Главная страница

Протокол № от 2012г. «Согласовано» Заместитель директора по вр мбоу-сош №2 р п. Степное


Скачать 187.28 Kb.
Название Протокол № от 2012г. «Согласовано» Заместитель директора по вр мбоу-сош №2 р п. Степное
Дата 02.03.2016
Размер 187.28 Kb.
Тип Протокол




«Согласовано»

Руководитель ШМО
_____________/_________/

ФИО
Протокол № _____ от

«____»____________2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ-СОШ № 2

р.п. Степное

_____________/____________/

ФИО

Приказ № _____ от

«____»____________2012г.


«Согласовано»

Директор МБОУ-СОШ № 2

р.п. Степное

_____________/____________/

ФИО
Приказ №_____ от «____»_______________2012г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ»

Руководитель кружка:

учитель технологии

Петрова Светлана Викторовна


Возраст детей, на которых рассчитана программа: 12-14 лет

Срок реализации программы: 1 год

р.п. Степное 2012год

Пояснительная записка
Пошив одежды – одно из древнейших ремесел, ему учили с детства. Каждая девушка должна была приготовить приданое своими руками, и не только сшить, но суметь и украсить. Первое впечатление о человеке складывается по внешнему виду, манере поведения. Одежда несет определенную информацию, код и очень много может рассказать о своем хозяине.

Для того чтобы лучше выразить себя в одежде, необходимо, конечно, научиться шить, знать, что тебе подходит, а от чего лучше отказаться совсем.

Шить своими руками – это творческий процесс, неповторимое ощущение внутренней свободы от возможности сшить себе любую задуманную модель, проявить свою индивидуальность в одежде и воплотить свои идеи в реальные, конкретные работы для дома.

Для того чтобы выполнить швейные изделия качественно, эстетично, на высоком современном уровне, необходимо иметь определенные знания, умения, навыки в технологии изготовления выкроек, их моделирования, обработки женской одежды, в умении шить на швейной машине, разбираться в назначении тканей. Всему этому можно научиться на занятиях кружка «Конструирования и моделирования швейного изделия».

Программа кружка «Конструирование и моделирование швейного изделия» является модифицированной и составлена на основе типовой программы Министерства просвещения (Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта» (Кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду) Москва Просвещение 1982. «Конструирование и моделирование одежды»).

Занятия в кружке способствуют трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширению их кругозора, профессиональной ориентации на профессии швейного производства.

    Особенностью программы является связь с рядом общеобразовательных учебных предметов: история, экономика, ИЗО, математика. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса.

Занимаясь в кружке «Конструирование и моделирование швейного изделия» по изготовлению одежды, учащиеся расширяют знания и совершенствуют навыки в области конструирования, моделирования и изготовления различных видов одежды, приобретенные на уроках технологии в школе. При выполнении схем, эскизов изделий применяются знания из области рисования и математики.

Ученики узнают о возникновении, развитии одежды, о национальных особенностях русской одежды и одежды других народов, знакомятся с направлениями современной моды, основными законами моделирования, приобретают умения в подборе тканей для изделий. На основе изучения законов композиции и цветосочетания школьники учатся выполнять эскизы моделей.

Курс программы выстроен от простого к сложному. При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, стимулирует последующую деятельность. Представляется уникальная возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием.

Сегодня недостаточно дать детям только определенную сумму знаний — ведь им предстоит трудиться в стремительно обновляющемся мире. Вопрос формирования трудовых навыков имеет большое значение для подготовки и адаптации детей к самостоятельной жизни. Трудолюбие — главное богатство, которое мы должны передать своим детям, чтобы вырастить их счастливыми людьми. Задача педагога заключается в том, чтобы сохранить в глазах учеников огонек, чтобы труд приносил им радость, а не горечь неудач.

Данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своей основной задачей сформировать у школьников эстетическое отношение и привить любовь к труду.

Цель занятия кружка «Конструирование и моделирование швейного изделия» - способствовать развитию у учащихся творческого интереса и любви к труду через изготовлении одежды своими руками.

