Главная страница

Протокол № от 2009г. Составитель Широкова Лариса Владимировна Учитель информатики Высшей категории


Скачать 311.33 Kb.
Название Протокол № от 2009г. Составитель Широкова Лариса Владимировна Учитель информатики Высшей категории
Дата 02.03.2016
Размер 311.33 Kb.
Тип Протокол

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 9

имени заслуженного учителя школы Российской федерации А.Н.Неверова

Дзержинского района г.Волгограда


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора пo BP _________Чернышева Е.Н.

«____» ___________ 2009 г.




УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ лицея №9

__________Жигульская И.В.

«____» ___________ 2009 г.



Дополнительная образовательная программа
СОЗДАНИЕ WEB-САЙТОВ
Для кружка по Информатики

На 1 год обучения

Для детей 11-15 лет


Утверждена на педсовете,

Протокол №___от «__»_______2009г.


Составитель

Широкова Лариса

Владимировна

Учитель информатики

Высшей категории


Волгоград, 2009г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из задач современной школы — содействовать вос­питанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информаци­онного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с ин­формационными потоками — искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структури­ровать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму; использовать ее для решения учебных и жизненных задач.

Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности уче­ника. Веб-сайт — наиболее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной инфор­мации в сети Интернет.

Курс «Создание Web-сайтов» предлагается для учащихся 6 -9 классов основной школы. Занятия вклю­чают практическое освоение техники создания веб-­страниц, тематических сайтов, информа­ционно-справочных и иных сайтов.

Курс рассчитан на 60 часов, которые проводятся в те­чение учебного года по 2 часа в неделю. Возможно, и бо­лее сжатое по времени изучение курса с использованием проектного метода обучения или технологии «погруже­ния». Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по приме­нению освоенных способов веб-строительства в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбо­ру интернет- профессий, предусматривающих веб-мас­теринг.
Учебно-методический комплект курса обеспечивается учебным пособием для учеников, дан­ным методическим пособием для учителя, а также компьютерами и компьютерными программами, обо­значенными в программе курса, такими как:

  • операционная система Windows (98, ME, 2000, ХР);

  • MS Office (\ford);

  • браузер (Internet Explorer, Netscape Communicator или Opera);

  • редактор веб-сайтов (Dreamweaver, FrontPage или др-);

  • графический редактор (Paint, Photoshop или др.);

  • программа Flash, редакторы для создания анима­ций;

  • программа FTP.

Наиболее эффективны занятия при наличии выхода в Интернет. В то же время большая часть работы доступ­на школьникам без подключения к Сети. Сайты могут создаваться учащимися и в локальной сети.

В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняются ежегодно), а также разделы «Справка» в изу­чаемых компьютерных программах и материалы в сети Интернет, специализированные списки рассылки по тематике веб-дизайна, например, на сайте Subscribe.ru. Выработка навыка самостоятельного изучения програм­мных средств позволит ученику в дальнейшем продол­жать индивидуальное образование.

Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с инфор­мацией — из информатики и ИКТ, конкретные приме­ры и задачи — из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как матема­тика, физика, литература, русский и английский языки, история и других, вполне может использоваться учащи­мися в процессе конструирования сайтов соответствую­щей тематики.
Техническое обеспечение курса.

Полно­ценное изучение информатики и информационных тех­нологий немыслимо без современной техники. Однако обеспечение школ современной техникой, прежде всего компьютерами и доступом в Интернет, пока недостаточ­но. Но даже в этих условиях данный курс может проводиться.

При организации в школе занятий можно рассчиты­вать на другие ресурсы. Известно, что парк домашних компьютеров развивается быстрее, чем в школах. Уче­ники имеют возможность дома выполнить задания на компьютере. При соответствующей организации до­машних заданий учитель может рассчитывать на опре­деленные результаты детей по изучаемому курсу. Поэто­му курс предусматривает специальные задания для уче­ников, имеющих дома компьютер.

Кроме домашних компьютеров в самих школах име­ются компьютерные классы, в которых проводятся компьютерные кружки, клубы, дополнительные вне­урочные занятия. Существует сеть учреждений дополни­тельного образования, где дети могут осваивать техни­ко-технологическую сторону курса информатики. Эти возможности необходимо использовать, особенно для интересующихся веб - дизайном. От учителя в этом слу­чае требуется поддержка внеурочной компьютерной де­ятельности учащихся, использование их опыта как кон­сультантов во время уроков, поручение им функций ор­ганизаторов коллективных творческих работ.

