки стремятся общаться, переписываться). Становится значимым то, какими видят их одноклассники (статус в классе). Может произойти смена лидеров.
К ухудшению дисциплины на уроках может приводить недостаточно быстрый темп. Подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения.
При столкновении с теми или иными трудностями во взаимодействии с детьми необходимо учитывать, что подростки могут вести себя агрессивно не в силу «испорченности», а в связи со стремлением сохранить устойчивое представление о себе и окружающих в соответствии со своим опытом, защититься от низкой самооценки. 
Хотя интерес к школе и к общению с взрослыми снижается, подростки испытывают сильную потребность поговорить о себе с взрослым. Если такой возможности нет, могут возникать депрессивные настроения, суицидальные мысли, либо резкие агрессивные вспышки, направленные на взрослых.
Подростки бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни (даже представляющих угрозу), а также в активное опробование новых ролей. Им необходимы собственные ошибки. Подростки могут пробовать курить, целоваться, обниматься, употреблять ненормативную лексику, спиртные напитки. Целью является сам факт познания (себя, своих возможностей), а не получение удовольствия.
Взрослых подростки делят на тех, кому можно, а кому нельзя доверять. Новому взрослому достаточно сложно завоевать доверие подростков(понадобится немалое время). Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности.

 

Определим пути эффективного взаимодействия с подростками.

Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья». Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать

и утвердить себя на уровне взрослых.
Снижение проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гимнастического инвентаря. 
Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями. Честно указывать на его удачи и неудачи (причём удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой). Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у подростка эффект неадекватности. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком.

(13-14 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго развития личности» (Ж.-Ж.Руссо). В психологическом облике подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и подросткового возраста. Основными особенностями задач развития данного возраста являются:

- формирование умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии;

- развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;

- развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;

- развитие воображения;

- развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками;

- формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;

9 класс (15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, нарастает работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение. Основными особенностями задач развития данного возраста являются:

- обретение личностной тождественности и целостности;

- осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;

- профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

- развитие готовности к жизненному самоопределению, что представляет достаточный уровень для развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью программы является создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих нравственных ценностей: воспитание мирного человека,

живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.

Для достижения этой цели в процессе воспитательной работы необходимо решить следующие задачи:

  • Формировать потребности и мотивы нравственного поведения;

  • Формировать представления о здоровом образе жизни;

  • Формировать патриотические чувства: любовь к Родине, чувства гордости за свой край;

  • Обогатить эмоциональный мир детей.

  • формировать внутреннюю потребность к самосовершенствованию;

  • расширять культурный кругозор, развивать культуру этического мышления, способности самостоятельно принимать решения в ситуации нравственного выбора.


ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

    Содержание и организационные формы воспитания основываются на принципах, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
    Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.
    Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения.
    Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
    Принцип деятельностного подхода предполагает воспитание не нравоучениями, а организацией учащихся, чем богаче классная деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

Принцип эгоцентричности предполагает индивидуальный подход, отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности.

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Направление «Нравственность»

Цель работы в этом направлении – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

- формировать нравственное отношение к окружающим людям;

- формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни

.



Содержание деятельности, классные часы

Формы деятельности

Сроки

1
2.

3.

4.
5.
6.

7.

8.
9.
10.

11.

12.

13.

14.

«О доброжелательности и равнодушии »

«Ты да я- вместе дружная семья»

«О товариществе и дружбе.»

«В стране хорошего тона»

«Этот День Победы»
Праздничные поздравления ветеранов, пожилых людей, учителей

«День матери»

«Что такое мой характер»
Участие в экологических десантах по уборке территории школы

«Доходы из отходов»

«Секреты Ромео и Джульетты»

«Нам нужна одна победа»

«Ставим условие: долой сквернословие»

Кл. час – беседа

Кл. час – конкурсная программа
Кл. час – беседа

Кл час – этическая игра-размышление
Встреча с ветеранами ВОВ

Изготовление открыток
Праздник

Психологический кл. час

Акция

Устный журнал

Час общения

Устный журнал

Час общения






Направление «Гражданин»

Цель работы в этом направлении – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений;

- формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и других людей.




Содержание деятельности, классные часы

Формы деятельности

Сроки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

«Закон и правопорядок»

«Гражданство и гражданин»

«Я имею право на…»

Встречи с представителями органов правопорядка
«Профессия»

«Зная права, не забывай обязанности»


Кл. час – беседа

Кл. час – игра

Кл.час – дискуссия


Час общения

Беседа





Направление «Общение»

Цель работы в этом направлении – передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», ученик-ученик», «взрослый-ученик»;

- знакомить с традициями общения разных поколений.




Содержание деятельности, классные часы

Формы деятельности

Сроки


1.
2.


3.
4.

5.

6.
7.

8.

Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе.

Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общения

«О культуре речи»
«Любимец публики»

«Путь к себе»

«Железная воля, стальной характер»

«Конфликты в нашей жизни»

«Как научиться сдавать экзамены»

Диагностика
Коллективные и индивидуальные беседы
Кл. час
Ролевая игра

Практикум

Час общения
Беседа

Беседа-информация





Направление «Здоровье»

Цель работы в этом направлении показать значимость физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

- знакомство с традициями поколений по сохранению здоровья;

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.