Основные задачи программы

Образовательные:

  • совершенствовать практические умения и навыки учащихся в обработке различных материалов;

  • ознакомить учащихся с профессиями, связанными с обработкой тканей, с профессией дизайнера;

  • закрепить умение пользоваться технологическими картами, лекалами, инструментами.

Развивающие:

  • развивать художественную инициативу;

  • развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;

  • развивать зрительное восприятие;

  • развивать мелкую моторику пальцев рук;

  • формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;

  • воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

  • уметь обогатить и разнообразить свой досуг.

Рекомендуемый возраст детей 12-14 лет. Обучение групповое и звеньевое (возможно индивидуальное). Группа формируется в количестве 12человек по принципу добровольности.

Программа рассчитана на 1 год обучения (35 часов). Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. В целях снятия напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Обучающиеся должны знать:

  • основные стили в одежде и современные направления моды;

  • виды отделки швейных изделий;

  • технологию выполнения машинных и ручных работ для соединения деталей;

  • правила техники безопасности;

  • последовательность изготовления изделия;

  • правила работы с технологическими картами.

Обучающиеся должны уметь:

  • снимать мерки с фигуры человека

  • выполнять чертежи швейных изделий различных фасонов

  • выбирать модель с учетом особенности фигуры;

  • проектировать собственные модели, разрабатывать выкройки и лекала для изготовления изделия:

  • подготавливать материалы для работы;

  • подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;

  • пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;

  • соединять детали между собой, выполнять машинное, ручное, клеевое соединение материалов;

  • экономно расходовать материалы;

  • эстетично оформлять изделия;

  • работать индивидуально и коллективно.



Критерии и формы оценки
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:

• удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;

• четкое соблюдение последовательности технологических приемов;

• художественная выразительность и оригинальность работ.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:

  • аккуратность;

  • четкость выполнения изделия;

  • самостоятельность выполнения;

  • наличие творческого элемента.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками.

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Учебно-тематическое планирование



Разделы и темы.

Общее

количество часов

в том числе

Теорети-

ческие

Практи-ческие




  1. Вводное занятие

  2. Беседа о истории одежды.

  3. Материаловедение.

3.1. Хлопчатобумажные, льняные и шерстяные, шёлковые ткани.

3.2. Синтетические ткани.

3.3. Орнаментация ткани.

3.4. История украшения тканей.

  1. Виды ручных работ.

4.1. Строчки прямых, косых, крестообразных стежков.

      1. Стежки петлеобразные, петельные и специальные для отделочных работ.

  1. Швейная машина и машинные работы.

    1. Регуляторы швейной машины.

    2. Машинные швы.

  1. Виды декоративной отделки и оформления изделий.

    1. Счётные вышивки. Строчевые вышивки.

    2. Гладевые швы. Декоративные машинные строчки.

    3. Аппликация.

  1. Сувенир из лоскутков.

    1. История сувенира, его назначение.

7.2Выполнение эскизов сувенира (по выбору: салфетка, прихватка, грелка на чайник, сумочка для телефона…).

7.3 Проработка технологии выполнения.

7.4 Изготовление изделия.

    1. Просмотр и оценка качества работ.

  1. Швейное изделие усложнённого фасона (на примере юбки)

    1. Зрительные иллюзии в одежде.

    2. Выполнение эскизов изделия.

    3. Конструирование изделия.

    4. Техническое моделирование.

    5. Раскрой изделия.

    6. Пошив изделия.

    7. Просмотр и оценка качества работ.

Поведение итогов


1

1

4

1
1

1

1

2

1
1
2
1

1

3
1

1

1

5

1

1

1

1

1

17
1

4

3

3

2

3

1


1

1
1


1


1

1


1




1

1


1
1
1

1

1

1

1

1

1


1

4

3

3

2

3

1


Итого:

35

7

28


Содержание программы


  1. Вводное занятие.

План и задачи работы кружка. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами. Правила поведения в кружке. Организационные вопросы.

  1. Беседа о истории одежды .

Основные характеристики модных направлений одежды разных исторических эпох. Этапы изготовления одежды.

  1. Материаловедение.

