|
Памятка отцам
Уважаемые папы! Пусть эта памятка поможет Вам сделать процесс общения с вашим ребенком радостным и полезным как для Вас, так и для него.
Не будьте безучастны к воспитанию вашего ребенка.
Воспитывайте ребенка не столько словом, сколько собственным примером.
Уважайте в ребенке человека, не позволяйте себе его унижать. Со временем это может плохо кончиться, особенно для Вас.
Проявляйте сдержанность и вежливость, собранность и ответственность. Тем самым вы сможете получить зеркальное отражение в своем ребенке вами проявляемых качеств.
Борясь с вредными привычками ребенка, не забывайте бороться со своими вредными привычками.
Воспитывайте в мальчиках мужественность, а в девочках – силу мужественности.
Не бойтесь вопросов собственного ребенка. Хуже, если он Вам их не задает.
Проявляйте терпение в воспитании. Помните, что всходы дают плоды не сразу и только с хорошим уходом.
Не используйте в воспитании унижение, которое остается в памяти ребенка надолго и возвращается словами : « А помнишь?…»
Учитесь радоваться успехам и достижениям своего ребенка, но реально подходите к их оценке.
Любите своего ребенка. И он ответит Вам любовью.
Помните! Создавая положительные традиции своего дома сегодня, Вы проецируете будущие устои и нравы построения семейных отношений вашего ребенка завтра.
Анкета для учащихся
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос «Какие они, ваши папы?» Это важно для вашего классного руководителя, т.к. скоро состоится разговор с вашими папами за круглым столом.
Мой папа__________.
Мой папа очень__________.
Я радуюсь, когда мой папа_____________.
Мне грустно, когда мой папа____________.
Вместе с папой я могу________________.
Мой папа умеет___________________.
Моего папу очень____________________.
Мне было бы легко, если бы папа______________.
Мне было бы трудно, если бы папа_________________.
Пригласительный билет для папы
Уважаемый_____________________________!
Приглашаю Вас на беседу за круглым столом на тему « Папа и воспитание ребенка».
Будут обсуждаться вопросы, касающиеся воспитания как мальчиков, так и девочек класса. Какими они будут во взрослой жизни, смогут ли найти себя, построить свою семью – во многом зависит уже сегодня и, в первую очередь, от Вас.
Надеюсь, что наша встреча будет интересной, полезной и продуктивной.
Встреча состоится___________________________ в _______классе
Литература.
1.А. Лопатина, М.Скребцова» Беседы и сказки о семье»
2.Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя»М., « Вако»,2007
Консультация
Консультация как одна из эффективных форм работы с семейными проблемами.
Главная цель консультации - достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей образовательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.
Принципы консультирования: создание доверительных отношений, взаимоуважение, заинтересованность консультантов, компетентность, формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы, хорошая организация консультирования.
Классный руководитель ведет запись встреч с родителями. Это помогает в выявлении проблем класса, позволяет сделать выводы о семье ученика, о заинтересованности родителей жизнью, развитием ребенка.
Примерная форма ведения записи при консультировании родителей.
Вывод: индивидуальное собеседование с родителями, консультирование по различным вопросам необходимо для решения многих внутриклассных проблем и вопросов. Меняется и
Дата
|
ФA Ф.И.О. родителя
|
Дата собеседования
|
Результат
собеседования
|
|
|
|
|
2. Организация учебно-воспитательного процесса с участием родителей.
Вовлечение родителей в активную совместную деятельность – одно из важных направлений в деятельности учителя. Это необходимо для того, чтобы повысить ответственность семьи перед школой, классом, расширить возможности для улучшения взаимоотношений в системе «учитель – ученик – родитель», способствовать демонстрации позитивного примера семей в воспитании детей. Вовлечение родителей в жизнь класса, в котором учится их ребенок, возможно не только во внеурочной деятельности.
Родителям необходимо иметь представление, как организована урочная деятельность их детей, какие требования предъявляет педагог к знаниям, умениям и навыкам учащихся, как проходят уроки в классе по разным предметам, поэтому их необходимо приглашать на уроки.