Курс служит средством внутри профильной специ­ализации в области новых информационных техноло­гий, что способствует созданию дополнительных усло­вий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся технологического профиля. Его задачей является также подготовка школьников к осоз­нанному выбору интернет - профессий, предусматри­вающих веб- мастеринг.

Курс может с успехом использоваться не только в тех­нологическом, но и в других профилях старшей школы, поскольку веб- стиль деятельности относится ко всем сферам современного общества — гуманитарным, естест­веннонаучным, социальным, экономическим, сервис­ным и другим. .
Общие рекомендации к курсу «Создание Web-сайтов»
Концепция курса
Основа курса — личностная, практическая и продуктив­ная направленность занятий. Для этого необходимо предоставить ученикам возможность личностного само­определения и самореализации по отношению к стреми­тельно развивающимся информационно-коммуникаци­онным технологиям и ресурсам, т. е. необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий, каж­дый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является веб-сайт и его элементы.

Каждый учащийся создает сначала простейшие веб­- страницы, затем их отдельные элементы и целостные веб- сайты. Освоение знаний и способов веб- констру­ирования происходит в ходе разработки учениками сай­тов на темы, которые они определяют для себя само­стоятельно. Осознание и присвоение учащимися дости­гаемых результатов происходит с помощью рефлексив­ных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.

Другая направленность курса–компетентностная. Информационные и коммуникационные компетенции являются ведущими при подготовке и планировании занятий. Подробнее о компетенциях будет сказано да­лее.
Основные цели курса по отношению к деятельности учащихся


  • Освоить элементарные способы проектирования, конструирования, размещения и сопровождения веб­сайта в сети Интернет.

  • Приобрести первичные навыки программирова­ния на языках HTML, Dynamic HTML, CSS; познако­миться с HTML-редакторами.

  • Познакомиться с основами веб- дизайна и на­учиться применять их при разработке веб- страниц.

  • Создать и разместить в сети Интернет собствен­ный веб- сайт (веб-страницы) по выбранной тематике.

Задачи курса


  • Познакомиться с видами веб- сайтов, их функци­ональными, структурными и технологическими особен­ностями.

  • Научиться ориентироваться и продуктивно дейст­вовать в информационном интернет- пространстве, ис­пользуя для достижения своих целей создаваемые веб- ресурсы.

  • Сформировать целостное представление об ин­формационной картине мира средствами «Всемирной паутины». Научиться способам представления инфор­мации в сети Интернет.

  • Научиться основам работы с программами Dream­weaver и Flash (или аналогичными).

  • Изучить способы научно-технического мышления и деятельности, направленные на самостоятельное твор­ческое познание и исследование информационной части сетевого пространства.

  • Реализовать коммуникативные, технические и эв­ристические способности в ходе проектирования и кон­струирования сайтов.

  • Овладеть элементами информационной и теле­коммуникационной компетенций по отношению к зна­ниям, умениям и опыту конструирования веб-сайтов.

  • Овладеть навыками работы в коллективе с комп­лексными веб-проектами.


Ключевые компетенции
Компетентностная ориентация курса требует рассмот­рения понятия компетенции.

Компетенция (от лат. competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обла­дает познаниями и опытом. Компетентный в определен­ной области человек обладает соответствующими зна­ниями и способностями, позволяющими ему обоснован­но судить об этой области и эффективно действовать в ней. Поскольку мы имеем дело с образованием, то и речь будем вести об образовательных компетенциях.

Образовательная компетенция — совокупность взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, уме­ний, навыков и опыта деятельности ученика по отноше­нию к определенному кругу объектов реальной действи­тельности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Следует отличать компетенции от компетентностей. Компетенция — отчужденное, наперед заданное со­циальное требование (норма) к образовательной под­готовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность — владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его лич­ностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность — уже состоявшееся личностное ка­чество (совокупность качеств) ученика и минималь­ный опыт деятельности в заданной сфере. Компетент­ность — совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его де­ятельности в определенной социально и личностно зна­чимой сфере.

