|
Протокол № / / Ким Ч. С. Ф. И. О. руководителя М. О
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на заседании М. О.
Директор МОУСОШ №1 зам. директора по ВР протокол №_______________
_____________________ ___________________ ____________/_____________/
Ким Ч.С. Ф.И.О. руководителя М.О.
«____»_________200__г. «____»_________200__г. «____»_________200__г.
«Гражданин»
программа деятельности детского объединения «Гражданин»
(возраст: 12-16 лет)
срок реализации: 1 год
Руководитель:
Денисенко Вероника Алексеевна
учитель истории и обществознания
Поронайск
2011
Пояснительная записка.
Актуальность.
Обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Необходимость формирования таких качеств определяет важность гражданского образования и воспитания в основной школе.
Гражданское воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся стремления участвовать в общественной жизни класса, школы. Это воспитание человека, влияющего на свою судьбу и судьбу школы, города разумными и полезными мыслями, а главное – действиями.
Ребёнок ещё в школе должен готовиться к выполнению гражданского долга, формировать в себе чувство гражданской ответственности, приобретать правовые знания, стремиться участвовать в общественной жизни.
Одним из интенсивных методов включения молодого поколения российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование.
Под социальным проектированием понимается создание моделей решения актуальных социальных проблем на основе сбора и анализа информации о причинах возникновения и характерных чертах данного типа проблем.
Цель:
Формирование активной гражданской позиции, гражданской компетентности личности, социализации учащихся образовательных учреждений.
Задачи:
образовательные:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках обществознания;
освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
развитие коммуникативных навыков;
приобретение навыков групповой работы.
воспитательные:
привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;
формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своих местностях;
формирование у молодых людей навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем.
Возраст: в деятельности детского объединения принимают участие учащиеся в возрасте 12-16 лет.
Направленность: гражданско-правовая, социально-педагогическая.
Данное клубное объединение создано для реализации воспитательной системе школы, направления работы «Наша Родина»; воспитательной программы «Патриот» и участие в районной акции «Я – гражданин России».
Участники клубного объединение входят в волонтёрскую и проектную группу, готовят проекты, презентации, выступления к государственным праздникам РФ, организуют и проводят акции, уроки мужества, принимают участие в мероприятиях, гражданско-правовой и патриотической направленности.
Сроки реализации: один год
Формы, методы и режим занятий:
Формы организации деятельности учащихся и проведения занятий:
Групповая; индивидуальная; индивидуально-групповая; психотехнические игры и упражнения; интерактивные тренинги; дискуссия; игра, встреча, интервью, экскурсия, конкурс, семинар, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, интервьюирование, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, консультация, акции, проекты.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия и уровень деятельности учащихся:
Устное изложение; беседа; анализ текста законов, СМИ; выявление проблем по анализу СМИ, Интернет-обзора; показ видеоматериалов, мультимедийных презентаций; тренинг; лабораторные работы.
Режим работы: с октября по май текущего года, проводится 1 раз в неделю (4 раза в месяц), время занятия- 2 часа, индивидуальная работа - 1 час.
Основные направления деятельности:
I. Гражданско-правовое.
II. Социальное проектирование «Я - гражданин России».
III. Духовно-нравственное «Я живу среди людей».
Учебно-тематический план:
№
п/п
|
Раздел/ Тема занятия
|
Общее количество часов
|
В том числе
|
теоретические часы
|
практические часы
|
I
|
Гражданско-правовое
|
40
|
21
|
19
|
1
|
Азбука гражданина
|
10
|
6
|
4
|
2
|
Права человека и гражданина
|
18
|
9
|
9
|
3
|
Толерантность и Мы
|
12
|
6
|
6
|
II
|
Социальное проектирование «Я - гражданин России»
|
40
|
12
|
28
|
1
|
Подготовка учащихся к работе над проектом.
|
3
|
1
|
2
|
2
|
Выбор проблемы.
|
3
|
1
|
2
|
3
|
Сбор и анализ информации.
|
3
|
1
|
2
|
4
|
Разработка собственного варианта решения.
|
3
|
1
|
6
|
5.
|
Реализация плана действий команды учащихся.
|
10
|
1
|
9
|
6.
|
Подготовка к защите проекта.
|
6
|
3
|
3
|
7.
|
Презентация проекта
|
6
|
3
|
3
|
8.
|
Рефлексия.
|
2
|
1
|
1
|
III
|
Духовно-нравственное
«Я живу среди людей»
|
28
|
|
28
|
1
|
Социально значимая деятельность.
|
4
|
|
4
|
2
|
Благотворительные акции, операции.
|
7
|
|
7
|
3
|
Помощь пожилым людям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
|
10
|
|
10
|
4
|
Проведение праздников, турниров, концертов, диспутов, уроков мужества.
|
7
|
|
7
|
|
Итого часов:
|
108
|
33
|
75
|
Содержания программы:
1.Гражданско-правовое (40):
I. Теоретическая часть (22)
1. «Азбука гражданина»(6)
Человек. Поступки человека.
