Главная страница

Программа сотрудничества с родителями «Союз трех сердец»


Название Программа сотрудничества с родителями «Союз трех сердец»
страница 1/3
Рогова Светлана Александровна
Дата 12.03.2016
Размер 466 Kb.
Тип Программа
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Визинга
Программа сотрудничества с родителями

«Союз трех сердец»


Составитель: Рогова Светлана Александровна

учитель начальных классов

с. Визинга 2010г.

Оглавление
Пояснительная записка

Направления работы:

Психолого – педагогическое просвещение родителей

Организация учебно–воспитательного процесса с участием родителей

Работа родительского комитета

Диагностика

Приложения:

Приложение №1

Темы родительских собраний на 4 учебных года.

Родительское собрание 3 класс.

Круглый стол « Роль папы в воспитании ребенка».

Приложение №2

План совместных мероприятий на 4 учебных года.

Приложение №3

Положение о родительском комитете.

План работы родительского комитета на 4 года.

Приложение №4 (см.электронное приложение)

Методики диагностирования

Литература

Пояснительная записка

« Только вместе с родителями, общими

усилиями, учителя могут дать детям

большое человеческое счастье».

В.А. Сухомлинский

В школе работа с семьей всегда была и остается одним из приоритетных направлений деятельности классного руководителя. Известно, что до 70% личностных качеств ребенка формируется в начальной школе. Чтобы воспитать хорошего человека в полном смысле этого слова, именно в этот период педагог должен заложить фундамент возможных отношений в детском коллективе, в коллективе родительском, а также фундамент отношений между родителями и педагогами.


В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья-главная и основная школа, в которой вместе с детьми должны учиться и взрослые. При этом объектом профессионального внимания выступает семья и родители ребенка, а также семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы. А для этого просто необходим тесный союз семьи и школы.

Объединить усилия семьи и школы - вот главная задача педагога. Это подтолкнуло автора на создание программы «Союз трех сердец» - педагога, ребенка и родителя.

Программа «Союз трех сердец» реализуется в данном классе 4-й год. Каждый год вносятся изменения и дополнения.


Цель программы - создать условия для тесного сотрудничества педагога, родителей и детей.

Задачи:

  1. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей.

  2. Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

  3. Организовать работу родительского комитета.

  4. Провести диагностику классного коллектива и семьи, для выявления проблем.

Основные направления деятельности:

  1. Психолого - педагогическое просвещение родителей.

  2. Организация учебно-воспитательного процесса с участием родителей.

  3. Работа родительского комитета.

  4. Диагностика.


Ожидаемый результат:

  • Повысится психолого-педагогическая грамотность родителей.

  • Родители научатся лучше понимать и поддерживать своих детей.

  • Улучшатся взаимоотношения в семье между родителями и ребенком.

  • Сложатся доверительные отношения между родителями и педагогом.

  • Родители станут инициаторами классных дел.

  • Сложатся новые классные традиции.

  • Выстроится системная работа родительского комитета.

  • Сформируется дружный и интересный коллектив, который будет способствовать развитию личности каждого ребенка.

1. Психолого – педагогическое просвещение родителей

В целях повышения уровня психологической грамотности родителей; необходимо создать образовательное пространство через различные формы работы, позволяющие объединять усилия педагога и родителей в воспитании и развитии ребенка.

При организации психологического родительского просвещения наиболее эффективными являются активные формы работы, включающие родителей в проблемные ситуации, формирующие потребность в совершенствовании детско-родительских отношений. А также способствующие развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах, позволяющие сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Кроме того повышается готовность родителей к взаимодействию с учителем; выявляются проблемы различного характера.

К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаются специалисты: врачи, юристы, психолог школы, социальный педагог, учителя-предметники.

Формы работы с семьей:

родительское собрание, индивидуальная консультация, кинолекторий, деловая игра, круглый стол

Родительское собрание

Одной из наиболее распространенной формы просвещения родителей являются собрания. По содержанию родительские собрания делятся на текущие, тематические, итоговые.

Текущие родительские собрания это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания - это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Такие собрания носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Проводятся в форме круглого стола, деловой игры, практического занятия, презентации. Поводом для разговора могут стать анкеты и тесты ребят, в том числе тесты-рисунки

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Форма проведения самая разнообразная: праздники, походы, торжественные собрания.

Темы собраний формируются с учетом возрастных особенностей учащихся, результатов анкетирования родителей, либо на основе выявленных проблем.

Собрания проводятся 1-2 раза в четверть. А при необходимости, проводятся внеплановые экстренные собрания.

Вывод: Мои ученики попадут под ФГОС в пятом классе. Чтобы родители имели представление о том, что это такое, какие требования предъявляются к образованию, какие нововведения ожидают наших детей, необходимо их просвещать. Об этом мы говорим не только на собраниях и заседаниях родительского комитета, но и в походах, лыжных вылазках, на чаепитиях в непринужденной обстановке. Бывают споры по некоторым вопросам, но, в целом, родители соглашаются, что жизнь меняется, требования к уровню знаний, компетенций учащихся и педагогов возрастают.
Приложении №1.