Различают компетенции: ключевые (относятся к об­щему содержанию образования), общепредметные (от­носятся к определенному кругу учебных предметов и об­разовательных областей), предметные (частные по от­ношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность форми­рования в рамках учебных предметов).
Ключевые компетенции:


  • ценностно-смысловые (мировоззрение, ценно­стные ориентиры ученика, механизмы самоопределения в различных ситуациях);

  • общекультурные (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и чело­вечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; ком­петенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);

  • учебно-познавательные (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целепо-лагание, планирование, анализ, рефлексия, самооцен­ка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность);

  • информационные (поиск, анализ и отбор необ­ходимой информации, ее преобразование, сохранение и
    передача; владение современными информационными технологиями);

  • коммуникативные (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, вла­дение различными социальными ролями);

  • социально-трудовые (выполнение роли гражда­нина, наблюдателя, избирателя, представителя, потре­бителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи);

  • компетенции личностного самосовершен­ствования (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегу­ляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собст­венном здоровье, внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности). Функции образовательных компетенций:

  • отражают социальный заказ на минимальную под­готовленность молодых граждан для повседневной жизни в окружающем мире;

  • являются условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его от­чуждения от образования;

  • задают реальные объекты окружающей действи­тельности для целевого комплексного приложения зна­ний, умений и способов деятельности;

  • задают минимальный опыт предметной деятель­ности ученика, необходимый для овладения способнос­тями и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;

  • имеют присутствие в различных учебных предме­тах и образовательных областях, т. е. являются мета- предметными элементами содержания образования;

  • позволяют связать теоретические знания с их прак­тическим использованием для решения конкретных за­дач;

  • представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и средствами организа­ции комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

  • Дадим пояснения двум типам ключевых компетен­ций, которые являются ведущими в данном курсе, это коммуникативные и информационные компетенции.


Коммуникативные компетенции:


  • уметь представить себя устно и письменно, напи­сать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

  • уметь представлять свой класс, школу, страну в си­туациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знания иностранного языка;

  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеть разными видами речевой деятельности (монологом, диалогом, чтением, письмом), лингвисти­ческой и языковой компетенцией;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения, уме­ниями искать и находить компромиссы;

  • иметь позитивные навыки общения в поликуль­турном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и со­циальных групп.

Информационные компетенции:

    • владеть навыками работы с различными источни­ками информации: книгами, учебниками, справочника­ми, атласами, картами, определителями, энциклопедия­ми, каталогами, словарями, Интернетом, компакт-ди­сками;

    • самостоятельно искать, извлекать, систематизиро­вать, анализировать и отбирать необходимую для реше­ния учебных задач информацию, организовывать, пре­образовывать, сохранять и передавать ее;

    • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяе­мую по каналам СМИ;

    • владеть навыками использования информацион­ных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, прин­тера, модема, копира;

    • применять для решения учебных задач информа­ционные и телекоммуникационные технологии: аудио- и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Перечисленные компетенции являются ориентирами для конкретизации учителем целей проводимых заня­тий и контроля результативности обучения учащихся.
Примерное тематическое планирование


Тема

Количество часов

Введение.Моя веб-страничка




Техника безопасности.Введение. Моя веб-страничка

7

1. Что такое теги и как они окрашивают жизнь

2. Способы выделения текста

3.Творческая работа «Самопрезентация»

2. Графика

4. Рисунки и фотографии в сети Интернет

5. Графика на веб-страницах

6. Творческая работа «Совершенствование вида сайта»

4

3. Гипертекстовый документ

7. Как с удобством путешествовать по сайту

8. Творческая работа «Выполнение и защита небольшого проекта»

6

4. Типы сайтов

9. Какие бывают сайты

10. На сайте — с удобством

11. Критерии оценки сайтов

12. Оформление оценочной таблицы

13. Творческая работа «Оценка сайта»

4

5. Основы HTML

14. Таблицы

15. Фреймы

16. Формы

17. Творческая работа «Разделяй и властвуй»

8

6. Редакторы сайтов

18. Технология создания сайта

19. Изображение

20. Размещение информации в слоях

21. Работа с картой

22. Творческая работа «Лучшая новость —о себе»

8

Глава 8. Проектирование сайта

23. Анализ хороших сайтов

24. Цели создания сайта

25. Концептуальное, логическое и физическое проектирование сайта

26. Особенности проектирования сайтов

27. Навигация по сайту

28. Юзабилити

29. Творческая работа «Информационноепроектирование сайта»

8

Глава 9. Основы веб-дизайна

30. Что такое стильный дизайн?

31. Текст и шрифт — «кирпичики» сайта

32. Графика на веб-страницах

33. Внешний вид сайта

34. Композиция на веб-страницах

35. Творческая работа «Сайт класса должен быть привлекательным!»

8

Глава 10. Размещение, раскрутка и поддержка сайта в Сети

36. Размещение сайта в Сети

37. Раскрутка сайта

38. Творческая работа «Как проснуться из­вестным!»

