|
Просмотровому чтению на основе публицистических текстов на среднем этапе обучения
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ПРОСМОТРОВОМУ ЧТЕНИЮ
НА ОСНОВЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время всё больше и больше возрастает роль иностранного языка в повседневной жизни, увеличивается обмен информацией между странами посредством различных средств массовой информации, таких как Интернет, газеты, журналы, телевидение. Как следствие, возрастает общий интерес к изучению иностранного языка и, соответственно, его значимость в области образования.
Получение основной информации осуществляется посредством чтения иностранной литературы, и главную роль в освоении иностранного языка при этом играет такая литературная форма, как публицистика. Поэтому включение произведений публицистики очень важно для оптимизации процесса обучения чтению. Для усвоения большого объёма информации, её осмысления необходимо владение навыками «быстрого» чтения, в частности - просмотрового чтения, которое предполагает получение в первую очередь общего представления о читаемом материале, о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Во вторую очередь это позволяет выделить из всей большой массы печатной информации нужный объект чтения. Следует отметить, что технология обучения просмотровому чтению тесно связана с технологией обучения поисковому чтению, так как в специфике данных видов наблюдается ряд общих аспектов.
Особо важную роль играет обучение данному виду речевой деятельности для учеников школ с углубленным изучением иностранного языка. Необходимо иметь в виду что для школьников, как для будущих специалистов в области изучения иностранного языка, важно получать информацию из аутентичных источников
Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями.
Однако просмотровое чтение не выделяется отдельно в нормативных документах по иностранному языку, оно сопряжено с поисковым чтением. Поэтому является целесообразным выделять просмотровое чтение как отдельный вид.
Специфика просмотрового чтения. Поскольку данный вид чтения, в отличие от ознакомительного и поискового, предполагает получение лишь общего представления о читаемом материале, о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте, что позволяет выделить из большей массы печатной информации нужный объект чтения. Скорость просмотрового чтения должна на 40-50% превышать скорость ознакомительного. Следовательно, для французского языка она составляет 210-225 слов в минуту.
Считается, что именно эта особенность просмотрового чтения дает сегодняшним ученикам, будущим специалистам, возможность в короткие сроки обрабатывать значительные объемы информации с целью подбора зарубежных источников по интересующим их темам. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Просмотровое чтение предполагает понимание 10-25% информации текста (темы текста, характера статьи, ее основной мысли) и оценку ее новизны, актуальности и перспективности использования (Смирнова Л.П., 2003).
2 .Работа с публицистическим текстом.
Работа по использованию публицистических текстов в практическом курсе французского языка на среднем этапе обучения может быть подразделено на следующие блоки: антиципационный блок, блок чтения в режиме просмотра и интерпретационный блок.
а) Антиципационный блок обучения включает вводную беседу, нацеленную на: 1) информацию о прессе как одном из средств массовой коммуникации и фрагменте национальной культуры; 3) особенности восприятия и понимания публицистических текстов (структурно-композиционные особенности, реалии, социально-психологические особенности восприятия).
В качестве примеров упражнений на определение тематики французского публицистического текста (на основе опорных элементов), можно привести следующие упражнения:
прочитайте заголовок текста и определите тематику;
прочитайте заглавие и предположите тему текста;
прочитайте предисловие и определите, к какой теме относится текст;
назовите структурные компоненты, в которых формулируется тема текста;
посмотрите на иллюстрацию, сопровождающую текст и определите тему текста;
посмотрите на текст и подтвердите, что он относится к теме ….
б) Блок чтения в режиме просмотра. Иногда просмотровое чтение называют чтение с охватом общего содержания. Чтение с охватом общего содержания используется, когда читающий не нуждается в деталях и подробностях. Этот вид чтения проводится только в классе под контролем учителя. Это связано с тем, что при его проведении практикуется, как правило, одноразовое чтение про себя, при котором учащиеся должны, несмотря на наличие в тексте незнакомых слов и некоторых грамматических явлений, понять основную идею текста.
При этом возможны два режима чтения: без ограничения времени, когда учащиеся тратят на текст столько времени, сколько каждому для этого нужно (прочитав текст, каждый ученик закрывает книгу), и с ограничением времени на более продвинутой стадии, когда учитель заранее устанавливает срок, за который все учащиеся должны прочитать текст (этот срок должен быть реальным и для слабого ученика), а по истечении времени учитель останавливает чтение. Второй режим дает больший учебный эффект, так как способствует развитию техники чтения про себя со свернутой внутренней речью, при которой учащиеся охватывают глазом все большие отрезки текста.