Хлопчатобумажные, льняные и шерстяные, шёлковые ткани.

Природа и свойства волокон, из которых вырабатываются ткани. Производство и применение этих тканей, основные свойства. Окраска и рисунок тканей. Ассортимент тканей. Дефекты тканей.

Практические занятия. Работа с образцами тканей ( по группам) Определение технологических свойств, волокнистого состава, нити основы и утка, лицевой и изнаночной сторон, направления рисунка, подбор образцов ткани к эскизам моделей

Синтетические ткани.

Основные свойства натурального и искусственного шелков и синтетических тканей.

Природа и свойства волокон, характер расцветок и отделки. Ассортимент тканей.

Практические занятия: Работа с образцами тканей (определение натурального и искусственного шелков, синтетических тканей, их технологических свойств, лицевой и изнаночной сторон, подбор образцов ткани к эскизам моделей)

Орнаментация ткани.

Роль орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Основные группы рисунков ткани. Рисунки, созданные ткацким способом и набивные, способы изображения орнаментальных мотивов.

Практические занятия: Работа с образцами тканей, журналами. Определение направления рисунка, стиля, раппорта, подбор образцов ткани к эскизам моделей.

История украшения тканей.

Краткий обзор истории украшения тканей (древние ткани Индии, Вавилона, Египта, Греции, ткани в Европе: Италия XIII-XVI вв., Франция XVII-XVIII вв.

  1. Виды ручных работ.

Терминология ручных работ. Правила выполнения ручных работ. Правила безопасности труда при работе с ручными инструментами. (Презентация)

Строчки прямых, косых, крестообразных стежков.

Практические занятия: Изучение строения и выполнение ручных строчек прямых, косых и крестообразных стежков с напёрстком.

Стежки петлеобразные, петельные и специальные для отделочных работ.

Практические занятия: Изучение строения и выполнение ручных строчек прямых, петлеобразных и петельных стежков с напёрстком.

  1. Швейная машина и машинные работы.

Устройство и эксплуатация швейной машины.

История швейной машины, устройство, подготовка её к работе; правила начала и окончания работы на машине. Правила безопасности труда.

Практические занятия: Упражнения в работе на бытовой швейной машине с электроприводом. Заправка верхней и нижней ниток, наматывание ниток на шпульку. Регулировка величины стежка и натяжения нити.

Машинные швы.

Терминология машинных работ, виды швов и технические требования на их выполнение.

Практические занятия: Выполнение образца машинных строчек на ткани (прямая и зигзагообразная строчки с разной величиной стежков, обмётывание зигзагообразной строчкой открытых срезов, выполнение прорезной петли.)

  1. Виды декоративной отделки и оформления изделий.

Счётные вышивки.

Материалы и приспособления для работы. Техника выполнения вышивки «крест», «полукрест», «набор», косая стёжка.

Практические занятия: Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Выполнение образцов узора вышивки.

Строчевые вышивки.

Простейшая форма строчевой вышивки – мережка. Материалы и приспособления для выполнения мережки. Мережка «кисточка», «столбик», раскол», «снопик». «паучок».

Практические занятия: Отработка техники выполнения мережки (выдёргивание нитей основы или утка, закрепление рабочей нити, заделка края мережки). Выполнение образцов мережки .

Гладевые швы.

Виды гладевых швов, их применение в народных художественных вышивках. Способы выполнения глади, необходимые материалы.

Практические занятия: Выполнение образцов вышивки гладью различными приёмами, простыми и декоративными швами, цветной и белой гладью, стежками верхошова.

Декоративные машинные строчки.

Организация рабочего места. Подбор ниток.

Практические занятия: Выполнение различных видов зигзагообразной строчки на машине. Изготовление образцов.

Аппликация.

Способы выполнения аппликации, материалы и применяемая фурнитура.

Практические занятия: Выполнение образцов аппликации в различной технике (ручным способом, машинным, клеевым)

  1. Сувенир из лоскутков.

История сувенира, его назначение.

Беседа о сувенире, его появлении. Сувенир в повседневной жизни.

Выполнение эскизов сувенира (по выбору: салфетка, прихватка, грелка на чайник, сумочка для телефона…).

