|
Метод проетов в обучении иностранному языку на начальной ступени: от теории к практике
МЕТОД ПРОЕТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ.
Авдеева Л.В.
В настоящее время метод проектов является, пожалуй, одной из самых известных и применяемых педагогических технологий. Основная цель данного метода - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.
Применение данной технологии позволяет педагогу решить ряд дидактических задач:
1. учащиеся получают возможность практического применения полученных знаний по интересующему их предмету или теме, что способствует повышению уровня мотивации;
2. участники проекта учатся самостоятельно мыслить, находить решение проблемы, прогнозировать результаты деятельности, учатся устанавливать причинно-следственные связи, то есть речь идет о формировании ключевых компетенций;
3. разнообразие видов проектов позволяет учитывать интересы и индивидуальные особенности учащихся;
4. данный метод способствует усилению индивидуальной и групповой ответственности учащихся за конкретную работу в рамках проекта.
В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей - D. L. Fried-Booth "Project Work" (OUP, 1986). В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века. Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода:
1. Проект может использоваться как одна из форм внеаудиторной работы. Примерами, в данном случае, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни класса, группы, учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и т.п. Применение метода проектов как формы внеаудиторной работы целесообразно на любой ступени изучения иностранного языка, поскольку учащиеся любого возраста с интересом участвуют в соревнованиях, в том числе интеллектуальных. Следует однако учесть, что для организации подобных проектов требуются внешние стимулы (призы, дипломы и т.д.) и значительные дополнительные затраты времени со стороны учащихся и учителей. Кроме того, эти проекты ориентированы на использование уже имеющихся знаний и сформированных навыков.
2. Проект может служить альтернативным способом изучения учебного материала. Учащийся самостоятельно изучает необходимые лексические или грамматические единицы, занимается поиском источников информации, отбором нужных сведений, оформлением и представлением результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, компьютерной презентации. Включение подобных проектов в учебный процесс потребует решения целого ряда проблем организационного характера. Для каждого такого урока нужно самостоятельно отбирать необходимый языковой материал и разрабатывать эффективную систему заданий и упражнений. Таким образом, данный подход можно успешно использовать только на старшей ступени обучения.
3. Возможна интеграция проекта в традиционную систему обучения языку. В данном случае речь идет о выполнении творческих заданий в рамках изучаемой темы. Наиболее типичным является выполнение мини-проекта как заключительного этапа в изучении раздела учебника. Данные проекты представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы учеников на этапе обобщения и систематизации изученного материала и обычно не вызывают трудностей. Подобная форма работы может эффективно применяться как на средней ступени обучения, так и в начальной школе. Результатом проектов могут являться письма, открытки, презентации и т.д.
Анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения в собственной педагогической практике показывает, что проекты предоставляют новые возможности решения целей и задач обучения. Выполнение проектов позволяет учащимся ощутить практическую пользу от изучения иностранного языка, что, в свою очередь, способствует повышению интереса к предмету и улучшению качества знаний школьников. В то же время для успешного использования данного метода необходимо учитывать специфику не только конкретной учебной дисциплины, но и особенности каждого типа проектов.
Применение метода проектов в рамках УМК «Spotlight-2» (Вирджиния Эванс, Дженни Дули, Надежда Быкова, Марина Поспелова).
Данный УМК предназначен для 2 класса общеобразовательных учебных заведений. Структура учебника включает в себя семь тематических разделов, в рамках которых учащиеся 2 классов могут выполнить кратковременные индивидуальные проекты как заключительный этап в изучении каждого из них. Проект может представлять собой рисунок, поделку, макет. Единственным непременным условием является устная презентация.
Примерная тематика проектов, их лексическое и грамматическое содержание:
-
My Letters/My Alphabet. Буквы английского алфавита, некоторые буквосочетания, а также первые изученные слова, содержащие данные сочетания.
My Family. Слова по теме «Семья. Цвета», структура “this is”.
My Room. Слова по теме «Дом, квартира», структура “this is”.
My Favourite food. Слова по теме «Еда», глаголы «like/don’t like», личные местоимения.
My Animals. Слова по теме «Животные», глагол «can», глаголы, обозначающие движение.
My Toys. Слова по теме «Игрушки», предлоги места, описание внешности.
My Holidays. Слова по теме «Каникулы. Погода. Одежда», глагол «to be», структура I am/He is/We are wearing.
|
|
|