Главная страница

Программа развития


Скачать 58.39 Kb.
Название Программа развития
Дата 10.02.2016
Размер 58.39 Kb.
Тип Программа

Программа развития

школьного музея истории поселка Солидарность

на 2011 – 2016 гг.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности…

Д. Лихачев

1. Введение

Перемены, ознаменовавшие начало XXI века, диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно-нравственное творчество человечества. Происходящие изменения привели к переосмыслению образования как социокультурного феномена, суть которого заключается в сочетании рационального и ценностного аспектов в едином педагогическом процессе. Одним из вариантов сочетания рационального и ценностного, на наш взгляд, является деятельность школьного музея, которая тесно вплетается в программу развития МОУ СОШ п. Солидарность в рамках культурологического направления. Культурологический подход к образованию предполагает создание условий для творческого, духовного самоопределения личности.

Школьный краеведческий музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей активность, самостоятельную деятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно- познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Экспозиция школьного музея позволяет обучающимся ближе познакомиться с яркими историческими событиями и личностями; обогатить свои знания, глубже усвоить краеведческий материал; осознать свой долг в созидательной деятельности во имя процветания России.

2. Цели программы:

  • Реализация познавательных потребностей обучающихся школы в сфере краеведения;

  • развитие познавательной и социальной активности школьников;

  • расширение содержания образования.

3. Основные задачи:

  • Формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, социокультурной, коммуникативной, информационной;

  • формирование у школьников чувства патриотизма и гордости за свой край;

  • повышение мотивации к изучению истории и культуры родного края;

  • совершенствование навыков исследовательской краеведческой работы обучающихся, развитие их творческой инициативы;

  • расширение интеграции с предметами гуманитарного цикла, а также с курсом информационных технологий, представление возможности конкретного применения полученных на уроках информатики знаний;

  • формирование социальной активности.

4. Задачи актива музея

Для плодотворной работы музея и краеведческого объединения школьников созданы Совет и актив музея. В состав Совета и актива музея входят обучающиеся, педагоги, родители и общественность поселка.

Задачи актива:

  • Пополнять фонды музея путем организации исследований, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами;

  • проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

  • создавать работы, выполненные в программах Microsoft Word, Power Point и др.;

  • проводить экскурсии для обучающихся, родителей, педагогов;

  • оказывать содействие учителям в использовании экспозиций музея в учебном процессе и внеурочной деятельности;

  • принимать активное участие в школьных и районных мероприятиях, соответствующих профилю школьного музея.

5. Направления реализации программы:

  • Организационное и методическое.

  • Поисково-исследовательское.

  • Экспозиционное и учетно-хранительное.

  • Экскурсионно-массовое.

  • Учебно-образовательное и воспитательное. Проектная деятельность.

  • Информационно-технологическое.

5.1. Организационное и методическое направление

Целью данного направления является создание условий для накопления педагогического опыта, творческого поиска учителей и обучающихся.

К основным мероприятиям относятся:

  • Организация деятельности Совета и актива музея.

  • Создание методической копилки, как педагогами, так и школьниками. Это разработки экскурсий, мероприятий с использованием фондов музея. К большей части презентаций музея создать приложения с тестами, которые возможно использовать в учебной деятельности на уроках литературы, русского языка, истории, географии, экологии, краеведения и др.

  • Оказание содействия педагогам в использовании музейных материалов в учебном процессе.

  • Проведение в школе конференций, семинаров, краеведческих чтений, круглых столов, конкурсов, встреч и т.п.

  • Расширение взаимодействия школьного музея с общественными организациями и учреждениями.

  • Распространение опыта работы.

5.2. Поисково-исследовательское направление

Цель - собирание краеведческого материала по истории и культуре родного края. В число задач входят:

  • Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской работы с использованием многообразия методов и форм самостоятельной практической деятельности;

  • Развитие умений анализировать различные виды источников (устные, письменные, вещественные), выбирать и систематизировать информацию.

  • Организация работы с одаренными детьми, методическое обеспечение их участия в конкурсах в соответствии с интересами и способностями.

5.3. Экспозиционное и учетно-хранительное направление

  • Пополнение фондов музея путем организации походов, экспедиций, исследований обучающихся,

  • налаживание переписки и личных контактов с различными организациями и лицами; связь с другими музеями;

  • сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

  • изучение собранного материала и обеспечение его учета и хранения.

  • создание экспозиции.

5.4. Экскурсионно-массовое направление

  • Подготовка и проведение экскурсий для обучающихся, родителей, педагогов, общественности;

  • Организация походов, экскурсий по родному краю.

  • Обеспечение участия обучающихся в массовых мероприятиях в соответствии с профилем музея и планом работы школы.

5.5. Учебно-образовательное и воспитательное направление. Проектная деятельность

 Целью данного направления является создание единого образовательного и воспитательного пространства, в том числе:

  • интеграция учебной и внеурочной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций обучающихся;

  • расширение образовательного пространства, и как следствие – повышение культурного уровня школьников;

  • создание и реализация творческих, исследовательских, социально значимых проектов;

  • деятельность педагога по самосовершенствованию и повышению образовательного уровня;

  • работа с родителями по привлечению их к участию в деятельности музея, которая способствуют укреплению связи семьи и школы;

  • расширение сотрудничества учителя и обучающихся, развитие коммуникативных навыков;

  • укрепление связей с общественными организациями и учреждениями.

5.6. Информационно-технологическое направление

 Целью данного направления является создание условий для развивающего обучения с применением информационно-коммуникационных технологий:

  • Развитие умения добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью компьютерных технологий;

  • Формировать коммуникативные навыки, культуру общения, толерантность, умение формулировать свою точку зрения;

  • Совершенствование навыков работы с компьютером (создание буклетов, брошюр, альбомов, мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, кинофильмов).

6. Заключение

В основу программы развития школьного музея вошли следующие положения:

  • Школьный музей должен стать центром музейно-педагогической, нравственно-патриотической работы в школе, основой которой является сохранение, пополнение и изучение предметов и материалов музейного значения;

  • Музей – это открытая система, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей и общественности.