Что такое общество. Человек в обществе.
Нормы жизни в обществе.
Что такое государство.
Власть.
Государственные символы.
2.«Права человека и гражданина»(9)
Самые важные права человека.
Зачем нужна Всеобщая декларация прав человека.
Ребенок и его права.
Права человека в Конституции РФ.
Каким должен быть современный человек.
Конфликты и их причины.
Равноправие граждан.
Человек в семье.
Здоровье человека.
3. «Толерантность и МЫ» (6)
Уважение индивидуальных различий между людьми:
-Отличия во внешности и одежде.
-Разные люди: дети и взрослые, мужчины и женщины.
-Разные люди: инвалиды и здоровые люди, люди из разных слоев общества.
-Расовая, национальная и культурная рознь и дискриминация.
-Расовые, национальные и культурные стереотипы. Работа над собственными
стереотипами.
-Ценность других культур. Договор о силе.
II. Практическая часть (19)
Психотехнические игры и упражнения.
Тренинги: «Давайте познакомимся», «Умей сказать «нет»!», «Услышим друг друга».
Дискуссии: «Насилие и закон», «Моя жизнь-мои права», «Права детей – забота государства».
Деловые игры: «Избирательная кампания», «Дебаты».
Ролевые игры: «Необитаемый остров».
Игры: «Правовой турнир», «В гостях у Шерлока Холмса», викторина «Государственные символы РФ».
Анкетирование: «Что ты знаешь о государстве?», «ЗОЖ», «Патриотизм – это…».
Встречи: с представителями районного собрания, администрацией ГО «Поронайский», с администрацией школы и УОКиС.
Экскурсии: В Поронайский городской суд, ГОВД, администрация ГО «Поронайский».
Проекты и акции: «Скажем, нет вредным привычкам», «Я и закон».
Государственные праздники: «День Защитника Отечества», «День Победы», «День согласия и примирения», «День Конституции РФ».
Взаимодействие с общественными организациями.
Выпуск газет.
Создание проектов – презентаций.
2.Социальное проектирование «Я - гражданин России» (40)
1."Подготовка учащихся к работе над проектом".
Специфика проекта "Гражданин", его возможности решения важных проблем в своей местности.
Обсуждение участия учащихся в проекте в разных ролях (аналитиков, социологов, редакторов, оформителей и др.).
Анализ нынешней ситуации на данной территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населения).
Рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.
2."Выбор проблемы".
Анализ широкого спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.
Социологический опрос.
Экскурсия учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать примеры неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.
Анализ материалов средств массовой информации.
Выбор проблемы
3.«Сбор и анализ информации».
Сбор информации по заинтересовавшей их проблеме.
Правовая информативную базу избранной проблемы.
Социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данной вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности.
Изучение материалов средств массовой информации теме.
Взаимодействие с компетентными специалистами-экспертами (возможно при помощи администрации школы или родителей) для получения взвешенной, аналитичной информации о состоянии дел в данной местности по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.
4."Разработка собственного варианта решения".
Анализ полученного материала по следующему алгоритму и разработка с его учетом плана действий:
-актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области;
-информация о различных подходах к решению данной проблемы;
-юридическая база решения проблемы;
-программа действий.
Составление собственной программы действий по реализации проблемы и представление её органам управления на местах.
Составление сметы по проекту.
5."Реализация плана действий команды учащихся".
Реализация на практике полностью или частично своего вариант решения животрепещущей проблемы.
Проведение акций учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.).
6."Подготовка к защите проекта".
Создание демонстрационного стенда
Демонстрационный раздел. Он состоит из четырех раздвижных стендов из ватмана, наклеенного на картон или планшетов размером 80 х 100 см. Стенды нужно сделать так, чтобы их можно было поставить на стол или повесить на стену.
Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта.
Составление папки документов (портфолио), в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах.
По какому принципу распределяется материал? Практически четыре раздела - это отражение 2-5 этапов работы над проектом:
1 раздел - содержит материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в выборе проблемы проекта.
2 раздел – используя наиболее выразительные данные разных источников информации, материалы социологических исследований, имевшиеся попытки решения назревшей проблемы, а также варианты альтернативных программ, дает обзор информационных ресурсов проблемы.
3 раздел - поясняет специфику программы действий, разработанную школьниками.
4 раздел - представляет реализацию плана действий команды учащихся по решению избранной проблемы, примеры их влияния на властные структуры.
Каждая группа, готовящая соответствующий раздел, демонстрирует всему коллективу свои аргументы по подбору материалов, логику предложений и выводов. Учитель по ходу обсуждения предлагает остальной аудитории активно включиться в обсуждение и делать предложения по улучшению разделов.
Создание мультимедийной презентации.
Подготовка устного выступления команды, которые, используя материалы стендов для показа, а также, возможно, и видеоматериалы, представят свой взгляд на злободневную проблему.
