|
Протокол № От 20 г. Утверждаю Директор моу сош №25 В. М. Белоук
Рассмотрено на заседании МО
Учителей
Протокол № ______________
От «___» ___________ 20__ г.
|
Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 25
В.М. Белоук ____________
«_____» ________________
|
|
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________ О.В. Пальчунова
«____» _______________20___ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по истории
Историческое краеведение
для учащихся 8 класса
на 20__ - 20__ учебный год
количество часов в неделю – 1
количество часов в год – 34
Учитель: Морозова М.С.
Пояснительная записка
«Как нет человека без самолюбия, так
нет человека без любви к Отечеству,
родному краю»
(К.Д. Ушинский)
Волгоградская область, в которой мы живем, является частицей русской земли. Основанный для защиты Русского государства от кочевников, Царицын (теперешний Волгоград) надежно охранял волжский торговый путь. Выражая протест против насилия и угнетения, беднота Волги и Дона сражалась в первых рядах восставших отрядов Степана Разина и Емельяна Пугачева. Участвовали царицынские рабочие и в событиях революций 1905 и 1917 годов, и в гражданской войне. О сталинградском сражении Великой Отечественной войны, где потерпели сокрушительный разгром немецко-фашистские войска, знает весь мир. Отсюда начала великий освободительный поход на запад Советская Армия. Мужество и героизм сталинградцев были отмечены самыми высокими наградами Родины. Много лет прошло после окончания Великой Отечественной войны. За это время выросли новые поколения людей, отстроены села и города, осыпались и поросли травою окопы, но и поныне хранит каждая пядь волгоградской земли священную память о мужестве и героизме советских людей.
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своего Отечества. Для того чтобы патриотизм мог стать нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через не – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности. Изучение родного края, способствуя воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – действительно актуальная проблема нашего времени. И именно школьное краеведение выступает в роли мощного педагогического средства воспитания духовных основ патриотизма у подрастающего поколения.
Курс «Историческое краеведение» является специальным. Он рассчитан на 34 учебных часа в год (одно занятие в неделю). В содержании курса содержится интересный исторический материал по истории родного края с древнейших времен до наших дней. Трактовка вопросов показана на широком фоне общероссийских исторических процессов и событий.
Цель курса:
1.воспитание патриотизма и гражданственности обучающихся
Задачи курса:
1.воспитание любви к родному краю, а через него – к Родине.
2.расширение исторического кругозора учащихся 8 класса
3.воспитание нравственных, эстетических и мировоззренческих установок учащихся 8 класса
4. развитие внимания, памяти, речи и мышления учащихся 8 класса
№
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
план
|
факт
|
1
|
Первые сведения из истории нашего края
|
1
|
|
|
2
|
Древние народы Нижнего Поволжья
|
1
|
|
|
3,4
|
Древние народы Нижнего Поволжья
|
2
|
|
|
5
|
Древние народы Нижнего Поволжья
|
1
|
|
|
6
|
Повторение и обобщение изученного
|
1
|
|
|
7,8,9
|
Основание Царицына
|
3
|
|
|
10
|
Установление крепостного права и образование казачества
|
1
|
|
|
11
|
Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина
|
1
|
|
|
12
|
Повторение и обобщение изученного
|
1
|
|
|
13
|
Наш край в конце 18-первой половине 19 века
|
1
|
|
|
14,15
|
Наш край в конце 19-начале 20 века
|
2
|
|
|
16
|
Повторение и обобщение изученного
|
1
|
|
|
17
|
Наш край в годы революции и гражданской войны. Город меняет название: Сталинград.
|
1
|
|
|
18,19
|
Сталинград в 20-30-е годы
|
2
|
|
|
20,21
|
Сталинград накануне Великой Отечественной войны.
|
2
|
|
|
22
|
Повторение и обобщение изученного
|
1
|
|
|
23,24,25
|
Сталинградская битва в Великой Отечественной войне. Ход сражения. Значение победы под Сталинградом. Герои-полководцы Сталинградской битвы.
|
3
|
|
|
26,27
|
Сталинградцы на фронтах Великой Отечественной войны. Тыл: роль о.Сарпинский в Сталинградской битве. Страницы истории Кировского района.
|
2
|
|
|
28,29
|
Повторение и обобщение изученного
|
2
|
|
|
30,31
|
Сталинград и область в 1943-1945 годах. Восстановление города
|
2
|
|
|
32,33
|
Город в послевоенные годы. Сталинград-Волгоград. Современный Волгоград
|
2
|
|
|
34
|
Обобщение и закрепление изученного материала
|
1
|
|
|
Учебно-тематический план
Литература
1.Авторские дополнительные образовательные программы по краеведению. Под ред. М.А. Горбовой. Волгоград, 2004
2.Бартеньева В.А. Воспитательные программы для учащихся 7-11 классов. Волгоград, 2009
3.Герасимова Т. Эти удивительные сталинградцы. Волгоград, 2002.
4.Гончаренко Г.Г. Битва на Волге. Детская литература, 1976.
5.Долгачев И.Г. Язык земли родного края. Нижне-волжское книжное издательство, 1989.
6.Колесниченко В.С. Родная земля волгоградская. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 7-10 классов. Нижне-волжское книжное издательство, 1976
7.Попов П.П. Слово о старой Сарепте. Волгоград, 1994.
8.Хроника Сталинградской битвы (65-летию Сталинградской битвы посвящается)
9.Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников. Под ред. М.М. Загорулько. Волгоградское научное издательство, 2005.
|
|
|