Содержание деятельности, классные часы

Формы деятельности

Сроки


1.

2.
3.
4.
5.
6.

7.

8.

9.

10.

11.

«Опасность на дороге»

«Пожары в быту»
«Безвредного табака не бывает»
«Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека»

«Здоровье человека и окружающая среда»

«Гигиена девочки»

День здоровья

Участие во всех спортивных мероприятиях
«Опасность вокруг нас»

«Страдания от кибермании»

«Живи без алкогольных напитков»

Кл.час – беседа

Кл.час – ситуативный

Кл. час - беседа размышление

Кл. час –информационный

Кл. час – ролевая игра

Беседа с приглашением фельдшера

Поход со спортивными играми


Беседа

Круглый стол

Час общения





Направление «Интеллект»
Цель работы в этом направлении – оказание помощи учащимся в развитии способностей мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения.

Задачи;

- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.




Содержание деятельности, классные часы

Формы деятельности

Сроки


1.

2.

3.
4.
5.


6.
7.
8.

9.


10.

11.


12.

13.


Учебная деятельность учащихся

Индивидуальные возможности интеллектуальной деятельности каждого ученика

Вовлечение учащихся в кружковую работу по интересам

Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность(проектную работу)

«Память, ее тренировка»
«Эрудит-шоу»
«Время, события, люди»
«Что такое самообразование»
«За страницами школьного учебника»
«Внимание и внимательность»
Участие в выставке детского творчества
«Главные события прошедшей недели»
«Сила ума»

Изучение результативности учащихся

Сотрудничество с учителями – предметниками
Психологический кл. час

Интеллектуальная игра

Информационный кл. час

Кл. час – беседа
Интеллектуальная викторина

Кл. час – беседа

Информационный час

Интеллектуальная игра





Направление «Досуг»

Цель работы в этом направлении создание условий для проявления учащимися инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

- создание условий для проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;

- изучение индивидуальных интересов и потребностей во внеурочной деятельности.




Содержание деятельности, классные часы

Формы деятельности

Сроки

1.

2.

3.
4.
5.

6.
7.


«Новый год»

«День Святого Валентина»

«А ну-ка девочки»
«А ну-ка мальчики»
«Юморина»

День защитника Отечества»
«Весенняя мозаика»

Праздник

Игра

Конкурсная программа

Конкурсная программа

Викторина

Конкурсная программа
Конкурсная программа







Направление «Семья»

Цель работы в этом направлении – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных бесед.

- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания в системе «учитель-ученик-родитель»




Содержание деятельности

Форма деятельности

Сроки

1.


2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.


10.
11.
12.


Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка

Осуществление связи с родителями через дневник

«Роль семьи в развитии моральных качеств подростка»

«Нравственность как основа успешного образовательного процесса»

«Подростковая среда и вредные привычки»

«Нелегкий разговор о требовательности»

«Этот трудный подростковый период»
«Использование компьютера детьми»
«Определение самостоятельности своего ребенка»

«Роль самооценки в формировании личности»

«Профессиональное самоопределение подростков»

«Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»

Посещение квартир семей

Родительское собрание

Родительское собрание
Родительское собрание

Родительское собрание

Памятки для родителей

Памятки для родителей

Анкета для родителей

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание






ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста нравственности, гражданственности. Повышение компетентности подростков в области нравственности.

Воспитание ученика, имеющего верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, способного осуществить нравственный выбор и давать моральную оценку, обладающего внутренней потребностью к самосовершенствованию.

МОНИТОРИНГ




Задачи

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

1.
2


3..


Формирование нравственных основ личности

Формирование системы ценностных ориентаций как основы воспитанности

Развитие культуры этического мышления, способности принимать решения в ситуации нравственного выбора

Уровень сформированности нравственной воспитанности учащихся
Уровень сформированности развития ценностных ориентаций


Уровень воспитанности учащихся

Нравственная воспитанность учащихся


Выявление ценностных ориентаций у учащихся

Выявить отношение учащихся к обществу, к труду, к людям, к культуре.

Наблюдение.

Тест Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Методика И.Дерманова «Что мы ценим в людях»

Методика С.С.Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности»
Методика М.И. Шилова «Уровень воспитанности учащихся»


ЛИТЕРАТУРА

1. «Конвенция о правах ребенка».

2.Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

4. Современная модель образования «Наша новая школа» до 2020 года

5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (5-9 класс) – М.:ВАЕО, 2006.

6.Дик Н.Ф. Веселые классные часы в 7-9 классах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

7. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. СПБ. АППО. 2011.

8.Гребенкина Л.К. Сценарии классных часов. 1,2 части. Москва «Педагогический поиск», 2004.

9.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания (5-9 классы). Москва «ВАКО», 2006.

Также используются различные методические издания по всем направлениям воспитательной работы, научно-популярная литература, библиотечный фонд, Интернет-ресурсы.