Темы родительских собраний на 4 учебных года

Темы родительских собраний на 2010-2011 учебный год.

1 класс

  1. В семье ребенок – первоклассник. (Беседа)

  2. Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья. (Практическое занятие)

  3. Трудности и возможности 7-8 –летнего ребенка. ( Беседа)

  4. Мир увлечений вашего ребенка. (Беседа)

  5. Здоров будешь - все добудешь! (Круглый стол)

  6. Итоговое родительское собрание. ( Праздник)


Темы родительских собраний на 2011-2012 учебный год.

2 класс

  1. Детская агрессия. ( Беседа)

  2. Поощрение и наказание в семье. (Беседа)

  3. Здоровье наших детей. Формирование гигиенических навыков. (Беседа)

  4. Как вызвать у ребенка интерес к чтению. (Практическое занятие)

  5. Первые школьные отметки. (Беседа)

  6. Дети и деньги. ( Круглый стол)

  7. Школа + семья + дети = ? (Деловая игра)

  8. Итоговое родительское собрание. (Беседа)


Темы родительских собраний на 2012-2013 учебный год.

3 класс

  1. Нравственные законы семьи – зеркало поведения ребенка. (Беседа)

  2. Мой ребенок становится трудным или что может рассказать школьный дневник? (Дискуссионный клуб)

  3. Вредные привычки и как с ними бороться. (Презентация)

  4. О школьных перегрузках. (Беседа)

  5. О единой линии воспитания в семье. (Круглый стол)

  6. Итоговое собрание. (Праздник)


Темы родительских собраний на 2013-2014 учебный год.

4 класс

  1. О родительском авторитете. Чтобы не было поздно. (Круглый стол)

  2. О физиологии мальчиков и девочек. (Беседа)

  3. Папа и воспитание ребенка. (Круглый стол)

  4. Совместный досуг детей и родителей. Воспитание коммуникативной культуры школьника. (Праздник)

  5. О дополнительном образовании младших школьников. (Беседа)

  6. Итоговое собрание. (Праздник)


Вывод:

Благодаря разнообразным формам проведения родительских собраний посещение родителей возросло от 81% до 100%. Дело не столько в количестве проведенных собраний, сколько в его качестве проведения. Под качеством понимается тщательная подготовка каждого собрания - это индивидуальное приглашение родителей, активная форма работы на собрании и уважительное отношение между участниками. На протяжении трех лет родители стали активными участниками собраний, а не только слушателями. Они с готовят праздники, организуют походы, поездки в бассейн, спортивные турниры. Опрос показывает, что родители стали интересоваться не только успехами ребенка в учебе, но и его общением с одноклассниками, делами классного коллектива. Охотнее стали посещать внеклассные мероприятия, подходить к педагогу за консультацией

Тема: «Мой ребенок становится трудным…»

Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги

только потому, что кто-то

кому-то не сказал: «Извини»?
Цель: обсудить проблемы воспитания в семье трудного ребенка.

Задачи:

  1. Ознакомить с причинами, стимулирующими плохое поведение детей.

  2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами воспитания ребенка.

  3. Развивать умение поиска выхода в сложных ситуациях.


Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения:

1. Какого ребенка можно отнести к трудным детям?

2. Причины трудностей детей.

3. Как себя вести с трудным ребенком.

4. Способы решения проблем в общении с ребенком.
Ход собрания.

Уважаемые родители, я рада видеть Вас снова!

Наши дети взрослеют, появляются новые проблемы в общении с ними. Часто слышим слова: «Трудно с ним. Не слушается.» Почему это происходит?

Наши дети повзрослели или становятся трудными детьми?

А может, они смотрят на все: людей, на события, которые происходят вокруг них реально? А может, они говорят нам правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

Сегодня мы попытаемся найти вместе причины трудностей в поведении детей.

Работа в группах (каждая колонка образует группу)

Составим словесный портрет трудного ребенка (На доске запись « Трудный ребенок – это…»)

Родители комментируют (это тот, кто мешает вести уроки, обижает младших и стариков, портит имущество, ни в чем не знает меры и т. д.)

У каждого из Вас на столах лежат характеристики ваших детей. Прочтите их, пожалуйста, и ответьте мне, является ли Ваш ребенок трудным?

Может быть есть зачатки, чтобы стать трудным? (Родители обсуждают, высказывая свое мнение по своему ребенку.)

Ознакомьтесь, пожалуйста, с результатами теста учащихся.(см. приложение)

Что является причиной такого поведения? ( Опять идет обсуждение)

Для Вас приготовлены «Узелки на память» (SOS !!!)

Это причины детской неуправляемости:

  1. Борьба за самоутверждение.

Ребенку надоедает, что его бесконечно учат, указывают, делают замечания. Он ждет доверия к себе.