Прекрасным примером активной жизненной позиции для учащихся является участие родителей в делах класса. Состязания и турниры, походы и экскурсии, праздники и выпуск стенгазет и т.д. - все это дает положительный результат в воспитании детей.
Формы работы с семьей: Дни творчества, открытые уроки, праздники, акции, трудовые дела, походы, соревнования, оформление класса.
Приложение №2
План совместных с родителями мероприятий на 4 учебных года.
2010-2011 учебный год
|
Месяц проведения
|
Название мероприятия
|
Выполненная работа
|
Количество участников
|
Сентябрь
|
«Здравствуй, школа!»
Поход
«Кросс наций»
|
Оформление класса
|
2 человека
21 человек
15 человек
|
Октябрь
|
Оформление классного уголка
|
Помощь в оформлении классного уголка
|
1 человек
|
|
Ноябрь
|
Концерт ко дню матери
|
Подготовка костюмов
|
21 семья
|
Декабрь
|
Новогоднее представление «Щелкунчик»
|
Шитье костюмов, участие в постановке
Выпуск классной газеты
|
24 семьи
3 человека
|
Январь
|
Поездка в Сыктывкар
|
Организация поездки,
|
4 человека
|
с посещением музея
|
сопровождение детей
|
|
|
Февраль
|
Папа, мама,
|
Участие семей
|
16 человек
|
я-спортивная семья
|
в состязании
|
Март
|
Конкурс хозяюшек
|
Подготовка выставки
|
8 человек
|
участие
|
в конкурсах
|
Май
|
Встреча с ветеранами
|
Изготовление открыток
|
19 человек
|
для ветеранов совместно с родителями
|
|
Вывод: Активное участие в делах класса принимают мамы и бабушки. Задача на следующий 2011-2012 учебный год привлечь пап к сотрудничеству, активнее вовлекать в дела класса.
2011-2012 учебный год
Месяц проведения
|
Название мероприятия
|
Выполненная работа
|
Количество участников
|
Сентябрь
|
1 сентября!
«Кросс наций»
День здоровья, поход
|
Поздравление ребят и педагогов
|
3 человека
14 человек
11 человек
|
Октябрь
|
Праздник урожая
|
Подготовка костюмов, участие в конкурсах
|
12 человек
|
Ноябрь
|
«Папа, мама,
|
Оформление выставки,
|
6 семей
2 человека
|
я-спортивная семья»
|
участие в конкурсе
Выпуск классной газеты
|
Декабрь
|
«Новогодние сюрпризы»
День здоровья «Особенности национального семейного отдыха»
|
Подготовка костюмов,
|
22 семьи
18 человек
|
участие в представлении
|
Январь
|
Лыжная вылазка
|
Организация и проведение
|
15 человек
|
Февраль
|
«День Рыцарей»
|
Участие в состязании организация и сопровождение детей
|
9 человек
11 человек
|
|
Поездка в Сыктывкарский бассейн
«Лыжня России»
|
Март
|
«А ну-ка, бабушки!»
|
Организация выставки,
|
19человек
|
участие
|
в конкурсах
|
|
Апрель
|
Семейный выходной
|
Спортивный праздник
|
22 семьи
|
участвовали
|
Май
|
День Памяти
поход
|
Посещение митинга и демонстрации
|
18 семей
17 человек
|
Вывод: Родители активно участвуют в классных мероприятиях, но папы предпочитают только спортивные мероприятия. Необходимо на следующий учебный год продумать серию мероприятий с привлечением пап.
2012-2013 учебный год
Месяц проведения
|
Название мероприятия
|
Выполненные дела
|
Количество участников
|
Сентябрь
|
Классный час
«Год семьи».
« Кросс наций».
|
Оформление «Дерева родословной»
|
11 семей
|
Октябрь
|
Осенний праздник.