4

Глава 11. Зачетная работа

39. Этапы создания сайта

40. Организация работы

41. Техническое задание

3

Итого

60


Требования к уровню подготовки учащихся
В рамках курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • знать принципы и структуру устройства Всемир­ной паутины, формы представления и управления ин­формацией в сети Интернет;

  • уметь найти, сохранить и систематизировать необ­ходимую информацию из сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;

  • знать виды веб-сайтов, уметь произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отноше­нию к их структуре, содержанию, дизайну и функци­ональности;

  • уметь спроектировать, изготовить и разместить в сети веб-сайт объемом 5—10 страниц на заданную тему;

  • уметь программировать на языках HTML, DynamicHTML, CSS на уровне создания не менее 3—5 элемен­тов сайта;

  • знать и уметь применять при создании веб-страницы основные принципы веб-дизайна;

  • владеть способами работы с изученными програм-1мами (браузерами IE, NN, Opera; редакторами сайтом Flash, FTP и др.);

  • уметь передавать информацию в Интернет с по­ мощью протокола FTP, специальных программ, веб- форм;

  • владеть приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению сайта;

  • иметь опыт коллективного сотрудничества при конструировании веб- сайтов;

  • иметь опыт разработки и публичной защиты со­зданного сайта;

  • осуществлять рефлексивную деятельность, оцени­вать свои результаты, корректировать дальнейшую де­ятельность по сайтостроительству.


Способы оценки уровня достижений учащихся
Основой оценивания деятельности каждого ученика яв­ляются результаты анализа его образовательной продук­ции и деятельности по ее созданию.

Предметом диагностики, контроля и оценки в дан­ном курсе являются:

  1. внешние образовательные продукты учеников: созданные ими веб- страницы, их элементы, сайты и т. п.;

  2. внутренние личностные качества учеников: осво­енные ими способы деятельности, знания, умения, ко­торые относятся к содержанию курса.

Качество образовательной продукции учеников оценивается по устанавливаемым в каждом случае критериям. Например, созданный учеником веб- сайт (веб- страница) может быть оценен по следующим критериям:

  • идея сайта;

  • соответствие структуры и содержания сайта его на значению;

  • знать и уметь применять при создании веб- страницы основные принципы веб- дизайна;

  • владеть способами работы с изученными програм­мами (браузерами IE, NN, Opera; редакторами сайтов Flash, FTP и др.);

  • уметь передавать информацию в Интернет с по­мощью протокола FTP, специальных программ, веб- форм;

  • владеть приемами организации и самоорганиза­ции работы по изготовлению сайта;

  • иметь опыт коллективного сотрудничества при конструировании веб- сайтов;

  • иметь опыт разработки и публичной защиты со­зданного сайта;

  • осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по сайтостроительству.


Способы оценки уровня достижений учащихся
Основой оценивания деятельности каждого ученика являются результаты анализа его образовательной продукции и деятельности по ее созданию.

Предметом диагностики, контроля и оценки в данном курсе являются:

  1. внешние образовательные продукты учеников: созданные ими веб-страницы, их элементы, сайты и т. п.;

  2. внутренние личностные качества учеников: освоенные ими способы деятельности, знания, умения, которые относятся к содержанию курса. Качество образовательной продукции учеников оценивается по устанавливаемым в каждом случае критериям. Например, созданный учеником веб-сайт (веб- страница) может быть оценен по следующим критериям:

  • идея сайта;

  • соответствие структуры и содержания сайта его на­значению;

  • –степень оригинальности, количество творческих элементов сайта;

  • дизайн сайта, использованные графические воз­можности;

  • уровень технического исполнения сайта;

  • интерактивность сайта;

  • пользовательские возможности сайта, удобство его использования.

Для диагностики освоенных учеником умений и спо­собов деятельности применяются рефлексивные зада­ния. Ученик устно или письменно описывает этапы своей деятельности, возникающие проблемы, применяемые способы их решения. Рефлексивные материалы учени­ков служат предметом оценки уровня развития их лич­ностных качеств — знаний, умений, способностей.

Учитель оценивает уровень развития личностных ка­честв учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические, дизайнерские, ком­муникативные, креативные, оргдеятельностные, реф­лексивные качества.

Оценка имеет различные способы выражения — уст­ные суждения педагога, письменные качественные ха­рактеристики, систематизированные по заданным пара­метрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достиже­ния учеником минимально необходимых результатов курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных обра­зовательных программах учеников.

Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагогаобучение учащихся навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит учащихся формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особен­ностей образовательного продуктасоздавае­мого сайта.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

  2. взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

  3. публичная защита выполненных учащимися твор­ческих работ (индивидуальных и групповых);

  4. текущая диагностика и оценка учителем деятель­ности школьников;

  5. итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуаль­ной образовательной программой по курсу;

  6. итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образова­тельной характеристики.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета, олимпиады или защиты, творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса.

Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой ука­зывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.

Формы и методы обучения

Единицей учебного процесса является блок уроков (глава в учебном пособии). Каждый такой блок охваты­вает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В тематической программе количество ча­сов на изучение материала определено для блоков уро­ков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения произво­дится учителем самостоятельно.

Каждая тема курса начинается с постановки зада­чи — характеристики образовательного продукта, кото­рый предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит веб-экскурсию, мультимедийную презента­цию, комментированный обзор сайтов или демонстра­цию слайдов.

Для учителя изучение нового материала носит сопро­вождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта — графического файла, эскиза веб-страницы, элемента сайта и т. п.

Далее проводится тренинг по отработке умений вы­полнять технические задачи, соответствующие мини­мальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую ра­боту по созданию учениками определенного образова­тельного продукта, например веб-сайта.

В ходе обучения учащимся могут предлагаться корот­кие (5—10 минут) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Выполнение контрольных работ способствует мобилизации и пере­ключению внимания на осмысливание материала изу­чаемой темы.

Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит индикатором успешности образова­тельного процесса.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию сайта. Вы­полнение проектов завершается их защитой и рефлек­сивной оценкой.
Основная форма занятийпрактикум
Основной тип занятий в данном курсе — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в Интернет желателен, но не обя­зателен. Многие работы ученики могут выполнять без подключения к Сети.

Проведению практикума предшествуют вступительные лекции (например, веб-презентации) и ин­структивные занятия. В процессе проведения практикума применяются приемы актуализации опорных знаний учащихся.

Возможная структура начальных занятий практикума:

  • сообщение темы и целей практикума;

  • актуализация опорных знаний учащихся;

  • мотивация их учебной деятельности; ознакомление с инструкцией;

  • подбор необходимого оборудования и материалом

  • выполнение работы учащимися;

  • составление отчета;

  • обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов;

  • защита результатов;

  • рефлексия деятельности.

Средством управления деятельностью школьнике во время практикума служат инструкции, в который излагаются правила и последовательность действий школьников, дается информация о повторении необходимого материала, приводятся описания и изображения лабораторного оборудования, принципов его действия и способов использования, указывается порядок выполнения заданий, контрольные вопросы по теме и дополнительная литература.

Алгоритмическое выполнение работ не исключает их творческого и исследовательского уровня: проверку до­стоверности определенных закономерностей, теоретиче­ских положений, измерение постоянных величин и т. п. В ходе практикума ученики решают задачи творческого характера: ставят опыты, проводят исследования
Выполнение и защита творческих проектов
Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер учебной деятельности всех его участников по достижению конкретного образовательного результата в заданный промежуток времени.

Ученикам обычно нравится разрабатывать, демонст­рировать и обсуждать свои творческие достижения среди сверстников.

Чтобы реализовать проект по созданию веб-сайта, необходимо определить: общую тему, в рамках которой; будет проводиться проект; актуальность проекта, т. е. зачем он нужен; название проекта как предмет ученического исследования или другой их деятельности; сроки реализации проекта; состав участников; цели проекта,

основные задачи, направления, из которых складывает­ся проект; этапы реализации проекта с конкретными предполагаемыми результатами, например в форме таб­лицы со структурой: сроки, название этапа, участники, виды деятельности, координатор этапа, ожидаемый ре­зультат.

Затем необходимо подробно обсудить и описать клю­чевые элементы проекта (цели и план проведения ввод­ного занятия с участниками проекта, структуру и форму диагностики их подготовки и мотивации, содержание анкет, структуру стартового занятия, сроки и задачи ло­кальных проектов внутри общего проекта); ожидаемые трудности и проблемы, способы их решения; перечень основных образовательных продуктов, ожидаемых на отдельных этапах и в итоге проекта; критерии оценки результатов проекта по каждому его направлению и в целом.