Практические занятия: Постановка проблемы, изучение потребности. Создание банка идей, дизайн-анализ, выбор лучшего варианта.

Проработка технологии выполнения изделия.

Практические занятия: Рекомендации по подбору тканей, декоративной отделки и техники выполнения. Экспериментирование с материалами, изготовление выкройки изделия, расчёт количества необходимых материалов.

Изготовление изделия.

Практические занятия: Раскрой изделия, поузловая обработка, декорирование, окончательная отделка.

Просмотр и оценка качества работ.

Выставка готовых изделий.

  1. Юбка усложнённого фасона.

Зрительные иллюзии в одежде.

Основы зрительного восприятия. Приёмы использования зрительных иллюзий в проектировании одежды.

Практические занятия: Работа с журналами мод и готовыми эскизами моделей.

Выполнение эскизов изделия.

Практические занятия: Эскиз модели (фигура, пропорции, силуэт), обсуждение его. Рекомендации по выбору ткани, силуэтных форм юбок, декоративных деталей.

Конструирование изделия.

Практические занятия: Измерения фигуры, расчёт и построение чертежа конструкции.

Техническое моделирование.

Практические занятия: Способы моделирования юбок усложнённых фасонов

Раскрой изделия.

Практические занятия: Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки юбки на ткани, перевод меловых линий.

Пошив изделия.

Практические занятия: Подготовка и проведение примерки, поузловая обработка, декоративная и окончательная отделка изделия.

Просмотр и оценка качества работ.

Защита проектов. Поведение итогов.

Методическое обеспечение программы
Помещение и оборудование.

Работа кружка проводится в кабинете технологии, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, где имеется хорошее дневное и вечернее освещение. Люминесцентные лампы обеспечивают общее освещение, близкое к естественному свету, что очень важно при подборе ниток для вышивки или декоративной отделки. В перерывах между занятиями помещение проветривается, температурный режим поддерживается в пределах от +17 до +20 °С.

Площадь кабинета достаточна для проведения занятий с группой 15 человек. Рабочие места организованы таким образом, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место.

Для выполнения машинных работ используются бытовые швейные машины с электрическим приводом, которые располагаются на рабочих столах.

Для утюжки изделий имеется гладильная доска и утюг с пароувлажнителем.

В классе имеется школьная доска для демонстрации схем, эскизов, рисунков и компьютер для показа презентаций по конструированию и моделированию швейного изделия.

Учебно-наглядные пособия.

Для проведения занятий используются наглядные пособия: готовые изделия, альбомы с образцами узоров и деталей к ним, журналы мод, схемы и инструкционные карты, электронные презентации по отдельным темам. Это помогает детям в выполнении заданий.

Материалы, инструменты и приспособления.

Ткани, материалы и нитки для выполнения личных программных работ учащиеся приобретают сами. Так же кружковцы должны иметь личный, необходимый для работы инструмент:

  • линейки масштабные для построения чертежей конструкции в масштабе;

  • лекало закройщика, для раскроя изделий;

  • сантиметровая лента для раскроя изделий и швейных работ;

  • булавки портновские;

  • ножницы для проведения раскроя, швейных работ;

  • напёрсток для предохранения пальца от укола;

  • пяльцы для выполнения вышивок;

  • колышек металлический, для образования отверстий в ткани;

  • игла швейная для выполнения швейных работ;

  • канва – это специальная ткань для вышивки крестом, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы.

  • игла для вышивки с удлиненным ушком;

  • калька для перевода рисунка, изготовления выкроек;

  • миллиметровая бумага для выполнения чертежей в масштабе, составления орнаментов.

  • тетради для записей.

У руководителя имеется запасной инструмент.

Методика проведения занятий.

Занятия в кружке проходят успешно лишь в том случае, если дети увлечены работой, поэтому необходимо правильно организовать работу и методику проведения занятий.

В организации занятий целесообразно выделить следующие этапы работы:

  1. Организационная часть.

  2. Повторение пройденного.

  3. Изложение нового материала.

  4. Подготовка к практической работе.

  5. Практическое выполнение задания.