Семейный вечер
|
Участие в празднике
участие
|
21 человек
12 человек
|
Ноябрь
|
Музыкальная сказка «Емеля».Семейный очаг
Выпуск классной газеты
|
Подготовка костюмов,
участие в вечере
|
16 семей
2 человека
|
Декабрь
|
Новогодний карнавал
|
Участие в постановке, подготовка костюмов
|
23 семьи
|
Январь
|
День здоровья
«Папа, мама,
я-спортивная семья»
|
Организация и проведение мероприятия
|
11 человек
|
Февраль
|
«Рыцарский турнир»,
«Лыжня России»
|
Участие пап
Мамы-болельщики
|
19 человек
|
Март
|
« С праздником 8 Марта!»
|
Выступление мам
|
18 человек
|
Апрель
|
Семейный выходной
|
Участие в
состязаниях
|
18 человек
|
Май
|
День здоровья
«Весеннее утро»
|
Совместная вылазка
на природу
|
17 человек
|
Вывод: Активность родителей из года в год растет, к делам класса привлекаются папы и мамы, бабушки, и дедушки. Большая заслуга в этом родительского комитета. При планировании дел на 2012-2013 учебный год ребята и родители предложили провести семейные вылазки на природу и поездки в Сыктывкар, так как эти мероприятия были наиболее интересными и неофициальными. Это особо устраивает пап. Решено такие мероприятия сделать традицией класса, потому что впереди еще 7 лет учебы. Кроме того, совместная деятельность позволила родителям познакомиться друг с другом, найти общие интересы. Папы стали чаще появляться в школе не только на мероприятиях, но и на собраниях, а также приходить за детьми, помогать педагогу в ремонте кабинета, организации классных дел.
При этом активность родителей всегда поощряется грамотами, благодарственными письмами, шутливыми орденами, самодельными сувенирами.
2013-2014 учебный год
Месяц проведения
|
Название мероприятия
|
Выполненная работа
|
Количество участников
|
Сентябрь
|
Урок гражданства.
|
Подготовка детей
|
16 человек
|
«Кросс наций».
|
к выступлению, посещение мероприятия
|
Октябрь
|
Ремонт класса,
|
покрасили парты, полы, собрали шкафы
подобрали костюмы
сходили в поход
|
13 человек
10 человек
12 человек
|
сборка мебели
Концерт «Катюша»
День здоровья
|
Ноябрь
|
Традиционный концерт
|
Подготовка костюмов
|
21 человек
|
ко дню матери
|
и посещение мероприятия
|
|
|
Декабрь
|
Новогодний карнавал, «Звёздный час».
Выпуск классной газеты
|
Приобретение подарков, подготовка костюмов
|
23 человека
8 человек
2 человека
|
Январь
|
Поездка в
|
Подготовка вещей,
|
|
Куратовский приют
|
игрушек, канцтоваров
|
|
для детей- сирот.
|
Февраль
|
Состязания пап
|
Выпуск шуточной
|
|
и мальчиков среди 4 классов. «Лыжня России».
|
стенгазеты.
|
Март
|
« А ну-ка ,девочки!»
|
Выпуск стенгазеты.
|
|
Апрель
|
Поездка в Сыктывкар, «Зарница».
|
Организация поездки,
|
|
участие в игре.
|
|
Май
|
Выпускной вечер
|
Подготовка поздравлений и подарков детям.
|
|
Вывод:
Мне как классному руководителю стало легко общаться с родителями. На любую просьбу, сразу откликаются, часто спрашивают совета по воспитанию ребенка, делятся семейными проблемами. Порой получаю от родителей информацию о детях, которую семья прежде старалась скрыть, не выставлять напоказ. Это говорит о полном доверии родителей. Часто, проходя мимо школы, родители заходят узнать об успехах своих детей, поделиться проблемой, принести необходимый материал к уроку, если ребенок забыл, чтобы не срывать учебный процесс. Теперь не надо уговаривать родителей принять участие в классных делах, достаточно просто предложить. В последнее время на классные мероприятия стали приходить не только родители, но родственники, друзья. Перед такой аудиторией ребята стараются выступать более старательно. Родители проявляют больше фантазии при подготовке костюмов к праздникам и привлекают к этому детей. Папы сами спрашивают, что надо сделать в классе. Часто стала звучать реплика: «Если что, зовите…».
Легкость в общении между родителями чувствуется и на родительских собраниях, и на чаепитиях, и в походах.