На этапе планирования проекта определяется состав его непосредственных организаторов, не обязательно связанных между собой очно. Конструирование проекта проводится на основе по­ложения о проекте, которое служит затем ориентиром Деятельности всех его участников и организаторов.
Методы формирования компетентности
Отбор методов обучения, применяемых в данном курсе, обусловлен необходимостью формирования информа­ционной и коммуникативной компетентностей стар­шеклассников. Решение данной задачи обеспечено на­личием в программе курса следующих элементов дан­ных компетенций:

  • социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать, размещать и под­держивать сайты);

  • личностная значимость компетенции (зачем уче­нику необходимо быть компетентным в области сайто-строительства);

  • перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (веб-страница,сайт, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);

  • знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;

  • способы деятельности по отношению к данным объектам;

  • минимально необходимый опыт деятельности уче­ника в сфере данной компетенции;

  • индикаторы — учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности уче­ника.

Освоение ключевых способов деятельности происхо­дит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Методические рекомендации по организа­ции индивидуальных и групповых форм занятий, ис­пользованию тех или иных методов обучения содержат­ся в пособии для учителя по данному курсу.

Рефлексия в обучении
Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — про­цесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия в обучении — мыследе-ятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Рефлексия относится к содержанию предметных знаний и деятельности субъекта; подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальней­шем.

Рефлексивная деятельность — необходимый атрибут деятельности ученика. Цели образовательной рефлек­сии: вспомнить, выявить и осознать основные компо­ненты деятельности — ее смысл, типы, способы, про­блемы, пути их решения, полученные результаты и т. п. Без понимания способов своего учения, механизмов по­знания и мыследеятельности, учащиеся не смогут при­своить тех знаний, которые они добыли. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые резуль­таты, переопределить цели дальнейшей работы, скор­ректировать свой образовательный путь. Если физиче­ские органы чувств для человека есть источник его внешнего опыта, то рефлексия — источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инстру­мент мышления.

Методика организации рефлексии ученика на занятиях включает следующие этапы:

  • остановка предметной деятельности;

  • восстановление последовательности выполненных действий;

  • изучение составленной последовательности дейст­вий;

  • формулирование результатов;

  • проверка гипотез в последующей деятельности.

В результате образовательной деятельности ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания. Эти знания отличаются от первичной инфор­мационной среды, в которой происходила эта деятель­ность. Основными отличиями «знаниевого» продукта ученика являются усвоенные им способы деятельности, понимание смысла изучаемой среды, самоопределение относительно нее и личное информационное и знаниевое приращение ученика.

Результат рефлексии фиксируется учеником в виде особого проявленного содержания образования. Ученик осмысливает свой начальный уровень знаний и пред­ставлений, сопоставляет его с конечным уровнем, опре­деляет, в чем и насколько (качественно и количествен­но) произошли у него изменения.

Отрефлексированное знание как личностное прира­щение ученика включает в себя совокупность следую­щих компонентов:

  • «знаю что» (информация о содержании своего зна­ния и незнания);

  • «знаю как» (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);

  • «знаю зачем» (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);

  • «знаю я» (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).

В каждой главе учебного пособия для школьников по данному курсу содержатся рефлексивные задания.

Рефлексия связана с другим важным действием — целеполаганием. Постановка учеником целей своего об­разования предполагает их выполнение и последующую рефлексию — осознание способов достижения постав­ленных целей. Рефлексия в этом случае — не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей ей.
1. Программа занятий по курсу «Технология создания сайтов»
1. Введение. Моя веб-страничка

Основные понятия: гипертекст, HTML, тег, браузер, веб-страница, разметка, структура документа, заголо­вок, тело.

Содержание темы

Техническая часть. Что необходимо для работы.

Теги HTML

Структура веб-страницы. Заголовок документа. Тело документа. Атрибуты тегов. Цвет фона. Изображение как фон. Цвет текста. Цвета.

Способы выделения текста

Размер и форма шрифта. Теги форматирования текс­та. Взаимодействие тегов. Текстовые блоки. Заголовки. Абзацы. Перевод строки. Разделительная линия.

Творческая работа «Самопрезентация»

Самооценка. Рефлексия.

2. Графика

Основные понятия: растровый формат, векторный формат, метафайлы, рамки изображения, выравнива­ние, обтекание.

Содержание темы

Рисунки и фотографии с сети Интернет

Параметры графических файлов. Растровые форма­ты: JPEG; GIF; PNG. Векторные форматы. Достоинства и недостатки растровых и векторных форматов. Мета­файлы. Графические редакторы.