На этой стадии проводится отбор материала для прослушивания, организуются тренировочные упражнения по ораторскому мастерству, отрабатываются сценарии выступления учащихся, их умение отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.
"Презентация проекта".
В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти.
-
Презентация имеет четыре главных цели:
представить аудитории информацию о важности проблемы, выявленной учащимися в школе, городе, селе;
объяснить и оценить альтернативные пути решения проблемы так, чтобы собравшиеся могли понять преимущества и недостатки каждого из них;
объяснить эффективность выбора командой пути решения проблемы и продемонстрировать имеющиеся для этого ресурсы;
показать, как группа школьников может организовать поддержку предложенной программы действий со стороны своих сверстников, сообщества органов управления разных уровней.
7."Рефлексия".
Главная цель этого этапа - анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.
При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.
3. Духовно-нравственное «Я живу среди людей» (28)
-
Социально значимая деятельность: помощь ветеранам ВОВ и УТФ, концерты для инвалидов, внимание родителям и учителям, праздники для социальных семей и детей,
Благотворительные акции, операции: «Помоги собраться в школу», «Иди с добром к людям, которые тебя окружают», «Подарок воину», «Ветеран живёт рядом», «Добрые дела».
Помощь престарелым людям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Проведение праздников, турниров, концертов, диспутов, уроков мужества.
Ожидаемые результаты:
Знания
К концу года учащиеся должны уметь знать:
содержание статей Всеобщей декларации прав человека ,Конституции РФ, Конвенции о правах ребёнка.
какие бывают источники права
как соотносятся права человека и законы
понятия толерантности
права ребенка, записанные в Конвенции о правах ребенка, в Семейном Кодексе РФ и в Законе об образовании РФ
основные функции ветвей власти
Умения
К концу года учащиеся должны уметь:
различать моральные, естественные и позитивные права
-
анализировать свои чувства, возникающие при столкновении с людьми, отличающимися от них чем-либо (пол, возраст, социальное положение, национальность, раса, мировоззрение)
различать права человека и права гражданина
получать информацию с помощью интервью
работать с юридическими документами
разрабатывать и создавать проект, выражающий определенное отношение к проблеме
Навыки
В течение года у обучаемых должны формироваться следующие навыки:
навыки обсуждения, дискуссии
навыки решения проблемы в малой группе
навыки самоанализа, самооценки и оценки действий других учащихся
навыки общения
способность взглянуть на ситуацию с точки зрения другого человека
навык самостоятельно подбирать информацию по определенным темам
навык руководства группой (формулирование задачи, организация работы членов группы, руководство обсуждением)
навык анализа различных документов и явлений общественной жизни
умение составить коллективную акцию
умение создавать средства наглядной агитации
навык участия в совместной выработке решений
навык отстаивания своего мнения по общественно-политическим вопросам
Критерии и формы оценки качества знаний:
Создание проектов и их презентация.
Проведение для учащихся младших классов классных, часов, уроков мужества, заочных экскурсий.
Участие в акции «Я – гражданин России».
Анкетирование.
Тестирование.
Методическое обеспечение программы:
1.Канцелярские принадлежности:
Ручки- 20 шт.; карандаши- 20 шт.; фломастеры-10 пач.; маркеры-50 шт.; ватман-20 шт.; папки-скоросшиватели 5 шт.; файлы-100 шт.; краски-5 шт.; бумага писчая- 2 пач; краска для принтера-ч/б-1 шт.; - ц/в- 1шт; сцеплер для бумаги-10 шт.; скотч, скрепки, кнопки, зажимы для бумаги – по 5 шт., флешка – 5 шт., диски – 10 шт., фотобумага – 2 шт.,
2. Оборудование:
Компьютер, Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор, экран.
3. Помещение:
-Компьютерный класс – 1 раз в неделю.
-Учебный кабинет.
4. Методическая литература:
Великородная В.А., Жиренко О.Е. и др. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006.
Веселяева О.Ю. Путеводитель в помощь участникам Акции «Я – гражданин России» - школьникам и педагогам: методические материалы. – Магадан: «Орлан – Пресс», 2006.
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».
Гражданское образование и активное миротворчество в школе. Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. Составитель: София Иванова.
Концепция гражданско-правового образования.
Мир различий: Игры и упражнения на развитие толерантности. Сборник Фонда гуманитарных проектов и технологий «Толерантность». Разработчики – Аксельрод Александр, Любарская Елена
Касимова Т.А., Яковлева Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Мир вокруг нас мы можем строить сами. Методические материалы по технологии социального, гражданского проектирования. Воронеж, 2005.
Мозаика граждановедения. Учебно-методические рекомендации. Брянск, 2005.
Пудинова Е.И. Государственные праздники РФ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Проект «Гражданин»: методика и практика реализации. Самара, 2004.
Правовое воспитание. – Волгоград: Учитель, 2007.
|
|
|