|
Программа развития
Программа развития
школьного музея истории поселка Солидарность
на 2011 – 2016 гг.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности…
Д. Лихачев
1. Введение
Перемены, ознаменовавшие начало XXI века, диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно-нравственное творчество человечества. Происходящие изменения привели к переосмыслению образования как социокультурного феномена, суть которого заключается в сочетании рационального и ценностного аспектов в едином педагогическом процессе. Одним из вариантов сочетания рационального и ценностного, на наш взгляд, является деятельность школьного музея, которая тесно вплетается в программу развития МОУ СОШ п. Солидарность в рамках культурологического направления. Культурологический подход к образованию предполагает создание условий для творческого, духовного самоопределения личности.
Школьный краеведческий музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей активность, самостоятельную деятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно- познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Экспозиция школьного музея позволяет обучающимся ближе познакомиться с яркими историческими событиями и личностями; обогатить свои знания, глубже усвоить краеведческий материал; осознать свой долг в созидательной деятельности во имя процветания России.
2. Цели программы:
Реализация познавательных потребностей обучающихся школы в сфере краеведения;
развитие познавательной и социальной активности школьников;
расширение содержания образования.
3. Основные задачи:
Формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, социокультурной, коммуникативной, информационной;
формирование у школьников чувства патриотизма и гордости за свой край;
повышение мотивации к изучению истории и культуры родного края;
совершенствование навыков исследовательской краеведческой работы обучающихся, развитие их творческой инициативы;
-
расширение интеграции с предметами гуманитарного цикла, а также с курсом информационных технологий, представление возможности конкретного применения полученных на уроках информатики знаний;
формирование социальной активности.
4. Задачи актива музея
Для плодотворной работы музея и краеведческого объединения школьников созданы Совет и актив музея. В состав Совета и актива музея входят обучающиеся, педагоги, родители и общественность поселка.
Задачи актива:
Пополнять фонды музея путем организации исследований, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами;
-
проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
создавать работы, выполненные в программах Microsoft Word, Power Point и др.;
проводить экскурсии для обучающихся, родителей, педагогов;
-
оказывать содействие учителям в использовании экспозиций музея в учебном процессе и внеурочной деятельности;
принимать активное участие в школьных и районных мероприятиях, соответствующих профилю школьного музея.
5. Направления реализации программы:
Организационное и методическое.
Поисково-исследовательское.
Экспозиционное и учетно-хранительное.
Экскурсионно-массовое.
Учебно-образовательное и воспитательное. Проектная деятельность.
Информационно-технологическое.
5.1. Организационное и методическое направление
Целью данного направления является создание условий для накопления педагогического опыта, творческого поиска учителей и обучающихся.
К основным мероприятиям относятся:
Организация деятельности Совета и актива музея.
Создание методической копилки, как педагогами, так и школьниками. Это разработки экскурсий, мероприятий с использованием фондов музея. К большей части презентаций музея создать приложения с тестами, которые возможно использовать в учебной деятельности на уроках литературы, русского языка, истории, географии, экологии, краеведения и др.
Оказание содействия педагогам в использовании музейных материалов в учебном процессе.
-
Проведение в школе конференций, семинаров, краеведческих чтений, круглых столов, конкурсов, встреч и т.п.
Расширение взаимодействия школьного музея с общественными организациями и учреждениями.
Распространение опыта работы.
5.2. Поисково-исследовательское направление
Цель - собирание краеведческого материала по истории и культуре родного края. В число задач входят:
Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской работы с использованием многообразия методов и форм самостоятельной практической деятельности;
Развитие умений анализировать различные виды источников (устные, письменные, вещественные), выбирать и систематизировать информацию.
Организация работы с одаренными детьми, методическое обеспечение их участия в конкурсах в соответствии с интересами и способностями.
5.3. Экспозиционное и учетно-хранительное направление
Пополнение фондов музея путем организации походов, экспедиций, исследований обучающихся,
налаживание переписки и личных контактов с различными организациями и лицами; связь с другими музеями;
сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
изучение собранного материала и обеспечение его учета и хранения.
создание экспозиции.
5.4. Экскурсионно-массовое направление
Подготовка и проведение экскурсий для обучающихся, родителей, педагогов, общественности;
Организация походов, экскурсий по родному краю.
Обеспечение участия обучающихся в массовых мероприятиях в соответствии с профилем музея и планом работы школы.
5.5. Учебно-образовательное и воспитательное направление. Проектная деятельность
Целью данного направления является создание единого образовательного и воспитательного пространства, в том числе:
интеграция учебной и внеурочной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций обучающихся;
-
расширение образовательного пространства, и как следствие – повышение культурного уровня школьников;
создание и реализация творческих, исследовательских, социально значимых проектов;
деятельность педагога по самосовершенствованию и повышению образовательного уровня;
работа с родителями по привлечению их к участию в деятельности музея, которая способствуют укреплению связи семьи и школы;
расширение сотрудничества учителя и обучающихся, развитие коммуникативных навыков;
укрепление связей с общественными организациями и учреждениями.
5.6. Информационно-технологическое направление
Целью данного направления является создание условий для развивающего обучения с применением информационно-коммуникационных технологий:
-
Развитие умения добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью компьютерных технологий;
Формировать коммуникативные навыки, культуру общения, толерантность, умение формулировать свою точку зрения;
Совершенствование навыков работы с компьютером (создание буклетов, брошюр, альбомов, мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, кинофильмов).
6. Заключение
В основу программы развития школьного музея вошли следующие положения:
Школьный музей должен стать центром музейно-педагогической, нравственно-патриотической работы в школе, основой которой является сохранение, пополнение и изучение предметов и материалов музейного значения;
Музей – это открытая система, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей и общественности.
|
|
|