3.Работа родительского комитета
Огромную роль в сотрудничестве родителей, учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От слаженности и ответственности работы родительского комитета зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Основной функцией родительского комитета является помощь в организации учебно- воспитательного процесса. Родительский комитет берет на себя организацию различных праздников, конкурсов, бесед, экскурсий и т.д. Польза этих мероприятий огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.
Родительский комитет решает хозяйственно – бытовые вопросы в классе (ремонт кабинета, мебели, питание детей).Родительский комитет избирается ежегодно, с тем, чтобы все родители могли принять активное участие в организации учебно –воспитательного процесса.
В состав родительского комитета входит три человека.
Родительский комитет собирается раз в месяц, заседание проводит председатель родительского комитета. На первом заседании родительского комитета утверждается план работы на год. В течение года вносятся коррективы. В конце учебного года подводится итог работы и определяются задачи на следующий год.
Родители принимают непосредственное участие под руководством родительского комитета в организации традиционно-развлекательных мероприятий, посещении семей, подготовке и проведении родительских собраний, организации и проведение трудовых дел, в разработке локальных актов, совместного плана работы классного коллектива и подведении итогов учебного года.
Положение о родительском комитете класса
(Положение принято и утверждено на первом классном родительском собрании.)
Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на содействие педагогическому коллективу учителей , работающих в классе, в организации сотрудничества семьи и школы.
Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года со сроком на один учебный год.
В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.
О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.
Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.
Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.
Родительский комитет класса обязан:
-
помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
влиять на формирование культуры родительского общения;
быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;
стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно – воспитательного процесса в школе;
соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.
Родительский комитет класса имеет право:
активно участвовать в организации образовательно–воспитательного процесса в классе;
помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;
посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;
воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей; которые не занимаются воспитанием своих детей;
-
проводить беседы с проблемными учащимися;
поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав и интересов ребенка и семьи;
привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.
План работы родительского комитета
1 класс 2010-2011 учебный год
Распределить обязанности между членами родительского комитета.
Составить план работы в классе на год и ознакомить с ним родителей.
Провести опрос среди родителей о возможной помощи классу и классному руководителю.
Помочь с оформлением класса и классного уголка.
Организовать мам на шитьё костюмов к концерту «Мамино сердце».
Привлечь родителей к участию в постановке Новогоднего представления.
Организовать поездку в город Сыктывкар.
Собрать команды для состязания «Папа, мама, я – спортивная семья».
К 8 Марта организовать выставку « Мамины руки».
Помочь с оформлением открыток для ветеранов.
Принято решение:
Проводить заседания родительского комитета 1 раз в месяц.
При необходимости посещать с классным руководителем семьи учащихся, а также организовывать встречи с родителями, нуждающимися в педагогической и психологической помощи.
2 класс 2011 -2012 учебный год.
Организовать поздравление учащихся и педагогов.
Помочь учителю в организации и проведении «Праздника урожая».
Принять активное участие в спортивных соревнованиях.
Провести Новогодний розыгрыш для ребят и учителей.
Организовать лыжную вылазку в лес.
Организовать выезд в бассейн.
Провести спортивный праздник «Семейный выходной».
Помочь в организации мероприятия «А ну- кА , бабушки!» и подготовить с мальчиками веселую поздравительную газету к 8 Марта.
Принять участие в мероприятии, посвященном Дню победы.
Принято решение:
Помочь учителю в привлечении пап к делам класса и к активному участию в них.
3 класс 2012-2013 учебный год.
Организовать каждую семью на участие в конкурсе «Древо родословной»,отобрать лучшие работы и отправить в г. Сыктывкар на республиканский конкурс.
Принять активное участие в проведении Праздника Осени. Вместе с ребятами оформить выставку «Дары природы».
Сшить костюмы к постановке сказки.
Традиционно принять участие в спортивных мероприятиях, походах, Новогоднем утреннике, Рыцарском турнире.
Провести семейный конкурс и выбрать лучшую семью для участия в общешкольном мероприятии «Семейный очаг».
Выйти семьями на «кросс наций» и «Лыжню России».
Подготовить и провести родительское собрание. «Нравственные законы семьи – зеркало поведения ребенка».
класс 2013 -2014 учебный год.