  6. Заключительная беседа. Подведение итогов.

  7. Уборка рабочих мест.

Большая часть работы в кружке - практические занятия с учётом домашней самостоятельной работы.

В теоретической части занятия проводятся в форме бесед на эстетические, морально-этические, профессиональные темы, расширяющие кругозор учащихся; а так же в форме исследований, изучения новых способов действий.

Основное внимание на практических занятиях обращается на совершенствование навыков техники и качества выполнения изделий.

Использование метода проектов позволяет более полно раскрыть творческий потенциал учащихся. Одна из главных целей метода – развитие критического мышления, познавательных навыков, самостоятельного конструирования своих знаний, умения ориентироваться в информационном пространстве, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Результаты проектной деятельности при выполнении изделия кружковцы поэтапно фиксируют в виде дизайн – папки.

Подведение итогов проводится в форме защиты проектов, выставки и обсуждения лучших работ.

Список литературы и источников для педагога

  1. Братчик И.М. «Конструирование женской легкой одежды» В: Высш. школа 1989г. Конспект лекций

  2. Бескоровайная Г.П., Куренова С.В. «Проектирование детской одежды», 2000 г. Москва.

  3. Гуревич Н.И. Сборник проектов 6 кл Ниж-ий гуманит. центр2001

  4. Гильман Р.А. “Иголка и нитка в умных руках”, М.: Легпромбытиздат, 2002г.

  5. Дудник Г.П. История костюма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  6. Зарецкая Т.И."Азбука шитья" издательство ЭКСМО-ПРЕСС 2000г.

  7. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. М.:Институт практической психологии,1998

  8. Коблакова Е.Б и др. «Конструирование одежды с элементами САПР».

  9. Морозова Л.Н. Проектная деятельность учащихся 5-11 кл Волгоград «Учитель» 2008

  10. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, “Академия развития”, 1997г.

  11. Найденская Р.Г., Новокщенова Е.В., Трубецкова И.А. «Человек, образ, стиль», 2002 г., Москва. 365 с.

  12. Павлова М. Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников Вентана-Граф (Москва) 2003

  13. Фиалко Татьяна «Учимся кроить и шить». Минск. Полымя. 1996 (одежда для женщин и детей)

  14. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении. М.: Академия 2000 год.

  15. Юдина Е.Н., Евтушенко М.А. “Шейте сами”, “Культ-информ-пресс”, 2000г.

  16. Вышивка // Модный журнал – 2006. № 45, с. 4 – 10.

  17. Вышивка крестом // Валентина – 1995.  № 7, с.17.

  18. Узоры вышивок // Узоры вышивок – 2006.  №12, с. 11.

  19. Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ/сост. А.Г.Лазарева.- М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2004.-296с

  20. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ/под ред. Т.С.Комаровой. 2-е изд, дораб.-М.: Просвещение, 1985.-271с., ил.

  21. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

  22. Немного об истории костюма http://la-gatta-ciara.livejournal.com/22043.html

  23. Юбки http://tvoiubki.ru/category/yubka-ukorochennaya-s-relefnymi-liniyami-ot-bokovogo-shva-i-podreznymi-karmanami/

  24. Катюшенька Ру - мир шитья http://katushenka.ru/2010/11/11/shem-sami-krasivyj-fartuk-dlya-kuxni-svoimi-rukami-poshiv-i-modeli-fartukov/

  25. Учимся кроить и шить http://www.liveinternet.ru/users/3714977/rubric/1387847/


Список литературы и источников для учащихся

  1. Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся класса общеобразовательной школы  / Под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана-графф, 2003. 256 с.

  2. В.Д.Симоненко, О.В.Табурчак, Н.В.Синица и др. Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана-графф, 2001. 240 с.

  3. Михейшина М.Уроки рисования.- Минск, изд.В.М.Скакун, 1999г.

  4. 1000 узоров для вышивания//Мария Келли//ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2006

  5. «Карина» журнал мод детской одежды.

  6. Технология шитья http://www.osinka.ru/Sewing/Techniques/Guide/

  7. Ткани http://www.narodko.ru/article/cloth/