Графика на веб-страницах

Как создать графический файл для веб-страницы. Прозрачная графика. Связывание графического файла с HTML-документом. Изображения в HTML-документе. Дополнительная информация.
Творческая работа «Совершенствование вида сайта»

Самооценка. Рефлексия.

3. Гипертекстовый документ

Основные понятия: организация информации, гипер­текстовые ссылки, внутренние ссылки, активные ссыл­ки, посещенные ссылки, абсолютные адреса, относи­тельные адреса.

Содержание темы Организация информации на сайте

Разработка сценария гипертекстового документа, со­стоящего из нескольких файлов. Гипертекстовые ссыл­ки. За пределами документа. Текстовые ссылки. Изо­бражения-ссылки. Главный тег Интернета. Абсолютные адреса. Относительные адреса. Создание нового окна. Внутренние ссылки. Задание цвета ссылок на веб-стра­нице. Задание цвета отдельных ссылок. Цвет и наличие рамок у изображений-ссылок. Ссылка на адрес элек­тронной почты.

Творческая работа «Выполнение и защита небольшого проекта»

Самооценка. Рефлексия.

4. Типы сайтов

Основные понятия: Виды сайтов, критерии оценки, дизайн, навигация, эргономика, юзабилити, скорость загрузки, интерактивность, чат, форум, гостевая книга.

Содержание темы

Какие бывают сайты

Основные типы сайтов, их название. Цели использо­вания сайта. Стили оформления. Рекомендации по ор­ганизации информации. Оптимизация веб-страниц.

Удобство использования сайта

Основные методы юзабилити. Восприятие информа­ции.

Критерии оценки сайтов

Юзабилити. Структура и навигация сайтов. Контент (содержание). Внешний вид. Обратная связь. Интерак­тивность.

Оформление оценочной таблицы

Творческая работа «Оценка сайта»

Доработка оценочной таблицы и исследование вы­полненных проектов.

Самооценка. Рефлексия.

5. Основы HTML

Основные понятия: списки, таблицы, фреймы, фор­мы, мегатеги, интерактивность.

Содержание темы

Таблицы

Структура таблицы. Основные теги. Лишние ячейки. Пустые ячейки. Объединение ячеек. Разделение ячейки. Вложение таблицы. Цвета фона. Цвет рамки. Поля.

Фреймы

Как работают фреймы. Достоинства фреймов. Не­достатки фреймов. Создание фреймов. Ссылки внутри фреймов. Рамки. Изменение размеров. Полосы про­крутки. Плавающие фреймы. Фреймы — хорошо или плохо?

Формы

Добавление формы на страницу. Кнопки (передачи и сброса). Поле со списком. Отправка файла. Метатеги. Творческая работа «Разделяй и властвуй»

Размещение информации страницы сайта в таблице и во фреймовой структуре. Самооценка. Рефлексия.

6. Редакторы сайтов

Основные понятия: редактор веб-страниц, активные элементы, динамический язык, сценарий, баннер, сер­вер, администрирование.

Содержание темы

Технология создания сайта

Выбор редактора. Создание нового сайта. Создание новых файлов и папок. Настройка характеристик веб-страницы. Фон. Текст.

Изображение

Гиперссылки. Интерактивное изображение. Созда­ние панели навигации. Настройка предпочтений для ре­дактирования сайта. Использование таблиц. Использо­вание слоев. Использование фреймов.

Работа с картой сайта

Главная страница. Доступ к HTML-коду веб-стра­ницы.

Творческая работа «Лучшая новостьо себе»

Самооценка. Рефлексия.

7. Стандарт CSS и таблицы стилей Основные понятия: каскадные таблицы стилей, CSS, внешняя таблица стилей, внутренняя таблица стилей, стиль тега, наследование, селектор, класс, Ш-класс, построковый элемент, блочный элемент, позиционирова­ние, взаимодействие стилей, каскадность стилей.

Содержание темы Каскадные таблицы стилей

Назначение CSS. Каскадные таблицы стилей. Осно­вы CSS. Размер в CSS. Значение свойств в CSS. Ком­ментарии.

Создание таблицы стилей

Синтаксис. Наследование свойств тега. Контекстные селекторы. Шрифт и текст. Фон.

Применение таблиц стилей к части страницы

Классы. Подклассы. Личный тег. Строковый элемент . Блочный элемент
. Свойство блоков. Гра­ница (border). Обтекание блока текста. Позиционирова­ние. Избранные страницы. Стиль персональный. При­менение стиля для тега.

