Главная страница

Проектная деятельность как средство развития личности студентов колледжа


Скачать 53.6 Kb.
Название Проектная деятельность как средство развития личности студентов колледжа
Дата 28.02.2016
Размер 53.6 Kb.
Тип Документы

Проектная деятельность как средство развития личности студентов колледжа

Дяденко Е.Г.

преподаватель английского языка

ФГОУ СПО Коломенский

политехнический колледж
Мы привыкаем к цепям и жалеем об

их отсутствии, когда их с нас снимают.

Д. Дьюи

Современное общество требует от студента колледжа не просто усвоения информации, а проявления умений, необходимых для жизни. Происходит переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков на развитие творческих способностей студентов, самостоятельности их мышления, а также чувства личностной ответственности. Таким образом, студент становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный характер. Также требованием времени является подготовка студентов к исследовательской деятельности, и здесь важную роль играет развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы жизни диктуют педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является метод проектной деятельности.

Так как традиционная система образования опиралась на логическое (однонаправленное) мышление и практически не уделяла внимание мышлению, отступающему от логики, студенты колледжа имеют слабые задатки к развитию творческих способностей и самостоятельности мышления. Возникает множество стереотипов, обучающиеся становятся более рациональными.

Основная цель проектной деятельности – это развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности студентов [5]. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы колледжа, используя потенциал информационных ресурсов.

В чем же преимущества проектной деятельности? Во-первых, она позволяет решить проблему мотивации. На уровне планирования проекта необходимо сформулировать задачи так, чтобы они не имели заранее известных решений. Постепенно студенты учатся формулировать задачи самостоятельно. Во-вторых, студенты могут выбрать задание, соответствующее их личным способностям и интересам. В-третьих, в процессе проектной деятельности студенты учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формирование умения планировать и принимать решения. В-четвертых, проектная деятельность тесно связана с применением новейших компьютерных технологий.

Существует ряд базовых требований к использованию метода проектов на занятиях:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования [1, c.5].

Можно сказать, что именно проектная методика создает требования, которые необходимы для развития личности: отсутствие правил, ограничивающих ход мысли студентов; предоставление им полной самостоятельности; создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого студента в ходе поисковой деятельности.

В переводе с латинского проект - это брошенный вперед, а проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде [3, c. 96-97]. Поэтому идея метода проекта – это направленность на результат, на изменение окружающей среды, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы.

В ходе организации проектной деятельности преподаватель не должен сдерживать инициативы студентов и делать то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно, он должен учить их анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. Студенты должны чувствовать, что это их работа, а чтобы эта работа была организованной, необходимо проводить с ними консультации по проектной деятельности, знакомить их с видами проектов и их структурой.

Хочется обратить внимание на способ выбора темы проекта. Важно, чтобы выбору темы проекта предшествовала “вспышка интереса” как побуждающее событие. Студенты должны быть заинтересованы в проекте. Они должны представлять не только задачу, но и пути её решения [4]. Поэтому на первых этапах организации проектной деятельности, темы проектов предлагает преподаватель. А когда студенты в достаточной мере осваивают проектную деятельность, темы проектов выбирают они сами.

Проектная деятельность превращает учителя из носителя готовых знаний в организатора познавательной деятельности своих учеников, готового к постоянной консультативной помощи, способного осуществлять индивидуальный подход на любом этапе проектной деятельности.

Любой проект должен быть доведен до логического конца, а студенты - пройти все этапы проектирования. Так как результат проектной деятельности является самым важным для них, они должны почувствовать значимость своей идеи, своего проекта. Очень часто окончание работы над проектом является началом работы над следующим, т.к. в ходе деятельности у учащихся возникает новая проблема, которая формируется в тему нового проекта [2].

В заключение следует отметить, что использование проектной деятельности готовит учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Конечно, это очень трудоемкая и достаточно сложная работа, но модернизация России ведет к тому, что будут востребованы специалисты, которые умеют реализовывать исследовательские, научные, информационные и другие проекты, так как проектная деятельность позволяет человеку самостоятельно приобрести и усвоить материал в удобной и доступной форме, формирует навыки нестандартного мышления и творческого потенциала [6, 27].
Список литературы

  1. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам // Иностранный язык в школе, 2002. - №1. - С.5-11.

  2. Березина, Т.В. Использование метода проектов на уроках английского языка как средства формирования положительного интереса к иноязычной культуре. / Т.В. Березина [Электронный ресурс] // collection.edu.ru/attach/17/11175.doc

  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М: Академия, 2000. - 176 с.

  4. Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и образовании // Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» – http://www.researcher.ru/methodics/development/ist_0003.html.

  5. Степанова Г.В. Метод проектов в обучении (датский метод) [Электронный ресурс] // kripk.onego.ru/divisions/vestnik/j05/05.doc

  6. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – №8. – С. 27-31.