  1. Борьба за внимание родителей.

Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия.

  1. Жажда мщения.

Ребенок мстит за:

  • неверие в его способности;

  • сравнение его со старшими братьями и сестрами;

  • унижение друг друга в кругу семьи;

  • потерю родителя в результате развода;

  • появление в доме нового члена семьи;

  • невыполнение родителями обещаний;

  • чрезмерное проявление любви взрослых к друг другу, за ложь.



  1. Неверие в свой успех.

Низкие школьные результаты, низкая самооценка, плохие взаимоотношения со сверстниками.

Еще раз прочитайте характеристики детей. Я обращаюсь к тем кто посчитал, что его ребенок становится трудным. Вы все еще считаете их трудными? Нашли ли Вы причину трудности? ( Идет обсуждение, родители высказываются).

Как справиться с этими трудностями? Выскажите, пожалуйста, свое мнение. (На доске записываются высказывания родителей)

На память каждому я подарю «Свод законов». Чаще читайте их, пусть они помогут Вам определиться со своим подходом к ребенку.

Свод законов:

Закон 1. Нужно учить соблюдать определенные правила поведения терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4. Требования и запреты, предъявляемые родителями должны быть едиными.

Закон 5. Требования и запреты должны разъясняться ребенку.

Закон 6. Требования и запреты должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.
« Зачем искать нового знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности - в нас самих. В нашем диктате, попустительстве, во лжи, двуличии, эгоизме, самолюбии.

Я хочу прочитать Вам притчу. Задумайтесь над услышанным.

В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил Мудрый Наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя – милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один – единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.

После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.

Меньше всех получила заместитель. На этом собрание закончилось, и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.

С этим вопросом он пришел к наставнику. « Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит», - сказал наставник.

Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: « Эта история – не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает»

Кто из Вас, уважаемые родители считает, что нам необходимо было поговорить на эту тему?

Кто открыл для себя что-то новое?

Кто понял причины изменения поведения ребенка?

Родители намечают планы совместных действий по оказанию помощи тем родителям, чьи дети отнесены к разряду трудных.

Задача родителей – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию своего ребенка.

Уважаемые родители, заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет мне определить, какие знания вы получили на сегодняшней встреч

Анкета для родителей


  1. Что вы понимаете под словами «Трудный ребенок»?_________________

  2. Почему ребенок становится трудным?





  1. Если у вас появятся трудности в общении с ребенком, как вы их будете решать? _______________________________________________________________

  2. Чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?__________________________________________________________________

  3. Какие меры воспитательного воздействия вы можете предложить?

_________________________________________________________________

Анкета для учащихся « Мой ребенок становится трудным…»

Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.

1. Если ты задержишься после школы, то:

а) твое объяснение опоздания выслушают;

б) на твое опоздание не обратят внимание;

в) тебя отругают.

2. Если ты получишь плохую оценку, то:

а) ты сразу расскажешь об этом родителям;

б) ты расскажешь об этом , но дождешься удобной минуты;

в) ты вообще об этом не расскажешь.

3. За плохую отметку тебя:

а) отругают;

б) посочувствуют;

в) накажут.

4.Если тебя родители ругают, то ты будешь:

а) молчать;

б) доказывать свою правоту, даже, если ты не прав;

в) оправдываться.

5. Если тебя накажут несправедливо, ты:

а) согласишься с этим;

б) промолчишь;

в) будешь доказывать свою правоту.

6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:

а) попросишь, если они попросят прощения;

б) молча проглотишь обиду;

в) накажешь своих обидчиков при удобном случае.

7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:

а) родителям;

б) друзьям;

в) посторонним людям.

8. Если в доме гости:

а) ты вместе со всеми за столом;

б) ты в своей комнате;

в) ты получаешь возможность уйти из дома.

9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:

а) соглашаются;

б) не обращают на это внимания;

в) не соглашаются

10.Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:

а) дома;

б) в школе;

в) среди друзей.
Литература:

1.Н.И.Дереклеева «Новые родительские собрания», М.»Вако», 2007.

2.Н.А.Максименко «Спутник классного руководителя», Волгоград,2008.

3.Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя»М.,»Вако», 2007.

4.А.Лопатина,М.Скребцова»Беседы и сказки о семье»

Круглый стол « Роль папы в воспитании ребенка»

Тема: Папа и воспитание ребенка.

Цель - раскрыть папам их значение в жизни и воспитании детей.

Задачи:

  1. обратить внимание отцов на их роль в воспитании детей в семье;

  2. познакомить отцов с положительным опытом участия папы в воспитании собственного ребенка;

  3. способствовать формированию мотивации активного участия в воспитании детей в семье;

  4. формирование культуры участия мужчины в воспитании детей.

Форма проведения - круглый стол.

Вопросы для обсуждения: роль отцов в воспитании детей; как стать хорошим отцом.
  1   2   3