Взаимодействие стилей

Каскадность стилей и приоритеты. Ссылки как укра­шение. ID-классы. Способы задания стиля. Динамиче­ский HTML.

Творческая работа «Технический проект»

Самооценка. Рефлексия.

8. Проектирование сайта

Основные понятия: концепция сайта, цели сайта, структура сайта, карта сайта, пользователи, навигация.

Содержание темы Анализ хороших сайтов

Выбор критериев. Выбор критериев при оценке сай­тов.

Цели создания сайта

Проектирование сайта

Концептуальное, логическое и физическое проекти­рование сайта.

Особенности проектирования сайтов

Этапы проектирования сайта

Принципы проектирования сайта. Организация ин­формации.

Навигация по сайту. Юзабилити

Творческая работа «Информационное проектирование сайта»

Самооценка. Рефлексия.

9. Основы веб-дизайна

Основные понятия: Дизайн, векторная и растровая графика, графический редактор, инструменты, фильт­ры, графические примитивы, палитра цветов, формат графического файла, заголовки, текст, разделы, ссылки, термины, эффективность рекламы.

Содержание темы

Стиль сайта

Элементы веб-страницы. Информационная архитек­тура. Макет страницы. Единство стиля. Внесение разно­образия. Распределение информации на веб-странице.

Текст и шрифт кирпичики сайта

Оформление ссылок. Форматирование текста. По­нятность и читаемость текста. Основные элементы текс­та. Тема, название, заголовки. Фон.

Графика на веб-страницах

Местоположение эмблем и навигационных элемен­тов. Изображения в миниатюре. Логотипы. Интерак­тивность. Советы по графике.

Внешний вид сайта

Управление внешним видом сайта. Особенности на­чальной страницы. Основные принципы веб-дизайна. Уменьшение размера текста и графики. Разделение про­странства страницы. Исключение длинных колонок. Формы.

Композиция веб-страниц

Основные правила композиции. Средства компози­ции. Цвет. Психология цвета. Отдельные цвета. Главные ошибки в веб-дизайне.

Творческая работа «Сайт класса должен быть привлекательным!»

Самооценка. Рефлексия.

10. Размещение, раскрутка и поддержка сайта в Сети

Основные понятия: Интернет, IP-адрес, домен, про­вайдер, хостинг, трафик, доступ по коммутируемым ка­налам, выделенная линия, модем, скорость передачи информации, администрирование сайта, протоколы FTP, TCP/IP, HTML, релевантность запросов, скорость загрузки, критичность размеров файлов изображений и веб-страниц сайта, счетчик, поисковые системы, поис­ковые роботы, рейтинг ресурса, баннер, метатеги, клю­чевые слова, содержание, заголовки страниц, эффекты дизайна, интерактивность, баннерный обмен, обмен страницами.

Содержание темы

Размещение сайта в Сети

Регистрация доменных имен. Хостинг сайта. Услуги провайдера и критерии их выбора. Доступ к сайту. До­полнительные услуги провайдера. Доверие к сайту. По­вышение доверия к сайту. Понижение доверия к сайту.

Раскрутка сайта

Методы раскрутки. Распространенные мифы. Поис­ковые сайты и каталоги. Плюсы поисковых систем. Ми­нусы поисковых систем. Критерии пригодности сайта к индексированию поисковыми системами. Текстовые критерии. Ссылочно-расчетные критерии. Каталожные критерии. Ссылочно-текстовые критерии. Поисковые запросы. Поисковые каталоги. Баннерообменные сети. Рейтинги.

Творческая работа «Как проснуться известным!»

Самооценка. Рефлексия.

7. Зачетная работа

Основные понятия: веб-студия, заказчик, арт-директор, вебмастер, кодер, программист, верстальщик, ме­неджер, техническое задание, разделение труда, проек­тирование, изготовление, размещение, тестирование сайта, экспертная оценка.

Содержание темы

Этапы создания сайта

Организация работы

Выбор темы сайта. Заказчик сайта. Создание коман­ды. Распределение функций. Работа в группе. Этапы и сроки выполнения работ.

Техническое задание на разработку дизайна сайта

Самооценка и оценка. Рефлексия.

12. Олимпиада по веб-дизайну

Основные понятия: эвристическая олимпиада, кре­атив, дизайн, макет, логотип, фирменный стиль, баннер, графика.

Содержание темы

Хочешь быть дизайнером — будь им! Особенности эвристических олимпиад. Технические требования к оформлению работ. Примеры олимпиадных заданий. Дистанционные олимпиады.