Организовать перевоз и сборку мебели в классе и школе.
Организовать посещение детского приюта в с. Куратово, собрать вещи, канцтовары, игрушки в подарок детям – сиротам.
Помочь в организации и проведении традиционных мероприятий: Новогодний утренник, концерт ко Дню матери, лыжные вылазки, спортивные состязания
Подготовить поздравления и подарки ребятам на выпускной вечер.
Помочь учителю в решении проблем класса (при необходимости)
Вывод:
Четкая работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки, внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса.
Активное участие родительского комитета и родителей в целом в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.
Чем активнее идет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.
Молодость и оптимизм родителей не позволяет учителю расслабиться.
4.Диагностика
Исследования помогают педагогу вызвать интерес у родителей к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, а главное - понять правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей».
Диагностические методики позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.
Диагностика помогает: учитывать психологические особенности младших школьников, уровень познавательной активности, причины тревожности, нарушение во взаимоотношениях со сверстниками, выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
Диагностика бывает: предварительной, необходимой, итоговой.
Предварительная помогает при:
подготовке родительских собраний;
подготовке внеклассных мероприятий;
планировании работы на предстоящий год.
Необходимая: применяется при решении проблем во взаимоотношениях учеников, родителей и детей, при подготовке к собеседованию в конфликтных ситуациях.
Итоговая: проводится в конце учебного года для подведения итогов работы за год, чтобы родители отметили работу классного руководителя. Такая диагностика помогает совершенствовать дальнейшую работу с семьей и учащимися.
Формы используемой в классе диагностики:
наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры; материалы детского творчества. На протяжении всех лет ведется социометрия, «Диагностика уровня школьной тревожности» автор: Б.Филлипс, уровень школьной мотивированности по методике Лускановой Н.Г. с результатами которых родители знакомятся при индивидуальном собеседовании.
Результаты диагностики помогают в выборе правильного подхода к учащимся и родителям, помогают при подготовке к собеседованию с родителями, показывают сильные и слабые стороны в семейном воспитании.
Результаты тестов собираются в специальной папке в течение 4 –х лет.
Диагностический материал помогает сформировать правильное представление о ребенке и его семье; повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку; выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
Диагностический материал повышает интерес родителей к классным собраниям и позволяет сделать разговор более предметным. Диагностика в работе классного руководителя – это достаточно опасное орудие и использовать его можно только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе друг другу.
Приложение №4.
Методики диагностирования:
Анкета для родителей « Расскажите о себе»;
Анкета для родителей «Портрет будущего первоклассника»;
Тест «Стили и методы воспитания ребенка в семье»;
Самодиагностика типового семейного состояния;
Самодиагностика родительского отношения к детям;
Опросник для родителей детей в возрасте 3-10 лет;
«Рисунок семьи» (Рисуночный тест);
«Несуществующее животное» (Рисуночный тест);
«Рисунок школы» (Рисуночный тест);
Методика «Дерево» (Рисуночный тест);
«Рисунок школы» (Рисуночный тест);
«Несуществующее животное» (Рисуночный тест);
«Дом –дерево –человек» (Рисуночный тест);
Тест «Моя семья» (Рисуночный тест упрощенный);
Тест «Рисунок малой группы».
Вывод:
Литература
Бударникова Л.В., Попова Г.П. Проблемы нравственного становления – Волгоград:Учитель, 2007.
Лопатина А., Скребцова М.Беседы и сказки о семье – Москва: Амрита – Русь, 2004.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания – Москва:Вако, 2007.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя – Москва: Вако, 2007.
Максименко Н.А. ,Спутник классного руководителя – Волгоград: Учитель, 2008.
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., КиселеваТ.В., Я- гражданин России – Москва: Вако, 2006.
Дробинина Н.Н. Классные часы 1, 2, 3, классы – Москва: Вако, 2008.
Варенька О.П.Родительские собрания – Москва: Вако, 2008.
Классный руководитель №6, 2003 «Хотите понять ребенка? «Читайте» его рисунки».
« Воспитание школьников»№9 «Изучение особенностей воспитания в семьях»
|
|
|