Главная страница

Протокол № От 20 г. Утверждаю Директор моу сош №25 В. М. Белоук


Скачать 68.05 Kb.
Название Протокол № От 20 г. Утверждаю Директор моу сош №25 В. М. Белоук
Дата 08.03.2016
Размер 68.05 Kb.
Тип Протокол




Рассмотрено на заседании МО

Учителей

Протокол № ______________

От «___» ___________ 20__ г.

Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 25

В.М. Белоук ____________

«_____» ________________





Согласовано
Заместитель директора по УВР

____________ О.В. Пальчунова

«____» _______________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по истории

Историческое краеведение

для учащихся 8 класса

на 20__ - 20__ учебный год

количество часов в неделю – 1

количество часов в год – 34
Учитель: Морозова М.С.

Пояснительная записка

«Как нет человека без самолюбия, так

нет человека без любви к Отечеству,

родному краю»

(К.Д. Ушинский)
Волгоградская область, в которой мы живем, является частицей русской земли. Основанный для защиты Русского государства от кочевников, Царицын (теперешний Волгоград) надежно охранял волжский торговый путь. Выражая протест против насилия и угнетения, беднота Волги и Дона сражалась в первых рядах восставших отрядов Степана Разина и Емельяна Пугачева. Участвовали царицынские рабочие и в событиях революций 1905 и 1917 годов, и в гражданской войне. О сталинградском сражении Великой Отечественной войны, где потерпели сокрушительный разгром немецко-фашистские войска, знает весь мир. Отсюда начала великий освободительный поход на запад Советская Армия. Мужество и героизм сталинградцев были отмечены самыми высокими наградами Родины. Много лет прошло после окончания Великой Отечественной войны. За это время выросли новые поколения людей, отстроены села и города, осыпались и поросли травою окопы, но и поныне хранит каждая пядь волгоградской земли священную память о мужестве и героизме советских людей.

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своего Отечества. Для того чтобы патриотизм мог стать нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через не – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности. Изучение родного края, способствуя воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – действительно актуальная проблема нашего времени. И именно школьное краеведение выступает в роли мощного педагогического средства воспитания духовных основ патриотизма у подрастающего поколения.

Курс «Историческое краеведение» является специальным. Он рассчитан на 34 учебных часа в год (одно занятие в неделю). В содержании курса содержится интересный исторический материал по истории родного края с древнейших времен до наших дней. Трактовка вопросов показана на широком фоне общероссийских исторических процессов и событий.

Цель курса:

1.воспитание патриотизма и гражданственности обучающихся

Задачи курса:

1.воспитание любви к родному краю, а через него – к Родине.

2.расширение исторического кругозора учащихся 8 класса

3.воспитание нравственных, эстетических и мировоззренческих установок учащихся 8 класса

4. развитие внимания, памяти, речи и мышления учащихся 8 класса




Тема

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Первые сведения из истории нашего края

1







2

Древние народы Нижнего Поволжья

1







3,4

Древние народы Нижнего Поволжья

2







5

Древние народы Нижнего Поволжья

1







6

Повторение и обобщение изученного

1







7,8,9

Основание Царицына

3







10

Установление крепостного права и образование казачества

1







11

Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина

1







12

Повторение и обобщение изученного

1







13

Наш край в конце 18-первой половине 19 века

1







14,15

Наш край в конце 19-начале 20 века

2







16

Повторение и обобщение изученного

1







17

Наш край в годы революции и гражданской войны. Город меняет название: Сталинград.

1







18,19

Сталинград в 20-30-е годы

2







20,21

Сталинград накануне Великой Отечественной войны.

2







22

Повторение и обобщение изученного

1







23,24,25

Сталинградская битва в Великой Отечественной войне. Ход сражения. Значение победы под Сталинградом. Герои-полководцы Сталинградской битвы.

3







26,27

Сталинградцы на фронтах Великой Отечественной войны. Тыл: роль о.Сарпинский в Сталинградской битве. Страницы истории Кировского района.

2







28,29

Повторение и обобщение изученного

2







30,31

Сталинград и область в 1943-1945 годах. Восстановление города

2







32,33

Город в послевоенные годы. Сталинград-Волгоград. Современный Волгоград

2







34

Обобщение и закрепление изученного материала

1






Учебно-тематический план

Литература

1.Авторские дополнительные образовательные программы по краеведению. Под ред. М.А. Горбовой. Волгоград, 2004

2.Бартеньева В.А. Воспитательные программы для учащихся 7-11 классов. Волгоград, 2009

3.Герасимова Т. Эти удивительные сталинградцы. Волгоград, 2002.

4.Гончаренко Г.Г. Битва на Волге. Детская литература, 1976.

5.Долгачев И.Г. Язык земли родного края. Нижне-волжское книжное издательство, 1989.

6.Колесниченко В.С. Родная земля волгоградская. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 7-10 классов. Нижне-волжское книжное издательство, 1976

7.Попов П.П. Слово о старой Сарепте. Волгоград, 1994.

8.Хроника Сталинградской битвы (65-летию Сталинградской битвы посвящается)

9.Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников. Под ред. М.М. Загорулько. Волгоградское научное издательство, 2005.