Чтение с охватом общего содержания проводится без использования словаря или грамматического справочника; более того, незнакомые слова из таких текстов вообще не включены в словарь учебника и учащиеся читают тексты, опираясь на языковую и смысловую догадку. Учащиеся догадываются о значении слов по их форме; к таким словам относятся так называемые интернациональные слова, слова, образованные от известных учащимися корней с помощью знакомых аффиксов, конвертированные слова, а такие сложные слова, образованные из усвоенных учащимися элементов. В тех случаях, когда ученик не может догадаться о значении слов и грамматических явлений в тексте, он прибегает к смысловой догадке, опираясь на понятые фрагменты текста. На текстовом этапе ведётся работа на определение темы текста и на прогнозирование содержания текста . Это могут быть следующие упражнения:
1)Упражнения на ориентировку в композиции текста
просмотрите текст и выделите части его композиции;
выделите компоненты композиции и определите тип текста;
найдите заглавие в тексте;
просмотрите текст и обратите внимание на его заглавие и иллюстрацию;
назовите структурные компоненты текста, в которых формулируется его тема;
в каждом компоненте композиции выделите ключевое слово;
назовите вопросы, которые рассматриваются в статьях данного номера газеты
по подзаголовкам текста определите его тип;
-
прочитайте первую и последнюю фразу текста и определите его тип;
по выделенным курсивом, цветом, шрифтом словам определите характер информации;
назовите структурные компоненты текста, в которых формулируется его тема;
в каждом компоненте композиции выделите ключевое слово;
посмотрите на текст и определите, благодаря чему достигается легкое восприятие информации;
просмотрите предисловие в тексте и выделите ключевое слово, слова;
найдите основной информационный блок;
поставьте компоненты композиции в правильном порядке.
2) Упражнения на выделение опорных элементов (заголовок, ключевые слова, слова, выделенные другим шрифтом, различные данные, выделенные цветом, иллюстрации, фото и т.д.):
выделите заголовок текста и скажите ….
прочитайте подзаголовок и ответьте на вопрос;
-
к какому типу может относиться текст, имеющий этот заголовок;
посмотрите на фото, сопровождающие текст, и определите тип текста;
прочитайте слова, выделенные курсивом, и определите тему текста;
найдите имена собственные в тексте и предположите, о чем пойдет речь в тексте;
по каким опорным элементам текста мы можем догадаться, что тема текста….;
посмотрите на текст и определите, благодаря чему достигается легкое восприятие информации;
При просмотровом чтении текст следует, как правило, читать один раз. В отдельных случаях возможно его повторное чтение, но при этом учащимся должна быть дана обязательно другая установка .
Третий блок обучения – интерпретационный - предполагает работу, направленную на оценку информации текста с позиции ее дальнейшего использования, ее актуальности, важности интересов и потребностей. Она организуется посредством упражнений на осмысление и переработку информации в целом без проникновения в глубину содержания. В качестве примера можно привести следующие упражнения:
почему информация текста вам интересна
что именно вам интересно из текста;
-
при каких обстоятельствах можно воспользоваться этой информацией;
какие факты вам были известны;
скажите, какие факты вы узнали впервые;
прочитайте быстро несколько текстов и определите тот, который хотели бы перечитать и получить подробную информацию;
прочитайте заглавие, просмотрите информационный блок и скажите, какие имена собственные (название музеев, городов, достопримечательностей и т.п.) прочитали, соотнесите их с темой;
определите, нужно ли более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в…;
соотнесите выражения и имена собственные с информацией, которой владеете.
В зависимости от типов предлагаемых упражнений, интерпретационный блок может также вывести к какому-либо другому виду чтения, такому как изучающее или ознакомительное, в связи с наличием у данных видов чтения рада общих аспектов.
3. Анализ действующего УМК по французскому языку, предназначенный для школ с углубленным изучением французского языка А. С. Кулигиной.
Анализ показывает, что в данном УМК представлены тематические, блоки, предметное, содержание которых соответствует требованиям Новых Государственных Стандартов на среднем этапе школ с углубленным изучением французского языка: спорт; образ жизни; образование; литература; открытия; отношения среди молодёжи; путешествия; проблемы экологии. Данные темы отражают большое количество фрагментов реальной иноязычной действительности, в которых функционируют разнообразные публицистические тексты. Также присутствуют тексты лингвострановедческого характера; отрывки из художественной литературы; прагматические тексты; анкеты; справочный материал. Проследим, насколько широко представлены публицистические тексты в данном УМК:
Наличие публицистических текстов в УМК
«Le français en perspective»
текстовый материал
|
всего текстов
|
тексты других стилей %
|
публицистические тексты %
|
122
|
71 %
|
29%
|
Рассмотрим, насколько широко представлено жанровое разнообразие публицистических текстов в УМК « Le français en perspective»:
Таблица 2
Представленность различных типов текстов в УМК и их тематика
Темы, представленные в УМК
|
Типы текстов
|
Информационные жанры
|
Аналитические жанры
|
заметка
|
репортаж
|
интервью
|
отчет
|
беседа
|
статья
|
корреспонденция
|
рецензия
|
обзор
|
обозрение
|
Ça, c’est du sport !
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
La vie comme elle va
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
La rentrée est derrière toi
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Lire, c’est s ‘envoler ailleurs
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Que de découvertes miraculeuses...
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Auprès les copains
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Partir en voyage : un rêve !
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Que la Terre ne meure pas !
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Анализируя работу, направленную на обучение просмотровому чтению публицистических текстов, можно констатировать, что в УМК представлены задания, ориентированные в основном на режим ознакомительного и изучающего чтения. Например, в рамках темы « Lire, c’est s’envoler ailleurs », представлены следующие упражнения к текстам:
- Commentez le titre de l’article « Savoir choisir ses livres ».
-Trouvez les phrases où il s’agit de l’importance de ceux qui font des livres .
- Lisez et traduisez le texte.
- Apprenez la vie de Balzac.
- Découvrez la scène de l’interview et jouez-la.
- Partagez le texte en paragaphes.
- Faites un résumé bref de l’article.
- Répondez aux questions d’après le texte.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в УМК « Le français en perspective» недостаточно широко представлены аутентичные публицистические тексты, не всё их жанровое разнообразие, не всегда тексты актуальны, методика работы с текстами публицистического характера ориентирована на обучение изучающему и ознакомительному чтению. В связи с этим представляется необходимым дополнить текстовый материал УМК на среднем этапе обучения.
4.Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что в связи с обновлением содержания обучения встает задача подготовки школьников к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с индивидуальным общественным устройством, языковой культурой и традициями, а также к обмену информацией с носителями языка, а возрастающий поток информации в современной жизни влечет за собой необходимость в умении ориентироваться в её большом объёме, просматривать и отбирать интересующую, наиболее нужную информацию. В связи с этим в ходе практической работы с учащимися среднего и старшего звена очевидна необходимость включить просмотровое чтение в процесс обучения иностранному языку, выделив его как отдельный вид, предполагающий усвоение большого объема информации посредством получения в первую очередь общего представления о читаемом материале и выделения основных, наиболее интересующих фактов.
5. Список используемой литературы.
1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. -№ 4. - С. 5-7.
2. Бим И.Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач // Иностранные языки в школе. -3985 - №5.
3. Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Критерии содержательной
аутентичности учебного текста// Иностранные языки в школе.-1999.-№2.-
С.6-12.
4. Кулигина А.С. Французский язык: Учеб. для VI кл. шк. с углубл. изучением фр. яз. / А. С. Кулигина. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
5 . Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного
текста// Иностранные языки в школе.- 1999. - №1.- С. 11-18.
6. Носонович Е.И. Методическая аутентичность в обучении иностранным
языкам // Иностранные языки в школе. - 2000. -№ 1. - С. 11-16.
7. Салтовская Г.Н. Приемы обучения проблемно-поисковому чтению на иностранном языке// Иностранные языки в школе. - 2006. - № 2. - С. 28-32. 8. Смирнова Л.Н. Оптимизация процесса обучения просмотровому чтению учащихся старших классов гимназии (на материале немецкого языка).//Автореферат. - Спб., 2003. - С. 15.
9. Чичерина Ю.В. Методика обучения чтению прагматических текстов как основа формирования межкультурной компетенции старших школьников. - Нижний Новгород - 2009, С.207
|
|
|